Издательство




НазваниеИздательство
страница1/35
Дата публикации01.12.2013
Размер6.4 Mb.
ТипЗадача
zadocs.ru > Психология > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35






ДЭНИЕЛ

ГОУАМАН

ДЭНИЕЛ

ГОУЛМАН

Эмоциональный

интеллект



ИЗДАТЕЛЬСТВО

МОСКВА



Владимир

УДК 159.9 ББК 88.5

Г73

Daniel Golcman EMOTIONAL INTELLIGENCE

Перевод с английского А.П. Исаевой

Компьютерный дизайн П.А. Хафизовой

Печатается с разрешения автора и литературного агентства Brocrman, Inc.

Гоулман, Д. Г73 Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478, |2] с.

ISBN 978-5-17-039134-9 (ООО «Изд-во ACT») (С: Психология-лучшее) ISBN 978-5-9713-7405-3 (ООО Издательство «ACT МОСКВА») ISBN 978-5-226-00838-2 (ВКТ)

ISBN 978-5-17-049997-7 (ООО «Изд-во ACT») (С: Психология(У)) ISBN 978-5-9713-7406-0 (ООО Издательство «ACT МОСКВА») ISBN 978-5-226-00839-9 (ВКТ)

Что такое эмоциональный интеллект (ЕQ)?

Связан ли он с коэффициентом интеллекта (IQ), определяющим степень умственного развития человека?

Почему люди со средним IQ часто добиваются успеха в жизни и карьере, а те, чей коэффициент интеллекта очень высок, не могут реализовать себя?

Какие существуют методики измерения уровня эмоционального интеллекта?

На эти и многие другие важнейшие вопросы отвечает в своем супер-бестселлере знаменитый психолог Дэниел Гоулман — основоположник теории эмоционального интеллекта.

УДК 159.9 ББК 88.5

© Daniel Goleman, 1995

© Перевод. А.П. Исаева, 2008

© ООО Издательство «ACT МОСКВА». 2009

Посвящается Таре, неистощимому источнику эмоциональной мудрости

^ ЗАДАЧА АРИСТОТЕАЯ

Всякий может разгневаться — это легко, но совсем не так легко разгневаться на того, кто этого заслужива­ет, причем до известных пределов, в надлежащее вре­мя, с надлежащей целью и надлежащим образом.

Аристотель. Никомахова этика

Невыносимо парило уже с утра. В Нью-Йорке выдался один из тех жарких и влажных августовских дней, когда ощущаемый дискомфорт повергает людей в уныние. Я возвращался в отель и, войдя в автобус, следовавший по Мэдисон-авеню, испытал почти что шок, наткнувшись взглядом на водителя, черноко­жего мужчину средних лет, сиявшего радостной улыбкой, ко­торый поприветствовал меня дружеским: «Здорово! Как дела?» Так он обращался к каждому входившему в автобус, неспешно ползущий в густом потоке машин, как обычно переполнивших в этот час центр послеполуденного города. И каждый пассажир, подобно мне, вздрагивал от неожиданности, но, будучи из-за погоды в дурном расположении духа, мало кто отвечал на его добродушное приветствие.

Однако, по мере того как автобус на пути в спальный район выруливал из уличных пробок, происходило медленное, пря­мо-таки волшебное превращение. Водитель, пока суд да дело, развлекал нас непрерывным монологом, живо комментируя происходящее вокруг: вон в том магазине во время распродажи творилось нечто невообразимое, а в этом музее открылась за­мечательная выставка, вы еще ничего не слышали о новом фильме, что недавно пошел в кинотеатре на углу? Его восхи­щение богатыми возможностями, которые предоставлял сво­им жителям этот город, заразило пассажиров, и они, подъез­жая к своей остановке, сбрасывали с себя скорлупу мрачной

Эмоциональный интеллект

7

угрюмости, в которой влезали в автобус, и когда водитель кри­чал им вслед: «Пока! Всех вам благ!», каждый с улыбкой отве­чал ему тем же.

