Скачать 217.93 Kb.
|
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ и САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ по курсу ПСИХОЛОГИЯ (1 курс) СЕМИНАР 1. ИСТОРИЯ НАУКИ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
Литература:
^ 1. Методы описательной психологии:
2. Методы объяснительной психологии:
3. Методы практической психологии:
4. Терапия:
Литература:
^
Литература:
^
Литература:
^
Литература:
^ 1. Общая характеристика воображения. 2. Виды воображения. 3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы 4. Основные характеристики представления. 5. Виды представлений. Литература:
^
Литература:
^
Литература:
^
Дополнительная литература:
^ БЛОК ЗАДАНИЙ № 1 (10 баллов) ЗАДАНИЕ 1. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ 1: «Стадии развития психики и поведения животных» (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)
Литература:
^ Заполните тематическую таблицу, используя информацию из научных источников (учебники, словари по психологии).
^ ТЕМА: ВООБРАЖЕНИЕ План: 1. Общая характеристика воображения. 2. Виды воображения. 3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы Литература:
^ План: 1. Основные характеристики представления. 2. Виды представлений. Литература:
БЛОК ЗАДАНИЙ № 2 (5 баллов) Предлагаемый блок вопросов рассчитан на контроль по всем темам курса. Вопросы имеют разный уровень сложности и, соответственно, - разную функциональную нагрузку, но в комплексе предполагают разностороннюю проверку усвоения материала курса. ^ Задание 1. Что вы можете сказать о потребности в общении у животных и человека, прочитав следующие отрывки? 1. В начале 1967 г. в один из зоопарков отправили леопарда и пустили к нему в клетку живую курицу, чтобы он подкрепился в дороге; вместо потребности в пище леопард почувствовал большую потребность в общении с птицей в незнакомой обстановке. И впоследствии не трогал курицу, поселившуюся в его клетке. 2. Попав в плен в Германии, Кристофер Берни в течение |8 месяцев находился в одиночном заключении, и его лишь изредка выводили из камеры. Как-то раз ему удалось пронести в камеру улитку. Она не только составила ему компанию на какое-то время, но и стала для него своего рода эмиссаром реального мира. 3. Овцы, которые держатся стадами, не так зависимы друг от друга, как это может показаться по их поведению. Лидерство матери-овцы запечатлевается в мозгу молодого ягненка на очень ранней стадии, и это животное, даже став взрослой особью, будет стремиться следовать за матерью. Каждый ягненок следует только за своей собственной матерью, не проявляя никакого интереса к остальному стаду, довольный, когда толкает других... Задание 2. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий. 1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными». 2. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой. ^ Постарайтесь объяснить, что происходит с вниманием рассеянного человека в каждом случае. Как вы считаете, одинаковые ли формы рассеянности описаны писателями? С чем они связаны? 1. пример: Меналк спустился по лестнице, открыл дверь на улицу и мгновенно закрыл ее: он заметил, что до сих пор не снял ночной колпак, что чулки его спущены ниже колен и рубашка не заправлена в штаны. Все еще являясь самим собой, а не кем-либо другим, Меналк входит в церковь и, приняв стоящего у дверей слепого нищего за колонну, а его кружку — за чашу со святой водой, опускает в кружку руку и подносит ладонь ко лбу. Внезапно услышав исходящий от колонны голос, Меналк начинает молиться на нее. (Да Брюйер). 2. пример: «Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» — «В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил: Все видел, высмотрел; от удивленья, Поверишь ли, не станет ни уменья Пересказать тебе, ни сил. Уж подлинно, что там чудес палата! Куда на выдумки природа старовата! Каких зверей, каких там птиц я не видал! Какие бабочки, букашки, Козявки, мушки, таракашки! Одни, как изумруд, другие, как коралл! Какие крохотны коровки! Есть, право, менее булавочной головки!» — «А видел ли слона? Каков собой на взгляд! Я чай, подумал ты, что гору встретил?» — «Да разве там он?» — «Там». — «Ну, братец, виноват: Слона-то я и не приметил». (И. А. Крылов) 3. пример. Жил человек рассеянный На улице Бассейной... Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать. В рукава просунул руки, Оказалось, это брюки. Вместо шляпы на ходу Он надел сковороду, Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки... Стал натягивать гамаши, Говорят ему: «Не ваши...». (С. Я. Маршак) 4. пример Известный композитор и химик Александр Порфирьевич Бородин как-то принимал в своем доме гостей. Утомившись, он стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция, и пошел одеваться в прихожую. В другой раз А. П. Бородин отправился с женой за границу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. А. П. Бородин по своей рассеянности никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник посмотрел на него подозрительно. В это время подошла его жена, Екатерина Сергеевна, и А. П. Бородин бросился к ней: «Катя! Ради Бога, как тебя зовут?». Задание 4. Эмоции и чувства. «Проверьте алгеброй гармонию», попытавшись объяснить, за счет чего в стихах возникает эмоциональный настрой. Выделите ключевые слова, создающие настроение — какое? 1. Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав завернулся, ночь терлась о локоть. И было темно. И это был пруд И волны. — И птиц из породы люблю вас, Казалось, скорей умертвят, чем умрут Крикливые, черные, крепкие клювы. И это был пруд. И было темно. Пылали кубышки с полуночным дегтем. И было волною обглодано дно. У лодки. И грызлися птицы у локтя. И ночь полоскалась в гортанях запруд. Казалось, покамест птенец не накормлен, И самки скорей умертвят, чем умрут, Рулады в крикливом, искривленном горле. (Б. Пастернак) 2. Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых, И на речном, и на морском песке, Коньками по льду и кольцом на стеклах, — И на стволах, которым сотни зим... И, наконец, — чтоб было всем известно! — Что ты любим! любим! любим! любим! — Расписывалась — радугой небесной. (М. Цветаева) 3....И в яму, в бородавчатую темь скольжу к обледенелой водокачке и, спотыкаясь, мертвый воздух ем, и разлетаются грачи в горячке, и я за ними ахаю, крича, в какой-то мерзлый, деревянный короб... (О. Мандельштам) 4. ...Сегодня чувствую в сердце неясную дрожь созвездий, но глохнут в душе тумана моя тропинка и песня. Свет мои крылья ломает, и боль печали и знанья в чистом источнике мысли полощет воспоминанья... (Ф. Гарсии Лорка) 5. До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, — В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. (С. Есепип) Задание 4. Проанализируйте приведенные отрывки. В каких из них (и почему) можно рассматривать альтруизм как черту характера? 1. Ф. М. Достоевский никогда не выходил из дому без мелких денег для раздачи нищим, что, однако, не всегда одобряла его жена Анна Григорьевна, на плечи которой была возложена забота о бюджете и благополучии семьи. 2. Выдающийся гуманист нашего времени А. Швейцер для поддержания своей миссионерской деятельности в Ламбарене был вынужден периодически возвращаться к профессии органиста, что приносило ему доход, позволяющий и дальше следовать своему предназначению. 3. Известный американский психотерапевт Э. Шостром сознается, что он как некая промежуточная стадия между психологом и бизнесменом переживает глубокий душевный конфликт, связанный с физической невозможностью оказать помощь всем нуждающимся. ^ №1 1. Направление в психологии, отрицающее сознание как предмет и сводящее психику к различным формам поведения, называется ……………………….. 2. Отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов, называется ………………………………………….. 3. Одним из методов психологии, представляющий собой краткое стандартизированное исследование, называется …………………………….. 4. Приведите в соответствие направления психологии и предмет их исследования.
5.Первая психологическая лаборатория была создана: а) В. Вундтом с) для изучения сознания б) в 1732 г. д) верны все ответы 6. Какой из методов может выявить причинно-следственные связи: а) опрос с) наблюдение б) беседа г) эксперимент 7. Гуманистический подход: а) основан на изучении приемлемых форм поведения; б) направлен на расцвет способностей человека; в) все ответы не верны. Задание 2. Темы: личность, свойства личности и др. 1.Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности - …………… . 2. Привычка – это:
3. Назовите и определите правильную иерархию (последовательность) в схеме структуры потребностей по А. Маслоу: 1. возможность находиться рядом с людьми №_______________________ 2. знать, понимать, исследовать №____________________________ 3. голод, жажда и др. №____________________________ 4. гармони, порядок, красота №____________________________ 5. чувство защищенности №___________________________ 6. одобрение, признание, авторитет №___________________________ 7. реализация своих целей, развитие личности №___________________ 4. Допишите правильный ответ: 1.Допишите следующую формулу: «_________рождаются. ____________становятся.______________ отстаивают»А.Н. Леонтьев. 2.Согласно древнему учению Гиппократа «sanquis» переводится, как __________ и соответствует____________темпераменту; «melas chole»-______ и соответствует _____________темпераменту;«phleqma»-_______и соответствует _________темпераменту; «chole»_____ и соотвествует __________темпераменту. Тесты рубежного контроля №2 1. К психическим процессам относят: 1.ощущение. 2. настроение. 3. память. 4. темперамент. 5.мышление. 6. воображение. 7. характер. 8. стресс. 9. восприятие. 2.Высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельности людей называется ……………… . 3. Дополнить определения, вставить пропущенные слова. 1.Внимание - ………………….. и ………………. сознания на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. 2.Ощущение – отражение в коре головного мозга ………свойств предметов и явлений при их ………………воздействии на органы …………………… 4. Установить соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности и др. характеристики.
5. Какие из перечисленных чувств относят к: 1.моральным; 2.эстетическим; 3.интеллектуальным A. сомнение E. удивление I. любознательность B. стыд F. чувство долга C. гордость G. презрение D. ирония. H. удовольствие 5. Выберите особенности, которые характеризуют: 1. ощущения 4. мышление 2. восприятие 5. воображение 3. память 6. речь ^ B. отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира; C. отражение общих и существенных связей и отношений предметов и явлений окружающего мира; ^ отражение предметов и явлений в совокупности их свойств; E. отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств; F. отражение действительности опосредованным путем с помощью знаков; G. отражение новых образов и мыслей. БЛОК ЗАДАНИЙ № 3 (5 баллов) ^ 1. Найти фразеологизмы (пословицы, поговорки), характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность (15-20 выражений). 2.Составить список художественных произведений, максимально раскрывающих содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» (12-15 названий). 3. Найдите описание разных эмоции и чувств в высказываниях и афоризмах великих писателей, ученых, психологов и др. Подобрать 5-10 высказываний. 4. Ниже перечислены литературные герои. Кто из них на ваш взгляд, и почему, может быть отнесен к «экстравертам», а кто - к «интровертам»? Родион Раскольников, д'А-ртаньян, Скарлетт О'Хара, Ромео, Джульетта, Дон Кихот, Чацкий, Плюшкин, Онегин, Печорин, Санчо Панса, Сонечка Мармеладова, Настасья Филипповна, Манилов, Обломов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Остап Бендер, Киса Воробьянинов, Паниковский, Шура Балаганов, Наташа Ростова, Пьер Безухов, А. Болконский, Василий Теркин, Ассоль ^ Попробуйте представить себе, как выглядит черная дыра, и нарисуйте ее. Как выглядит «совесть», «трусость», «смелость», «нежность», «доброта»? Нарисуйте на одном и том же листе справа – «хорошо», а слева – «плохо», а в центре нарисуйте свое настроение. ^
|
![]() | Аристотель. Политика / Аристотель. Сочинения в 4-х т., М.: 1983., Т., C. 375–644 | ![]() | Аристотель. Политика / Аристотель // Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля : сочинения / пер с др греч.; сост., вступ... |
![]() | Дополнительная литература: педагогические сочинения выдающихся деятелей культуры и искусства, мемуарная литература | ![]() | «Сочинения в 2 т. Т. 2 / Пер с нем.; Сост., ред и авт примеч. К. А. Свасьян»: Мысль; Москва; 1990 |
![]() | Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения в 2-х томах, том 2, издательство «Мысль», Москва 1990. Перевод — В.... | ![]() | Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: в 4-х т. Т. М.: Мысль,... |
![]() | Стилистическое отличие от Платона. – Сочинения Аристотеля, имеющие отношение к эстетике. – Незначительная ценность хронологических... | ![]() | Я же, вознамерившись засвидетельствовать мою преданность Вашей светлости, не нашел среди того |
![]() | Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекции LXXXIII, LXXXIV // Сочинения. В 9 т. Т м., 1989 | ![]() | Г 82 А. С. Грибоедов. Горе от ума : анализ текста : основное содержание : сочинения / авт сост. Э. Л. Безносов. 5-е изд., стер. М.... |