Программа гэк по клинической психологии. Предметное содержание современной клинической психологии




Скачать 101.64 Kb.
НазваниеПрограмма гэк по клинической психологии. Предметное содержание современной клинической психологии
Дата публикации20.08.2013
Размер101.64 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Психология > Программа
ПРОГРАММА

ГЭК по клинической психологии.

1. Предметное содержание современной клинической психологии.

Клиническая психология как междисциплинарная область знаний. Соотношение клинической и медицинской психологии. Проблема предмета и объекта клинической психологии. Цели и задачи клинической психологии. Взаимосвязь клинической психологии с другими науками. Научно-теоретические задачи современной клинической психологии. Прикладные и практические задачи клинической психологии. Основные направления в решении научно практических задач — гериатрия, психогигиена, психология труда, психотерапия, психофармакология. Связь клинической психологии с общей психологией и психиатрией. Основные отрасли современной клинической психологии. Роль и значение клинической психологии в понимании природы человека и его развития.
^ 2. История становления отечественной медицинской психологии.
Организация экспериментально-психологических лабораторий в России. Исследования по проблеме соотношения мозга и психики. Нейропсихологические исследования Л.С.Выготского. Теоретические исследования В.М.Бехтерева, И.П.Павлова. Развитие нейропихологической школы в России. Развитие патопсихологии. Психология отношений В.Н.Мясищева.
^ 3. Деонтологические и этические основы деятельности клинического психолога.

Формирование этических моделей в медицине. Модель Гиппократа. Модель Парацельса. Деонтологическая модель. Биоэтика. Этические вопросы деятельности клинического психолога. Психологические основы взаимодействия в системе «пациент- медицинский работник». Содержание и организационные формы деятельности клинического психолога (диагностическая, экспертная, коррекционная, профилактическая, реабилитационная, консультативная, научно-исследовательская).

^ 4. Проблема нормы и патологии в клинической психологии.

Общее определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Критерии психического здоровья по определению ВОЗ. Понятие болезни. Различные определения психической нормы. Многофакторная природа возникновения расстройств (генетические, биохимические, нейрофизиологические, психофизиологические, личностные, социально-психологические, социологические). Соотношение биологического и социального, генетического и приобретенного, органического и функционального, при различных вариантах нервно-психической и психосоматической патологии.
^ 5. Реабилитационный подход в клинической психологии.

Основные этапы реабилитационных программ. Критерии успешной реабилитации. Практические задачи деятельности клинического психолога в реабилитационном центре или отделении. Принцип приближения психологической помощи к населению. Принцип системности. Принцип непрерывности. Реабилитационное направление в нейропсихологии, психосоматической клинике, психиатрии, детском воспитательном учреждении.
^ 6. Использование нейропсихологических методов в клинической психологии. Основные нейропсихологические синдромы.

Нейропсихологические факторы, определяющие характер симптомов и синдромов, возникающих в результате мозговой патологии. Основные нейропсихологические синдромы. Методы нейропсихологической диагностики. Задачи, решаемые с помощью нейропсихологических методов при системном анализе нарушений ВПФ. Стандартизованные, гибкие, психометрические, качественные нейропсихологические методы. Система приемов А.Р. Лурия, направленная на характеристику клинического «поля факторов (выявления и описания принципиальных сторон психических потерь при локальных поражениях мозга без явной точной количественной их оценки).


  1. ^ Психосоматические расстройства и заболевания.

Основные зарубежные концепции психосоматики. Психоаналитическое направление. Антропологическое направление. Концепция профиля личности. Концепция алекситимии.

Проблема психосоматических соотношений в отечественной медицине. Кортико-висцеральная теория патогенеза болезней внутренних органов. Клинико-психологические исследования соматических расстройств при неврозах. Медико-психологические исследования психосоматических соотношений при «больших» психосоматических заболеваниях. Изменения психической деятельности при хронических соматических заболеваниях.

История становления отечественных исследований в области психосоматики. Теоретические положения кортиковисцеральной концепции психосоматических расстройств И. П. Павлова (1849-1936). Соматопсихическое направление в трудах С. С. Корсакова, П. Б. Ганнушкина, В. А. Гиляровского, Е. К. Краснушкина. Два пути патогенного влияния соматической болезни на психику: собственно соматогенный (интоксикационное воздействие на ЦНС) и психогенный (острая реакция личности на заболевание и его последствия).

Механизм возникновения психосоматических расстройств. Характеристика основных групп психосоматических расстройств. Соматизация нервно-психических заболеваний у детей и подростков. Психология соматического больного. Психологическое воздействие госпитализации. Синдром госпитализма. Симптомы госпитализма у детей. Особенности госпитализма взрослых людей. Психологическая адаптация больного к заболеванию. Возрастные особенности внутренней картины болезни и складывающейся психосоматической ситуации.

Типы поведения соматических больных. Психологические (поведенческие) реакции больных на заболевание. Копинг-поведение и механизмы психологической защиты как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивидов на стрессовые ситуации.

Психологические (поведенческие) реакции больных на заболевание. Реакция диссимуляции. Реакция аггравации. Реакция анозогнозии. Реакция «ухода в болезнь». Фактор «социальной престижности» болезни в формировании психологической реакции пациента на заболевание. Поведение симуляции.

Основные психопатологические и психосоматические расстройства периодов новорожденности и младенчества.

Психопатологические и психосоматические расстройства детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Психопатологические и психосоматические расстройства детей подросткового возраста.

  1. ^ Внутренняя картина болезни как субъективное отражение болезни в психической сфере больного.

Концепция «субъективной картины болезни» Р. А. Лурия. Структура внутренней картины болезни. Факторы, влияющие на содержание субъективной картины болезни. Этапы формирования внутренней картины болезни. Роль семьи в формировании внутренней картины болезни у детей. Специфика внутренней картины болезни в детском возрасте в связи с особенностями формирования самосознания. Основные составляющие внутренней картины болезни в детском возрасте. Уровень интеллектуального функционирования. Знания о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении. Понимание универсальности и необратимости смерти. Опыт жизни и перенесенных болезней. Особенности эмоционального реагирования. Половая принадлежность. Отношение родителей к заболеванию. Влияние медперсонала. Объективные проявления болезни.


  1. ^ Современные представления о стрессе. Эмоциональный стресс и его механизмы.

Теория стресса Г.Селье. Классификация психосоциальных воздействий. Современные классификации стрессоров. Эмоциональный стресс и его механизмы. Соматические изменения в процессе стресса. Патогенность стресса. Совладающее поведение (копинг-поведение). Понятие «копинг» или преодоление стресса. Особенности постстрессовых расстройств у детей. Влияние психотравмирующих факторов на возникновение реакций дезадаптации у детей. Типы кризисных ситуаций раннего и дошкольного возраста. Типы кризисных ситуаций школьного возраста. Особенности посттраваматических стрессовых расстройств у детей. Расстройства адаптации. Формирование понятия смерти в детском и подростковом возрасте. Отношение детей и подростков к смерти родителей и родственников. Реакции ребенка на смерть. Реакция подростков на смерть родителя или члена семьи. Нервно-психическое здоровье детей и подростков после смерти родителей в отдаленном периоде. Психологическая и психосоциальная помощь детям, потерявшим родителям. Страх смерти у детей. Стадии и фазы переживания умирания у детей. Переживание умирания у детей дошкольного возраста. Переживание умирания у детей школьного возраста. Переживание умирания у подростков. Реакция семьи на умирающего ребенка. Реакция семьи на смерть ребенка. Представление о механизмах психологической защиты. Психологические защитные механизмы у детей и подростков. Фундаментальные психологические защиты от страха смерти у детей. Правила и принципы психологической помощи умирающим детям, их родственникам.


  1. ^ Психогигиена и психопрофилактика. Уровни профилактики. Психологические основы первичной профилактики социально значимых заболеваний.



Понятие «профилактика» как система мер по предупреждению нежелательных событий. Психопрофилактика и психогигиена как части общей профилактики в медицине. Три уровня превенции G. Caplan (1964) – первичный, вторичный и третичный. Задачи и основные направления психогигиены (психопрофилактики) в медицине и медицинской психологии. Психологические основы первичной профилактики социально значимых заболеваний.


  1. ^ Экспериментально – психологические методы исследования в клинической психологии. Проведение патопсихологического исследования. Психологический диагноз.


Цель клинико-психологического исследования. Основные задачи клинико-психологического исследования. Основные принципы построения клинико-психологического исследования. С. Я. Рубинштейн о трех способах видоизменения условий, влияющих на психическое состояние обследуемого и уменьшающих или увеличивающих присущие больному психологические изменения. Основные методы экспериментально-психологического исследования в клинике: беседа (интервью), эксперимент, наблюдение за поведением пациента, анализ истории жизни (сбор анамнеза). Диагностические возможности наблюдения, беседы и тестов в процессе клинической психодиагностики. Методы патопсихологического исследования в клинике. Стандартизированные и нестандартизированные методы исследования в клинике. Требования для проведения патопсихологического исследования. Этапы проведения патопсихологического исследования. Психологический диагноз, его содержание в соответствии с учением Л.С. Выготского.


  1. ^ Причины и механизмы развития неврозов у детей.


Понятие о психогениях. Дифференциальный диагноз неврозов у детей. Особенности формирования неврастении и неврастеноподобных синдромов в детском возрасте. Особенности формирования истерии и истероподобных синдромов в детском возрасте. Особенности формирования невроза навязчивых состояний и обсессивноподобных синдромов. Синдром страха. Возрастная динамика детских страхов. Возможности арттерапии в коррекции страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Нарушения воспитания как фактор риска формирования невротических расстройств в детском возрасте. Психологическая помощь семье и ребёнку.


  1. ^ Девиантное поведение. Аддиктивное поведение.


Понятие отклоняющегося поведения. Критерии отграничения патологических форм девиантного поведения от непатологических. Патохарактерологические реакции у детей и подростков как особая форма психического расстройства. Проблема психопатии в детском и подростковом возрасте. Основные типы и клинические формы девиантного поведения, их причины и профилактика. Зависимое (аддиктивное) поведение. Теории аддиктивного поведения. Особенности аддиктивного поведения подростков. Основные формы аддиктивного поведения. Пьянство и алкоголизм. Химические аддикции и их последствия. Клиническая картина нарушений при алкоголизме. Семейный алкоголизм. Агрессивное поведение. Сексуальные девиации. Социально- психологическая дезадаптация личности. Причины, механизмы развития и этапы суицидального поведения в различные возрастные периоды. Особенности суицидального поведения подростков. Профилактика отклоняющегося поведения. Семья как адресат профилактической и реабилитационной работы. Проблема созависимости. Психологическая характеристика и психические расстройства лиц зрелого и пожилого возраста.


  1. ^ Содержание и направление разных видов психологической помощи в клинической психологии.


Психотерапия. Теоретические и психологические основы психотерапии, её основные формы. Различные подходы к классификации методов психотерапии. Психотерапия в практике клинического психолога. Психологическая коррекция как направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Психологическое консультирование. Семейная клиническая психология как специальный раздел клинической психологии. Характеристика семей, «способствующих психической травматизации». Возможности использования различных методов психологического воздействия в семейной клинической психологии. Жестокое обращение с детьми. Помощь психолога семье в преодолении физического насилия по отношению к детям. Соотношение содержания профессиональной деятельности медицинского и специального психолога.

Основная литература:



  1. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. — СПб, 2001.

  2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996, 448 с.

  3. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб, 1997.

  4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. МГУ, 1986.

  5. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб, 1996.

  6. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. – СПб.: Речь, 2004. – 384 с.

  7. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Медицина, 1982.

  8. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2002.

  9. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. — СПб.: Питер, 2002.

  10. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПб, 1998.


Дополнительная литература:

  1. . Лурия А. Р. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. — М.: Медицина, 1977

  2. Карвасарский Б.Д. Неврозы. Медицина, 1990.

  3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.. Питер, 2000.

  4. Клиническая психиатрия: Пер. с англ., перераб. и доп. / Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.

  5. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — Л., 1983.

  6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. МГУ, 1973.

  7. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

  8. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1983.

  9. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. — М.: МГУ, 1987.

  10. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации / Под общ. ред. Б. А. Казаковцева, В. Б. Голланда. — М.: Минздрав России, 1988; Ростов-на-Дону: ЛРНЦ «Феникс», 1999.

  11. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.

  12. Хомская Е.Д. Нейропсихология.МГУ, 1987.

  13. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. В 2 т. — М.: Издательский центр «Академия»; СПб.: Белый кролик, 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа гэк по клинической психологии. Предметное содержание современной клинической психологии iconКлиническая психология
Определение клинической психологии. Основные области клинической психологии, их краткая характеристика

Программа гэк по клинической психологии. Предметное содержание современной клинической психологии icon№1 Теоретические аспекты клинической психологии
Наглядней всего иллюстрирует теоретическую платформу клинической психологии биосоциальная модель агрессии А. Райна (Raine, 2001)

Программа гэк по клинической психологии. Предметное содержание современной клинической психологии iconМетодические рекомендации по производственной практике для студентов...
Н. В. Яковлева, канд псих наук, доцент, декан факультета клинической психологии Рязгму

Программа гэк по клинической психологии. Предметное содержание современной клинической психологии iconМладенчество • детство • юность • взрослость • старость
Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики, декан факультета клинической психологии С. Петербургской...

Программа гэк по клинической психологии. Предметное содержание современной клинической психологии iconПрограмма семинарских занятий но курсу «Основы коррекционной педагогики...
Классификация по степени тяжести и клинической симптоматики. Теоретическое и практическое значение правильного определения умственной...

Программа гэк по клинической психологии. Предметное содержание современной клинической психологии iconИстория зоопсихологии в россии первой половины XX века
Пермский государственный национальный исследовательский университет, кафедра общей и клинической психологии

Программа гэк по клинической психологии. Предметное содержание современной клинической психологии iconБорис Дмитриевич Карвасарский Клиническая психология
Книга предназначена для студентов медицинских вузов и факультетов клинической психологии, а также для врачей общей практики

Программа гэк по клинической психологии. Предметное содержание современной клинической психологии iconБорис Дмитриевич Карвасарский Клиническая психология
Книга предназначена для студентов медицинских вузов и факультетов клинической психологии, а также для врачей общей практики

Программа гэк по клинической психологии. Предметное содержание современной клинической психологии iconЗадачи истории психологии. Место истории психологии в системе наук....
Причины возникновения понятия "душа" и его содержание на ранних этапах эволюции общества у примитивных народов

Программа гэк по клинической психологии. Предметное содержание современной клинической психологии iconВопросы для итогового модульного контроля по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики»
Предмет, задачи и основные этапы развития психологии. Основные тенденции развития современной психологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов