1. Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки




Название1. Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки
страница1/12
Дата публикации20.02.2014
Размер2.09 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
1. Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки.

М. – традиционный раздел общей психологии. Исходя из диамата ψ – наука, о порождении, функционировании и строение психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов. Для понимания предмета психологии в марксисткой философии необходимы следующие положения:

    • Психика возникает на определенном этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности;

    • Психика функционирует как свойство особым образом организованной материи;

    • Психика есть отражение внешнего мира и сама познаваема, как и другие явления;

    • Психика человека общественно-исторически обусловлена;

    • Психика возникает на основе практического взаимодействия субъекта с внешним миром и выполняет в нем активную роль.

В конкретно-психологическом плане акцент ставится на мышлении конкретных людей в их обусловленности историческим развитием. ψ изучает, как реально совершается мышление, нарушенное, искаженное мышление. Психолог изучает строение самой мыслительной деятельности, ее динамику, условия возникновении я нарушения абстрагировано от физиологического анализа. Психологию интересует специфика мышления человека.

Обычно выделяют 2 основных признака мышления:

  • Обобщенность;

  • Опосредованность.

А.Н. Леонтьев в своей статье выделяет несколько положений:

  • Полиморфность человеческого мышления (разнообразие его видов);

  • Общность строения внешней практической предметной деятельности и деятельности теоретической, мыслительной в узком смысле слова.

^ С.Л. Рубинштейн, как предмет психологического исследования м. Выступает как процесс, как деятельность. Индивидуальный процесс, совершающийся в голове отдельного человека. М. развертывается во времени, включает некоторые фазы: начало, середина, завершение. М. есть некоторое проявление активности субъекта. М. всегда субъективно.

^ П.Я. Гальперин. Он трактует психику как форму ориентировочно-исследовательской Д. ψ не единственная наука, изучающая М. «ψ изучает не просто м. и не все м., а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление».

4 положения:

  • Необходимость выделения специального аспекта изучения м. психологией, отказ от попыток отнести все виды м. к компетенции ψ.

  • Указание на процессуальность м., т.е. развертываемость во времени;

  • Ориентировка как процесс = ориентировка как Д.

  • Субъект мыслит и осуществляет ориентировку.

Сегодня уже недостаточно описать м. как взаимодействие операций анализа и синтеза: м. включает динамику и порождение смыслов, целей, оценок потребностей.

М. – процесс, познавательная Д., продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от уровне обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта м.

^ В.В. Петухов: Основной формой рационального познания объективной реальности является человеческая мысль. Гносеология – М. – высшая форма психического отражения. Основная единица м. – понятие. В понятиях отражаются классы предметов, родственных по тому или иному признаку, обобщением которых и является понятие. Этот признак не всегда доступен непосредственному наблюдению. М.б. выявлен при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом, которое требует практических или теоретических средств. Во взаимодействии открываются отношения между вещами, которые являются содержанием понятия.

Первой наукой о м. стала логика. В ней выделяются основыне формы м.:

  • Понятие как обобщение класса об-тов по существенным признакам;

  • Суждение как высказывание об об-тах, приписывание им некоторых св-в;

  • Умозаключение (большая посылка, малая посылка и вывод).

Ψ изучает м. конкретного человека в его реальной жизни и Д. ψ рассматривает конкретные виды мыслительной практики, не сводимые к формально-логическим нормам. Объектом психологии мышления является реальный человек, интеллект которого неотделим от его мотивов, эмоций, установок, всей истории его индивидуального развития.

^ М. в широком смысле – это активная познавательная Д. субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире.

М. в узком смысле – процесс решения задач. Т.е. объект м. – задача (задачи могут относиться к области природы, общественной жизни или к самому человеку).
2. Характеристика субъекта мышления

Одно из основных условий, обеспечивающих процесс развертывания задач – это акт принятия задач. Пока задача не принята, она решаться не будет. Значит, мы должны остановиться на вопросе о мотивации мыслительной деятельности по решению задачи.

Акт принятия задачи – это связывание задачи с некоторой уже существующей, актуализированной в данной ситуации мотивационной структурой.

Мотивация – это главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности.

Мотив – это то, что соответствует конкретной потребности, то в чем она конкретизируется.

Выделяют 2 группы мотивов:

  1. Внешние мотивы мыслительной деятельности: задача ставится ради достижения каких-то результатов, не связанных с познанием объекта, каких-то замаскированных, неявных свойств ситуации.

  2. ^ Внутренние мотивы мыслительной деятельности: включает в себя комплекс чисто познавательных аспектов.

Мотивация – необходимое условие для развертывания актуальной мыслительной деятельности по решению задач, но она может быть разной. На одном полюсе находится внешняя, на другом – внутренняя мотивация.

Задача на мышление всегда предполагает какое-то затруднение. В результате актуализируется новая потребность, которой не было в самом начале. Человек начинает решать задачу только на основе внешних мотиваций. Но по ходу решения актуализируются новые потребности и мотивы. Они добавляются к исходным мотивам.

Деятельность по решению задачи всегда полимотивирована. Субъект характеризуется множеством мотивов, находящихся в иерархических отношениях, поэтому акт принятия задачи – это связывание ее с целой группой мотивов. Даже если аналитически мы выделяем один мотив, лежащий в основе решения задачи, то все равно по мере ее решения эта исходная мотивация «обрастает» дополнительными мотивами и деятельность становится полимотивированной.

Но даже в структуре полимотивированной деятельности значимость разных мотивов может быть различной. Деятельность может быть мотивированна в основном извне, и наоборот, изнутри.

Момент актуализации новой познавательной потребности по ходу решения задачи связывается в психологии с возникновением проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – это ситуация, которая характеризуется тем, что ранее применявшиеся методы не ведут к достижению необходимого результата.

Теория проблемных ситуаций была разработана Матюшкиным.

Психологическая структура проблемной ситуации включает:

  • Познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности

  • Неизвестное досягаемое знание или способ действия

  • Интеллектуальные возможности человека, включающие творческие способности и прошлый опыт, которые определяют диапазон возникновения познавательной потребности

Матюшкин также предложил трехмерную модель основных планов проблемных ситуаций, основываясь на таких параметрах, как «степень трудности», «этапы становления действия», «структурные компоненты действия».

Мотивы – это не просто условия развертывания актуальной мыслительной деятельности, а фактор, влияющий на ее продуктивность.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки iconПримерный перечень вопросов к итоговому экзамену
...

1. Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки iconВопросы к государственному экзамену по дисциплинам специализации...
Конфликтология как отрасль психологической науки и социально-психологической практики. Предмет и содержание, современное состояние...

1. Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки icon3. Форма мышления и структура мысли как объект изучения логики. Логическая...
Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание...

1. Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки icon4. Методы психологии Понятие о методе науки. Методология как учение...
Общая характеристика психологии как науки. Понятие предмета и объекта науки. Своеобразие явлений действительности, обозначаемых термином...

1. Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки icon1. Археология как историческая наука
Археология и смежные науки (этнография, антропология, четвертичная геология и др.) Понятие археологической культуры. Основные принципы...

1. Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки iconЛекция Статистические критерии различий > Параметрические и непараметрические...
Все критерии различий условно подразделены на две группы: параметрические и непараметрические критерии

1. Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки iconТема Понятие науки. Критерии научности знания
Понятие науки не поддаётся определению, но доступно анализу, благодаря которому может быть сделано достаточно ясным

1. Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки iconЛекция 9 А. Дополнительная. Основные формы мышления
Фундамент культуры мышления составляют правила и законы мышления. (Законы мышления мы разобрали на прошлой лекции.) Фактически наше...

1. Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки iconВопросы к экзамену по дисциплине «основы психолингвистики»
Психолингвистика как отрасль психологической науки. Причины возникновения психолингвистики

1. Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки iconМетодика «тип мышления»
Диагностика типа мышления респондента. Тип мышления – индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов