Программа практики студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 Психолого-педагогическое образование




Скачать 104.73 Kb.
НазваниеПрограмма практики студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 Психолого-педагогическое образование
Дата публикации29.12.2013
Размер104.73 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Психология > Программа
Программа практики

студентов 3 курса , обучающихся по направлению

подготовки бакалавриата 050400 Психолого-педагогическое образование

профиль «Психология и педагогика начального образования»
Форма проведения практики (педагогическая)

Сроки проведения практики: 3 курс, 5 семестр (3 недели)
Содержание практики и задания

1. Ознакомление с общеобразовательным учреждением, с системой учебно-воспитательной работы школы и особенностями организации обучения в начальных классах.

2. Знакомство с учащимися и учителем начальных классов.

3. Составление плана практики.

4. Знакомство с должностными обязанностями учителя начальных классов, с документацией, которую он ведет.

5. Знакомство с системой начального образования, реализуемой в данном классе, и учебно-методическим комплексом (учебниками по разным учебным предметам, пособиями и др.).

6. Изучение системы планирования учебно-воспитательной работы в классе.

7. Оказание помощи учителю в организации детей, в подготовке к урокам, в оформлении классной комнаты, в изготовлении наглядных пособий, дидактических материалов и др.

Разработка и проведение уроков, внеклассного мероприятия, родительского собрания.

8. Оформление и самостоятельное ведение школьной документации (классного журнала, дневников учащихся); проверка тетрадей и др.

9. Ведение дневника педпрактики

10. Участие в работе педагогического совета школы, методического объединения учителей начальных классов, в мероприятиях, проводимых в школе (семинары на базе школы, посещение открытых уроков и др.).
Задания:

1. Изучить учебно-воспитательную работу в классе:

  • познакомиться с учебными программами, учебниками и методической литературой по всем учебным предметам того класса, в котором будет проводиться практика;

  • изучить функциональные обязанности, основные направления деятельности и документацию классного руководителя;

  • изучить календарно-тематический план и план воспитательной работы учителя и составить на период педагогической практики индивидуальный календарный план работы;

  • изучить состояние материальной базы кабинета (ТСО, наглядные пособия, дидактический материал)

Результаты изучения отразить в дневнике.
2. Планирование и конструирование уроков в начальной школе. Определение целей, задач, отбор содержания учебного материала, выбор форм, методов и методических приемов, средств обучения в процессе подготовки уроков различных типов. Разработка подробных конспектов уроков.
2. Самостоятельное проведение уроков по 4 различным учебным предметам в присутствии учителя-руководителя практики
4. Проведение внеклассное воспитательного мероприятия (по предмету или внепредметное) в присутствии учителя-руководителя практики.
5. Подготовка и проведение родительского собрания в присутствии учителя-руководителя практики.
6. Проведение психологического исследования на тему «Психологическое изучение и составление психолого-педагогической характеристики классного коллектива».
^

Задание по психологии


Тема: Психологическое изучение и составление психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

Объект исследования: Класс учащихся начальной школы.

Цель: исследование межличностных отношений в классном коллективе.

Задачи:

    • изучение проявления взаимоотношений в классном коллективе;

    • развитие навыков эмпатийного взаимодействия с учащимися;

    • освоение психодиагностических умений;

    • обобщение знаний, полученных в ходе индивидуальной исследовательской работы – составление психолого-педагогическую характеристику классного коллектива, на основе которой в дальнейшем можно планировать воспитательные мероприятия;

    • формирование профессиональной позиции педагога – развитие умения объективно оценивать собственные действия в осваиваемой профессионально-педагогической деятельности.

Этапы работы:

  1. Ведение наблюдения за учащимися в учебно-воспитательном процессе.

  2. Изучение классного коллектива с помощью разнообразных методов исследования.

  3. Обработка полученных эмпирических материалов.

  4. Рефлексивный анализ собственной деятельности (качество выполнения задания, впечатления от его выполнения, собственное отношение к заданию в целом, впечатления о практике и т.д.).

  5. Оформление и предоставление отчета о проделанной работе вместе с выводами и рекомендациями.

Методы исследования:

    • наблюдение за общением и поведением учащихся;

    • тестирование (использование следующих диагностических методик: «Социометрия» Я.Л. Морено; карта – схема для определения психологического климата в коллективе Л.Н. Лутошкина; ЦОЕ; методика Сишора для определения индекса групповой сплоченности);

    • беседа и другие вспомогательные методы.

Методические рекомендации

Содержание задания базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курсов «Психология развития» и «Социальная психология», которые дают представление студентам о социуме и взаимоотношениях в нем, движущих силах его развития и влиянии на формирование личности, особенностях межличностного общения в подростковом возрасте. Центральное звено данной практики – изучение влияния группового и межличностного взаимодействия на формирование отношений в классе. Учебная работа студентов предполагает проведение целенаправленного изучения межгрупповых и межличностных отношений в классе.

Отчет может быть оформлен в произвольной форме. Но он должен отражать весь комплекс вопросов, изученных и отработанных студентом за период практики. А именно:

  1. Общие сведения о классе (количество учащихся, половозрастной состав и другие сведения, важные с точки зрения студента - практиканта).

  2. История формирования коллектива.

  3. Охарактеризовать взаимоотношения, возникающие в учебной деятельности: успеваемость, поведение на уроке, общение, взаимопомощь, уровень умственного развития, ведущие мотивы учения (на основе наблюдения, беседы, работы со школьной документацией).

  4. Описать психологический климат в коллективе: наблюдая за данным классом, заполнить карту – схему Л.Н. Лутошкина для общей оценки основных проявлений психологического климата. Определить коэффициент взаимности и коэффициент удовлетворенности (по результатам социометрии), которые также помогут охарактеризовать психологический климат, эмоциональное благополучие учеников в данном классе.

  5. Охарактеризовать межличностные отношения в коллективе:

Дать характеристику официальной структуры класса. Провести социометрический эксперимент, построить социоматрицу и социограмму.

Дать характеристику статусных положений учеников данного класса («Звезды», «Предпочитаемые», «Принятые», «Непринятые», «Пренебрегаемые»). Показать дифференциацию класса на группы учеников, занимающих разное место в системе личных взаимоотношений. Особое внимание обратить на лидеров и изолированных детей. Показать лидера (лидеров) данного класса, его направленность, отношения лидера с членами своей группы, отношения лидеров друг с другом, совпадает ли реальный и формальный лидер.

Определить причины неблагоприятного положения ученика в данном классе.

Определить коэффициент благополучия взаимоотношений и индекс изолированности.

Есть ли связь между положением ученика в системе личных взаимоотношений и его успеваемостью.

Охарактеризовать групповую структуру (центрирование или децентрирование), выявить количество подгрупп и их взаимосвязи.

  1. Определить уровень развития группы как коллектива:

Пользуясь данными, полученными в ходе проведения социометрии, описать уровень развития группы как коллектива. С подростками для этой цели можно провести методику СПСК (социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива), построить социально-психологический рельеф группы как коллектива.

7. Охарактеризовать эмоционально-волевую сферу класса:

Охарактеризовать отношения между юношами и девушками.

На основе наблюдения и данных социометрии определить, насколько общими являются взаимоотношения юношей и девушек; кто чаще выбирает противоположный пол; существует ли боязнь юношей обнаружить свою симпатию к девушке, и наоборот, и т.д. Связать полученные данные с возрастными особенностями подростков.

  1. Охарактеризовать жизнь коллектива вне учебных занятий, показать связь родителей с жизнью класса.

  2. Охарактеризовать личностные и профессиональные качества классного руководителя, его способы управления коллективом.

  3. Описать статус, достижения, особенности класса в масштабе школы, его участие в общественной жизни школы.

  4. Дать характеристику конфликтов среди учащихся, описать их психологическую природу, способы разрешения.

  5. На основе проведенного исследования сделать окончательный вывод об особенностях межличностных отношений в данном классе.

  6. Разработать психологически грамотные педагогические рекомендации (прежде всего, классному руководителю), определить тематику воспитательных мероприятий, направленных на разрешение выявленных проблем, и т.д.

  7. Провести анализ собственной деятельности: описать чувства, эмоции, которые возникли как при выполнении задания по психологии, так и во время всей практики в целом, проанализировать возникшие затруднения и возможные способы их преодоления.

В конце отчета обязательно прилагаются исследовательские и диагностические материалы.
Критерии оценки качества выполнения задания:

  1. Наличие в характеристике фактического материала (обоснованность гипотез результатами наблюдений, фактами, событиями школьной жизни, общением и поведения учеников, опыта общения с ними и т.д.).

  2. Логичность, доказательность рассуждений о классном коллективе.

  3. Психологическая аргументация выводов.

  4. Раскрытие своеобразия, неповторимости данного класса учащихся.

  5. Психологическая содержательность педагогических рекомендаций (усмотрение проблемы в межличностных отношениях, развертывание ее решения и т.д.).

  6. Грамотное оформление отчета.

  7. Своевременное предоставление отчета.

Литература для подготовки к исследованию и его выполнению:

  1. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. Книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М., 1988.

  2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика. - М., 2001.

  3. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – Т. 2. - М., 2003.

  4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.



Формы отчетности и итоговая аттестация

1. Дневник педагогической практики.

2. Конспекты проведенных зачетных мероприятий с отметкой и педагога (4 урока, внеклассное мероприятие, родительское собрание).

4. Отчет о прохождении педагогической практики (бланк).
^ Итоговая аттестация.

По итогам педагогической практики студент получает дифференцированную оценку. Оценка выставляется на основании оценки, полученной в ДОУ и предоставленной отчетной документации.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Вся документация сдается в папке. Каждый вид документа (в том числе каждый конспект урока или внеклассного занятия) оформляется в напечатанном виде.

В дневнике оформляется следующее:

1. Сведения об образовательном учреждении (школе): его полное название, адрес, телефон.

2. Сведения об учителе начальных классов: Ф. И. О.; педагогический стаж; стаж работы; образование (какое учебное заведение закончил, в каком году, по какой специальности); квалификационная категория, звание (если есть) и др.

3. Система или модель начального образования, реализуемая в данном классе (или учебно-методический комплект, используемый учителем).

4. Список класса.

5. Расписание звонков и уроков.

6. Содержание наблюдений.

На левой странице дневника оформляются результаты наблюдений студента за деятельностью учителя (проведение уроков, внеклассных занятий, различных форм работы с родителями учащихся и др.) и анализ ее эффективности.

Рекомендуется следующая форма выполнения записей:

Дата

Вид деятельности


"Методическая

копилка"

Анализ

эффективности

1

2

3

5

Во второй колонке записывается, какой вид деятельности выполнял педагог, например:

а) урок (указывается учебный предмет и тема урока);

б) классный час (указывается тема);

в) родительское собрание и т.п.

В третьей колонке записываются наиболее ценные методические приемы, формы осуществления деятельности, которые использовал учитель. В четвертой колонке выполняется анализ эффективности проведенных учителем уроков, внеурочных занятий и т.п.

7. Содержание деятельности студента.

На правой странице дневника ежедневно записываются все виды активной деятельности, осуществляемой студентом в период педпрактики.

Рекомендуется следующая форма выполнения записей:

Дата

Вид деятельности

Анализ или самоанализ

Оценка

1

2

3

4

Во второй колонке записываются все виды активной деятельности студента с кратким описанием их содержания:

а) уроки (с указанием учебного предмета и темы урока);

б) внеурочная деятельность: проведение внеклассных занятий (с указанием формы работы и темы занятия), исследовательской деятельности, организация активных перемен;

в) работа с родителями учащихся и.т.п.

В третьей колонке студент записывает результаты анализа (уроков, внеклассных занятий и др.), проведенного учителем, или выполняет самоанализ.

В четвертой колонке учитель делает отметку о зачете (на первой практике) или выставляет оценки за все проведенные студентом уроки и внеклассные занятия (на второй практике).

8. Анализ особенностей индивидуального стиля деятельности учителя.

9. Педагогическое сочинение.

Изложение в свободной форме своих впечатлений о практике, анализ собственной деятельности в период практики. Делаются выводы о результатах практики, о том, какую пользу она принесла, какую роль сыграла в профессиональном становлении и др.
Схема оформления конспекта урока

1. Титульный лист.

2. Краткая характеристика класса, включающая общие сведения о классе, описание уровня развития и уровня обученности по предмету.

3. Цели и задачи урока.

4. Оборудование урока.

5. План урока с хронометражем.

6. Ход урока.

7. Выводы по уроку, анализ его эффективности.

8. Отметка и качественный анализ педагога.
Схема оформления конспекта коллективного творческого дела

(или внеклассного занятия, классного часа)

1. Титульный лист.

2. Особенности класса (уровень воспитанности детей, степень сформированности коллектива и т.п.).

3. Педагогические цели КТД (внеклассного занятия, классного часа)

4. Оборудование.

5. Описание содержания и особенностей проведения основных этапов КТД (внеклассного занятия, классного часа).

6. Анализ эффективности проведения КТД (внеклассного занятия, классного часа).

7. Использованная литература.

8. Отметка и качественный анализ педагога.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа практики студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 Психолого-педагогическое образование iconМинобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование...

Программа практики студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 Психолого-педагогическое образование iconРабочая программа дисциплины «Практика в школе»
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы...

Программа практики студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 Психолого-педагогическое образование iconПрограмма итогового государственного экзамена по направлению 050400....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа практики студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 Психолого-педагогическое образование iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру «педагогика и психология»
Вступительные экзамены проводятся с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре по направлению «050400 – Психолого-педагогическое...

Программа практики студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 Психолого-педагогическое образование iconРабочая программа учебной дисциплины общая и экспериментальная психология...
«22» марта 2010 г и учебным планом сф пгу имени М. В. Ломоносова для очной формы обучения от «28» декабря 2010 г

Программа практики студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 Психолого-педагогическое образование iconМетодические рекомендации по выполнению заданий практики Учебно-методическое...
Рассмотрено на заседании кафедры художественного образования, протокол №7 от 02. 03. 2010 г

Программа практики студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 Психолого-педагогическое образование iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профили «История» «Обществознание»

Программа практики студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 Психолого-педагогическое образование iconПрограмма производственной практики по издательскому делу Для обучающихся...
Основная цель производственной практики — формирование профессиональной компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Программа практики студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 Психолого-педагогическое образование iconПрограмма научно-исследовательской практики для студентов, обучающихся по направлению
Основной целью научно-исследовательской практики является ознакомление студентов с особенностями и задачами будущей профессиональной...

Программа практики студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 Психолого-педагогическое образование iconУчебное пособие соответствует содержанию программы курса «История нового времени»
Допущено Учебно-методическим объединением Министерства образования и науки РФ по направлениям педагогического образования в качестве...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов