Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях Учебно-методический комплекс




НазваниеМетодика преподавания психологии в средних учебных заведениях Учебно-методический комплекс
страница1/16
Дата публикации18.08.2013
Размер2.82 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Межрегиональный открытый социальный институт



Игумнова Г.В.
Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях
Учебно-методический комплекс


            1. Йошкар-Ола

2012


УДК 371.3:159.9
ББК 88
И 28
Печатается по решению Ученого совета АНО ВПО МОСИ
Рецензенты:

Голованова Т.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии ФБГОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Швецов Н.М. доктор педагогических наук, профессор МОСИ


И 28 Игумнова Г.В. Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях: учебно-методический комплекс. - Йошкар-Ола, МОСИ-ООО «СТРИНГ», 2012.-190 с
В учебно - методическом комплексе представлены пояснительная записка к учебному курсу, учебно-тематический план, содержание лекций, темы семинарских занятий и заданий к ним, методические рекомендации, темы рефератов, тему курсовых и дипломных работ, тестовые задания, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Контенты лекций представлены частично из учебника Карандашева Н.В. Методика преподавания психологии.

УДК 371.3:159.9

ББК 88

©Игумнова Г.В,2012

©МОСИ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

4

Учебно-тематический план

8

Содержание курса

10

Контенты лекционных занятий

14

Планы практических занятий

140

Образовательные технологии

142

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

143

Вопросы к экзамену

167

Темы рефератов

169

Тесовые задания

170

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

183

Материально-техническое обеспечение дисциплины

190



^ Пояснительная записка
Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях – одна из обязательных дисциплин психологической подготовки в системе высшего профессионального психологического образования, которая включена в профессиональный цикл, в базовую (общепрофессиональную) часть структуры ООП бакалавриата Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300.62 «Психология».

^ Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины состоит в овладении студентами знаниями теоретических основ курса, содержания и структуры; в формировании готовности к практической преподавательской деятельности.

^ Задачи дисциплины:

  • подготовить преподавателя психологии к деятельности, направленной на реализацию государственного образовательного стандарта;

  • научить студентов проектировать, разрабатывать и проводить образовательные мероприятия, связанные с преподаванием (уроки, лекции, семинары, практические занятия, консультации);

  • научить использовать современные технологии для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;

  • подготовить к исследовательской работе по выявлению и разрешению проблем, связанных с преподаванием предметов психологического цикла; с воспитанием и развитием учащихся, с анализом общих и частных проблем преподавания;

  • сформировать у студентов гуманистические установки по отношению к субъектам педагогического процесса;

  • сформировать у студентов общие представления о сущности и специфике профессиональной деятельности: стиль педагогической деятельности, педагогические способности, стиль педагогического общения преподавателя психологии;

  • сформировать общие представления об образовательных технологиях;

  • помочь приобрести необходимый минимум профессиональной и психолого-педагогической культуры;

  • научить разбираться в специальной литературе;

  • обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков осуществления профессиональной психологической деятельности на основе знаний о принципах и закономерностях педагогического процесса.

Курс состоит из четырех разделов.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы психологического образования.

Раздел 2. Содержание психологического образования.

Раздел 3. Формы организации обучения психологии в средних учебных заведениях.

Раздел 4. Методы обучения психологии в средних учебных заведениях.

Раздел 5. Профессиональная деятельность преподавателя психологии.

При изучении дисциплины используются различные формы организации обучения студентов: лекции, семинарские и практические занятия, написание рефератов, внеаудиторная самостоятельная работа по заданиям, предложенным преподавателем.

В ходе изучения дисциплины используются следующие виды текущего контроля: выступления на семинарских занятиях, участие в обсуждении, выполнении заданий на практических занятиях, выполнение тестов, творческих работ и др. В качестве промежуточного контроля используются зачеты по предложенным вопросам, разработка и проведение различных видов занятий по психологии по предложенным темам и темам, выбранным самостоятельно с учетом предполагаемого места практики (щколы или учреждения среднего профессионального образования), подготовка докладов, презентаций и рефератов. Итоговой формой проверки знаний является экзамен. При допуске к экзамену учитывается: активность студента в подготовке заданий, предлагаемых для самостоятельной работы, подготовка к обсуждению вопросов на семинарских занятиях, качество выступлений, докладов; наличие разработанных конспектов учебных занятий для учащихся, наличие презентаций к учебным занятиям и др.

Курс рассчитан на 144 часа: аудиторных-72 часа, из них лекционных – 28 часов, семинарских – 44 часа; на самостоятельное изучение материала отводится 72 часа.

^ Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» (Б.3.) входит в блок общепрофессиональных дисциплин. Изложение материала предусматривает как изучение психолого-педагогических основ методики преподавания психологии в средних учебных заведениях, так и овладении современными технологиями обучения психологии.

Необходимыми условиями для освоения данной дисциплины являются: знания по общей психологии, возрастной психологии, педагогической психологии, педагогики, что является основой для дальнейшего изучения дисциплин специализации.

Осознание важности овладения психологическими знаниями стимулирует создание большого количества теоретических, научно-методических и практических разработок, касающихся обучения студентов основам методики преподавания психологии.

Многие из них направлены на развитие определенных качеств личности, формирование умений и навыков в области коммуникативной компетентности, развития эмпатии, целеполагания, умения конструировать учебные занятия, анализировать результаты своей деятельности.

Знание технологий преподавания психологии способствует формированию навыков конструктивного взаимодействия в ситуации педагогического профессионального общения, навыков психологической просветительской деятельности.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин «Педагогика» (Б.1), «Общая психология» (Б.3), «Психология развития и возрастная психология» (Б.3), «Педагогическая психология» (Б.3) и служит основой для прохождения практики (Б. 5) и успешной итоговой государственной аттестации (Б.6)

Современный психолог должен владеть технологиями эффективного взаимодействия, уметь анализировать педагогические ситуации, вести учебные занятия по психологии в средних учебных заведениях.

^ Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

    а) общекультурных (ОК):

  • способен и готов к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

  • способен и готов к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей.

    б) профессиональных (ПК):

  • способен и готов к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);

  • способен и готов к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

В результате освоения содержания дисциплины студент должен овладеть знаниями:

о сущности и специфике профессиональной психолого-педагогической деятельности;

о предмете, функциях методики преподавания психологии;

о формах и методах, средствах обучения;

о методах контроля в обучении психологии;

о планировании учебного процесса и подготовке преподавателя к занятиям по психологии;

о современных технологиях обучения;

Студенты должны овладеть первоначальными умениями и навыками:

  • осуществления профессиональной психологической и педагогической деятельности;

  • моделирования и конструирования педагогической деятельности (проведение лекций, семинаров, практических занятий, уроков) с учетом уровня обученности учащихся;

  • анализа своей педагогической деятельности.



учебно-тематический план

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы

(144 часа).





п/п


Раздел

Дисциплины


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости








Всего

Лекции

Семинары

(Практиче

ские)

Самосто

ятельная

работа




1

Методика преподавания психологии как учебный предмет в профессиональной подготовке психолога

6

2




4

Устный опрос

2

Психолого-педагогические основы методики преподавания психологии

6

2




4

Устный опрос

3

Дидактические основы методики преподавания психологии

6

2




4

тестирование

4

Содержание и структурирование учебного курса

«Психология»

16

2

6

8

Устный опрос

5

Организационные формы в обучении психологии

16

2
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Восток в мировой политике»
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла магистрантам...

Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях Учебно-методический комплекс iconРабочая учебная программа дисциплины «Информационное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция». Он включает...

Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях Учебно-методический комплекс iconУчебное пособие частично основано на изданных в 1992 г. «Методических...
Учебно-методическим объединением высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому...

Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс «История экономических учений и управленческой мысли»
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры экономики и финансов. Протокол № от

Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс удк 342 ббк
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов государственно-правовой специализации

Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по курсу «прогнозирование и планирование экономики»
Учебно-методический комплекс подготовили: доцент, к э н. Трушин Ю. М., ассистент Гаркавая В. Г

Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «цены и ценообразование»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры налогов и таможенного дела (протокол №3 от 18 октября 2010...

Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория»
Учебно-методический комплекс предназначен для самостоятельной работы студентов экономического факультета дневной формы обучения

Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм»
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления

Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс институты
Техника транспорта, обслуживание и ремонт: учебно-методический комплекс / сост. Л. Л. Зотов, С. Е. Иванов. Спб.: Изд-во сзту, 2009....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов