Скачать 0.61 Mb.
|
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Новый сибирский институт» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ, НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 И НАПРАВЛЕНИЮ 030300.62 «ПСИХОЛОГИЯ» Методическое пособие Новосибирск 2011 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Цель итоговой государственной аттестации – установить уровень подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав государственной аттестации, допускаются лица, завершившие полный курс обучения по одной из программ и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом. Защита выпускной квалификационной работы (ВКР) является завершающим этапом итоговых аттестационных испытаний и осуществляется после успешной сдачи студентом государственного экзамена. Выпускная квалификационная работа представляет собой теоретическое и экспериментально-практическое исследование одной из актуальных проблем той или иной области научных знаний. Она выполняется студентом на заключительном этапе обучения в учебном заведении и определяет уровень подготовленности выпускника к практической работе в соответствии с получаемой специальностью. ВКР предполагает систематизацию и расширение знаний и практических навыков студента в решении сложных комплексных задач. В ВКР проводится анализ существующих на современном этапе подходов к рассматриваемой проблеме, и формулируются предложения по решению данной проблемы на основе разработок, проведенных в ходе самостоятельных исследований. Выпускная работа обязательно включает в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания основ психологических знаний по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать методы, приемы, средства и технологии ранее изученных учебных психологических дисциплин для решения поставленных в работе прикладных задач. После выполнения ВКР студентам становится совершенно ясным назначение и взаимозависимость дисциплин, изучаемых на протяжении курса обучения в высшем учебном заведении, а также различных прикладных работ, выполнявшихся как в вузе, так и в процессе различных практик. ВКР завершает специальную подготовку студента, давая возможность для обобщения и углубления его научно-теоретических, а также практических знаний и умений содействуя развитию творческих способностей молодого специалиста. Настоящие методические указания созданы для того чтобы помочь студентам-психологам в подготовке, оформлении и своевременном представлении к защите дипломных работ в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. Методические указания определяют цели, задачи подготовки дипломной работы, порядок разработки заданий, планирование структуры, объема, содержания и технического оформления выпускных квалификационных работ, сроки их подготовки, представления к защите и организации защиты, а также соответствующего контроля и помощи студентам-выпускникам на всех этапах их работы над избранной темой. Методические указания по написанию выпускной квалификационной работы могут быть полезны также преподавателям, осуществляющим руководство студентами-дипломниками, рецензентам дипломных работ, методистам, осуществляющим организационную работу по подготовке и защите выпускных квалификационных работ. ^ 1.1 Цели и задачи выпускной квалификационной работы В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, выпускная квалификационная работа имеет следующие цели. 1. Систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных и практических задач с элементами исследовательской деятельности; 2. Определение степени подготовленности выпускников для самостоятельной работы в условиях профессиональной деятельности; 3. Развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методами эмпирического исследования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов. Выпускная квалификационная работа является (наряду с междисциплоинарным экзаменом) завершающим этапом подготовки психолога. Данный этап предполагает наиболее полную реализацию полученных в процессе обучения теоретических знаний и практических навыков для анализа и решения конкретных задач, стоящих перед психологом в его профессиональной деятельности. В ходе выполнения выпускной квалификационной работы и ее последующей защиты студент должен: - показать способность к самостоятельной работе; - продемонстрировать уровень усвоения общих принципов и методов научного исследования; - показать умение планировать, организовывать и проводить научное исследование; - продемонстрировать умение работать с научными текстами и материалами, полученными в ходе собственного исследования; - показать умение осуществлять теоретический анализ по проблеме исследования; - показать умение анализировать и интерпретировать полученные результаты, формулировать выводы. - продемонстрировать способность грамотно и убедительно излагать научный материал, личную позицию по рассматриваемой проблеме, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации, вести научную дискуссию. ^ Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, включающую результаты теоретического и эмпирического исследования, возможен обоснованный проект коррекционной, развивающей, тренинговой или диагностической работы. В работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и эмпирическая часть исследования. Общие требования к выпускной квалификационной работе: - работа должна отражать теоретический и научно-исследовательский характер решаемых задач; - давать представления о том, насколько студент овладел методами научного анализа сложных явлений социально-психологической действительности, теории и практики, творческого применения теории и методологических принципов исследования; - показывать умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию жизнедеятельности различных категорий нуждающихся в психологической помощи; - отличаться логичностью, доказательностью, аргументированностью, лаконизмом, четким и ясным изложением материала, достоверностью фактов, отражением умения студента-психолога пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, осуществлять ее проверку; - высокая научная достоверность, объективность содержания исследовательского материала – важнейшее требование к дипломной работе, автор работы несет ответственность за достоверность фактического материала, обоснованность выводов и рекомендаций; - ВКР должна демонстрировать высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение навыками и умениями профессиональной деятельности психолога; - работа должна носить творческий характер (использование оригинальных подходов и технологий, материалов экспериментального исследования) - текстовый материал дипломной работы должен быть правильно оформлен (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок и списка литературы, аккуратность исполнения, отсутствие орфографических ошибок и т.п.). ВКР считается завершенной, если она соответствует предъявляемым требованиям по структуре, содержанию, стилю изложения материала, оформлению ссылок, списка литературы и приложений, отпечатана, проверена на предмет орфографических ошибок, сброшюрована, подписана автором, имеет отзыв руководителя. ^ Организация процесса подготовки и защиты ВКР – это сложный процесс, в котором помимо самих студентов задействованы: деканат, выпускающая кафедра, научные руководители, рецензенты, консультанты, методисты учебных групп, государственная аттестационная комиссия (ГАК). Общее руководство по организации своевременного выполнения студентами ВКР осуществляет заведующий кафедрой психологии и антропологии НСИ. Для этих целей на факультете разрабатывается сводный план-график подготовки и рецензирования ВКР, в котором отражаются основные этапы подготовки, даты рецензирования, защиты работ и т.д. Данный график утверждается первым проректором института или заведующим кафедрой. ^ осуществляет следующие мероприятия: - оказывает помощь в выборе студентами тем ВКР; - проводит собрания студентов-выпускников по ознакомлению с порядком, организацией, формой и условиями подготовки и защиты выпускной квалификационной работы; - знакомит студентов, руководителей и рецензентов с методическими требованиями к содержанию и оформлению ВКР; - назначает руководителей ВКР; - контролирует намеченный график ВКР; - организует рецензирование работ; - проводит предварительные защиты работ; - принимает решения о допуске студента к защите ВКР; - организует защиты ВКР на заседаниях государственных экзаменационных комиссий согласно графику, утвержденному ректором института. Общее руководство процессом подготовки ВКР осуществляет заведующий кафедрой психологии и антропологии. ^ Каждому студенту назначается научный руководитель из числа преподавателей кафедры психологии и антропологии НСИ, преподавателей других вузов или специалистов-практиков, не являющихся сотрудниками НСИ. За одним руководителем закрепляется не более десяти студентов-дипломников в семестр. Назначение руководителей производится на основании приказа ректора НСИ по представлению заведующего кафедрой. В процессе подготовки дипломной работы студентом большая функциональная обязанность ложится на научного руководителя. Научный руководитель ВКР: - выдает выпускнику в соответствии с темой ВКР задание по изучению практики и сбору материалов для работы, с указанием промежуточных и окончательных сроков представления законченной работы; - помогает студенту в определении цели, задач и замысла ВКР; рекомендует выпускнику необходимую основную литературу, нормативный и методический материал, а также оказывает помощь в подборе другой литературы и иных источников, которые могут быть использованы в работе; - утверждает составленный выпускником план ВКР; - оказывает выпускнику помощь в разработке проекта исследования, выборе методов, интерпретации полученных результатов, разработке необходимых мероприятий; - проводит в ходе подготовки ВКР регулярные встреч и консультаций по структуре и объему разделов, содержанию, стилю написания и оформления работы; - осуществляет контроль за процессом работы и проверяет выполненную работу (по частям или в целом); - не предлагает готовых решений и выводов; - несет ответственность за качество консультативной и методической помощи выпускнику. Консультант. В случае необходимости, для оказания методической помощи в подготовке отдельных разделов ВКР, научный руководитель вправе назначить выпускнику научного консультанта (консультантов). Утверждение консультанта (консультантов), с указанием раздела работы, по которому осуществляется консультирование и характера консультационной помощи, происходит одновременно с утверждением темы ВКР и научного руководителя. Консультантами по специальным разделам назначаются преподаватели соответствующих кафедр. Консультант рекомендует перечень необходимой литературы, определяет содержание и структуру специального раздела (или вопроса) дипломной работы, определяет порядок и время проведения индивидуальных консультаций, ставит подпись на титульном листе. Рецензент – специалист, составляющий критический отзыв на ВКР. Работа, допущенная к защите, направляется рецензенту. К рецензированию привлекаются специалисты из числа профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и руководящего состава института, а также других вузов, предприятий, организаций, учреждений, из числа специалистов той области, в которой студент выполнял работу. Рецензент отражает в рецензии актуальность темы, дает развернутую характеристику каждого раздела с выделением положительных и отрицательных сторон, практическую значимость выпускной квалификационной работы и дает общую оценку работы. ^ назначается распоряжением проректором в составе 3-4 человек из преподавателей кафедры. В процессе предварительной защиты студент кратко излагает суть дипломного исследования. Комиссия оценивает соответствие содержания поставленным целям, оформления работы и демонстрационного материала предъявляемым к ним требованиям, заслушивает доклад студента и задает вопросы по теме работы, дает рекомендации по содержанию доклада, демонстрационного материала. Студент получает возможность своевременно исправить выявленные недостатки. Комиссия выносит решение для утверждения на заседании кафедры (допустить к защите на ГАК, допустить после устранения замечаний, перенести защиту). Комиссия имеет право ставить вопрос о недопуске студента к защите. Окончательно возможность допуска выпускных квалификационных работ к защите определяется решением кафедры. ^ по защите ВКР проводит заседания в соответствии с графиком, выносит решение об оценке работы, присвоении студенту квалификации и выдаче диплома о высшем образовании. Студент в процессе подготовки и оформления ВКР руководствуется методическими указаниями по выполнению дипломной работы, разработанными выпускающей кафедрой. Он имеет право: запрашивать у выпускающей кафедры предоставления своевременной информации предполагаемых руководителях, графике защит; просить кафедру о переносе сроков защиты дипломной работы в связи с невыполнением графика дипломного исследования по уважительным причинам; представлять выпускную квалификационную работу на предварительную защиту при получении отрицательного отзыва руководителя; самостоятельно определять содержание разделов дипломной работы, демонстрационного материала доклада; высказывать на заседании экзаменационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ мнение, отличное от мнения руководителя и рецензента. В течение всего периода подготовки ВКР студент должен систематически встречаться со своим руководителем по вопросам, связанным с выполнением выпускной квалификационной работы, затруднениями теоретического и практического плана. Студенту следует иметь в виду, что научный руководитель не является его соавтором или редактором дипломной работы и поэтому рассчитывать на то, что научный руководитель поправит все имеющиеся в дипломной работе теоретические, методологические, стилистические и другие погрешности ошибочно. Работа над ВКР требует от студента прилежания и профессионализма, творческого подхода, ответственности. При существенном отставании от намеченного графика или при неудовлетворительных результатах предварительной защиты студент по представлению кафедры может быть не допущен к защите дипломной работы. ^ Организация подготовки выпускной квалификационной работы начинается с определения интересов и формулирования темы исследования. Темы выпускных квалификационных работ студенты-выпускники выбирают самостоятельно, руководствуясь своими научными интересами, практическим опытом, знаниями специальной профессиональной литературы по избираемой проблеме. Одним из основополагающих требований к ВКР является интерес самого студента к выбранной теме и ее актуальность, т.е. важность и своевременность исследуемой темы применительно к настоящему периоду. Правильно выбранная тема и объект исследования в значительной мере обеспечивают успешное выполнение дипломной работы. Студентам необходимо стремиться к тому, чтобы выбранная тема способствовала максимальному использованию полученных в институте знаний и накопленного практического опыта. Такой подход создает хорошие предпосылки для достижения наилучших результатов. Разработка одной и той же темы ВКР несколькими студентами не допускается. Тема ВКР должна быть сформулирована профессионально грамотно. Это значит, что в названии должны быть представлены как объект исследования, так и его предмет. Сама же формулировка, по возможности, должна отражать его проблему и состоять не более чем из 7-9 слов. Выбрав тему выпускной квалификационной работы, студент подает на имя заведующего кафедрой заявление о закрепление темы дипломной работы и научного руководителя. Процедура утверждения тем ВКР существует для того, чтобы предостеречь студентов от выполнения бесплодной работы, так как от степени удачности выбора темы в значительной степени зависит и успешность выполнения дипломной работы. ^ - определение темы, обоснование ее актуальности и обсуждение с научным руководителем; - получение задания на выполнение выпускной квалификационной работы от научного руководителя; - составление предварительного и развернутого планов исследования, согласование их с руководителем; - составление плана-графика подготовки дипломной работы, который облегчает контроль над ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять ВКР, рационально распределять время, отводимое на ее подготовку. В процессе составления плана студент должен обдумать всю «стратегию» предстоящей работы, привести в систему возникающие у него новые мысли, замыслы, предложения, календарный рабочий план подписывается студентом и утверждается руководителем дипломной работы; - выработка цели, задач и замысла дипломной работы; - изучение опыта рассмотрения выбранной психологической проблемы, состояния дел по исследуемой проблематике; - анализ литературы по избранной проблеме, знакомство с фактическими и статистическими материалами; - сбор эмпирического материала, подготовка и проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления о состоянии исследуемого предмета; - обработка и анализ полученной информации с применением современных программных средств и методов математической статистики; - выявление связей, отношений и корреляций; - проведение экспериментальной работы или разработка и обоснование рекомендательной части в виде описания путей и условий, программ, технологий, методов решения заявленной проблемы; - обобщение собранного материала, формулировка выводов и выработка рекомендаций по использованию результатов работы; - оформление текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дипломным работам, литературное оформление работы; - ознакомление руководителя с содержанием работы и его доработка с учетом замечаний и предложений руководителя; - получение отзыва научного руководителя; - ознакомление с рецензией; - подготовка доклада, презентации, иллюстративного и раздаточного материала для членов ГАК; - защита работы на заседании Государственной аттестационной комиссии. ^ ВКР должна состоять из следующих элементов, расположенных в тексте работы в указанной последовательности. ^ |
![]() | Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» | ![]() | Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» |
![]() | Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 Менеджмент организации | ![]() | Рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы по специальности 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью».... |
![]() | Дипломная работа является формой выпускной квалификационной работы для квалификации «дипломированный специалист», выполняется по... | ![]() | Одним из важнейших этапов подготовки высококвалифицированных специалистов является выполнение студентами выпускной квалификационной... |
![]() | Фгос впо и включает в себя защиту выпускной квалификационной работы (вкр) и сдачу государственного экзамена, вводимого по отдельным... | ![]() | Составлены профессором кафедры гражданского права и процесса, доктором юридических наук Н. Г. Соломиной |
![]() | Зенкина М. В., Скворцова Н. К., Фирцева С. В., Миронова Е. А. Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы... | ![]() | Зенкина М. В., Скворцова Н. К., Фирцева С. В., Миронова Е. А. Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы... |