Воспоминание об этом случае жило во мне почти двадцать лет. Когда я ехал на этом автобусе, ходившем по Мэдисон-аве­ню, я только что защитил докторскую диссертацию по психо­логии; но в то время в психологии обращалось слишком мало внимания на то, как вообще могла произойти подобная мета­морфоза. Психологической науке почти ничего не было из­вестно о механике эмоций. И все же, представив распростра­нение вируса доброжелательности, который, должно быть, прокатился по всему городу, исходя от пассажиров этого ав­тобуса, я понял, что его водитель был кем-то вроде городско­го миротворца, почти волшебником по своей способности преобразовывать бродившую в его пассажирах мрачную раз­дражительность, чтобы чуть-чуть смягчать их сердца и делать их добрее.

Полную тому противоположность составляют некоторые газетные сообщения на этой неделе:

  • В одной местной школе девятилетний ученик разбушевал­ся, залил краской школьные парты, компьютеры и принте­ры и бессмысленно покорежил машину на школьной сто­янке для автомобилей. Причина заключалась в том, что не­сколько его соучеников-третьеклассников назвали его «со­сунком», и он решил переубедить их.

  • Восемь подростков были ранены, когда случайное столк­новение в толпе тинейджеров, слонявшихся у манхэттен-ского клуба по интересам, привело к потасовке, которая закончилась, когда один из обиженных открыл стрельбу по толпе из автоматического пистолета 38-го калибра. В отчете сообщается, что подобная пальба в случаях прояв­лений неуважения в последние годы становится все более и более обычным явлением по всей стране.

  • По сообщениям печати о жертвах убийств моложе двена­дцати лет, 57 процентов убийц составляют их родители или отчимы и мачехи. Почти в половине случаев родители за­являют, что они «просто пытались дисциплинировать ре-

^ 8

Дэниел Гоулллан

бенка». Избиение до смерти бывает спровоцировано «на­рушениями», например, если ребенок мешает смотреть те­левизор, плачет или пачкает пеленки. • Юношу-немца судили за убийство пяти турецких женщин и девушек, погибших при пожаре, устроенном им, пока они спали. Он был членом неонацистской группы и на суде рас­сказал, что не сумел сохранить работу, пил и в своей жесто­кой судьбе винил иностранцев. Едва слышным голосом он объяснял в суде: «Я не перестаю глубоко сожалеть о соде­янном, и мне бесконечно стыдно».

Каждодневно обрушивающиеся на нас новости изобилуют подобными сообщениями об упадке цивилизованности и бе­зопасности — о стремительной атаке низменных побуждений, вызывающих безудержное желание убивать. Но для нас эти новости просто отражают в более широком масштабе закрады­вающееся ощущение выхода из-под контроля эмоций в нашей собственной жизни ив жизни окружающих нас людей. Никто не защищен от этой непредсказуемой волны беспорядков и рас­каяния; она так или иначе проникает в жизнь каждого из нас.

Последнее десятилетие прошло под аккомпанемент бара­банной дроби подобных сообщений, характеризующих рост нелепых выходок под влиянием эмоций, проявлений безрас­судства и безответственности в наших семьях, общинах и кол­лективах. Эти годы были свидетелями всплесков ярости и от­чаяния, происходящих в тихом одиночестве детей работающих родителей, оставленных на попечение телевизора вместо при­ходящей няни, в страдании заброшенных, оставшихся без вни­мания или подвергшихся жестокому обращению детей, или в безобразной интимности супружеского беспредела. О распро­странении душевного нездоровья можно судить по количе­ственным показателям, свидетельствующим о внезапном воз­растании случаев депрессии во всем мире, и по напоминаниям в виде нарастающей волны агрессивности: подростки с огне­стрельным оружием в школах, происшествия на автострадах, заканчивающиеся перестрелками, недовольные увольнением наемные работники, зверски убивающие своих бывших сотруд­ников. Злоупотребление эмоциями, стрельба из движущихся ав-

Эмоциональный интеллект 9

томобилей и посттравматический стресс — за прошедшее де­сятилетие все эти термины вошли в обычный лексикон, так же как и актуальный девиз изменился с ободряющего «Всего хо­рошего» на саркастический «Ну, давай-давай!».

Эта книга поможет вам найти смысл в бессмысленном. Как психолог и журналист газеты «Нью-Йорктайме», кем ваш по­корный слуга работает последние десять лет, я отчетливо заме­чаю прогресс в научном понимании сферы иррационального. Но более всего меня поражают две явно противоположные тен­денции: одна отражает растущее неблагополучие в эмоциональ­ной жизни нашего общества, другая свидетельствует о появле­нии некоторых эффективных средств оздоровления сложив­шейся обстановки.

Зачем понадобилось это исследование

В последние десять лет, несмотря на поступающую со всех сторон неутешительную информацию, представители учено­го мира всерьез занялись изучением эмоций. Среди наиболее впечатляющих следует отметить результаты исследования че­ловеческого мозга в процессе работы, ставшие возможными благодаря новейшим разработкам в области технологии оп­тических изображений отделов головного мозга. Впервые в истории человечества ученые сумели увидеть то, что веками оставалось для них тайной за семью печатями: как именно работает эта невообразимо сложная система из огромной мас­сы клеток, когда мы думаем и чувствуем, строим мысленные образы и мечтаем. Обилие данных в области нейробиологии помогает нам лучше понять, каким образом мозговые цент­ры, ответственные за наши эмоции, побуждают нас гневаться или плакать и как самые древние отделы мозга, побуждающие нас развязывать войны или пробуждающие в нас любовь, на­правляют энергию на совершение добра или зла. В ходе по­добных беспрецедентных изысканий, раскрывших механиз­мы бурного проявления эмоций и их ослабления, обнаружи­лись некоторые оригинальные средства выхода из нашего кол­лективного эмоционального кризиса.

10

Дэниел Гоулман

Кстати сказать, мне пришлось повременить с написанием этой книги до лучших времен, дожидаясь, пока созреет бога­тый урожай научных исследований. Причина столь длительной задержки коренилась главным образом в том, что чувствам в ментальной жизни человека исследователи отводили на удив­ление мало места, оставляя эмоции для научной психологии как некий почти не исследованный континент. В образовавшийся таким образом вакуум хлынул поток разного рода книг под руб­рикой «Помоги себе сам», напичканных полезными советами, разработанными в лучшем случае по результатам клинических исследований при отсутствии серьезной научной базы. Но те­перь наука наконец вправе со знанием дела вести разговор о решении неотложных и весьма запутанных проблем психики в ее наиболее иррациональном проявлении, чтобы с большей или меньшей точностью составить карту человеческих чувств.

Составление такой карты оспаривает мнение тех, кто при­держивается узкого представления об интеллекте, доказывая, что коэффициент умственного развития задается нам генети­чески, а посему не может изменяться под влиянием жизненно­го опыта и что наша судьба в значительной степени определя­ется умственными способностями, которыми мы наделены от природы. Подобный аргумент, однако, не учитывает по-преж­нему спорный вопрос: Что способны мы изменить, чтобы это помогло нашим детям прожить свою жизнь лучше? Какие фак­торы срабатывают, например, когда люди с высоким коэффи­циентом умственного развития терпят неудачу, а имеющие скромные коэффициенты оказываются на удивление успешны­ми? Я лично твердо настроен доказать, что подобное различие чаще всего коренится в способностях, которые я называю «эмо­циональным интеллектом», включающим самоконтроль, рве­ние и настойчивость, а также умение мотивировать свои дей­ствия. Всему этому, как мы увидим в дальнейшем, детей мож­но научить, предоставляя им тем самым благоприятную воз­можность наилучшим образом использовать тот умственный потенциал, который выпал им в генетической лотерее.

За этой возможностью вырисовывается требующий немед­ленных действий моральный долг. Теперь настали такие вре­мена, когда структура общества, видимо, расползается все бы-

Эмоциональный интеллект

11

стрее, когда эгоизм, насилие и убожество духа, похоже, разру­шают благополучие нашей общественной жизни. В такой об­становке аргументация в защиту важности эмоционального интеллекта строится на связи между чувством, характером и внутренними нравственными стимулами. Становится все бо­лее очевидным, что фундаментальные этические установки в жизни происходят от лежащих в основе эмоциональных спо­собностей. Порыв, например, есть средство выражения эмоций; источником всех порывов является чувство, прорывающееся, чтобы выразить себя в действии. Для тех, кто пребывает во вла­сти порывов, то есть для людей с недостаточным самоконтро­лем, характерно отступление от строгих принципов морали, ведь способность контролировать порывы составляет основу воли и характера. К тому же альтруизм проистекает из эмпа­тии, способности улавливать и расшифровывать эмоции дру­гих людей; если нет понимания нужд или отчаяния другого че­ловека, то и беспокоиться не о чем. И если в наше время и тре­буются какие-либо моральные позиции, так именно эти две: сдержанность и сострадание.

