Скачать 7.34 Mb.
|
ББК 88.4 Рецензенты: П 78 член-корр. РАО, д. псх. н., проф. В. И. Панов, д. псх. н., проф. А. Б. Леонова Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 01-06-85006 а/у Авторы: Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров П78 Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., илл. ISBN 5-9268-0288-1 Руководство к практическим занятиям по психологии психических состояний предназначено студентам, аспирантам, практическим психологам и специалистам, интересующимся проблемами психических состояний. Пособие содержит лабораторные и практические работы по курсу «Психология психических состояний». Основная цель пособия – дать точное изложение процедур диагностики и измерения психических состояний, позволяющее воспроизводить их как на учебных занятиях, так и в профессиональной деятельности психолога. Пособие снабжено глоссарием психических состояний. © Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров, ISBN 5-9268-0288-1 © Издательство «Речь», 2004 © П. В. Борозенец, обложка, оформление, 2004 Оглавление Введение 8 Тема I. Методы изучения психических состояний 10 ^ 15 Занятие 1. Самооценка психического состояния по шкалированному признаку состояний. Самоотчет 18 Занятие 2. Дифференцированная самооценка психического состояния 19 Оценка функционального состояния «САН» 19 Шкала-градусник 21 Тест-опросник «Оценка настроения» 21 Качество жизни 23 Занятие 3. Определение доминирующего и актуального психического состояния 34 Методика определения доминирующего состояния 34 Опросник ДС (полный вариант) 45 Опросник ДС (краткий вариант) 48 Опросник «Актуальное состояние» (АС) 62 Занятие 4. Реконструкция субъективного семантического пространства психических состояний 74 Занятие 5. Построение рельефа психического состояния 80 Методика «Рельеф психического состояния» 80 Занятие 6. Выявление причин эмоционального дискомфорта 87 Анкета «Причины эмоционального дискомфорта» 87 Занятие 7. Диагностика отдельных психических состояний, основанная на самооценке (тревога, агрессия, фрустрация, нервно-психическое напряжение, депрессия, дистимия, одиночество, эмоциональное выгорание, уверенность/неуверенность, интерес и др.) 92 Синдром эмоционального выгорания В. Бойко 92 Профессиональное выгорание 105 Исследование синдрома отключения 106 Опросник на «выгорание» МВ1 107 Шкала нервно-психического напряжения 110 Диагностика состояния стресса 115 Тест «Степень напряженности» 116 Нервно-психическая устойчивость (НПУ). Методика «Прогноз» 117 Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант) 121 Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант) 122 Личностная шкала проявлений тревоги 123 Шкала тревоги 125 Шкала астенического состояния (ШАС) 127 Методика В. Бойко «Фрустрация» 129 Социальная фрустрированность 131 Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона 134 Методика «Т и Д» 134 Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой) 138 Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова 140 Шкала депрессии Э. Бека 147 Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности 150 Самооценка эмоциональных состояний 158 Методика диагностики психических состояний (по Г. Айзенку) 160 Диагностика состояния агрессии 163 Тест агрессивности 167 ^ 171 Занятие 8. Изучение вегетативных проявлений психического состояния 174 Определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванической реакции 174 Изучение вегетативных проявлений психического состояния (методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ и кожно-галъванической реакции) 184 Занятие 9. Диагностика психических состояний с помощью проективных тестов 190 Тест «Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций» 190 Метод цветовых выборов (МЦВ) 204 ^ 262 Занятие 10. Использование метода прямого наблюдения эмоциональной экспрессии 263 Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица 263 Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии 266 Методика «Определение эмоционального состояния путем наблюдения за экспрессией» 275 Занятие 11. Самооценка склонности к проявлению эмоциональэкспрессии. Вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ) 278 Методика «Оценка своих средств экспрессии» 283 Занятие 12. Детальный анализ мимического выражения психического состояния 283 Шкала мимического выражения психического состояния 283 Распознавание выражения эмоций и эмоциональных состояний 293 Умение понимать язык мимики и жестов 296 Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» 300 Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?» 301 Занятие 13. Определение эмоционального состояния говорящего по интонации голоса 302 ^ 304 Занятие 14. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей 307 Методики диагностики психических состояний детей дошкольного возраста 307 Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников 319 Психические состояния школьников 326 Психические состояния студентов 328 Психические состояния учителей 329 Психические состояния преподавателей 331 Занятие 15. Оценка физического и умственного утомления с помощью опросников 332 Опросник для оценки острого умственного утомления 335 Дифференцированная оценка работоспособности 337 Занятие 16. Хроническое утомление и его проявление 341 Опросник «Степень хронического утомления» 341 Занятие 17. Самооценка предсоревновательного психического состояния спортсменов 346 Исследование предсоревновательного психического состояния у спортсменов 350 Измерение предсоревновательного состояния спортсменов 357 Занятие 18. Комплексная методика моделирования психической напряженности 361 Занятие 19. Методы измерения стресса и «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности 364 Шкала оценки профессионального стресса 365 Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности 367 Опросник MBI 370 Занятие 20. Диагностика экзаменационной тревожности 373 Занятие 21. Особенности психодиагностики посттравматического стрессового расстройства 374 Занятие 22. Методика диагностики психического выгорания учителей 387 Teмa VI. Регуляция психических состояний 397 Занятие 23. Оценка индивидуального стиля саморегуляции состояния человека 397 Методики, определяющие тип и характеристики индивидуального стиля саморегуляции состояния 398 Методики оценки оптимальности индивидуального стиля саморегуляции состояния 400 Определение индивидуального стиля саморегуляции состояния 401 Занятие 24. Методы управления психическим состоянием 404 Методы прямой регуляции психического состояния 404 Занятие 25. Методы опосредованного влияния на психическое состояние 406 Занятие 26. Общая характеристика методов психического самоуправления. Нервно-мышечная релаксация 408 Методика «Нервно-мышечная релаксация» 409 Занятие 27. Аутогенная тренировка и ее модификации 414 Методика «Аутогенная тренировка» 414 Методика «Идеомоторная тренировка» 417 Методика «Сенсорная репродукция» (СР) 420 Занятие 28. Построение курса обучения навыкам самоуправления психическим состоянием 423 Комплексная программа обучения навыкам психического самоуправления 430 Задание для практикума 432 Психотехники развития эмоциональной гибкости 434 Глоссарий психических состояний 451 ВведениеПроблема психических состояний, впервые поставленная в отечественной психологии Н. Д. Левитовым, до настоящего времени является слабоизученной областью психологии. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами – с другой. Это проявляется в размытости и относительности границ, отличающих психическое состояние от психических процессов и свойств личности, что создает методологические трудности при изучении явления. Отсутствие четких временных границ отдельного состояния в свою очередь вызывает значительные методологические трудности в их диагностике. Теоретические и методологические сложности изучения состояний возрастают в связи с тем, что психические состояния как системные явления характеризуются многоуровневостью, мно-гокомпонентностью, полифункциональностью и широким диапазоном проявления, что маскирует различия между ними. Такое положение привело к тому, что эта категория психических явлений, оказывающая влияние на все стороны поведения и деятельности человека, оказалась вне поля зрения специалистов-психологов, существенно снижая эффективность их деятельности. Другой аспект методологических трудностей исследования состояний заключается в слабой разработанности экспериментального аппарата изучения: при огромном множестве методик измерения психических процессов и психологических свойств число методик, диагностирующих и измеряющих психические состояния, ограничено. Более того, методики диагностики и измерения психических состояний разбросаны по отдельным изданиям, что затрудняет их использование в реальной психологической практике. Поэтому целью нашей работы явилось объединение методик диагностики психических состояний в одно пособие, с подробным изложением их применения в деятельности психолога. Учебное пособие содержит шесть тематических разделов, представляющих комплекс современных методов исследования психических состояний. Четыре первых раздела посвящены методам изучения феноменологии психических состояний, предстающих как в осознаваемых, так неосознаваемых и экспрессивных компонентах этого явления. Занятия пятого раздела знакомят с диагностикой и измерением психических состояний, проявляющихся в деятельности. В шестом разделе приводятся методы управления психическим состоянием. Преподаватель может выбрать темы и задания в зависимости от времени занятий, предусмотренного учебным планом, и возможностей оснащения аудитории необходимой аппаратурой или бланковым инструментарием. Ряд занятий может быть отнесен на самостоятельную работу учащихся. |
![]() | Понятие и классификации психических состояний. – Детерминанты психических состояний. – Сон как психическое состояние. – Стресс, его... | ![]() | Гигиена воздуха: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для студентов лечебного факультета /Авторы: Т. Р. Зyлькaрнаев,... |
![]() | Гигиена питания: Руководство к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело» – 06. 01. 01 (65)... | ![]() | Руководство предназначено для студентов врачебных, фармацевтического и медико-биологического факультетов |
![]() | Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения... | ![]() | Ковалев А. Г. Соотношение психических процессов, состояний и свойств личности |
![]() | ... | ![]() | Методические указания по практическим занятиям подготовлены: доцентом кафедры «ЭиМ» Анищенко Н. В., ассистентом Париновой Е. А |
![]() | ... | ![]() | Методические указания к практическим занятиям составлены: доц. Барановым А. П., и обсуждены на заседании кафедры "Подъемно-транспортные... |