Скачать 6.51 Mb.
|
серия УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА Под редакцией М. А. ГУЛИНОЙ ІНШІ! СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева, О. П. Вихрева, М. Ан. Гулина, М. Ал. Гулина, Л. Б. Духновская, Ю. Т. Ковалев, Ю. Л. Ковалева, А. Л. Козлова, С. Ф. Левин, Р. Ж. Мухамедрахимов, И. Ю. Налимова-Большакова, О. И. Пальмов, Ю. Л. Чупахина Психология социальной работы Под общей редакцией М. А. Гулиной Серия «Учебник нового века» Главный редактор Е. Строганова Заведующий редакцией ^ Руководитель проекта Н. Римицан Выпускающий редактор А. Борин Литературный редактор Ю. Чекмарева Художник К. Радзевич Корректоры М. Одинакова, Л. Комарова Верстка А. Борин ББК 88.4я7+65.272я7 УДК [159.9:331](075) П86 Психология социальной работы / О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева и др.; Под общей ред. М. А. Гулиной. — СПб.: Питер, 2002. — 352 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»). ISBN 5-94723-339-8 Учебник является первым в России изданием такого рода и содержит полное и систематическое изложение основных теоретических принципов и моделей психологической и социальной помощи. В нем представлены базовые современные методы неклинической психотерапевтической и консультативной помощи и психологические механизмы адаптации и дезадаптации здорового человека в обществе, а также рассмотрены новейшие разработки в этой области. Все авторы учебника являются практикующими психологами, работающими в конкретной сфере психологической и социальной помощи, что позволило им обобщить как свой собственный, так и зарубежный опыт работы с конкретными группами людей и характерными для них проблемами. Ряд авторов являются признанными как в России, так и за рубежом специалистами в данной области практической психологии. Учебник предназначен для студентов и слушателей факультетов психологии, педагогики, социологии, социальной работы, а также для психологов-консультантов, социальных работников и государственных служащих, работающих в сфере оказания психологической и социальной помощи населению. © ЗАО Издательский дом «Питер», 2002 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-94723-339-8 ООО «Питер Принт». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в. Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 - литература учебная. Подписано в печать 25.09.02. Формат 70x100/16. Усл. п. л. 28,38. Тираж 4500 экз. Заказ № 1448. Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. Оглавление Предисловие.....................................................5 ^ (М. Ан. Гулина, Ю. Л. Ковалева).............................9 Социальная адаптация как механизм социализации личности ...........9 Представления о социальной адаптации в различных психологических школах......................................................10 Дезадаптация личности...........................................15 Стратегии социальной адаптации ..................................16 Контрольные вопросы............................................23 ^ ...........25 Теория социальной работы с точки зрения общей теории систем........25 Развитие профессиональных стандартов в социальной работе ..........28 Этические правила деятельности психолога .........................37 Психологическое консультирование в социальной работе..............40 Контрольные вопросы ............................................52 ^ (М. Ан. Гулина).........................................55 Современный структурный подход в социальной работе...............55 Диагностический и функциональный подходы в современной социальной работе ............................................58 Психоаналитический подход в современной социальной работе.........60 Современная теория процесса психоаналитического консультирования ... 63 Когнитивно-бихевиоральные модели в социальной работе .............70 Терапевтическая когнитивная оценка...............................78 Мультимодальная терапия........................................84 Принципы гуманистической психологии в социальной работе..........90 Контрольные вопросы...........................................101 ^ ......103 Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста; программы раннего вмешательства (Р. Ж. Мухамедрахимов)......................................103 Поддержка родителей детей с особыми потребностями (Р. Ж. Мухамедрахимов, О. И. Пальмов) ........................125 Психодинамические механизмы эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков (Н. Л. Васильева)...............134 Общие принципы и развитие семейного консультирования (М. Ан. Гулина, Ю. Л. Чупахина) ..............................154 Семейная психотерапия (Н. Л. Васильева) .........................167 Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье {М. Ан. Гулина, О. Н. Боголюбова) ......................181 Психологические особенности детей — социальных сирот (М. Ан. Гулина, А. Л. Козлова).................................201 Основы групповой терапевтической социальной работы (Ю. Т. Ковалев, М. Ал. Гулина) ................................215 Контрольные вопросы...........................................220 ^ ..................................223 Психологические особенности проживания кризиса и утраты (М. Ан. Гулина, И. Ю. Налимова-Большакова) ...................223 Феномен посттравматического стрессового расстройства (М. Ан. Гулина, О. П. Вихрева)................................231 Проблема суицида и суицидального поведения (М. Ан. Гулина, С. Ф. Левин)..................................236 Психологическое воздействие безработицы (С. Ф. Левин, И. Ю. Налимова-Большакова).................................251 Психологические особенности людей пожилого возраста (М. Ан. Гулина, Л. Б. Духновская)..............................271 Психологическая помощь подросткам (М. Ан. Гулина, С. Ф. Левин) .... 277 Психологические проблемы гомосексуальных отношений (М. Ан. Гулина, О. Н. Александрова)............................292 Психологическая помощь в местах лишения свободы (М. Ан. Гулина, С. Ф. Левин).................................................301 Контрольные вопросы...........................................321 ^ (М. Ал. Гулина)........................................323 Чтобы «лед тронулся»...........................................323 Самые большие ожидания и самые большие опасения................324 Пища для размышлений: незаконченные предложения ...............326 Роли выживания в семье: психодрама..............................329 Альтернативы гневу.............................................332 Игры со стыдом................................................335 Слова, которые ранят ...........................................337 Список использованной литературы............................339 Список рекомендуемой литературы............................345 Предметный указатель .....................................347 За годы работы в области неклинической психологии и социальной помощи мы накопили не только опыт понимания человеческой боли, но и умение интегрировать ее в нечто созидающее. (Как сказал один социальный работник: «Мы, конечно, можем сесть и заплакать от всего этого, но кому это поможет?») Мы надеемся, что все это нашло отражение на страницах нашего учебника. ^ Предисловие Развитие социальной работы как государственно организованных программ помощи наименее защищенным слоям населения в нашей стране началось только чуть более 10 лет назад, хотя традиции попечительской и благотворительной деятельности были достаточно глубокими в дореволюционной России. Рождением, или институализацией, социальной работы как профессиональной области можно считать 1870 год: время первой Национальной конференции социальных работников США. В настоящее время за рубежом социальная работа — отдельная научная область, в которой проводятся обширные исследования, защищаются диссертации и присваивается ученое звание Professor of Social Work (профессор социальной работы); практически каждый зарубежный университет имеет в своем составе отдельный факультет социальной работы, где требования к профессиональным навыкам выпускников очень высоки. Развитие социальной работы в нашей стране даже в сравнительно короткий срок со всей очевидностью показало такую же необходимость профессионализации этой одной из самых гуманных практик. Это, в свою очередь, невозможно без развития психологии социальной работы, так как профессионализация социальной работы связана именно с пониманием психологических механизмов и возможных последствий — как положительных, так и отрицательных — действий социальных работников, психологов, психиатров, социальных педагогов, работников приютов, служащих собесов, пеницитарных и других подобных учреждений, занятых в различных социальных программах. В главах учебника, посвященных общим теоретическим и методологическим вопросам, большое внимание уделено динамике представлений о предмете социальной работы. Если довоенный период характеризовался большим вниманием к прагматическим проблемам, с которыми сталкивались социальные работники, то в послевоенный период, параллельно с бурным развитием альтернативных психоанализу направлений в психологии личности и психотерапии, социальная работа стала приобретать все более психологическое содержание как практика и все более часто психологические концепции стали привлекаться для интерпретации накапливаемого опыта. Эта тенденция психологизации социальной работы в ее определенных разделах простирается вплоть до современного периода, когда пишутся труды по «лечению в социальной работе» (например, F. Turner, Social Work Treatment [«Лечение в социальной работе»], 1979), по психодиагностике в социальной работе, а практическая подготовка социальных работников складывается из разнообразных тренингов по навыкам вмешательства в ситуацию, требующую ![]() помощи (intervention skills), по умению слушать клиента и т. д. Так, уже в 1954 г. предметом социальной работы стало считаться предотвращение и снижение социально и психологически опасных эффектов кризисных ситуаций; акцент также ставился на развитие этичных гармоничных и эффективных взаимоотношений между индивидуумом и обществом и сообществом, в которых он находится. Ведущими в социальной работе стали 3 крупных блока методов: консультирование, поиск ресурсов и создание сети вокруг клиента. Стало ясно, что в отличие от других практик целью социальной работы должно быть самоусиление человека, которому оказывается помощь. Над теорией социальной работы в послевоенных Европе и Америке работала целая плеяда крупных теоретиков, часть из них видела функции социальной работы в помощи людям достичь таких взаимоотношений, которые способствуют реализации их потенциала в соответствии с их культурными обычаями и ценностями. Замечательное по своей лаконичности определение дал американский ученый Г. Херн, который в 1958 г. писал, что «взаимоотношения являются сущностью социальной работы, будучи как ее целью, так и ее средствами». Интересно, что по времени это очень близко к периоду разработки в советской психологии В. Н. Мя-сищевым его концепции, где сходным образом была определена сущность психотерапии. Социальная работа в истории развития своего предмета претерпела ряд радикальных изменений фокуса исследования, самым серьезным таким изменением является смещение внимания от причин к функции: от поиска и излечения причин дисфункций к созданию работающей адекватной программы, в которой общество несет ответственность за данную дисфункцию. Прежние модели «помощи нуждающимся» становятся все менее популярными: практика социальной работы отражает все более развивающуюся демократическую этику, что проявляется в понимании социального благополучия как «права» всех и каждого, а не «дара» привилегированных непривилегированным, хотя верно и то, что социальные работники и по сей день отождествляют себя с давней традицией беспокойства и ответственности за нужды людей и социальные стрессы. Первая в России специализация «психология социальной работы» была создана на кафедре социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии СПбГУ в 2000 г. Основным направлением учебной работы кафедры и специализации стала подготовка психологов (как теоретиков и исследователей, так и практиков) для ![]() сферы оказания неклинической психологической помощи всем слоям населения, особенно наименее защищенной его части — это, например, дети — социальные сироты; люди, пережившие острую утрату или находящиеся в посттравматическом состоянии; дисфункциональные семьи или семьи в периоды кризисов, миграций и т. п. Все авторы учебника — практикующие в своей области специалисты, выпускники факультета психологии СПбГУ, практически все обучались или стажировались за рубежом и на своем опыте знают, как непросто «трансплантировать» зарубежные социальные программы в условия современного российского общества. Над книгой также работали выпускники кафедры: ст. преподаватель СПбГУТ им. М. А. Бонч-Бруевича ^ психолог-консультант центра помощи женщинам «Цапля» О. В. Александрова, психолог-исследователь центра помощи семьям «Хоум-Старт» Ю. А. Чупахина, психолог Челябинского центра занятости И. Ю. Налимова-Большакова. ^ От издательства. Марина Анатольевна Гулина — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции личности СПбГУ, автор более 80 научных работ, из которых около 20 опубликованы за рубежом. М. А. Гулина является дипломированным специалистом в области психоанализа, гештальт-терапии и рационально-эмотивной терапии; состоит членом профессиональных психологических обществ России (РПО), Санкт-Петербурга (СПбПО), США (АРА, ІАТА), Великобритании (EEG&BPS); член редакционного совета международного журнала The British Journal of Social Work. Является руководителем ряда проектов социальной и психологической помощи, практикующий психотерапевт. ![]() ![]() Автограф стихотворения С. Есенина «Русь уходящая» |
![]() | Р31 Психология и педагогика. — Спб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») | ![]() | Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования... |
![]() | Современное представление об искусстве XVIII века как первой стадии качественно иного по сравнению с предыдущим этапа искусства Нового... | ![]() | Учебник: Русская литература XX века. 11 кл. Учеб для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М., 2003 |
![]() | Нидерландский философ XVII века, определивший свободу как познанную необходимость, … | ![]() | Андреев Л. Г., Карельский А. В. Зарубежная литература ХХ века: Учебник для вузов. М., 2000 |
![]() | Учебник предназначен для студентов и аспирантов филологических факультетов университетов | ![]() | Зельеварение. Учебник для магических вузов : учебник для магических образовательных учреждений / С. А. Панов. – 2 издание. – Вконтакте.... |
![]() | ... | ![]() | Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: Инфра-м, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник) |