Наше путешествие

В настоящей книге я выступаю в роли гида в научной экс­педиции в глубь территории эмоций, в путешествие, которое должно помочь достижению большего понимания некоторых самых сложных моментов в наших собственных жизнях и в ок­ружающем нас мире. Цель этого путешествия заключается в том, чтобы узнать, что же это значит — привнести ум в эмоции и как это осуществить. Такое понимание само по себе может до известной степени оказаться полезным, ведь проникновение в царство чувств приводит к результату, чем-то напоминающему попадание наблюдателя на квантовый уровень в физике, изме­няющее наблюдаемую картину.

Наше путешествие начинается в Части 1 с новых открытий, касающихся эмоциональной архитектуры мозга, объясняющих те самые обескураживающие моменты нашей жизни, когда чув­ство подавляет всяческую рациональность. Понимание взаи-

12

Дэниел Гоулман

модействия структур мозга, которые управляют приступами ярости и страха или страстью и радостью, многое проясняет относительно того, как мы усваиваем эмоциональные привыч­ки, которые подрывают наши лучшие намерения, а также от­носительно того, что мы можем сделать, чтобы подавить свои наиболее разрушительные или наносящие вред нам самим эмо­циональные порывы. И что важнее всего, так это то, что дан­ные неврологии говорят о существовании «окон возможности» формирования эмоциональных привычек наших детей.

Следующую крупную остановку в нашем путешествии мы сделаем в Части 2, где поговорим о том, как особенности нервной системы каждого человека развиваются в основополагающую интуицию в отношении проживания жизни, называемую эмо­циональным интеллектом, который, к примеру, позволяет сдер­живать эмоциональный порыв, угадывать сокровенные чувства другого человека и налаживать взаимоотношения — в общем, как говорил Аристотель, приобретать редкостное умение «гневаться на того, кто этого заслуживает, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом». (Читатели, у которых нет желания вдаваться в неврологические подробности, могут сразу переходить к этому разделу.)

В расширенной модели понятия «быть разумным» эмоци­ям отводится главное место среди специальных способностей человека к проживанию жизни. В Части 3 рассматриваются некоторые главные различия, которые определяются такой «ра­зумностью», и в частности, как эта способность помогает со­хранить наиболее значимые для нас взаимоотношения, а ее от­сутствие приводит к их разрушению; как рыночные силы, из­меняющие форму нашей трудовой жизни, в небывалом масш­табе поощряют эмоциональный интеллект на достижение успеха на рабочем месте и почему «ядовитые» эмоции подвер­гают опасности наше физическое здоровье ничуть не меньше, чем выкуривание по пачке сигарет в день, тогда как эмоцио­нальное равновесие служит защитой нашего здоровья и благо­получия.

Согласно законам генетики, мы получаем в наследство не­кий набор эмоциональных установок, определяющих наш тем­перамент. Однако связанные с эмоциями цепи сетчатой фор-

^ Эмоциональный интеллект

13

мации мозга чрезвычайно легко поддаются влиянию, а значит, темперамент вовсе не является чем-то предопределенным. В Части 4 мы обсудим, как эмоциональный опыт, приобретае­мый нами в детские годы дома и в школе, формирует наши эмо­циональные схемы, делая нас более знающими — или неуме­лыми — на основе эмоционального интеллекта. Это означает, что детство и отрочество представляют своего рода «окна воз­можностей», необходимые для закрепления существенно важ­ных эмоциональных особенностей, которые будут управлять нашей жизнью.

Часть 5 книги откроет нам, какие опасности подстерегают тех, кто в период достижения зрелости не научится управлять царством эмоций, и, в частности, как случается, что недоста­ток эмоционального интеллекта расширяет диапазон рисков: от депрессии или склонности к насилию до нарушений пита­ния и злоупотребления наркотиками. Кроме того, мы позна­комимся со школами передовых методик, где детей обучают навыкам общения и умению владеть эмоциями, которые по­могут им всегда выбирать в жизни верные пути.

Надо заметить, что наибольшую тревогу вызывают данные массового опроса родителей и преподавателей, свидетельству­ющие о возникшей во всем мире тенденции усиления неблаго­получия в эмоциональной сфере детей нынешнего поколения в сравнении с предыдущим: они более раздраженные и непо­слушные, более нервные и склонные впадать в тревогу, более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя более одиноки­ми и подавленными.

Что же касается средства поправить ситуацию, то, по-мое­му, его следует искать в тех методах, которые мы выберем для подготовки молодежи к взрослой жизни. До сих пор мы остав­ляем эмоциональное образование нашихдетей на волю случая, всякий раз получая все более ужасающие результаты. Одним из решений проблемы явилось бы новое представление о воз­можностях школ в деле воспитания цельного человека, сводя воедино в классной комнате ум и сердце. Наше путешествие заканчивается посещением занятий в школах нового типа, име­ющих целью дать детям хорошую подготовку по основам эмо­ционального интеллекта. Я предвижу то время, когда обычной

14

Дэниел Гоулман

практикой в системе образования станет развитие наиважней­ших человеческих способностей, таких как самопознание, са­моконтроль и эмпатия, а также обучение умению слушать, ула­живать конфликты и поддерживать сотрудничество.

В «Никомаховой этике» — философском исследовании добродетели, характера и добропорядочной жизни — задача Аристотеля состояла в том, чтобы научить людей управлять эмоциональной жизнью с помощью интеллекта. В наших стра­стях, правильно используемых, есть мудрость: они направляют наше мышление, определяют наши ценности, руководят нашим выживанием. Но им ничего не стоит сбиться с правильного пути, что они слишком часто и проделывают. Как представля­лось Аристотелю, дело не в эмоциональности, а в уместности эмоций и их выражения. Вопрос в том, как нам привнести ум в наши эмоции — и вежливость на наши улицы и внимание и заботу в жизнь нашего общества?

Часть 1 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОЗГ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Издательство iconЛбер проект атман трансперсональный взгляд на человеческое развитие...
У36 Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие / К. Уилбер; Пер с англ под ред. А. Киселева. — М: ООО «Издательство...

Издательство iconВысшая школа экономики
Т 82 Маркетинг в сфере культуры: Учебное пособие. — Спб.: Издательство «Лань»; «Издательство плане­та музыки», 2009. — 496 с: ил....

Издательство iconМ. Е. Литвак общая психопатология
Издательство лечебно-реабилитационного научного центра «Феникс» Издательство «Феникс»

Издательство iconПетербургское Востоковедение", 2000. 96 с. Isbn 5-85803-154-4 Издательство "
Издательство "Петербургское Востоковедение" 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб" 18

Издательство iconМосква Издательство "алете- йя"
Перевод с французского Н. А. Шматко "Институт экспериментальной социологии", Москва Издательство "алете

Издательство iconМанифест опум (общество полного уничтожения мужчин)
Издательство Гилея, Left ru, Anarh ru, издательскую группу Третий Путь, Монд Дипломатик, Митин Журнал, Алекса Керви, Бориса Кагарлицкого,...

Издательство iconПриговор отменяется
Д53 спид: приговор отменяется/А. А. Дмитревс­кий, И. М. Сазонова. — М.: Ооо «Издательство «Олимп»: Ооо «Издательство act», 2003....

Издательство iconКнига десятая Мегре В. Н. Анаста. Спб.: «Издательство «диля»
Анаста. Спб.: «Издательство «диля», 2010. 288 с. Серия «Звенящие кедры России»

Издательство iconИздательство «росмэн»
Издательство «Росмэн» проводит IV ежегодный литературный конкурс «Новая детская книга» (Далее – конкурс). Цели конкурса – привлечь...

Издательство iconКнига Коляды www e puzzle ru «Издательство фаир»
С24 Свято-Русские Веды. Книга Коляды. — 2-е изд., испр и доп./Воссоздание песен, обработка, переводы с разных славянских языков и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов