Развития Под редакцией А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой




НазваниеРазвития Под редакцией А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой
страница1/61
Дата публикации24.02.2014
Размер7.21 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Психология

развития

Под редакцией

А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой

Рекомендовано Советом по психологии УМО

по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия для студентов вузов,

обучающихся по направлению и специальностям «Психология»

ББК 88.37 П86 Рекомендовано Редакционно-издательским советом факультета психологии ГУ-ВШЭ.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Доктор психологических наук, профессор

А. Н. Гусев.

Доктор психологических наук, профессор

А. И. Подольский

Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005, 524 с.

ISBN 5-88711-216-6

Предлагаемая хрестоматия включает в себя работы из ставших классическими отечественных и зарубежных исследований по психологии личности, возрастной психологии и психологии развития. Собранные воедино, они помогут студентам сформировать общую картину современного состояния этих отраслей междисциплинарного знания. Учебное пособие является содержательным и методическим дополнением к учебному курсу «Психология развития». Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных факультетов, для психологов, социологов, политологов и юристов.

^ ISBN 5-88711-216-6 © Болотова А. К., 2004

Молчанова О. Н. 2004 ©ЧеРо, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................................................................................................ 5

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ...................................................................................... 7

Выготский Л. С .............................................................................................................................................................................. 7

ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ ..................................................................... 7

Леонтьев А. Н ............................................................................................................................................................................... 13

К ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА ............................................................................................................... 13

Эльконин Д. Б ............................................................................................................................................................................... 16

К ПРОБЛЕМЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ................................ 16

Фрейд 3 ......................................................................................................................................................................................... 23

РАЗВИТИЕ ЛИБИДО И СЕКСУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ........................................................................................ 23

Эриксон Э ..................................................................................................................................................................................... 27

ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ КАРТА ............................................................................................................................................ 27

Пиаже Ж ........................................................................................................................................................................................ 30

ПРИРОДА ИНТЕЛЛЕКТА ................................................................................................................................................... 30

К люге К.-Й .................................................................................................................................................................................... 35

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ: «ДУМАЯ, ДЕЛАТЬ ХОД КОНЕМ» ......................... 35

Хеллер К.А .................................................................................................................................................................................... 37

ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ............................................................ 37

З инченко В. П., Моргунов Е. Б .................................................................................................................................................. 40

К УЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ...................................................................................... 40

Абульханова-Славская К. А ........................................................................................................................................................ 43

СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ ............................................................................................................................................................ 43

Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И ................................................................................................................. 47

ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ............................................................................. 47

Ананьев Б. Г.. ................................................................................................................................................................................ 51

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА ...................................................................... 51

Логинова Н. А .............................................................................................................................................................................. 54

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ........................................................................................................ 54

Лейтес Н. С, .................................................................................................................................................................................. 56

ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД К ФЕНОМЕНАМ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ..................................................................... 56

Шадриков В. Д ............................................................................................................................................................................. 60

МИР ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ ................................................................. 60

Бабаева Ю. Д ................................................................................................................................................................................ 67

ДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОДАРЕННОСТИ .................................................................................................................. 67

Равич-Щербо И. В ........................................................................................................................................................................ 70

РОЛЬ СРЕДЫ И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ............. 70

Болотова А. К ............................................................................................................................................................................... 73

ВРЕМЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ ..................................................................................................... 73

РАЗДЕЛ 2 ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА ...................................................................................................................................... 76

Арьес Филипп ............................................................................................................................................................................... 76

НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ИГР ...................................................................................................................... 76

Бауэр Т .......................................................................................................................................................................................... 79

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА ........................................................................................................................ 79

Уайт Б ............................................................................................................................................................................................ 81

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ПОЛЗАНИЯ ......................................................................................................................................... 81

Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюста А ....................................................................................................................... 84

ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА .................................................................................................................... 84

Пиаже Ж ........................................................................................................................................................................................ 88

ТИПЫ И СТАДИИ РАЗГОВОРА МЕЖДУ ДЕТЬМИ ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ ................................................... 88

Эльконин Д. Б ............................................................................................................................................................................... 92

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА РОЛЕВОЙ ИГРЫ .................................................................................................................. 92

Эльконин Д. Б ............................................................................................................................................................................... 95

РАЗВИТИЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ...................................................................................................... 95

Эльконин Д. Б ............................................................................................................................................................................... 97

ИГРА И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ............................................................................................................................ 97

Гальперин П. Я ........................................................................................................................................................................... 103

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ........................................................................... 103

Божович Л. И .............................................................................................................................................................................. 105

ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ........................................................................... 105

Давыдов В. В .............................................................................................................................................................................. 108

ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ............................................................................ 108

Дольто Ф ..................................................................................................................................................................................... 111

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ......................................................................................................................................................... 111

Мухина В. С ................................................................................................................................................................................ 113

ПЕРВИЧНЫЙ ОНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ БЫТИЕ ............................................................................................ 113

Поддъяков Н. Н .......................................................................................................................................................................... 116

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА ........................................................................................... 116

Запорожец А. В .......................................................................................................................................................................... 119

К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У РЕБЕНКА. 119 Гуткина Н. И ............................................................................................................................................................................... 125

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ И «ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ» .......................... 125

Субботский Е. В ......................................................................................................................................................................... 128

ВСЕГДА ЛИ БЫЛА ШКОЛА? ........................................................................................................................................... 128

Гансберг Э. . ............................................................................................................................................................................... 130

ТВОРЧЕСТВО И ИГРА ...................................................................................................................................................... 130

РАЗДЕЛ 3 ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЕЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ .............................................................................................. 134

Эриксон Э ................................................................................................................................................................................... 134

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ: ЭПИГЕНЕЗ ИДЕНТИЧНОСТИ ............................................................................................... 134

К ле М ........................................................................................................................................................................................... 136

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА ........................................................................................................................................... 136

Байярд Р. Т., Байярд Дж ............................................................................................................................................................ 142

ВАШ БЕСПОКОЙНЫЙ ПОДРОСТОК .............................................................................................................................. 142

К он И. С ...................................................................................................................................................................................... 143

САМОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗ «Я» .................................................................................................................................... 143

Л ичко А. Е .................................................................................................................................................................................. 145

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ............................................................... 145

Толстых А. В .............................................................................................................................................................................. 151

ПОДРОСТОК В НЕФОРМАЛЬНОЙ ГРУППЕ .............................................................................................................. 151

РАЗДЕЛ 4 ЗРЕЛОСТЬ .............................................................................................................................................................. 153

Ю нг К. Г. ЖИЗНЕННЫЙ РУБЕЖ ..................................................................................................................................... 153

Эриксон Э. Г ............................................................................................................................................................................... 157

ВОСЕМЬ ВОЗРАСТОВ ЧЕЛОВЕКА ................................................................................................................................ 157

К озлова Т. 3 ................................................................................................................................................................................ 159

^ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

ЛИЧНОСТИ ............................................................................................................................................................................ 159

К он И. С ...................................................................................................................................................................................... 163

ПОСТОЯНСТВО И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ .................................................................................................... 163

Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., ГивитцДж ..................................................................................................................... 165

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ .................................................................................................... 165

Л ивехуд Б .................................................................................................................................................................................... 167

ХОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ................................................................................................................................................. 167

Аргайл М ..................................................................................................................................................................................... 176

ВОЗРАСТ И ПОЛ ............................................................................................................................................................... 176

Ниемеля П .................................................................................................................................................................................. 180

РАЗВИТИЕ И НОРМАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА .................................................................... 180

Ш ихи Г ........................................................................................................................................................................................ 183

ПРЕДСКАЗУЕМЫЕ КРИЗИСЫ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА .............................................................................................. 183

Ананьев Б. Г.. .............................................................................................................................................................................. 186

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ВЗРОСЛОСТИ ...................................................................................... 186

Братусь Б. С ................................................................................................................................................................................ 189

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ ........................................................................... 189

Петровская Л. А ......................................................................................................................................................................... 193

К ВОПРОСУ О СВОЕОБРАЗИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЗРОСЛОГО .......................................................................... 193

РАЗДЕЛ 5 ПОЗДНИЙ ВОЗРАСТ ............................................................................................................................................ 194

Александрова М. Д .................................................................................................................................................................... 194

О ЗАКОНАХ ГЕРОНТОГЕНЕЗА ..................................................................................................................................... 194

Кемпер И ..................................................................................................................................................................................... 197

ЧТО ТАКОЕ СТАРЕНИЕ? .................................................................................................................................................... 197

К орсакова Н. К., Балашова Е. Ю ............................................................................................................................................. 198

^ ОПОСРЕДОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ ........................................................................................................................................................ 198

К раснова О. В ............................................................................................................................................................................. 201

СТЕРЕОТИПЫ ПОЖИЛЫХ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ ............................................................................................... 201

Шапиро В. Д ............................................................................................................................................................................... 202

АДАПТАЦИЯ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА К РОЛИ ПЕНСИОНЕРА .......................................................................... 202

Шахматов Н. Ф ........................................................................................................................................................................... 205

ПСИХИЧЕСКОЕ СТАРЕНИЕ. ПСИХИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В СТАРОСТИ ................................................................. 205

Анцыферова Л. И ....................................................................................................................................................................... 210

^ ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА: ТИПЫ СТАРЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ..................................................................................................................................................... 210

Тора К. Биксон, Летиция Энн Пепло, Карен С. Рук и Жаклин Д. Гудчайлдс ................................................................. 217

ЖИЗНЬ СТАРОГО И ОДИНОКОГО ЧЕЛОВЕКА ........................................................................................................ 217

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая книга не пытается дать исчерпывающую информацию о состоянии и развитии возрастно-психологических исследований в современной отечественной и зарубежной психологии. Задача авторов — сопоставляя фактические данные науки, различных научных школ и теорий настоящего и прошлого исследовательского опыта, накопившегося в возрастной психологии, стимулировать готовность к теоретико-методологическому и сравнительно-хронологическому анализу сложного и неоднозначного пути развития этой отрасли современной психологии у нас и за рубежом. Интерес авторов сконцентрирован не столько на описательных данных и содержании тех или иных теорий и обобщений различных ученых и их концепций, сколько на развитии исследовательского мышления, осмыслении возникающих вопросов и проблем, которые уже стоят или должны стоять в центре внимания ученых под влиянием резко изменяющихся отношений человека к реальности и миру, глобальных изменений требований социума к человеку в целом.

Одной из таких проблем является время, временной фактор как энергопотенциал развития, как динамическая связь, детерминирующая во времени межпоколенную общность людей, различный уровень и динамику развития последующих поколений, расширяя или сужая их возрастные границы. Еще В. Дильтей подчеркивал, что поколение — это не только определенный временной интервал, равный приблизительно 30 годам, но и духовная общность людей, которые выросли в одно и то же время. Романтико-идеалистическая интерпретация поколения, получившая широкое распространение в немецкой историографии XIX века, где доминирует генеалогическое и духовно-символическое понимание поколения, постепенно сменяется хронологическим: поколение как определенный отрезок времени.

Таким образом, время, связующее воедино этапы индивидуального жизненного пути с историческими событиями, значимыми для всех людей, живущих в данный период времени, выражает становление нового культурно-исторического понятия поколения, для которого существенна не только хронологическая одновременность существования, но и общность значимых социальных переживаний и деятельности. Поколение в культурно-историческом смысле не обладает универсальной хронологической длительностью. Его длительность зависит от скорости исторического обновления — чем значительнее перемены, совершающиеся в единицу времени, тем больше люди склонны замечать у себя «поколенные различия», как отмечает И. С. Кон. Многое зависит и от типа протекания социальных перемен. Резкие революционные перемены, длительная социальная нестабильность создают своего рода травматический эффект, футуршок, усиливая ощущение межпоколенных различий, нарастание агрессивности, снижение толерантности. Ускорение темпов технического и социального развития общества в целом делает опору на опыт прежних поколений на рубеже XX и XXI века не всегда
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развития Под редакцией А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой iconСтатья 12 ск(брак заключается между мужчиной и женщиной). 1917 год-появление...
Комментарии к семейному кодексу под редакцией Нечаевой, под редакцией Кузнецовой, под редакцией Крашенинникова

Развития Под редакцией А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой iconСтатья 12 ск(брак заключается между мужчиной и женщиной). 1917 год-появление...
Комментарии к семейному кодексу под редакцией Нечаевой, под редакцией Кузнецовой, под редакцией Крашенинникова

Развития Под редакцией А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой iconПод редакцией доктора педагогических наук, профессора А. В. Родионова
Психологические закономерности возрастного развития детей и подростков – В. Н. Непопалов, Л. Г. Уляева

Развития Под редакцией А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой iconПсихология аномального развития ребенка
Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под редакцией В. В. Лебединского и Ы. К. Бардышевской. Т. I. М: ЧеРо:...

Развития Под редакцией А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой iconУчебное пособие для педагогических учебных заведений Под редакцией академика рао
Рао а. И. Пискунов (руководитель); чл кор. Рао, проф. Р. Б. Вендровская; проф. В. М. Кларин; проф. М. Г. Плохова; доц. В. И. Блинов;...

Развития Под редакцией А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой iconПособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических...
Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Л. С. Волковой

Развития Под редакцией А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой iconВозникновение отсталости и пути развития издательство «наука» главная...
Тропической Африке; ход и особенности формирования колониальной экономики как особого типа экономической структуры; некоторые формы...

Развития Под редакцией А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой iconГуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях...
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Ре­дактор-составитель Е. И. Соколова/Под...

Развития Под редакцией А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой iconВ воспоминаниях современников
Под общей редакцией В. В. Григоренко, Н. К. Гудзия, С. А. Макашина, С. И. Машинского

Развития Под редакцией А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой icon1 Понятия, признаки и особенности нормы права
Литра: правоведение под редакцией смоленского (с 35-38, 43), марченко, дерябина (42-53)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов