Вопросы к экзамену по дисциплине «Общая психология: личность»
Индивидуальность. Детерминанты и формы проявления индивидуальности.
Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность, субъект.
Б.Г.Ананьев об индивидуальности.
В.С. Мерлин об интегральной индивидуальности.
История и классификация учений о темпераменте.
Гуморальные теории темпераментных различий.
Особенности представлений о типах темперамента И. Канта, Стендаля. Подход В.Вундта к темпераменту.
Конституциональная теория темперамента Э. Кречмера.
Морфологическая теория У. Шелдона.
Психологический подход к темпераменту (К.Юнга, Г. Айзенк).
Анализ учения И.П. Павлова о свойствах и типах ВНД.
Физиологические основы темперамента.
Изучение темперамента в психофизиологической школе В.С. Мерлина.
Б.М. Теплов и представители его школы о темпераменте.
В.М. Русалов о темпераменте.
Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и деятельность.
Проблема характера в современной психологии.
Черты характера и другие черты личности.
Целостность и структурность характера.
Б.Г. Ананьев о структуре характера.
Теория отношений В.Н. Мясищева как методологическая основа определения характера.
История развития характерологии.
Проблема типологии характера. Социально-типическое и индивидуально-своеобразное в характере.
Типология характеров А.Ф. Лазурского.
Типология характеров Э. Фромма.
Нормальный и патологический характер. Понятие акцентуации характера.
Типология характеров К. Леонгарда.
Типология характеров А.Е. Личко.
Проблема биологических основ характера. Темперамент и характер.
Условия формирования, развития характера. Признаки проявления характера.
Проблема способностей в современной психологии.
Основные отличительные признаки способностей. Соотношение знаний, умений, навыков и способностей.
Теории происхождения способностей (Платон, Ф. Гальтон).
Подходы к рассмотрению способностей в отечественной психологии (К.К. Платонов, Б.М. Теплов, Е.П. Ильин, В.Д.Шадриков).
Деятельностный подход к проблеме способностей (К.К. Платонов, Б.М. Теплов).
Функциональный подход к проблеме способностей (Е.П. Ильин, В.Д. Шадриков).
Классификация способностей. Проблема общего и специального в способностях.
Критерии выраженности способностей. (С.Л.Рубинштейн, Н.С.Лейтес).
Уровни развития способностей.
Нейрофизиологические основы способностей
Мотивационная сфера личности и ее основные характеристики.
Основные подходы к рассмотрению потребностей. Формирование и реализация потребности.
Потребность как основа форм проявления направленности.
Основные подходы к рассмотрению мотивов.
Виды мотивов. Формирование мотивов.
Мотивы и их характеристика. Функции мотивов.
Основные проблемы психологии мотивации.
Иерархическая модель потребностей А.Маслоу.
А.Н. Леонтьев о мотивации
Классификация потребностей и мотивов в зарубежной психологии.
. Последовательность проявления потребностей в онтогенезе.
К. Хорни и Э.Фромм.о потребностях.
Классификация потребностей в отечественной психологии (П.В.Симонов, А.В.Петровский, С.Б.Каверин. И.А.Фурманов).
.Основные проблемы психологической теории эмоций.
Виды, свойства и функции эмоций.
Структура эмоций. Компоненты эмоционального реагирования.
Нейрофизиологические механизмы эмоций,
Характеристики чувств. Виды чувств.
Отличительные особенности эмоций и чувств.
Формы эмоционального реагирования и их особенности.
Физиологические теории эмоций
Мотивационные теории эмоций
Когнитивистские теории эмоций;
Характеристика эмоций по К.Изарду.
Классификация эмоций Б.И.Додонова.
Мотивация и эффективность деятельности.
Подходы и тенденции развития представлений о воле.
Проблема воли в зарубежной психологии.
Проблема воли в исследованиях отечественных психологов.
Свойства воли. Функции воли. Волевая регуляция поведения.
Структура волевого действия.
Развитие воли в онтогенезе. Волевые качества личности.
|