Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб и доп




НазваниеЕршов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб и доп
страница1/28
Дата публикации01.02.2014
Размер5.53 Mb.
ТипУрок
zadocs.ru > Психология > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В.М.

Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя.

Библиотека педагога-практика
Главный редактор Д И. Фельдштейн

Члены редакционной коллегии: А.г. Асмолов, С.К. Бондырева, М.И. Кондаков, Л.Е. Курнешова, З.А. Малькова, А.И. Подольский
Рецензенты: Е. М. Торшилова, доктор философских наук, зав. лаб. прогнозирования эстетического развития ИЦЭВ РАО; В.А. Гуружапов, канд. психол. наук, ст. научн. сотр. лаборатории новых технологий подготовки педагогических кадров Психологического института РАО.
Ответственный редактор ^ В.М. Букатов, член-корреспондент Академии профессионального образования

Часть материалов этой книги опубликована в издании:

Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – М., Воронеж, 1995. (Диплом II степени Министерства образования РФ по итогам конкурса среди книг по педагогике за 1995 г.)

^ Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В.М.

Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. - Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 366 стр.

ISBN 5-89502-010-0 (Московский психолого-социальный институт)

ISBN 5-89349-051-7 (Флинта)

Совершенствование техники общения учителя с учениками и умение организовывать диалоговые формы обучения находятся в центре тщательного анализа различных педагогических ситуаций школьных будней. При анализе используются идеи режиссерской теории действий, разработанной последователем «системы Станиславского» П.М. Ершовым.

Целостное изложение общей стратегии профессионального поведения учителя, переплетенное множеством практических рекомендаций, делает книгу интересной и полезной для учителей, методистов, психологов, исследователей.

ББК 88.8

ISBN 5-89502-010-0 (Московский психолого-социальный институт) © Ершова А.П., Букатов В.М., 1997

ISBN 5-89349-051-7 (Флинта) © МПСИ, 1998, с изменениями


^

Обращение к читателям



Перед вами книга не совсем обычная. Перелистывая ее, вы сразу заметите использование разных шрифтов. Такой прием мы решили использовать потому, что каждая глава книги включает очерки, совершенно разные по стилю изло­жения, что неминуемо потребует разных стилей чтения, смены читательских установок. Как сигнал к этой смене и возникает новый шрифт. Почему книга имеет такое построение? Коротко объясним это.

Основой книги является изложение П.М.Ершовым ряда положений его «теории действий», которая представляет собой новую ступень в развитии идей теории актерского искусства выдающегося деятеля русского театра К.С.Станиславского. Мы, соавторы П.М.Ершова — педагоги-исследователи А.П.Ершова и В.М.Букатов — в своей практической и научной деятельности неоднократно убеждались в том, что положения «теории действий» являют­ся ценными и полезными не только для актеров и режиссеров, которым Ер­шов первоначально адресовал свои книги «Технология актерского искусст­ва» (1-е издание: М., 1959) и «Режиссура как практическая психология» (М.,1972). Первая из названных книг была посвящена сугубо профессио­нальному рассмотрению конкретности человеческих действий, составляющих их «ступеней» (естественных в жизни и обязательных для воспроизведения на сцене), каждая из которых отражает единство физического и психическо­го, материального и духовного начал в поведении человека.

Вторая книга имеет подзаголовок «Взаимодействие людей в жизни и на сцене». В ней, решая проблемы режиссерского искусства, Ершов изложил оригинальную систему параметров, позволяющую «измерять» (фиксировать) разнообразные случаи взаимодействия людей или моделировать их реаль­ное протекание. В работе, первоначально задуманной как прикладная, автор дает подробную картину всевозможных вариантов взаимоотношений между людьми. И каждый из читающих в соответствии со своим жизненным опы­том, установками и увлечениями делает интересные открытия, приходит к нео­жиданным для себя выводам, находит полезные советы, рекомендации, наблю­дения. Такое построение книги обеспечивает ей большой запас актуальности, вызывает желание вернуться к перечитыванию вновь и вновь.

«Режиссура как практическая психология» быстро завоевала признание не только у режиссеров, но и среди педагогов, юристов, социологов, врачей, политиков — всех тех, кому знания в области закономерностей межличностных отношений жизненно необходимы. Такие учителя, как Л.К.Филикина, С.Л.Рябцева, известные в педагогической среде по неоднократным публикациям, например, в «Учительской газете», отмечают, что книги П.М.Ершова для них являются настольными. Но, к сожалению, нельзя не отметить, что число учителей, читавших труды П.М.Ершова, пока еще невелико. Одной из причин этого, на наш взгляд, является своеобразие стиля Ершова и в постановке проблем, и в их рассмотрении. При поверхностном, беглом чтении его работ может сложиться впечатление, что автор увлекается абстрактным теоретизированием. Однако при чтении неспешном, с проникновением в суть, возникающем при постоянном обращении к собственному опыту для наполнения жизненной конкретикой кратких, часто даже афористических формулировок Ершова, читающий неминуемо открывает для себя «чарующие глубины» этих книг, которые, едва появившись, моментально становились библиографической редкостью.

Обсуждая структуру данной книги, мы — соавторы Ершова — решили сохранить для учителей и стилистическое, и театрально-тематическое своеоб­разие его изложения. И хотя текст, им написанный, по сравнению, например, с книгой «Режиссура как практическая психология», является явно приближен­ным к читателю-педагогу, его содержание все же гораздо шире привычных профессиональных проблем учителя. И эта широта хотя и создает для учите­ля-читателя трудности в освоении, безусловно, помогает ему расширять кру­гозор и совершенствовать профессионализм.

Конечно, структура книги значительно упростилась бы, если бы мы, по предложению самого Ершова, согласились просто пересказать его идеи и положения.

Но такое упрощение во многих случаях приводило бы к обеднению со­держания, обеднению, с которым учителя сталкиваются и без того достаточно часто.

Чтобы поддержать и направить читательские усилия учителей, мы будем сопровождать текст Ершова (напечатанный наиболее крупно) своеобраз­ными очерками-«комментариями», в которых учителя могли бы находить при­меры возможного педагогического использования идей театральной теории. Необычность книги, собственно, и заключается в том, что две трети ее состав­ляют такие комментарии.

Мы понимаем, что многим читателям пользоваться комментариями будет непривычно. Это связано с перелистыванием страниц, с поиском ссылок, внимательным чтением сносок. Авторы нередко намеренно отвлекают чита­тельское внимание на как будто бы необязательные побочные экскурсы, которые, однако, иногда будоражат мысль, воображение, интересы и невзначай приводят читателя к пониманию каких-то его собственных проблем, по­могают связать прежде казавшиеся разрозненными представления, что цен­но даже в том случае, если они не имеют прямого отношения к авторским рассуждениям.

Из всего разнообразия способов комментирования мы выбрали вариант достаточно простой: очерки-«послесловия» и (или) очерки-«предисловия», сопровождающие материал П.М.Ершова в каждой главе. В самих очерках содержатся два вида комментариев. Оба они включают и практические, и теоретические примеры, советы, разъяснения, но в одних очерках стилисти­ческий акцент делается на теории (тексты этих очерков напечатаны осо­бым, рубленым шрифтом), а в другом акцент делается на практике (они будут набраны шрифтом тем же, что и Введение). Обычно учителя, зачи­тываясь гладкописью практических примеров, в итоге ощущают необходи­мость раскрытия соответствующей теоретической базы, «фундамента», а пос­ле чтения теоретических статей вздыхают — дескать, все понятно, но как эта теория выглядит на практике, представить не можем. Мы постарались избе­жать этого недостатка. В главах предлагаемой книги читатель найдет очерки и пояснительно-теоретические, и пояснительно-практические. Если учитель-читатель впервые знакомится с «теорией действий», то он, вероятно, начнет чтение с очерков пояснительно-практического характера. Учителя, уже знако­мые с нашими работами, скорее всего, чтение каждой главы будут начинать с основного текста или с комментария теоретико-педагогического — это по­может им в решении проблем, возникающих в процессе практического приме­нения «теории действия».

Какой бы «маршрут» ни избрал читатель, путешествуя по этим страницам, мы надеемся, что это путешествие не будет поверхностным и однообразным, и что, возвращаясь к этой книге вновь, учителя всякий раз будут делать для себя неожиданные открытия.

Во время работы над книгой Красноярский краевой институт усовершенство­вания учителей осуществил рабочую публикацию материалов четырех глав1. Авторы благодарны Е.Е.Шулешко, согласившемуся быть ответственным редак­тором тех публикаций, за интересные замечания и весьма полезные советы по структурной организации материалов книги.
^ А. П. Ершова

В. М. Букатов

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб и доп iconГерчикова И. Н. Г41 Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб и доп
Г41 Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: Банки и биржи, юнити

Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб и доп iconУчебник/Е. П. Голубков 3-е изд., перераб. И доп. М. Финпресс 2003....
Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. Учебник/Е. П. Голубков – 3-е изд., перераб. И доп. М....

Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб и доп iconКнига выпущена в свет в рамках межиздательского проекта "Учебник...
С13 Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб и доп. — Минск: 000 «Новое знание», 2000. — 688 с

Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб и доп iconФролов И. Т. и др. 3-е изд
...

Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб и доп iconTheory of translation
П 78 теория перевода (с английского языка на русский и с русского языка на английский): Уч на англ яз. – Владивосток: Изд-во Дальневост...

Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб и доп iconПанин А. В. Философия: Учебник. 3-е изд
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Тк велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с

Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб и доп iconМетодические указания и задания
В. И. Тар-ханов, Р. М. Садриев. 2-е изд., перераб и доп. – Ульяновск : Улгту, 2009. – 36 с

Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб и доп iconПредседатель М. С. Бобров бронштэн В. А. Б 88 Планеты и их наблюдение. 2-е изд
Б 88 Планеты и их наблюдение.—2-е изд., перераб и доп.—М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1979.—240 с.,...

Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб и доп iconАлексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. 3-е изд
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Тк велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с

Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб и доп iconПратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное...
Перераб изд. Спб.: прайм-еврознак, 2003. 384 с. — (Проект «Психологическая энциклопедия».)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов