Методические рекомендации по выполнению заданий практики Учебно-методическое пособие Для студентов университета обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование




НазваниеМетодические рекомендации по выполнению заданий практики Учебно-методическое пособие Для студентов университета обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование
страница1/4
Дата публикации20.02.2014
Размер0.5 Mb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики и психологии

---------------------------------------------

Кафедра художественного образования


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Методические рекомендации

по выполнению заданий практики
Учебно-методическое пособие
Для студентов университета обучающихся

по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование

(профиль Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства)

ЧЕРЕПОВЕЦ

XXI век

Рассмотрено на заседании кафедры художественного образования, протокол № 7 от 02.03.2010 г.

Одобрено редакционно-издательской комиссией Института педагогики и психологии ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № 5 от 29.04.2010 г.

Автор: Назарова С.Л.


Р е ц е н з е н т ы: Перминова Г.Н., Сполохова Е.А.


Н а у ч н ы й р е д а к т о р:

© ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2010


Введение.
Педагогическая практика занимает важное место в профессиональной подготовке специалиста по изобразительному искусству. Она дает студентам возможность применить знания и умения, полученные на теоретических и практических занятиях по психолого-педагогическим и специальным дисциплинам в реальном педагогическом процессе. А также помогает глубже осознать специфику обучения изобразительному искусству современных школьников.

Основная цель практики – подготовка студентов к педагогической деятелъности, к выполнению профессиональных функций учителя изобразительного искусства. Она включает:

- развитие профессиональной культуры;

- выработку профессиональных умений, навыков, личностных качеств;

- творческий подход к педагогической деятельности, индивидуальность стиля в методах работы и общения с учащимися и коллегами.

В качестве базовых профессиональных умений можно выделить:

- диагностические: умение увидеть и объяснить то или иное психолого-педагогическое явление, выявить уровень физического, умственного, нравственного развития детей, причины слабой успеваемости, недисциплинированности учащихся и т.п.;

- целеполагания и проектирования педагогической деятель­ности: умение определить образовательные и воспитательные задачи; спрогнозировать динамику учебно-воспитательного процесса;

- организации и конструирования педагогического процесса на основе содержания учебного материала, методов обучения и воспитания, умения соотносить формы обучения с характером изучаемого материала, особенностями класса;

- специфическое для учителя изобразительного искусства умение использовать в учебном процессе педагогический рисунок;

- коммуникативные умения и способность к педагогической рефлексии.

В ходе педагогической практики студенты могут проводить эксперименты, накапливать фактический материал для курсовой и/или выпускной квалификационной работы в области методики обучения изобразительному искусству.

Отличительной особенностью педагогической практики является самостоятельность и творчество студента в конструировании собственной профессиональной деятельности во всем ее многообразии и сложности.

Критериями оценки результатов педагогической практики являются:

- степень профессионально-педагогических умений студента;

- степень профессионально-художественных умений и навыков, в частности качество выполнения педагогического рисунка;

- уровень теоретического осмысления своей деятельности и ее практической реализации;

- уровень профессиональной направленности будущих учителей (интерес к своей профессии, уважение к детям, творческое отношений к работе или отсутствие таковых качеств).

Оценки такого рода даются на основе:

- анализа работы студентов в процессе практики;

- беседы с учителями, классными руководителями о работе студентов;

- самооценки студентами своей работы;

- анализа материалов, представленных для отчета;

- степени подготовлен­ности к практической деятельности учителя изобразительного искусства в целом.

Данное пособие имеет целью помочь студентам и преподавателям в прохождении и организации педагогической практики.

Содержание предлагаемого пособия отражает разные стороны работы студентов во время практики и поможет им при организации своей деятельности и при составлении отчетной документации по данному направлению педагогической практики.
Конференции по педагогической практике.
^ Установочная конференция.

Установочная конференция в самом начале педагогической практики, как правило, в первый день практики.

Цель, задачи и организационные вопросы педагогической практики студенты - практиканты узнают на установочной конференции.

На установочной конференции формулируются профессиональные задачи методистами и преподавателями кафедры художественного образования, а также преподавателями психолого-педагогических дисциплин.

Преподаватели сообщают блоки заданий по своим дисциплинам. Руководитель практики дает полную информацию по содержанию, организации, системе требований педагогической практики. Студенты распределяются по школам. Назначаются старосты групп.

Контроль за педагогической практикой осуществляется групповыми руководителями, с которыми студенты знакомятся на конференции.

