Гладышев С. Как выжить в толпе и остаться самим




НазваниеГладышев С. Как выжить в толпе и остаться самим
страница1/25
Дата публикации01.12.2013
Размер3.82 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru


Серия «Книга-сенсация»

Гладышев С.

КАК ВЫЖИТЬ В ТОЛПЕ

И ОСТАТЬСЯ САМИМ

СОБОЙ


Ростов-на-Дону

«Феникс»

2004

ББК88 Г52

Гладышев С. А. Г52 Как выжить в толпе и остаться самим собой. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 384 с. (Серия «Книга-сенсация»)

Подавляющее большинство написанных книг по практической психологии и психотерапии реализуют концепцию адаптации каждого человека к общепринятым стандартам поведения и ми­ровоззрения. Индивидуальное своеобразие человека, нарушаю­щее гармонию его отношений с окружающими квалифицируется как аномалия, которую следует бескомпромиссно устранять. В итоге в обществе носители наиболее ярко выраженной индивиду­альности оказываются под тотальным прессингом, формирующим у них комплекс неполноценности и заставляющим насиловать свою природу с целью переделки себя под усредненные шаблоны.

Данная книга реализует совершенно иной подход к разрешению конфликта между оригиналами и безликим большинством обще­ства, именуемым толпой. Во-первых, она решает задачу менталь­ной реабилитации индивидуального своеобразия в мировоззрении и жизненной практике. Читателю достаточно аргументировано объясняется, что своей непохожести на других надо не только не стыдиться, но, наоборот, рассматривать ее как свое психологичес­кое достоинство, нуждающееся в дальнейшем развитии. Во-вто­рых, данная книга предлагает читателю набор практических ре­комендаций, направленных на конструктивное разрешение или сглаживание конфликтности его отношений с окружающими людьми. В-третьих, в книге содержится рассмотрение некоторых способов и путей продуктивной и реализации своего индивиду­ального своеобразия. И, наконец, в-четвертых, в книге предлага­ется к обсуждению несколько своеобразный взгляд на некоторые проблемы современного общества, связанные с данной тематикой, и варианты их преодоления.

ISBN 5-222-04779-2 ББК88

© Гладышев С., 2004

© Оформление, изд-во «Феникс», 2004

ВВЕДЕНИЕ

В человеческом обществе всегда были люди, которые не могли или не хотели жить «как все». Могу привести подоб­ный случай из своей жизни — зашел я как-то к одному зна­комому домой и восхитился их коллекцией комнатных ра­стений: «Да вот, хобби моей жены... — протянул при­ятель. — А ты что, интересуешься?» «А как же! — ответил я. — Знакомые все «лица»! Вот тут у вас великолепная дра­цена душистая массангеена. Это монстера. Место для нее темновато, потому и дырок у нее на листьях немного. Даль­ше замиокулькас, старая кордилина, циперус (какой огром­ный!), фикус Мелани, гиппеаструм, адиантум, хойя мяси­стая, стапелия (запах падали любите! Ну-ну), сансевиерия, фикус эластика Робуста, гемантус белоцветковый (себе та­кой нигде найти не могу), фикус Бенджамина вариегата, зантедесхия эфиопская, крошечный антуриум Андре (при опрыскивании цветы закрывайте, а то от воды они у вас чернеют), нефролепис и т. д., и т. д...» — продолжил я до бесконечности.

Надо было видеть физиономию моего знакомого! Оче­видно, он никак не ожидал услышать подобное от мужика, внешне более напоминающего «быка» из местной банды рэкетиров, чем какого-нибудь «ботаника». Такому больше подошло бы носить на волосатой груди огромную «голду без гимнаста», топорщить пальцы-сосиски веером и интересо­ваться классными тачками... Но куда там! С тачками как раз у меня до недавнего времени все было наоборот — когда очередной родственник или приятель начинал спрашивать:

4

Как выжить в толпе и остаться самим собой

«Ты чего себе машину до сих пор не купил? Денег, что ли, не хватает?» — «Да нет, почему — хватает... Просто она мне не нужна». — «Как это, не нужна?! Ты серьезно?» — «Ну да, я же из дома-то далеко не каждый день выхожу. А мороки с этой машиной сколько? Не-е-е... Ну ее на фиг!» Обычно после этого больше вопросов не следовало, но и понимание в глазах собеседника явно не читалось. Представляю, как реагировали окружающие на товарища Сухова, который запросто отказался от дармового коня. На юге мужчины так к коню (а сейчас — к машине) не относятся! Настоящий му­жик должен быть при коне (на колесах), даже если ему это и без надобности. Семью разори, но хотя бы какую-нибудь клячу/развалюху купи!

Среди единообразного большинства люди по-разному относились к таким «ненормальным»: кто-то считал их чу­даками и обреченно-снисходительно — «Ну что с дурака возьмешь? Горбатого могила исправит...» — махал на них рукой. Других членов общества инакость этих «недоделан­ных» раздражала, и они считали себя вправе прилагать все усилия, чтобы либо подогнать их под общепринятый стан­дарт, особо не интересуясь отношением к этому самого объекта исправления, либо изгнать этот «человеческий му­сор» из общества как угрозу его спокойной жизни.

У большинства читателей, предполагаю, всплыли сейчас в памяти образы конкретных людей и конкретных ситуаций из своей жизни, в отношении которых эти слова могли бы быть верными. В противном случае могу посоветовать об­ратиться к творчеству писателя Сомерсета Моэма, который в романе «Луна и грош» описал именно такого чудака-ху­дожника, прообразом которого был вполне реальный Поль Гоген. Григорий Горин великолепно высветил эту тему в своей киноповести «Тот самый Мюнхгаузен». Александр Грин главными героями сделал подобных людей во всех сво­их сочинениях. А знаменитый Левша Николая Лескова! По­добные примеры можно продолжать до бесконечности.

Введение

5

Но не только в художественных произведениях неосве­домленный читатель может найти описания таких людей и особенностей их жизни. Биографии тех же самых литерато­ров лучше всяких романов рассказывают нам о том, какими оригиналами они были и сколько проблем в отношениях с окружающими их людьми в связи с этим имели. Наиболее яркими представителями этого типа людей я могу назвать того же Сомерсета Моэма, Оскара Уайльда и Льва Толстого.

Для того чтобы заметить таких оригиналов вокруг себя, осознать особенности их необычной жизненной позиции, многого не надо — всего лишь принять предложенную мною в данной книге точку зрения, и примеры сами поле­зут в глаза. Хотя открытия иногда и запаздывают. Так, на­пример, мне пришла в голову мысль о том, что сталкер из одноименного фильма Тарковского, виденного мною ранее неоднократно, является именно таким ярко выраженным чудаком со всеми характерными психологическими особен­ностями. Но произошло это озарение только тогда, когда я услышал начало этого фильма по телевизору в момент, ког­да практически уже дописывал данную книгу. Буквально одна фраза сталкера, которую он в ответ на упрек своей жены, что за очередную вылазку в Зону его снова посадят в тюрьму, бросил ей в отчаянии: «Господи, да для меня везде тюрьма!» — выражает весь драматизм жизни маргинала.

А как быть тем читателям, кому такие примеры не дают ясного представления об этой теме, или рассмотре­ние ее в таком задаваемом мною ракурсе не по вкусу? В этом случае следует сразу признать, что эта книга попа­ла в его руки по ошибке, и ему лучше оставить попытки осилить ее содержание.

Итак, жить таким оригиналам среди людей всегда было непросто. Представители доминирующего в обществе большинства могли научить человека успешно существо­вать только по своему образу и подобию. Но воспитатели обычно перед собой не ставили задачу научить оригинала

6

Как выжить в толпе и остаться самим собой

гармонично жить в обществе, сохраняя свое своеобразие. «Не хочешь быть как все — живи, как знаешь, только нам не мешай. И Бог тебе судья...» Вот и мучились такие чудаки как от своей неспособности или нежелания использовать прак­тические навыки жизни окружающих, торя свою дорогу методом проб и ошибок (за которые «нормальные» люди часто с удовольствием их наказывали), так и из-за агрессии раздраженных соседей, не желающих мириться с необходи­мость искать к некоторым соплеменникам индивидуальный подход.

В настоящее время вроде бы не только поощряется об­щественная терпимость к оригинальности в жизненной позиции отдельных людей, но даже декларируется жела­тельность для общества своеобразия личности и индивиду­альной неповторимости каждого человека. Однако если проанализировать состав психологической и педагогиче­ской литературы, то налицо будет практически полное от­сутствие пособий и руководств для оригиналов, которые по­могли бы им наладить гармоничную жизнь в обществе без переделки своей природы под единый стандарт. Зато как раз задачам уничтожения в человеке всего того, в чем он не похож на остальную единообразную социальную массу, по­священы тысячи фундаментальных трудов «специалистов» по производству добропорядочных и удобных в обхождении членов общества.

Данной книгой я попытался хотя бы частично воспол­нить этот чудовищный пробел в литературе. Я написал ее для тех, кто по жизни выпадает из толпы и не стремится в нее возвращаться, становясь частью безликой массы, но испытывает из-за этого определенные проблемы в отноше­ниях с людьми.

Поэтому героем этой книги является маргинал — так я называю человека, который не может и не хочет жить так, как живет подавляющее большинство общества, являюще­еся толпой. Эти два понятия — «маргинал» и «толпа» — яв-

Введение

7

ляются определяющими в тех отношениях между людьми, которым уделяется далее столь пристальное внимание. Ана­лиз природы маргинальности жизненной позиции и толпы как формы организации общества, а также противоборства между ними и составляет основу содержания книги. Чтобы маргинал сумел наладить свою жизнь относительно ком­фортно в такой враждебной среде, ему потребуются допол­нительные психотехнические навыки. Я надеюсь, что те со­веты и рекомендации, которые читатель найдет далее, по­могут ему, позволив сохранить при этом свою инакость и обойтись без неоправданных жертв в угоду нетерпимому большинству.

С отзывами и пожеланиями по теме данной книги вы можете обращаться по электронному адресу автора: gladyshev_sergei@mail.ru.

Часть 1 МАРГИНАЛ В ОБЩЕСТВЕ

Глава 1. ТОЛПА И МАРГИНАЛЫ

^ МАРГИНАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ - ЭТО ЧТО: ПРИГОВОР, ДИАГНОЗ, СУДЬБА ИЛИ МИССИЯ?

Суть вопроса

Наличие в обществе отдельных чудаков не следует вос­принимать как неизбежный процент брака при производ­стве себе подобных. Маргинальность как явление присуща не только человеческому обществу, но и всей природе. Мало того, особи, выпадающие из однообразной массы своего племени, выполняют для своего вида очень важную роль его эволюционного развития, а в наиболее кризисные периоды даже способствуют его выживанию.

Однако когда жизнь у общества становится спокойной и благополучной, его большинство перестает ценить своих спасителей и первопроходцев. Скорее наоборот, окружаю­щих начинает все более раздражать определенное неудоб-

^ Часть 1. Маргинал в обществе

9

ство совместной жизни с беспо­койными чудаками. В результа­те этого последние и встают пе­ред выбором: либо уходить из недружелюбного к ним обще­ства, либо становиться такими, как все. У кого есть возможность уйти, те становятся пионерами освоения новых земель. Кому-то удается хоть как-то приспосо­биться к более-менее мирной жизни со своими окружающими. Но значительная часть чудаков, оказавшихся не в состоянии сде­лать ни того, ни другого, психоло­гически ломаются, в результате чего в обществе появляются до­полнительные алкоголики, нар­команы, преступники, юродивые и просто неудачники. Большин­ство общества обычно считают весь этот сброд «человеческим мусором». Этот психологиче­ский статус вынуждены приме­ривать на себя и нереализовавшиеся оригиналы.

У разных народов истори­чески сложился различный про­центный состав маргиналов в обществе. Меньше всего их, к примеру, в Японии и Германии. Россия же славится одним из самых высоких процентов чудаков, причем как реализо­вавших удачно свою инакость, так и сломленных боль­шинством.

10

Как выжить в толпе и остаться самим собой

Аргументы

Маргинальность как явление широко распространена в природе и является не просто досадным сбоем в процессе репродукции органической материи, а выполняет важней­шую функцию в ее эволюции. Именно маргиналы — особи, чьи биологические и поведенческие характеристики отлича­ются от устоявшегося в данном виде животных или растений эталона, — являются, как говорят биологи, эволюционным авангардом. Этот авангард выводит вид на новые эволюци­онные пути в ситуации, когда условия его существования изменяются настолько, что привычный образ жизни и соот­ветствующие ему анатомо-физиологические параметры осо­бей оказываются уже неадекватными новой среде обитания настолько, что встает вопрос выживания вида в целом.

Не является исключением в этом плане и человек, хотя у него эволюционные механизмы разворачиваются не столько в биологическом аспекте, сколько в поведенческом. Когда человеческое общество (племя, род) сталкивается с тем, что привычные способы добывания пищи или, скажем, организации быта перестают приносить ожидаемый резуль­тат, именно поведение различных чудаков, которые склон­ны даже в благополучные времена все делать не так, как это принято в обществе, позволяет найти новый эффективный образ жизни. Таких людей тянет попробовать новый вид пищи даже тогда, когда достаточно и привычной уже еды; охотятся они не там, где дичи много и ее легко взять, а все время ищут новые места; согреваются не простым укутыва­нием в шкуры, а подбрасыванием сухих веток в огонь; ма­стерят каменный топор вместо привычной дубины — эти и многие другие примеры показывают путь развития челове­чества вслед за маргиналами.

Говоря о роли маргиналов как эволюционного авангар­да, следует заметить, что в обществе потребность в них воз­никает лишь время от времени. А когда жизнь общества

^ Часть 1. Маргинал в обществе

11

налаживается в стабильной среде, эта нужда в маргиналах у него пропадает. И так как маргиналы своим поведением обычно у членов толпы вызывают беспокойство и раздраже­ние, на них начинают давить. Это может привести либо к исходу маргиналов из общества, либо к их слому, либо к гибкой адаптации. Возможен и четвертый вариант судьбы маргинала, никак не связанный с оказываемым на него дав­лением: некоторые в условиях стабильной жизни «скиса­ют», не находя для себя путей достойного самовыражения. Такие «скисшие» вместе со сломленными маргиналами че­рез алкоголизацию, наркоманию и преступность формиру­ют «мусор» общества.

Исход маргиналов из общества проходит либо в форме ко­лонизации новых земель (если такие есть) — от выделения ху­торов до освоения удаленных регионов, либо в форме эмигра­ции в малонаселенные страны. Здесь для маргинала оказывается уместной латинская поговорка bene vixit, qui bene latuit — «хоро­шо живет тот, кто живет в уедине­нии». Лучшим примером такого исхода маргиналов в освоение новых земель в отечественной ис­тории является казачество. Очень уместным здесь будет замечание Сомерсета Моэма в романе «Луна и грош» по поводу того, как отно­сились люди к его герою — ху­дожнику Стрикленду, типичному ком острове (Таити) к нему, видимо, относились не с озлобле­нием, как в Англии, но, напротив, сочувственно и охотно мирились со всеми его выходками. Эти люди — туземцы и европейцы — считали его чудаком, но чудаки были им не внове. Они считали вполне естественным, что мир полон странных людей, которые совершают странные поступки.



маргиналу: «На этом дале-

12 Как выжить в толпе и остаться самим собой

Они понимали, что человек не то, чем он хочет быть, но то, чем не может не быть. В Англии и во Франции Стрикленд был не к месту, а здесь находилось место для самых различ­ных людей, не подходящих ни под какую мерку. Не то что­бы он на Таити стал добр, менее эгоистичен и груб, но ока­зался в условиях более благоприятных. Если бы он прожил здесь всю жизнь, то и считался бы не хуже людей. Здесь он получил то, чего не хотел, да и не ждал от своих соотече­ственников, — доброжелательное отношение». То есть на окраинах цивилизации, где сбежавшие от толпы маргина­лы перемешиваются с терпимыми к чудакам аборигенами, часто формируется достаточно комфортная для изгоев об­щества среда.

Наиболее психологически гибким маргиналам удается наладить свою оригинальную жизнь и среди толпы. Про­исходит это в основном благодаря соответствующей про­фориентации (пример — интел­лигентные дворники и кочега­ры в Москве в советское время) и некоторой самоизоляции сво­их мирков от окружения. Если же маргинал жестко занимает непримиримую позицию, то травля толпы может привести и к трагедии. Наиболее извест­ным историческим примером может служить судьба Сократа, казненного по совершенно на­думанным обвинениям.

Следует заметить, что у раз­ных народов исторически сло­жилось различное отношение к своим маргиналам. Те народы, у которых потребность в маргина­лах из-за нестабильных клима-

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гладышев С. Как выжить в толпе и остаться самим iconНи один человек ни разу не смог одолеть ни одного вампира в «честном поединке». Чего ёжишься?
Запомни, парень, две вещи, если, конечно, хочешь со мной остаться. Ну, или хотя бы выжить. Только две, большего от тебя пока что...

Гладышев С. Как выжить в толпе и остаться самим iconМария Башкирцева Дневник Предисловие
К чему лгать и рисоваться! Да, несомненно, что мое желание, хотя и не надежда,— остаться на земле во что бы то ни стало. Если я не...

Гладышев С. Как выжить в толпе и остаться самим icon-
Все то, что я напишу в этих рекомендациях, это совсем не претендует на всеобъемлющую истину в последней инстанции, верную во все...

Гладышев С. Как выжить в толпе и остаться самим iconСвятитель Амвросий, епископ Медиоланский
Амвросии, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок...

Гладышев С. Как выжить в толпе и остаться самим iconАндрей В. Кудин Как выжить в тюрьме
Сидеть будут все (глубокое внутреннее убеждение сотрудников правоохранительных органов)

Гладышев С. Как выжить в толпе и остаться самим icon-
А. С. Пушкин. (См., например, типичное для него, но не для современных норм русской речи выражения типа: странное молчание царствовало...

Гладышев С. Как выжить в толпе и остаться самим iconДоктор из лхасы
...

Гладышев С. Как выжить в толпе и остаться самим iconУтверждено согласовано
Толпа, понятие о психологии толпы. Правила безопасного поведения в толпе при возникновении паники

Гладышев С. Как выжить в толпе и остаться самим iconПрактика Вольных Путешествий
Из них мы узнаем, как в тундре без спичек развести костер, найти и приготовить еду, как построить укрытие и заночевать в зимней тайге...

Гладышев С. Как выжить в толпе и остаться самим iconОлег Маркеев Угроза вторжения (Странник 1)
От людей, как сейчас принято выражаться, пожелавших остаться неизвестными, мне стали известны лишь несколько фактов об Ордене Полярного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов