Скачать 104.73 Kb.
|
Программа практики студентов 3 курса , обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 Психолого-педагогическое образование профиль «Психология и педагогика начального образования» Форма проведения практики (педагогическая) Сроки проведения практики: 3 курс, 5 семестр (3 недели) Содержание практики и задания 1. Ознакомление с общеобразовательным учреждением, с системой учебно-воспитательной работы школы и особенностями организации обучения в начальных классах. 2. Знакомство с учащимися и учителем начальных классов. 3. Составление плана практики. 4. Знакомство с должностными обязанностями учителя начальных классов, с документацией, которую он ведет. 5. Знакомство с системой начального образования, реализуемой в данном классе, и учебно-методическим комплексом (учебниками по разным учебным предметам, пособиями и др.). 6. Изучение системы планирования учебно-воспитательной работы в классе. 7. Оказание помощи учителю в организации детей, в подготовке к урокам, в оформлении классной комнаты, в изготовлении наглядных пособий, дидактических материалов и др. Разработка и проведение уроков, внеклассного мероприятия, родительского собрания. 8. Оформление и самостоятельное ведение школьной документации (классного журнала, дневников учащихся); проверка тетрадей и др. 9. Ведение дневника педпрактики 10. Участие в работе педагогического совета школы, методического объединения учителей начальных классов, в мероприятиях, проводимых в школе (семинары на базе школы, посещение открытых уроков и др.). Задания: 1. Изучить учебно-воспитательную работу в классе:
Результаты изучения отразить в дневнике. 2. Планирование и конструирование уроков в начальной школе. Определение целей, задач, отбор содержания учебного материала, выбор форм, методов и методических приемов, средств обучения в процессе подготовки уроков различных типов. Разработка подробных конспектов уроков. 2. Самостоятельное проведение уроков по 4 различным учебным предметам в присутствии учителя-руководителя практики 4. Проведение внеклассное воспитательного мероприятия (по предмету или внепредметное) в присутствии учителя-руководителя практики. 5. Подготовка и проведение родительского собрания в присутствии учителя-руководителя практики. 6. Проведение психологического исследования на тему «Психологическое изучение и составление психолого-педагогической характеристики классного коллектива». ^ Тема: Психологическое изучение и составление психолого-педагогической характеристики классного коллектива. Объект исследования: Класс учащихся начальной школы. Цель: исследование межличностных отношений в классном коллективе. Задачи:
Этапы работы:
Методы исследования:
Методические рекомендации Содержание задания базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курсов «Психология развития» и «Социальная психология», которые дают представление студентам о социуме и взаимоотношениях в нем, движущих силах его развития и влиянии на формирование личности, особенностях межличностного общения в подростковом возрасте. Центральное звено данной практики – изучение влияния группового и межличностного взаимодействия на формирование отношений в классе. Учебная работа студентов предполагает проведение целенаправленного изучения межгрупповых и межличностных отношений в классе. Отчет может быть оформлен в произвольной форме. Но он должен отражать весь комплекс вопросов, изученных и отработанных студентом за период практики. А именно:
Дать характеристику официальной структуры класса. Провести социометрический эксперимент, построить социоматрицу и социограмму. Дать характеристику статусных положений учеников данного класса («Звезды», «Предпочитаемые», «Принятые», «Непринятые», «Пренебрегаемые»). Показать дифференциацию класса на группы учеников, занимающих разное место в системе личных взаимоотношений. Особое внимание обратить на лидеров и изолированных детей. Показать лидера (лидеров) данного класса, его направленность, отношения лидера с членами своей группы, отношения лидеров друг с другом, совпадает ли реальный и формальный лидер. Определить причины неблагоприятного положения ученика в данном классе. Определить коэффициент благополучия взаимоотношений и индекс изолированности. Есть ли связь между положением ученика в системе личных взаимоотношений и его успеваемостью. Охарактеризовать групповую структуру (центрирование или децентрирование), выявить количество подгрупп и их взаимосвязи.
Пользуясь данными, полученными в ходе проведения социометрии, описать уровень развития группы как коллектива. С подростками для этой цели можно провести методику СПСК (социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива), построить социально-психологический рельеф группы как коллектива. 7. Охарактеризовать эмоционально-волевую сферу класса: Охарактеризовать отношения между юношами и девушками. На основе наблюдения и данных социометрии определить, насколько общими являются взаимоотношения юношей и девушек; кто чаще выбирает противоположный пол; существует ли боязнь юношей обнаружить свою симпатию к девушке, и наоборот, и т.д. Связать полученные данные с возрастными особенностями подростков.
В конце отчета обязательно прилагаются исследовательские и диагностические материалы. Критерии оценки качества выполнения задания:
Литература для подготовки к исследованию и его выполнению:
Формы отчетности и итоговая аттестация 1. Дневник педагогической практики. 2. Конспекты проведенных зачетных мероприятий с отметкой и педагога (4 урока, внеклассное мероприятие, родительское собрание). 4. Отчет о прохождении педагогической практики (бланк). ^ По итогам педагогической практики студент получает дифференцированную оценку. Оценка выставляется на основании оценки, полученной в ДОУ и предоставленной отчетной документации. ^ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ Вся документация сдается в папке. Каждый вид документа (в том числе каждый конспект урока или внеклассного занятия) оформляется в напечатанном виде. В дневнике оформляется следующее: 1. Сведения об образовательном учреждении (школе): его полное название, адрес, телефон. 2. Сведения об учителе начальных классов: Ф. И. О.; педагогический стаж; стаж работы; образование (какое учебное заведение закончил, в каком году, по какой специальности); квалификационная категория, звание (если есть) и др. 3. Система или модель начального образования, реализуемая в данном классе (или учебно-методический комплект, используемый учителем). 4. Список класса. 5. Расписание звонков и уроков. 6. Содержание наблюдений. На левой странице дневника оформляются результаты наблюдений студента за деятельностью учителя (проведение уроков, внеклассных занятий, различных форм работы с родителями учащихся и др.) и анализ ее эффективности. Рекомендуется следующая форма выполнения записей:
Во второй колонке записывается, какой вид деятельности выполнял педагог, например: а) урок (указывается учебный предмет и тема урока); б) классный час (указывается тема); в) родительское собрание и т.п. В третьей колонке записываются наиболее ценные методические приемы, формы осуществления деятельности, которые использовал учитель. В четвертой колонке выполняется анализ эффективности проведенных учителем уроков, внеурочных занятий и т.п. 7. Содержание деятельности студента. На правой странице дневника ежедневно записываются все виды активной деятельности, осуществляемой студентом в период педпрактики. Рекомендуется следующая форма выполнения записей:
Во второй колонке записываются все виды активной деятельности студента с кратким описанием их содержания: а) уроки (с указанием учебного предмета и темы урока); б) внеурочная деятельность: проведение внеклассных занятий (с указанием формы работы и темы занятия), исследовательской деятельности, организация активных перемен; в) работа с родителями учащихся и.т.п. В третьей колонке студент записывает результаты анализа (уроков, внеклассных занятий и др.), проведенного учителем, или выполняет самоанализ. В четвертой колонке учитель делает отметку о зачете (на первой практике) или выставляет оценки за все проведенные студентом уроки и внеклассные занятия (на второй практике). 8. Анализ особенностей индивидуального стиля деятельности учителя. 9. Педагогическое сочинение. Изложение в свободной форме своих впечатлений о практике, анализ собственной деятельности в период практики. Делаются выводы о результатах практики, о том, какую пользу она принесла, какую роль сыграла в профессиональном становлении и др. Схема оформления конспекта урока 1. Титульный лист. 2. Краткая характеристика класса, включающая общие сведения о классе, описание уровня развития и уровня обученности по предмету. 3. Цели и задачи урока. 4. Оборудование урока. 5. План урока с хронометражем. 6. Ход урока. 7. Выводы по уроку, анализ его эффективности. 8. Отметка и качественный анализ педагога. Схема оформления конспекта коллективного творческого дела (или внеклассного занятия, классного часа) 1. Титульный лист. 2. Особенности класса (уровень воспитанности детей, степень сформированности коллектива и т.п.). 3. Педагогические цели КТД (внеклассного занятия, классного часа) 4. Оборудование. 5. Описание содержания и особенностей проведения основных этапов КТД (внеклассного занятия, классного часа). 6. Анализ эффективности проведения КТД (внеклассного занятия, классного часа). 7. Использованная литература. 8. Отметка и качественный анализ педагога. |
![]() | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование... | ![]() | Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Вступительные экзамены проводятся с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре по направлению «050400 – Психолого-педагогическое... |
![]() | «22» марта 2010 г и учебным планом сф пгу имени М. В. Ломоносова для очной формы обучения от «28» декабря 2010 г | ![]() | Рассмотрено на заседании кафедры художественного образования, протокол №7 от 02. 03. 2010 г |
![]() | Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профили «История» «Обществознание» | ![]() | Основная цель производственной практики — формирование профессиональной компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки... |
![]() | Основной целью научно-исследовательской практики является ознакомление студентов с особенностями и задачами будущей профессиональной... | ![]() | Допущено Учебно-методическим объединением Министерства образования и науки РФ по направлениям педагогического образования в качестве... |