^ Итоговая конференция.

В конце педагогической практики проводится заключительная итоговая конференция, которая должна носить обучающий характер. Итоговая конференция ставит цель не только подвести итоги педпрактики, но и познакомить студентов с интересными уроками, методическими находками отдельных практикантов. Форма проведения итоговой конференции вариативна: от деловой игры до традиционных выступлений. Сроки итоговой конференции определяются кафедрой Художественного образования. На итоговой конференции желательно присутствие студентов младших курсов с ознакомительной целью.

До начала конференции студентами в аудитории оформляется выставка наглядных пособий, выполненных в ходе практики. На конференции заслушиваются выступления студентов от каждой школы, в которых рассказывается о наиболее интересных методических находках, внеклассных мероприятиях и т.п.

На итоговой конференции идет анализ результатов педпрактики групповыми руководителями, методистами, педагогом и психологом. Их выступления должны носить дискуссионный, конструктивный характер.
Задания, выполняемые студентами в ходе педагогической практики по методике обучения изобразительному искусству.
^ 3 курс очной формы обучения:

  1. наблюдение за проведением учителем и/или студентами не менее пяти уроков изобразительного искусства в средних классах;

  2. выполнение анализа трех наблюдаемых уроков;

  3. самостоятельное проектирование и проведение десяти уроков изобразительного искусства в средних классах (из них 5 уроков пробных и 5 зачетных);

  4. разработка и выполнение ряда наглядных пособий для своих уроков и/или для уроков, по темам указанным учителем;

  5. самостоятельное проектирование и проведение внеклассного мероприятия связанного с изобразительной деятельностью;

  6. анализ детского рисунка;

  7. работа в рамках курсового исследования по методике обучения изобразительному искусству;

  8. подготовить сообщение для итоговой конференции по педагогической практике.


Для отчета по данному направлению педагогической практики студенту необходимо представить:

  1. развернутый конспект зачетного урока изобразительного искусства (обязательно наличие самоанализа, наглядных пособий или их фото, детских работ, выполненных на уроке или их фото);

  2. таблицу проведенных уроков;

  3. таблицу посещенных уроков;

  4. конспект внеклассного мероприятия связанного с изобразительной деятельностью (желательно приложить фотографии или видеоматериалы);

  5. анализ детского рисунка (обязательно с приложением оригинала рисунка);

  6. оформленный дневник по педагогической практике.


4 курс очной формы обучения, 3 курс сокращенной формы обучения:

  1. наблюдение за проведением учителем и/или студентами не менее пяти уроков изобразительного искусства в начальных классах;

  2. выполнение анализа трех наблюдаемых уроков;

  3. самостоятельное проектирование и проведение не менее восьми уроков изобразительного искусства в начальных классах (2 урока пробных и 6 зачетных, из них не менее одного урока должно быть проблемным, а 1-2 урока нетрадиционных по форме проведения);

  4. разработка и выполнение ряда наглядных пособий для своих уроков и/или для уроков, по темам указанным учителем;

  5. самостоятельное проектирование и проведение внеклассного мероприятия связанного с изобразительной деятельностью;

  6. наблюдение за проведением урока в ДХШ или ДШИ (не менее 3-х уроков по 4 академических часа каждое);

  7. выполнение анализа одного урока в ДХШ или ДШИ;

  8. выполнение сравнительного анализа урока изобразительного искусства в общеобразовательной школе и урока в ДХШ или ДШИ;

  9. анализ детского рисунка;

  10. экспериментальное исследование по теме выпускной квалификационной работы;

  11. подготовить сообщение для итоговой конференции по педагогической практике.


Для отчета по данному направлению педагогической практики студенту необходимо представить:

  1. развернутый конспект зачетного урока изобразительного искусства (обязательно наличие самоанализа, наглядных пособий или их фото, детских работ, выполненных на уроке или фото);

  2. конспект внеклассного мероприятия связанного с изобразительной деятельностью (желательно приложить фотографии или видеоматериалы);

  3. таблицу проведенных уроков;

  4. таблицу посещенных уроков и занятий в ДХШ или ДШИ;

  5. анализ 3-х уроков изобразительного искусства в начальной школе;

  6. сравнительный анализ урока изобразительного искусства в общеобразовательной школе и урока в ДХШ или ДШИ;

  7. анализ детского рисунка (обязательно с приложением оригинала рисунка);

  8. оформленный дневник по педагогической практике.


Проектирование и проведение урока изобразительного искусства.
Урок изобразительного искусства – это самая массовая форма приобщения подрастающего поколения к искусству. Именно через уроки происходит передача детям опыта эмоционально-чувственного познания мира. По словам Б.М.Неменского, «единственно адекватной содержанию опыта эмоционально-образной формы познания является путь проживания, переживания (сопереживания) этого опыта». Значит, на уроке изобразительного искусства надо пользоваться специфическими методами, приемами и средствами и осваивать искусство именно как искусство. При таком подходе появляется простор для методического творчества студента, а каждый урок становится «праздником души» и запоминается ребятам надолго, следовательно, и эффективность урока повышается.

Проведение уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе способствует формированию педагогического мышления будущего специалиста.

Данное задание является наиболее важным и сложным, поскольку требует от студента применения не только знаний и умений, приобретенных в процессе обучения в вузе, но и проявления личностных качеств.

На четвертом курсе студенты на практике проводят уроки в средних классах, а на пятом курсе - в начальных классах. И, если на первой практике главная цель разработать и провести урок методически грамотно, то на второй практике требуется реализовать проблемный, игровой и нетрадиционный подходы к обучению изобразительному искусству.

Перед проведением уроков студенты знакомятся с методическими рекомендациями по проектированию и проведению урока изобразительного искусства, и обязательно встречаются с учителем изобразительного искусства в той школе, где они проходят практику. В ходе встречи происходит знакомство студентов с постановкой преподавания предмета в школе, требованиями учителя к учащимся, к самим студентам в период практики.
^ Примерные вопросы, обсуждаемые на встрече студента с учителем изобразительного искусства:

- характеристика классов, где работает учитель, особенности методики преподавания изобразительного искусства в этих классах, традиции урока (например, способ записи домашнего задания, дежурство учащихся и их помощь учителю в уборке рабочих мест после урока и т.п.);

- программы и учебные пособия (учебно-методические комплексы), по которым ведется преподавание изобразительного искусства;

- наличие ТСО в кабинете изобразительного искусства и правила обращения с ними;

- требования, предъявляемые к учащимся учителем, основные критерии оценки учащихся;

- планирование учебной и внеклассной работы по изобразительному искусству на текущий учебный год;

- разделы программы, которые будут изучаться школьниками в ходе практики, темы уроков изобразительного искусства, методика подготовки к ним;

- сроки проведения уроков студентом, даты и время консультаций по проектированию уроков;

- требования учителя к студенту и система оценки его деятельности.
^ Алгоритм действий студента по проектированию урока изобразительного искусства.


  1. Консультация с учителем изобразительного искусства с целью уточнения темы урока, его места в общей последовательности уроков, ТЦУ, задач, домашнего и практического задания на урок, а также даты и времени проведения урока (день, № урока по расписанию, № кабинета). На этой консультации выясняются пожелания и советы учителя по проектированию, организации и проведению предстоящего урока, обозначаются образовательные продукты, которые будут созданы учениками, уточняются способы и критерии их оценки. Задача студента наметить общий план урока и подготовиться к дальнейшей самостоятельной работе над проектом урока.

  2. Дома студент заполняет пункты 1 – 9 формальной части конспекта и продумывает краткий план урока (см. таблица 1) и варианты практических заданий (в эскизах).

  3. Консультация с методистом, закрепленным кафедрой художественного образования за данной школой. На эту консультацию студент готовит черновой конспект с вариантами практических заданий (в эскизах) и свои вопросы. На консультации методист проверяет формальную часть конспекта, затем студент с методистом обсуждают проект урока и разбирают все моменты, вызывающие у студента затруднения. Итог консультации – четкий образ предстоящего урока у студента.

  4. Дома студент корректирует имеющийся черновой вариант формальной части, полностью оформляет содержательную часть конспекта урока и обязательно возвращается к пункту 10 в формальной части, зарисовывая оформление доски по отдельным этапам урока. До урока студент выполняет наглядные пособия и образцы заданий для урока, готовит при необходимости презентацию по теме урока. Полезно, особенно при подготовке первых уроков, провести репетицию перед зеркалом, засекая потраченное на каждый этап время.

  5. Готовый конспект, представляется учителю за день до проведения урока (в исключительных случаях в день проведения).


^ Памятка по проектированию и проведению урока изобразительного искусства.


  1. Студенту всегда надо помнить о том, что урок изобразительного искусства имеет свою специфику, которая исходит от содержания данного школьного предмета, а главным методом освоения содержания урока является не изучение, а проживание.

  2. Содержание конкретного урока изобразительного искусства изучается студентом в объеме превышающем знания учащихся. Для этого студент подбирает и осваивает необходимую литературу: учебники по изобразительному искусству и дополнительную литературу для учащихся (см. приложение), методические пособия (см. приложение), периодические издания, ресурсы Интернета (см. приложение).

  3. Когда накоплен фактический материал по теме, можно переходить к отбору оптимального материала для содержания урока, разделению его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, выделению опорных знаний, т.е. осуществить дидактическую обработку подобранного материала. Особую трудность для студента представляют вопросы, задаваемые школьникам на уроке. Типы вопросов могут быть разные (см. приложение). Необходимо готовить один и тот же вопрос в формулировках разного уровня сложности и продумать ряд наводящих вопросов при затруднениях учащихся с ответом.

  4. Особое внимание следует уделить подбору практического задания и его формулировке для детей. От этого зависит результат урока в целом. Формулировка должна быть доступной, лаконичной, грамотной и привлекательной для учащихся. Очень хорошо предусмотреть разные варианты задания и создать ситуацию выбора.

  5. Важным этапом в уроке является целеполагание. От принятия цели учащимися будет зависеть активность их дальнейшей работы на уроке, поэтому надо продумать способы выхода детей на цель урока. Это можно сделать через проблемный вопрос, через демонстрацию образца предстоящего задания и т.д.

  6. В уроке изобразительного искусства сюжетная линия урока имеет большое значение. В каждый урок желательно внести какую-то изюминку, позволяющую сделать урок ярким и запоминающимся. Такой изюминкой может стать интересный факт, необычный подход к использованию знакомых художественных материалов, тщательно подобранный зрительный и/или музыкальный ряд, яркие наглядные пособия, виртуозно выполненный педагогический рисунок и т.п.

  7. Внимания требуют и переходы от одного этапа урока к другому. Чтобы организовать учащихся на переходных этапах требования к ним должны быть краткими и четким, а студенту надо самому ясно понимать структуру, логику и последовательность своего урока, быть уверенным в своих действиях.

  8. Хорошо, если студент связывает материал своего урока с материалом, изучаемым на других предметах и использует эти связи для выстраивания объективной картины окружающего мира.

  9. На каждом уроке изобразительного искусства применяются наглядные методы обучения. Студенту следует тщательно подготовиться к выполнению педагогического рисунка и работе с самостоятельно выполненными наглядными пособиями (см. Подготовка наглядных пособий. Подготовка к педагогическому рисованию на уроке.).

  10. В завершении урока студент может поблагодарить учащихся и высказать свои впечатления от их работы.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению заданий практики Учебно-методическое пособие Для студентов университета обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине б 4 «Педагогическая психология»
Умк по дисциплине «Педагогическая психология» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному минимуму содержания...

Методические рекомендации по выполнению заданий практики Учебно-методическое пособие Для студентов университета обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профили «История» «Обществознание»

Методические рекомендации по выполнению заданий практики Учебно-методическое пособие Для студентов университета обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconПрограмма практики студентов 3 курса, обучающихся по направлению...
Ознакомление с общеобразовательным учреждением, с системой учебно-воспитательной работы школы и особенностями организации обучения...

Методические рекомендации по выполнению заданий практики Учебно-методическое пособие Для студентов университета обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных...
Методические рекомендации предназначены для подготовки студентов выпускных курсов психологического факультета, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по выполнению заданий практики Учебно-методическое пособие Для студентов университета обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconПрограмма собеседования с абитуриентами, поступающие на сокращенный...
Программа собеседования с абитуриентами, поступающие на сокращенный срок обучения по направлению: 050100. 62 «Педагогическое образование»...

Методические рекомендации по выполнению заданий практики Учебно-методическое пособие Для студентов университета обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconПрограмма научно-педагогической практики специализированной подготовки...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации по выполнению заданий практики Учебно-методическое пособие Для студентов университета обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой и выпускной квалификационной...
Методические рекомендации утверждены учебно-методической комиссией факультета лингвистики и перевода Челябинского государственного...

Методические рекомендации по выполнению заданий практики Учебно-методическое пособие Для студентов университета обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению
Брякина, А. В. Институциональная экономика Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по выполнению заданий практики Учебно-методическое пособие Для студентов университета обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconМинобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование...

Методические рекомендации по выполнению заданий практики Учебно-методическое пособие Для студентов университета обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов