29. Экспериментальная гипотеза. Проверка экспериментальной гипотезы. Экспериментальная выборка. Гипотеза




Скачать 143.34 Kb.
Название29. Экспериментальная гипотеза. Проверка экспериментальной гипотезы. Экспериментальная выборка. Гипотеза
Дата публикации19.02.2014
Размер143.34 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
29. Экспериментальная гипотеза. Проверка экспериментальной гипотезы. Экспериментальная выборка.

Гипотеза – это вытекающее из теории научное предположение о существовании явления, причине его возникновения или о наличии и характере связи между двумя и более явлениями, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Гипотеза – высоковероятностное предположение, обеспечивающее избирательную направленность мышления

Признаками продуктивной гипотезы являются адекватность, правдивость и возможность проверки. Адекватность гипотезы заключается в соответствии теории исследования его целям и задачам, а также в соотнесенности с изучаемой реальностью. Правдивость гипотезы состоит в том, что она базируется на реальных и научно обоснованных фактах и содержит логику здравого смысла. Возможность проверки гипотезы выступает в двух принципах: фальсифицируемости и верифицируемости. Принцип фальсифицируемости заключается в том, что в ходе эксперимента гипотеза может быть опровергнута. Этот принцип абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно. Принцип верифицируемости состоит в том, что в ходе эксперимента гипотеза подтверждается. Этот принцип относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.

В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы – эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории или для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания. Гипотезы – эмпирические предположения выдвигаются для решения проблемы методом экспериментального исследования. Поэтому их еще называют экспериментальными гипотезами.

^ Особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы, т. е. сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке.

По содержанию экспериментальные гипотезы можно разделить на три типа: о наличии явления (гипотезы типа А); о связи между явлениями (гипотезы типа Б); о причинной связи между явлениями (гипотезы типа В). Проверка гипотез типа А заключается в попытке установить истину. Гипотезы типа Б проверяются в ходе измерительного (корреляционного) исследования. Результатом корреляционных исследований является установление линейной или нелинейной связи между процессами либо констатация отсутствия связи.

Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В (каузальные). В экспериментальную гипотезу обычно включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных.

Вводная беседа, как правило, предшествует эксперименту и нацелена на привлечение испытуемых к сотрудничеству. Экспериментальная беседа проводится для проверки экспериментальных гипотез

^ Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента. Таким образом, в итоге рассмотрения значения гипотезы для теории можно утверждать, что теорию в эксперименте непосредственно проверить нельзя. Теоретические высказывания универсальны; на их основе формулируются гипотезы. Как правило, гипотезы могут формулироваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводимые из нее гипотезы не подтверждаются в эксперименте. Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки. Экспериментальные выборки. Эксперимент может проводиться либо с одним испытуемым, либо с группой испытуемых. Эксперимент с одним испытуемым проводится лишь в некоторых специфических ситуациях. Во-первых, это ситуации, когда индивидуальными различиями испытуемых можно пренебречь, т. е. испытуемым может быть любой человек (если в эксперименте изучаются его особенности в отличие, например, от животного). В других ситуациях, напротив, испытуемый представляет собой уникальный объект (гениальный шахматист, музыкант, художник и др.). Возможны также ситуации, когда от испытуемого требуется особая компетентность как результат обучения или неординарного жизненного опыта (единственный выживший в авиационной катастрофе и т. п.). Одним испытуемым ограничиваются и в тех случаях, когда повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно. Для экспериментов с одним испытуемым разработаны особые экспериментальные планы. Чаще эксперименты проводятся с группой испытуемых. В этих случаях выборка испытуемых должна представлять собой модель генеральной совокупности, на которую затем будут распространяться результаты исследования. Первоначально исследователь решает проблему численности экспериментальной выборки. В зависимости от цели исследования и возможности экспериментатора она может составлять от нескольких испытуемых до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) варьируется от 1 до 100 человек. Для применения статистических методов обработки рекомендуется число испытуемых в сравниваемых группах не менее 30–35 человек. Кроме того, целесообразно увеличивать количество испытуемых, по крайней мере, на 5—10 % от требуемого, так как часть из них или их результатов будет «отбракована» в ходе эксперимента.

^ Для формирования выборки испытуемых необходимо учитывать несколько критериев.

1. Содержательный. Он заключается в том, что подбор группы испытуемых должен соответствовать предмету и гипотезе исследования. (Например, бессмысленно набирать в группу испытуемых детей двухлетнего возраста для выявления уровня произвольного запоминания.) Желательно создать идеальные представления об объекте экспериментального исследования и при формировании группы испытуемых минимально отклоняться от характеристик идеальной экспериментальной группы.

2. Критерий эквивалентности испытуемых. При формировании группы испытуемых следует учесть все значимые характеристики объекта исследования, различия, в выраженности которых могут существенно повлиять на зависимую переменную.

3. Критерий репрезентативности. Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть генеральной совокупности, на которую будут распространяться результаты эксперимента. Величина экспериментальной выборки определяется видом статистических мер и выбранной точностью (достоверностью) принятия или отвержения экспериментальной гипотезы.

^ 30. Виды переменных в психологическом эксперименте. Контролируемые, случайные, вмешивающиеся переменные. Зависимая и независимая переменная.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

^ Эксперементальная переменная – это условия и факторы, которые должны быть учтены или которыми управляет экспериментатор.

В эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная

  2. Зависимая переменная

  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Независимая переменная – характеристики эксперим.ситуац., намеренно изменяемые экспериментатором(хар-ки заданий, особенности ситуации (внешн.условия)

^ Независимая переменная — в эксперименте переменная, которая намеренно манипулируется или выбирается экспериментатором с целью выяснить ее влияние на зависимую переменную.

^ Зависимая переменная – изучаются психологич.феномены, эффекты, явления, поведение, реакции, изменяемые под влиянием вариацийнезависимой переменной (поведение человека)

^ Зависимая переменная — в научном эксперименте измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной.

Независимой переменной, например, в психологическом эксперименте может считаться интенсивность стимула, а зависимой — способность испытуемого ощущать этот стимул.

Внешние(побочные) –(нельзя проверить) характеристики ситуац.и особенности субъекта, недоступные управлению, но влияющие на зависимую переменную и являющиеся источником погрешности в эксперименте(актерские способности(особенности) нападавших)

Дополнительные – учитываемые в эксперименте внешние факторы(одинаковое инструментирование, единство задач)

Латентные – (скрытая) недоступны непосредственному измерению,фиксируются путем анализа совместных вариаций зависимых переменных(состояние учеников, врабатываемость учеников, чувство страха, память(объем, кратковременность памяти))

В идеале исследователь стремится все дополнительные переменные свести на нет или хотя бы к минимуму, чтобы выделить «в чистом виде» связь между независимой и зависимой переменными. Существует несколько основных способов контроля влияния внешних ДП: 1) элиминация внешних воздействий; 2) константность условий; 3) балансировка; 4) контрбалансировка.

Элиминация внешних воздействий представляет собой наиболее радикальный способ контроля. Он состоит в полном исключении из внешней среды каких бы то ни было внешних ДП. В лаборатории создаются условия, изолирующие испытуемого от звуков, света, вибрационных воздействий и т. п. Наиболее ярким примером может служить эксперимент по сенсорной депривации, проводимый на добровольцах в специальной камере, полностью исключающей поступление каких-либо раздражителей из внешней среды. Следует отметить, что элиминировать воздействия ДП практически невозможно, да и не всегда нужно, так как результаты, полученные в условиях элиминации внешних воздействий, вряд ли могут быть перенесены в реальность.

Следующий способ контроля – создание константных условий. Суть этого способа состоит в том, чтобы сделать воздействия ДП постоянными и одинаковыми для всех испытуемых на протяжении всего опыта. В частности, исследователь стремится сделать постоянными пространственно-временные условия эксперимента, технику его проведения, оборудование, предъявление инструкции и т. д. При тщательном применении этого способа контроля удается избежать больших погрешностей, однако проблема переноса результатов эксперимента в условия, сильно отличающиеся от экспериментальных, остается проблематичной.

В тех случаях, когда нет возможности создать и поддерживать постоянные условия на протяжении всего эксперимента, прибегают к способу балансировки. Этот способ применяется, например, в ситуации, когда внешняя ДП не поддается идентификации. В этом случае балансировка будет состоять в использовании контрольной группы.

Контрбалансировка как способ контроля внешних ДП практикуется чаще всего тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий. Испытуемый оказывается в разных условиях последовательно, однако предыдущие условия могут изменять эффект воздействия последующих. Для ликвидации возникающего в этом случае «эффекта последовательности» разным группам испытуемых экспериментальные условия предъявляются в различном порядке. Например, в первой серии эксперимента первой группе предъявляется решение интеллектуальных задач от более простых к более сложным, а второй – от более сложных к более простым. Во второй серии, напротив, первой группе предъявляется решение интеллектуальных задач от более сложных к более простым, а второй – от более простых к более сложным.

^ 31. Экспериментальные планы с одной переменной и несколькими переменными.

Экспериментальный план – это тактика экспериментального исследования, воплощенная в конкретной системе операций планирования эксперимента. Основными критериями классификации планов являются:

• состав участников (индивид или группа);

• количество независимых переменных и их уровней;

• виды шкал представления независимых переменных;

• метод сбора экспериментальных данных;

• место и условия проведения эксперимента;

• особенности организации экспериментального воздействия и способа контроля.

^ Планы с одной независимой переменной и факторные планы. По критерию количества экспериментальных воздействий Д. Мартин предлагает различать планы с одной независимой переменной, факторные планы и планы с серией экспериментов. В планах с одной независимой переменной экспериментатор манипулирует одной независимой переменной, которая может иметь неограниченное количество вариантов проявления. В факторных экспериментатор манипулирует двумя и более независимыми переменными, исследует все возможные варианты взаимодействия их разных уровней.

^ Комплексные планы составляются для экспериментов, в которых изучается либо воздействие нескольких независимых переменных (факторные планы), либо последовательное воздействие различных градаций одной независимой переменной (многоуровневые планы)

^ Факторные планы

Факторные эксперименты применяются тогда, когда необходимо проверить сложные гипотезы о взаимосвязях между переменными. Общий вид подобной гипотезы: "Если А,, \, ..., \, то В". Такие гипотезы называются комплексными, комбинированными и др. При этом между независимыми переменными могут быть различные отношения: конъюнкции, дизъюнкции, линейной независимости, аддитивные или мультипликативные и др. Факторные эксперименты являются частным случаем многомерного исследования, в котором пытаются установить отношения между несколькими независимыми и несколькими зависимыми переменными. В факторном эксперименте проверяются одновременно, как правило, два типа гипотез:

1) гипотезы о раздельном влиянии каждой из независимых переменных;

2) гипотезы о взаимодействии переменных, а именно - как присутствие одной из независимых переменных влияет на эффект воздействия на другой. Факторный эксперимент строится по факторному плану. Факторное планирование эксперимента заключается в том, чтобы все уровни независимых переменных сочетались друг с другом. Число экспериментальных групп равно числу сочетаний уровней всех независимых переменных. Сегодня факторные планы наиболее распространены в психологии, поскольку простые зависимости между двумя переменными в ней практически не встречаются.

^ Все экспериментальные планы можно разделить по составу участников на планы для групп испытуемых и планы для одного испытуемого.

Планы для одной независимой переменной и нескольких групп. Иногда сравнения двух групп недостаточно для подтверждения или опровержения экспериментальной гипотезы. Такая проблема возникает в двух случаях:

1) при необходимости контроля внешних переменных;

2) при необходимости выявления количественных зависимостей между двумя переменными.

Для контроля внешних переменных используются различные варианты факторного экспериментального плана. Что касается выявления количественной зависимости между двумя переменными, то необходимость ее установления возникает при проверке «точной» экспериментальной гипотезы.

В эксперименте с участием двух групп в лучшем случае можно установить факт причинной связи между независимой и зависимой переменными. Но между двумя точками можно провести бесконечное множество кривых. Для того чтобы убедиться в наличии линейной зависимости между двумя переменными, следует иметь хотя бы три точки, соответствующие трем уровням независимой переменной. Следовательно, экспериментатор должен выделить несколько рандомизированных групп и поставить их в различные экспериментальные условия.

При реализации этого плана каждой группе предъявляется лишь один уровень независимой переменной. Возможно и увеличение числа экспериментальных групп соответственно числу уровней независимой переменной.

^ 32. Неэкспериментальные планы. Квазиэкспериментальные планы. Квазиэксперимент в образовании.

Доэкспериментальные планы.

  • Это исследования, кот.не учитывают требований, предъявляемых и к плану классич.экспериментального исследования

  • Причина – незнание этих требований или невозможность и учета при проведении реального исследования в конкретных условиях

  • Доэксп.планы служат в кач-ве иллюстрации. В практике научных исследований по возможности их следует избегать



  1. Исследование единичного случая

Одноразовое измерение психологических переменных после воздействия стимула на одной экспериментальной выборке

Пример: оценка психологических качеств посредством качественного и надежного инструмента; Пилотное исследование для определения ориентированного набора методик профотбора

  1. План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе


1. Оценка психологич.кач-в на входе в эксперимент

- интеллект, характер, ЗУН

3. повторное тестирование через 4-5мес внедрение инноваций



2. Обучение по инновационной технологии, формирование отношений в коллективе


Погрешности:

  • Невозможность учета естественного развития

  • Инструментальные погрешности(некачественный процесс)

  • Отбор испытуемых(рондомизация -случайный подбор)

  • Возможность реакции испытуемых на эксперимент



  1. Сравнение статистических групп


Группа1 (итоговое тестирование)

Экспериментальная группа(случайный подбор)



сравнение



Экспериментальное воздействие



Группа1 (итоговое тестирование)

Контрольная группа(случайный подбор)


Погрешности:

  • Вероятность различия обеих групп на первом этапе-отбор испытуемых

  • Реакция испытуемых на эксперим.(особенность реакции)

  • Инструментальные погрешности

Квазиэкспериментальные планы -- планы для экспериментов, в которых вследствие неполного контроля за переменными нельзя сделать выводы о существовании причинно-следственной связи. Понятие квазиэкспериментального плана было введено Кэмпбеллом и Стэнли в работе «Experimental and quasi-experimental designs for research» (Cambell, D. T. & Stanley, J. C., 1966). Это делалось с целью преодоления некоторых проблем, встававших перед психологами, которые желали провести исследование в менее строгой обстановке, чем лабораторная. Квазиэкспериментальные планы часто применяются в прикладной психологии.

  • Попытка учесть реалии жизни в эксперименте

  • Экспериментатор осознает все погрешности, которые могут быть в данном эксперименте.

  • Своего рода компромисс м/у классич.эксперим.и жизнью можно назвать полевой

Квазиэкспериментальные планы являются своеобразным компромиссом между реальностью и строгими рамками истинных экспериментов. Существуют следующие типы квазиэкспериментальных планов:

  1. Эксперимент по плану временных серий(Кэмбелл, Кокс)

Такой план позволяет контролировать эффект «фона». Обычно он используется исследователями при изучении реальных групп в образовательных учреждениях, клиниках, на производстве.


Серия замеров до экспериментального воздействия

Экспериментальное воздействие

Серия замеров после экспериментального воздействия




Погрешности: отсутствие контроля фоновых характеристик; как правило проводятся в лабораторных условиях

2) планы экспериментов для неэквивалентных групп;

П
Экспериментальное воздействие

Группа1 (предварительное тестирование)
лан эксперимента для неэквивалентных групп направлен на установление причинно-следственной зависимости между переменными, однако в нем отсутствует процедура уравнивания групп (рандомизация).


Группа1 (Итоговое тестирование)



Сравнение групп



Группа2 (предварительное тестирование)

Группа2 (Итоговое тестирование)

Естественное развитие (Контроль естеств.развития)




К проведению эксперимента в данном случае привлекаются две реальные группы. Обе группы тестируются. Затем одна группа подвергается экспериментальному воздействию, а другая – нет. Затем обе группы повторно тестируются. Результаты первого и второго тестирования обеих групп сопоставляют. Для выявления действия независимой переменной необходимо сравнивать. величины сдвигов показателей. Значимость различия приростов показателей будет свидетельствовать о влиянии независимой переменной на зависимую. Главным источником артефактов является различие в составе групп.

Объективность эксперимента по данному плану тем выше, чем более похожи группы по оцениваемым свойствам до проведения экспериментального воздействия.

  1. Корреляционный эксперимент(К. Пирсон)

Все переменные зависимые

4) Планы ex post facto. Исследования, в которых сбор и анализ данных производится после того, как событие уже свершилось, называемые исследованиями ex post facto, многие специалисты относят к квазиэкспериментальным. Такие исследования часто осуществляются в социологии, педагогике, клинической психологии и нейропсихологии. Суть исследования ex post facto состоит в том, что экспериментатор сам не воздействует на испытуемых: в качестве воздействия выступает некоторое реальное событие из их жизни.

Г
Специфич. события жизни респондентов
руппа 1 Группа 1


(психологич.тестирование) (ретроспективная оценка характеристик)


Специфич. события жизни респондентов


Группа 2 Группа 2

(психологич.тестирование) (ретроспективная оценка характеристик)

Пример ex post facto: нередко используется в психологии эксперимент ex-post-facto. Он часто применяется в социологии, педагогике, а также в нейропсихологии и клинической психологии.

При планировании исследования ex post facto имитируется схема строгого эксперимента с уравниванием или рандомизацией групп и тестированием после воздействия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

29. Экспериментальная гипотеза. Проверка экспериментальной гипотезы. Экспериментальная выборка. Гипотеза iconВопросы к коллоквиуму по квантовой физике №2
Гипотеза де Бройля – гипотеза об универсальности корпускулярно-волнового дуализма

29. Экспериментальная гипотеза. Проверка экспериментальной гипотезы. Экспериментальная выборка. Гипотеза iconВопросы к экзамену «Экспериментальная психология»
Основные подходы к пониманию предмета экспериментальной психологии (В. Н. Дружинин)

29. Экспериментальная гипотеза. Проверка экспериментальной гипотезы. Экспериментальная выборка. Гипотеза iconЗаконе распределения. Рассмотрим применение
Для решения этой задачи выдвигается некоторая гипотеза о виде закона распределения. Эта статистическая гипотеза может быть выдвинута...

29. Экспериментальная гипотеза. Проверка экспериментальной гипотезы. Экспериментальная выборка. Гипотеза iconКакими могут быть по степени определенности выражения условия гипотезы?
Гипотеза это условие, при котором осуществляется веление права. Какими могут быть по степени

29. Экспериментальная гипотеза. Проверка экспериментальной гипотезы. Экспериментальная выборка. Гипотеза iconЭкзаменационная программа
Экспериментальная философия и первые научные исследования. Роберт Гроссетест и Роджер Бэкон

29. Экспериментальная гипотеза. Проверка экспериментальной гипотезы. Экспериментальная выборка. Гипотеза iconСтатьи для реферирования
Анохин Г. И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. №3

29. Экспериментальная гипотеза. Проверка экспериментальной гипотезы. Экспериментальная выборка. Гипотеза iconЭкспериментальная психология
Сравнение отдельных, различных по возрасту групп для получения норм психического развития детей – это…

29. Экспериментальная гипотеза. Проверка экспериментальной гипотезы. Экспериментальная выборка. Гипотеза iconТесты могут быть ориентированы не только на оценочные показатели
Гипотеза – это предположительный ответ на вопрос о характере связи событий, явлений

29. Экспериментальная гипотеза. Проверка экспериментальной гипотезы. Экспериментальная выборка. Гипотеза iconСкоулзская экспериментальная группа 22
Наконец-то авторитетными учеными мира получены достоверные сведения о жизни после жизни!

29. Экспериментальная гипотеза. Проверка экспериментальной гипотезы. Экспериментальная выборка. Гипотеза iconГ забота о благе людей, моральность. Вопросы, которые требуют разрешения, называются: а гипотеза
Конкретно-исторический тип мировоззрения, характерный для средневековой философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов