Учебник нового века




НазваниеУчебник нового века
страница1/47
Дата публикации12.12.2013
Размер6.51 Mb.
ТипУчебник
zadocs.ru > Психология > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47
серия

УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА

Под редакцией

М. А. ГУЛИНОЙ

ІНШІ! СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специаль­ностям психологии

О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева, О. П. Вихрева, М. Ан. Гулина,

М. Ал. Гулина, Л. Б. Духновская, Ю. Т. Ковалев, Ю. Л. Ковалева, А. Л. Козлова,

С. Ф. Левин, Р. Ж. Мухамедрахимов, И. Ю. Налимова-Большакова,

О. И. Пальмов, Ю. Л. Чупахина

Психология социальной работы

Под общей редакцией М. А. Гулиной Серия «Учебник нового века»

Главный редактор Е. Строганова

Заведующий редакцией ^ Л. Винокуров

Руководитель проекта Н. Римицан

Выпускающий редактор А. Борин

Литературный редактор Ю. Чекмарева

Художник К. Радзевич Корректоры М. Одинакова, Л. Комарова

Верстка А. Борин

ББК 88.4я7+65.272я7 УДК [159.9:331](075)

П86 Психология социальной работы / О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова,

Н. Л. Васильева и др.; Под общей ред. М. А. Гулиной. — СПб.: Питер, 2002. — 352 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

ISBN 5-94723-339-8

Учебник является первым в России изданием такого рода и содержит полное и систематическое изложение основных теоретических принципов и моделей психологической и социальной помощи. В нем представлены базовые современные методы неклинической психотерапевтической и консультативной помощи и психологические механизмы адаптации и дезадаптации здорового человека в обществе, а также рассмотрены новейшие разработки в этой области. Все авторы учебника являются практикующими психо­логами, работающими в конкретной сфере психологической и социальной помощи, что позволило им обобщить как свой собственный, так и зарубежный опыт работы с конкретными группами людей и харак­терными для них проблемами. Ряд авторов являются признанными как в России, так и за рубежом специа­листами в данной области практической психологии. Учебник предназначен для студентов и слушателей факультетов психологии, педагогики, социологии, социальной работы, а также для психологов-консультантов, социальных работников и государственных служащих, работающих в сфере оказания пси­хологической и социальной помощи населению.

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2002

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-339-8

ООО «Питер Принт». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 - литература учебная. Подписано в печать 25.09.02. Формат 70x100/16. Усл. п. л. 28,38. Тираж 4500 экз. Заказ № 1448.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

Оглавление

Предисловие.....................................................5

^ Глава 1. Психология социальной адаптации и дезадаптации личности

(М. Ан. Гулина, Ю. Л. Ковалева).............................9

Социальная адаптация как механизм социализации личности ...........9

Представления о социальной адаптации в различных психологических

школах......................................................10

Дезадаптация личности...........................................15

Стратегии социальной адаптации ..................................16

Контрольные вопросы............................................23

^ Глава 2. Общая теория социальной работы (М. Ан. Гулина)...........25

Теория социальной работы с точки зрения общей теории систем........25

Развитие профессиональных стандартов в социальной работе ..........28

Этические правила деятельности психолога .........................37

Психологическое консультирование в социальной работе..............40

Контрольные вопросы ............................................52

^ Глава 3. Психологические основы методологии социальной работы

(М. Ан. Гулина).........................................55

Современный структурный подход в социальной работе...............55

Диагностический и функциональный подходы в современной

социальной работе ............................................58

Психоаналитический подход в современной социальной работе.........60

Современная теория процесса психоаналитического консультирования ... 63

Когнитивно-бихевиоральные модели в социальной работе .............70

Терапевтическая когнитивная оценка...............................78

Мультимодальная терапия........................................84

Принципы гуманистической психологии в социальной работе..........90

Контрольные вопросы...........................................101

^ Глава 4. Психологическая и социальная помощь семье и ребенку......103

Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего

возраста; программы раннего вмешательства

(Р. Ж. Мухамедрахимов)......................................103

Поддержка родителей детей с особыми потребностями

(Р. Ж. Мухамедрахимов, О. И. Пальмов) ........................125

Психодинамические механизмы эмоциональных и поведенческих

расстройств у детей и подростков (Н. Л. Васильева)...............134

Общие принципы и развитие семейного консультирования

(М. Ан. Гулина, Ю. Л. Чупахина) ..............................154

Семейная психотерапия (Н. Л. Васильева) .........................167

Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие

в семье {М. Ан. Гулина, О. Н. Боголюбова) ......................181

Психологические особенности детей — социальных сирот

(М. Ан. Гулина, А. Л. Козлова).................................201

Основы групповой терапевтической социальной работы

(Ю. Т. Ковалев, М. Ал. Гулина) ................................215

Контрольные вопросы...........................................220

^ Глава 5. Кризисная помощь..................................223

Психологические особенности проживания кризиса и утраты

(М. Ан. Гулина, И. Ю. Налимова-Большакова) ...................223

Феномен посттравматического стрессового расстройства

(М. Ан. Гулина, О. П. Вихрева)................................231

Проблема суицида и суицидального поведения

(М. Ан. Гулина, С. Ф. Левин)..................................236

Психологическое воздействие безработицы (С. Ф. Левин,

И. Ю. Налимова-Большакова).................................251

Психологические особенности людей пожилого возраста

(М. Ан. Гулина, Л. Б. Духновская)..............................271

Психологическая помощь подросткам (М. Ан. Гулина, С. Ф. Левин) .... 277 Психологические проблемы гомосексуальных отношений

(М. Ан. Гулина, О. Н. Александрова)............................292

Психологическая помощь в местах лишения свободы (М. Ан. Гулина,

С. Ф. Левин).................................................301

Контрольные вопросы...........................................321

^ Приложение. Примеры упражнений по групповой психотерапии

(М. Ал. Гулина)........................................323

Чтобы «лед тронулся»...........................................323

Самые большие ожидания и самые большие опасения................324

Пища для размышлений: незаконченные предложения ...............326

Роли выживания в семье: психодрама..............................329

Альтернативы гневу.............................................332

Игры со стыдом................................................335

Слова, которые ранят ...........................................337

Список использованной литературы............................339

Список рекомендуемой литературы............................345

Предметный указатель .....................................347

За годы работы в области неклинической психологии и социальной помощи мы накопили не только опыт по­нимания человеческой боли, но и умение интегрировать ее в нечто созидающее. (Как сказал один социальный работник: «Мы, конечно, можем сесть и заплакать от всего этого, но кому это поможет?») Мы надеемся, что все это нашло отражение на страницах нашего учебника.

^ Коллектив авторов

Предисловие

Развитие социальной работы как государственно организованных программ помо­щи наименее защищенным слоям населения в нашей стране началось только чуть более 10 лет назад, хотя традиции попечительской и благотворительной деятель­ности были достаточно глубокими в дореволюционной России. Рождением, или институализацией, социальной работы как профессиональной области можно счи­тать 1870 год: время первой Национальной конференции социальных работников США. В настоящее время за рубежом социальная работа — отдельная научная об­ласть, в которой проводятся обширные исследования, защищаются диссертации и присваивается ученое звание Professor of Social Work (профессор социальной ра­боты); практически каждый зарубежный университет имеет в своем составе от­дельный факультет социальной работы, где требования к профессиональным на­выкам выпускников очень высоки. Развитие социальной работы в нашей стране даже в сравнительно короткий срок со всей очевидностью показало такую же не­обходимость профессионализации этой одной из самых гуманных практик.

Это, в свою очередь, невозможно без развития психологии социальной работы, так как профессионализация социальной работы связана именно с пониманием психологических механизмов и возможных последствий — как положительных, так и отрицательных — действий социальных работников, психологов, психиат­ров, социальных педагогов, работников приютов, служащих собесов, пеницитарных и других подобных учреждений, занятых в различных социальных программах.

В главах учебника, посвященных общим теоретическим и методологическим вопросам, большое внимание уделено динамике представлений о предмете соци­альной работы. Если довоенный период характеризовался большим вниманием к прагматическим проблемам, с которыми сталкивались социальные работники, то в послевоенный период, параллельно с бурным развитием альтернативных пси­хоанализу направлений в психологии личности и психотерапии, социальная рабо­та стала приобретать все более психологическое содержание как практика и все более часто психологические концепции стали привлекаться для интерпретации накапливаемого опыта. Эта тенденция психологизации социальной работы в ее определенных разделах простирается вплоть до современного периода, когда пи­шутся труды по «лечению в социальной работе» (например, F. Turner, Social Work Treatment [«Лечение в социальной работе»], 1979), по психодиагностике в соци­альной работе, а практическая подготовка социальных работников складывается из разнообразных тренингов по навыкам вмешательства в ситуацию, требующую



помощи (intervention skills), по умению слушать клиента и т. д. Так, уже в 1954 г. предметом социальной работы стало считаться предотвращение и снижение соци­ально и психологически опасных эффектов кризисных ситуаций; акцент также ста­вился на развитие этичных гармоничных и эффективных взаимоотношений между индивидуумом и обществом и сообществом, в которых он находится. Ведущими в социальной работе стали 3 крупных блока методов: консультирование, поиск ре­сурсов и создание сети вокруг клиента. Стало ясно, что в отличие от других прак­тик целью социальной работы должно быть самоусиление человека, которому ока­зывается помощь.

Над теорией социальной работы в послевоенных Европе и Америке работала целая плеяда крупных теоретиков, часть из них видела функции социальной рабо­ты в помощи людям достичь таких взаимоотношений, которые способствуют реа­лизации их потенциала в соответствии с их культурными обычаями и ценностя­ми. Замечательное по своей лаконичности определение дал американский ученый Г. Херн, который в 1958 г. писал, что «взаимоотношения являются сущностью со­циальной работы, будучи как ее целью, так и ее средствами». Интересно, что по времени это очень близко к периоду разработки в советской психологии В. Н. Мя-сищевым его концепции, где сходным образом была определена сущность психо­терапии.

Социальная работа в истории развития своего предмета претерпела ряд ради­кальных изменений фокуса исследования, самым серьезным таким изменением является смещение внимания от причин к функции: от поиска и излечения при­чин дисфункций к созданию работающей адекватной программы, в которой обще­ство несет ответственность за данную дисфункцию. Прежние модели «помощи нуждающимся» становятся все менее популярными: практика социальной работы отражает все более развивающуюся демократическую этику, что проявляется в понимании социального благополучия как «права» всех и каждого, а не «дара» привилегированных непривилегированным, хотя верно и то, что социальные ра­ботники и по сей день отождествляют себя с давней традицией беспокойства и от­ветственности за нужды людей и социальные стрессы.

Первая в России специализация «психология социальной работы» была со­здана на кафедре социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии СПбГУ в 2000 г.

Основным направлением учебной работы кафедры и специализации стала подготовка психологов (как теоретиков и исследователей, так и практиков) для



сферы оказания неклинической психологической помощи всем слоям населения, особенно наименее защищенной его части — это, например, дети — социальные сироты; люди, пережившие острую утрату или находящиеся в посттравматиче­ском состоянии; дисфункциональные семьи или семьи в периоды кризисов, ми­граций и т. п.

Все авторы учебника — практикующие в своей области специалисты, выпуск­ники факультета психологии СПбГУ, практически все обучались или стажирова­лись за рубежом и на своем опыте знают, как непросто «трансплантировать» зару­бежные социальные программы в условия современного российского общества.

Над книгой также работали выпускники кафедры: ст. преподаватель СПбГУТ им. М. А. Бонч-Бруевича ^ С. Ф. Левин, психолог-консультант центра помощи жен­щинам «Цапля» О. В. Александрова, психолог-исследователь центра помощи семьям «Хоум-Старт» Ю. А. Чупахина, психолог Челябинского центра занятости И. Ю. Налимова-Большакова.

^ М. А. Тулина

От издательства.

Марина Анатольевна Гулина — доктор психологических наук, профессор, заве­дующий кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции лично­сти СПбГУ, автор более 80 научных работ, из которых около 20 опубликованы за рубежом. М. А. Гулина является дипломированным специалистом в области пси­хоанализа, гештальт-терапии и рационально-эмотивной терапии; состоит членом профессиональных психологических обществ России (РПО), Санкт-Петербурга (СПбПО), США (АРА, ІАТА), Великобритании (EEG&BPS); член редакционного совета международного журнала The British Journal of Social Work. Является руко­водителем ряда проектов социальной и психологической помощи, практикующий психотерапевт.





Автограф стихотворения С. Есенина «Русь уходящая»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник нового века iconУчебник нового века
Р31 Психология и педагогика. — Спб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

Учебник нового века iconУчебник нового века
Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования...

Учебник нового века iconИскусство первой четверти XVIII века
Современное представление об искусстве XVIII века как первой стадии качественно иного по сравнению с предыдущим этапа искусства Нового...

Учебник нового века iconКалендарно-тематическое
Учебник: Русская литература XX века. 11 кл. Учеб для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М., 2003

Учебник нового века iconДЕ. 04. Философия Нового времени и Просвещения
Нидерландский философ XVII века, определивший свободу как познанную необходимость, …

Учебник нового века iconИстория зарубежной литературы
Андреев Л. Г., Карельский А. В. Зарубежная литература ХХ века: Учебник для вузов. М., 2000

Учебник нового века iconП. А. Орлов История русской литературы XVIII века
Учебник предназначен для студентов и аспирантов филологических факультетов университетов

Учебник нового века iconУчебник С. А. Панова «Зельеварение. Учебник для магических вузов»
Зельеварение. Учебник для магических вузов : учебник для магических образовательных учреждений / С. А. Панов. – 2 издание. – Вконтакте....

Учебник нового века iconУчебник для вузов. Спб.: Питер, 2008. 583 с: ил. Серия «Учебник для вузов»
...

Учебник нового века iconВ. И. Добреньков, А. И. Кравченко методы социологического исследования учебник
Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: Инфра-м, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов