Психология Общая психология




НазваниеПсихология Общая психология
страница1/5
Дата публикации20.12.2013
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5

  1. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.


Само слово «психология» произошло от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (слово, учение, наука).

Психологияэто наука о внутреннем мире человека, об уникальном неповторимом складе его душевной жизни, о проявлении его личности.

Предмет психологии основные закономерности развития и функционирования психики вообще и психической жизни конкретного человека в частности.

Объект психологии – сфера психической жизни человека.

Основными задачами психологии являются:

  • научиться понимать сущность психических явлений, особенности окружающих нас людей, закономерности, проявляющиеся в общении с ними, смысл собственной жизни и возможные пути совершенствования себя;

  • использовать полученные знания с целью улучшения своей деятельности в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья и личного совершенствования.

Современная психология имеет сложную структуру, предмет и объект ее исследования расширяется. В настоящее время психология изучает не только психику как феномен и психическую жизнь человека, но и психологические закономерности социальной жизни общностей людей. Ее структура выглядит следующим образом:

Психология

^

Общая психология


Изучает основные закономерности развития и функционирования психики.

Психология ощущений

Психология восприятия

Психология внимания

Психология памяти

Психология мышления

Психология речи

Психология эмоций

Психология воли
^

Социальная психология


Изучает закономерности развития человека, как части общества, и взаимодействия его с другим человеком или группой людей, или групп между собой

Психология личности

Психология общения

Психология малых групп

Психология масс и массовидных явлений психики

Этнопсихология

Психология конфликта

Психология семейных отношений
^

Отраслевая психология


Обеспечивает максимальную эффективность работы человека в различных отраслях практической деятельности

Медицинская психология

Клиническая психология

Педагогическая психология

Юридическая психология

Военная психология

Психология торговли

Психология спорта

Психология искусства

Психология творчества

Практическая психология и психотерапия


^ Методы психологии

  1. Наблюдение. Клиент находится в определенных условиях совершая определенный вид деятельности. Психолог, не меняя условий деятельности, фиксирует акты поведения клиента, а потом их интерпретирует (объясняет).

  2. Эксперимент. Клиент находится в определенных условиях, совершая определенный вид деятельности. Психолог намеренно изменяет условия деятельности и фиксирует, какие изменения и каким образом повлияли на ход работы.

  3. Беседа. Психолог устно или письменно получает от клиента сведения. В устном варианте это может быть свободная беседа, когда клиент сам рассказывает то, что считает наиболее важным, или интервью, когда клиент отвечает на вопросы психолога. В письменном виде опрос называется анкетированием.

  4. Тесты. Это специальные задания, которые фиксируют уровень развития изучаемых качеств клиента. Стандартизированные тесты часто дают одинаковые результаты у разных людей, из-за неискренности, или из-за неосознанного желания выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Поэтому психологи применяют батареи тестов (то есть определенный набор заданий, в которых ответы клиента можно перекрестно перепроверить).

  5. Анализ продуктов деятельности (рисунков, сочинений, выполненных заданий). Позволяет получить объективные данные о психических способностях и качествах человека.


^ Связь психологии с другими науками

Психология относится к разряду гуманитарных наук, т.е. наук о человеке (humanus (лат.) – человек). Тем не менее, исторически сложилось так, что в современной психологии применяются не только гуманитарные, но и естественно-научные методы исследования Например, изучение эмоций предполагает измерение биотоков мозга, разницу потенциалов кожно-гальванических реакций и т.д. Поэтому современная психология имеет обширные связи как с гуманитарными, так с естественно-научными и техническими дисциплинами. При решении фундаментальных проблем психологии важны следующие связи:


Дисциплина

Область связи с психологией

Философия

Наиболее общие закономерности познания, понимание природы человека и смысла его жизни, особенности понимания другого человека, закономерности социального развития и др.

Педагогика

Психологические особенности обучения и воспитания, возрастные закономерности психического развития и проявления личностных качеств

Социология

Психологические особенности социальных общностей, их влияние на социальный прогресс

Естественные науки

Структура и функции структур центральной и периферической нервной системы, лежащих в основе психической деятельности

Кибернетика

Процессы саморегуляции поведения и деятельности человека


Решение прикладных проблем психологии связывает ее с теми отраслями человеческой деятельности, которые влияют на возникшие проблемы. Например, связь психологии и медицины прослеживается в случае, когда изменение психического состояния больного человека требует рассмотрения клинических симптомов заболевания и их влияния на психику человека. Менеджмент организации невозможен без установления взаимосвязи с социальной психологией и пониманием групповой динамики, процессов выдвижения лидеров в группе и т.д. В спорте важно понимать, как происходит волевая регуляция поведения человека. И так далее.

  1. ^ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.
I этап. Психология как наука о душе.

Свое начало психология берет из древнегреческой философии, с момента выхода в свет трактата Аристотеля «О душе». В нем впервые прозвучала проблема необходимости различать науку о жизни телесной (физиологию) и жизни душевной (психологию), для каждой из которой существуют свои законы. В Древней Греции душа человека понималась как некая материальная субстанция, имеющая водную, огненную или воздушную природу.

В дальнейшем этот этап связан с развитием христианского мировоззрения. Предмет психологии – душа – понималась идеалистически. Согласно христианской антропологии, душа человека - необъяснимая нематериальная сила, которая является первопричиной всех (и телесных, и психических) процессов. Смысл существования человека – в течение земной жизни следовать высшим нравственным законам, раскрывая в себе образ Божий, достигать совершенства, а с ним и бессмертия.

Значение первого этапа.

1.Развитие учения о душе позволило выделить ее структуру, которая сохранилась в психологии до наших дней, изменив только названия сфер психики.

Христианство

Современная психология

Ум

Познавательная сфера

Чувства

Эмоциональная сфера

Воля

Действенно-волевая сфера


2.Христианство привнесло в психологию понятие личности, ставшее основной интегративной характеристикой человека в современной науке. В христианской антропологии личность человека – это не абстрактная сфера, не качество и не свойство человека. О личности невозможно спрашивать "что такое?". Личность – это внутренняя духовная сущность человека, это образ Божий, о котором можно говорить "кто". Она уникальна и неповторима, она индивидуальна для каждого человека и не может "передаваться" другому или "вселяться" в кого-нибудь. Личность изначально дана человеку, и в процессе его жизни может постепенно раскрываться, проявляться в нем. Насколько полно она проявится, зависит от усилий, прилагаемых человеком.

II этап. Психология как наука о сознании.

С начала XVII века в связи с развитием естественных наук (физика, химия, астрономия, биология и т.д.) и окрепшим причинным мировоззрением понятие души было исключено из науки. В этот период проходило изучение явлений сознания (ощущений, восприятия, мышления). Основным методом являлось самонаблюдение и самоописание фактов психической жизни человека.

Значение II этапа.

  1. От философских методов рассуждения психология переходит к методам исследования человеческой психики.

III этап. Психология как наука о поведении

Начинается в конце XIX - начале XX века. Формирование эволюционных взглядов на развитие человека привело к пониманию психики и сознания как продукта деятельности головного мозга. Психика существует при наличии живого организма, с его смертью она прекращает свое существование. В изучении психики человека действительным можно считать только тот факт, который поддается наблюдению через органы чувств и может быть описан в физических терминах. Задачей психологии становится описание объективных данных (тех, что могут быть зафиксированы внешним наблюдателем и подтверждены в эксперименте).

В 1879г в Лейпциге В.Вундт и в России В.М.Бехтерев открыли первые в мире экспериментальные психологические лаборатории.


  1. В изучение внутреннего мира человека были привнесены научные принципы:

  • объективность исследований;

  • проверяемость результатов;

  • независимость от мировоззрения исследователя;

  • независимость от личности исследователя.

Однако при этом были утрачены и понятие личности, и понимание смысла ее существования.

  1. С момента образования психологических лабораторий психология выделяется из философии, и становится самостоятельной наукой.


IV этап Кризис психологии

XX век стал веком мировых и локальных войн, социальных преобразований и бурного развития научно-технического прогресса. Человек, вырванный из привычного и неторопливого течения времени, оказался среди множества других людей и событий. Среди мощного потока информации он искал ответ на главный вопрос: для чего все это происходит? Зачем вообще человек живет? Чем можно объяснить отклонения в его поведении? Как можно повлиять на восстановление его психического здоровья и душевного благополучия? Психология вновь пришла к необходимости обратиться к личности человека. Психология начинает развиваться по многим направлениям, каждое из которых в поисках личности отстаивает свою правоту и не признает мнений других.

  1. Бихевиоризм (от английского «behavior» – поведение). Новорожденный человек, согласно воззрениям бихевиористов, подобен чистой доске. С помощью системы условных рефлексов из него можно воспитать того, кто нужен обществу, как это делается в случае дрессировки животных. Главное условие – подкреплять «правильные» формы поведения и наказывать «неправильные». Несмотря на относительную негуманность поведенческого подхода, его методы используются в педагогике (например, при лишении нерадивых студентов академической стипендии), а также в психологических тренингах.

  2. Психоанализ (основатель – З.Фрейд). Если следовать психоаналитической концепции, человек – антисоциальное существо. Его психикой управляют бессознательные инстинкты (половой, пищевой, самосохранения). Человек движется по пути к собственному удовольствию, достигаемому в результате удовлетворения инстинктов. Ограничения, накладываемые на удовлетворение потребностей со стороны общества (путем установления социальных норм и правил) неотвратимо приводит к неврозам. Если следовать логике психоанализа, человек стоит перед выбором: быть больным человеком или здоровым животным.

  3. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Это направление было создано специалистами по кибернетике, что обусловило своеобразное представление о природе человека. Символически в НЛП человек рассматривается как сложно запрограммированный компьютер: если у клиента проблемы, его надо «перепрограммировать», «перекодировать».

  4. Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс). Согласно гуманистической психологии природа человека всегда позитивна: человек обладает свободой воли, спонтанностью и творческой силой, он стремится к самореализации. Влияние общества носит отрицательный оттенок, являясь насилием над личностью. Человека надо принимать таким, какой он есть, не пытаясь его изменять, воспитывать и перевоспитывать. Это самый привлекательный для современного человека, но и самый уязвимый принцип. Как вы думаете, почему?

  5. Логотерапия (В.Франкл). Для человека как духовного существа огромное значение имеет смысловое наполнение его жизни. Утрата смысла жизни может привести к возникновению психологического неблагополучия и даже стать причиной тяжелых психических и телесных заболеваний (вплоть до онкологических). Какими бы тяжелыми ни были обстоятельства жизни, их осмысление позволяет человеку не просто физиологически выжить, но стать еще более мудрым и человечным, чем до возникновения этих обстоятельств. По мнению В.Франкла, «если человеку есть для чего жить, он может вынести любое как».

В современной психологии и психотерапии существует ряд других направлений, которые тоже пытаются объяснять и решать психологические проблемы современного человека. Но единого подхода в этом вопросе так и не найдено.


  1. ^ ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.
Когда мы говорим о биологических факторах, влияющих на психологию человека, обращаемся к человеку как индивиду.

Человек – это живое существо с его биологическими свойствами, психологическими, социальными и духовными качествами.

Индивидэто человек как представитель биологического рода Homo sapiens.

Индивидными свойствами человека являются возрастные, половые особенности психики, особенности, связанные со строением и функционированием нервной системы (темперамент).

Субъект – это человек как активный деятель, способный ставить цели, выбирать средства и способы их достижения, проявлять свое волеизъявление, добиваясь поставленных целей. Фактически в психологии под словом «субъектность» человека понимают его способность быть автором собственной судьбы, принимающим решения и несущим за них ответственность.

И
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология Общая психология iconПетровский А. В. Общая психология
Общая психология: Учеб для студентов пед ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., доп и перераб. М., 1976. 479 с

Психология Общая психология iconОбщая психология
Курс лекций написан в соответствии с учебной программой дисциплины "Общая психология" для студентов отделения психологии бгу с учетом...

Психология Общая психология iconУчебно-методический комплекс по курсу «Общая психология» составлен...
Выписка из государственного общеобразовательного стандарта по курсу «общая психология»

Психология Общая психология iconТест №1 по дисциплине «Общая психология» Психология как самостоятельная наука оформилась
Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена

Психология Общая психология iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психология»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология». раздел 1 «Общая и социальная психология»

Психология Общая психология iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ по дисциплине «Общая психология»
Забарин А. В., Лелебин С. П. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по дисциплине «Общая психология»: Учебно-методическое...

Психология Общая психология iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология»
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...

Психология Общая психология iconИнтегральная психология
У36 Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия / К. Уилбер; Пер с англ под ред. А. Киселева. — М: ООО «Издательство...

Психология Общая психология iconЗакономерности
Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1 возрастная психология; 2 психология развития;...

Психология Общая психология iconЗакон неопределенности отклика. Другая его формулировка закон зависимости...
«психология труда» психология трудовой деятельности, профессиональный отбор, проф. Ориентация, безопасность труда, режимы труда и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов