Скачать 321.17 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» филиал в г. Северодвинске Архангельской области ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
^ Общая и экспериментальная психология по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Северодвинск 2013 Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО № 200 от «22» марта 2010 г. и учебным планом СФ ПГУ имени М.В. Ломоносова для очной формы обучения от «28» декабря 2010 г. Составитель: Каданкова Н.Н.., к.пс.н., доцент кафедры педагогики и психологии общего и профессионального образования ^
Цель: формирование у студентов общепсихологических знаний (о закономерностях развития и функционирования психики человека, особенностях его деятельности, познания, личности) и методологии построения экспериментального психологического исследования, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности по создания условий для полноценного обучения, воспитания учащихся в системе образования. Задачи изучения курса:
^ Профессиональный цикл. Базовая часть. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе. Место учебной дисциплины – в системе пропедевтических курсов – в совокупности дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, изучающих человека в разных гранях. Для успешного освоения дисциплины студент должен знать структуру современного научного знания,, понимать значение науки и культуры как формы человеческого существования, иметь представление о общих закономерностях роста и развития организма человека; закономерностях морфофункциональной организации систем организма, физиологических основах психических функций. Студент должен владеть культурой мышления, навыками восприятия, анализа и фиксации информации, устной и письменной речью. Дисциплина «Общая и экспериментальная психология» является предшествующей для изучения «Психологии развития», «Социальной психологии», «Теории воспитания и обучения», «Психологии дошкольного возраста», «Психологии младшего школьного возраста», «Психологии индивидуальности», «Методологии психолого-педагогических исследований», «Психолого-педагогической диагностики» и пр.
Раздел I. Общая психология Модуль 1. Характеристика науки Общее понятие о психологии, ее структуре, задачах, методах. Современная психология, ее задачи и место в системе наук. Методологические принципы психологии. Психология и философия. Психология и естественные науки. Психология и педагогика. Значение психологии для педагогической практики. Роль психологии в формировании личности педагога. Психология и научно-технический прогресс. Основные отрасли психологии. Принципы классификации отраслей психологии и структура современной психологической науки. Дифференциация и интеграция отраслей психологии. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. ^ Основные этапы становления психологии как науки. Становление психологии как самостоятельной науки. Возникновение экспериментальной психологии. Основные научные психологические школы в конце XIX и начале XX века: психология сознания, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология. Проблема метода психологии. Психика в свете теории отражения. ^ Психика и эволюция нервной системы. Развитие психики в филогенезе. Этапы развития психики. Типы поведения на разных этапах развития психики — инстинкт, навык, интеллектуальное поведение. Сущность различий психики животных и человека. Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого сознания. Трудовая деятельность и сознание человека. Развитие психики в онтогенезе. Культурно – историческая концепция Л.С. Выготского. Мозг и психика. Понятие функциональных систем П.К. Анохина. Вклад А.Р. Лурия в изучение материального субстрата психики. Принцип динамической локализации. Основные функциональные блоки мозга, их роль в управлении поведением. Функциональная асимметрия коры больших полушарий мозга. Функции левого и правого полушарий. ^ Понятие о деятельности и ее целях. Специфика деятельности человека. Принцип единства сознания и деятельности личности. Структура деятельности. Психологические теории деятельности. Мотивационно-потребностная сфера деятельности: потребности как источник активности человека. Виды потребностей, классификация потребностей. Мотивы деятельности. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Действия и движения. Операции. Внутренняя психическая и внешняя практическая деятельность. Понятия интериоризации и экстериоризации. Основные виды деятельности. Модуль 2. Человек как субъект познания ^ Представление о психологии познания. Виды образных явлений. Суъект познания. Общая характеристика познавательных процессов: собственно познавательные процессы, универсальные познавательные процессы. Критерии классификации познавательных процессов: по содержанию, по функции, по развитию. Когнитивная психология. Понятие об ощущении. Значение ощущений в жизни человека. Проблема сенсорной депривации. Классификация ощущений. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Количественные характеристики ощущений. Характеристика ощущений различной модальности. Исследования явлений адаптации, сенсибилизации синестезии. Понятие восприятия. Отличие восприятия от ощущения. Апперцепция. Восприятие и установка личности. Восприятие и перцептивные действия. Виды восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность восприятия. Восприятие пространства, времени и движений. ^ . Социальная природа мышления человека. Мышления как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Мышление как деятельность. Мышление и чувственное познание. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях. Принципы деления мышления на виды: типологические классификации, функциональные классификации, генетические классификации. Формы мышления — понятие, суждение, умозаключение. Формирование понятий в процессе обучения. Логические операции мышления: анализ, синтез, абстракция, обобщение, сравнение. Методы изучения мышления учащихся. Мышление и речь. Значение речи в жизни личности. Механизмы речи. Роль левого полушария головного мозга в речевой деятельности. Единство мышления и речи. Язык и речь. Функции речи. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Экспрессивно-выразительная функция речи. Виды речи: вербальная, аффективная, внешняя, внутренняя, устная (монологическая, диалогическая), письменная. Эгоцентрическая речь. ^ Значение памяти в жизни и деятельности личности. Механизмы памяти (физиологический, биохимический, психологический аспекты). Принципы классификации памяти: по срокам хранения информации, по силе волевого усилия, по органам чувств и использованию мнемических средств. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Зависимость запоминания от протекания деятельности. Эффект Зейгарник, его психологическое объяснение. Смысловое и механическое запоминание. Произвольное и непроизвольное запоминание. Условия успешного запоминания учебной информации. Рациональные приемы запоминания. Сохранение. Забывание. Ретроактивное и проактивное торможение следов памяти. Реминисценция. Воспроизведение и узнавание. Индивидуальные особенности памяти. Эйдетическая память. Феноменальная память. Целенаправленное развитие памяти в обучении. ^ Физиологические основы внимания. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности протекания психических процессов, общения между людьми. Виды внимания. Свойства внимания (объем, устойчивость, колебание, распределение, переключение). Внимание как важнейшее условие успешности ученья. Приемы организации внимания на уроке. Развитие внимания в процессе обучения. Расстройства внимания и их коррекция в учебно-воспитательном процессе. Методы изучения внимания. ^ Воображение как специфический вид деятельности человека. Функции воображения: познавательная, программирующая, антиципирующая, регуляторная, контрольно-корректирующая, эмоциональная. Виды воображения: творческое, репродуктивное, пассивное, активное. Особенности каждого вида воображения. Аналитико-синтетический характер процесса воображения. Способы создания образов воображения: схематизация, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентуация. Воображение и творчество. Этапы творческого процесса. ^ Личность как поле исследование. Мотивационно –потребностная сфера личности. Индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности. Основные подходы к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии. Классификация теорий личности. Понятие самосознания, его структура. Образ «Я». Уровень притязаний и уровень ожиданий личности. Оценка и самооценка, их роль в становлении самосознания личности. Условия формирования самооценки. Адекватная, завышенная, заниженная самооценка, ее влияние на поведение личности. Направленность личности: мотивы и мотивация поведения. Виды мотивов. Осознанные мотивы — интересы, стремления, убеждения, их становление в связи с мировоззрением личности. Неосознаваемые мотивы поведения — установки и стереотипные формы поведения личности. Внушение. Конформизм. Защитные механизмы личности: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, отчуждение, замещение, сублимация. Методы изучения личности. ^ Темперамент - биологический фундамент личности человека. Устойчивость и постоянство темперамента в процессе развития личности. Теории темперамента. Основные виды темперамента, их характеристика. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Мотивы поведения и темперамент. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности. Учет темперамента в индивидуальной работе с детьми. Понятие характера. Типологии характеров. Характер и направленность личности. Обусловленность характера условиями жизни и общественными отношениями. Физиологические основы характера. Черты характера. Структура характера. Характер и темперамент. Условия формирования характера. Психопатии. Акцентуации характера. Понятие о способностях. Психологическая природа способностей. Умственная активность личности, ее влияние на развитие способностей. Качественная и количественная характеристика способностей. Наследственность и способности. Роль задатков в развитии способностей. Общие и специальные способности. Структура способностей — общие и вспомогательные свойства в структуре способностей. Зависимость развития способностей от обучения. Общие умственные способности. Проблема диагностики способностей. Тесты способностей и их оценка. Раннее выявление способностей. Способности и интересы, способности и трудолюбие. Способность, гениальность, одаренность, талант. Склонности. ^ Историческая обусловленность чувств человека, их значение в жизни личности. Основные функции чувств — сигнальная, регулятивная, экспрессивная. Нейрофизиологические механизмы эмоций. Вегетативные проявления эмоций. Психологические теории эмоций. Основные эмоциональные состояния — настроения, страсти, аффект, фрустрация, стресс. Теория стресса Г. Селье. Классификация и виды эмоций. Моральные, интеллектуальные, эстетические, практические чувства. Динамика развития чувств — продолжительность, интенсивность, глубина, осознанность. Способы выражения чувств. Понятие воли. Мотивационная сфера личности и волевая активность. Волевые действия, их отличие от импульсивных и привычных действий. Значение воли для регуляции деятельности. Волевой акт и его структура. Побудительная и оттормаживающая функция воли. Волевые качества личности. Формирование волевых качеств личности в процессе обучения. ^ Роль и функции общения в процессе развития человека. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения. Коммуникативная компетентность. Стратегии общения: открытое – закрытое; монологическое - диалогическо; ролевое –личностное. Передача информации в процессе общенипя. Виды общения: непосредственное, опосредованное, деловое, личное, вербальное и невербальное. Средства общения. Общение и совместная деятельность. Барьеры общения. Раздел II. Экспериментальная психология Модуль 1. Введение в экспериментальную психологию Экспериментальная психология как отрасль современной психологии. Основные принципы экспериментальной психологии. Наука как особый способ деятельности человеческого общества. Понятие методологии науки. Научный метод. Общая характеристика психологического исследования. Теоретические основы и проблематика современных психологических исследований. Этические принципы проведения исследований на человеке. ^ Классификация методов психологического исследования. Общенаучные исследовательские методы (теоретические, эмпирические, моделирование). Классификация методов психологического исследования Б. Г. Ананьева. Трехмерная классификация методов психологического исследования В. Н. Дружинина. Методы психологического исследования: теоретические, эмпирические, интерпретация и описание результатов исследования. Теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, дедукция, индукция, моделирование. Эмпирические методы психологического исследования. Общая характеристика эмпирических методов. Неэкспериментальные методы психолого-педагогического исследования: наблюдение; беседа, интервью, анкетирование; архивный метод. ^ Организация и проведение психологического эксперимента. Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, его особенности. Экспериментальное общение. Экспериментатор: его личность и деятельность. Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента. Виды экспериментального исследования. Естественный и лабораторный эксперимент. Констатирующий и формирующий эксперимент: особенности и область применения. Идеальный и реальный эксперимент. Этапы проведения целостного экспериментального исследования. Валидность эксперимента: внутренняя, внешняя, операциональная; факторы, нарушающие валидность. ^ 1.В ходе освоения общей и экспериментальной психологии частично формируются следующие компетенции: ОПК-1; ПКПП-2; ПКПП-3. 2. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: систему основных психологических категорий, законов и закономерностей психического развития человека; принципы построения, планирования психологического исследования; методы экспериментального исследования в психологии; уметь: творчески применять полученные знания при организации собственной познавательной деятельности и деятельности других; самостоятельно работать с научной и методической литературой, выделять наиболее существенные вопросы в изучаемых источниках; планировать и осуществлять экспериментальные исследования, использовать отдельные количественные и качественные методы анализа информации; владеть: категориальным аппаратом общей и экспериментальной психологии; методами общепсихологического исследования.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
|
![]() | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование... | ![]() | Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
![]() | Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы... | ![]() | Кулагин Р. А. Социология. – Рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень)... |
![]() | Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профили «История» «Обществознание» | ![]() | Вступительные экзамены проводятся с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре по направлению «050400 – Психолого-педагогическое... |
![]() | Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению... | ![]() | Ознакомление с общеобразовательным учреждением, с системой учебно-воспитательной работы школы и особенностями организации обучения... |
![]() | Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |