Методические рекомендации по подготовке к семинарским и лабораторным занятиям для студентов озо




Скачать 122.01 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по подготовке к семинарским и лабораторным занятиям для студентов озо
Дата публикации24.02.2014
Размер122.01 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Психология > Методические рекомендации
Методические рекомендации по подготовке

к семинарским и лабораторным занятиям для студентов ОЗО
Общая и экспериментальная психология

Направление 050400.62 – Психолого-педагогическое образование

(установочная сессия)

КАДАНКОВА Н.Н.

СЕМИНАР № 1

ТЕМА: Методы психологического исследования


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Общая характеристика психологии как науки. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии (заполнить табл. 1-2).

  2. Предмет и задачи экспериментальной психологии

  3. Общая характеристика психологического исследования:

  1. методологические принципы психологического исследования (понятие, характеристика)

  2. основные этапы исследования, методы психологического исследования (Б.Г. Ананьев). (Заполнить табл.3)

  1. Эмпирические методы психологического исследования (заполнить табл.4)

  1. наблюдение как метод психологического исследования; основные требования к организации наблюдения;

  2. эксперимент, виды эксперимента;

  3. метод тестов;

  4. опрос, основная характеристика различных видов опроса;

  5. моделирование.


ЗАДАНИЯ: 1. Установить взаимосвязь психологии с другими науками

Таблица 1

Психология

Другие науки

Основные точки соприкосновения

Идея, заимствованная для развития психологического знания

Например

биология

Человек - биологический вид

идея эволюционного учения Ч.Дарвина

^ Таблица 2

Охарактеризуйте основные
отрасли психологии

Название отрасли

Краткая характеристика предмета изучения







1. Составить схему этапов психологического исследования (Табл.3)

Название этапа исследования

характеристика этапа

Методы исследования

Характеристика метода


2. Заполнить таблицу 4 для всех эмпирических методов:

Название метода (дать понятие)

Основная характеристика метода (свойства, виды)

Достоинства метода

Недостатки

метода


3. Дать определение следующим понятиям: психологическое исследование, методология исследования, метод, гипотеза, наблюдение, эксперимент, тест, опрос, анкетирование, интервьюирования, моделирование, проективный метод, социометрия, анализ продуктов деятельности, биографический метод, генетический метод, лонгитюд, сравнительный, комплексный метод, метод срезов, реальный эксперимент, идеальный эксперимент, переменная, независимая переменная, генеральная совокупность, валидность, репрезентативная выборка, измерение.

^
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.-с.24-39.

  2. Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с.11-23. или Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С.12 -36.

  3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М.,1997, С.39-45, 85-89, 90-99.

  4. Общая психология: В 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. – М., Академия, 2005, с. 59-85.
^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.1., с. 110-117;125-126.

  2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М, 2001, с.33-36, 39-40, 51-55, 74-75,80-81.

  3. Краткий психологический словарь /Под ред А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского, М., 1985. – С.18, 23, 31,61, 80, 122,160, 169, 177, 186, 322, 354, 403, 404.




  1. Общий практикум по психологии. Метод наблюдения / Под ред. М.Б. Михалевской – М., 1985.

Общая и экспериментальная психология

Направление 050400.62 – Психолого-педагогическое образование

(установочная сессия)

КАДАНКОВА Н.Н.

СЕМИНАР № 2.
^

ТЕМА: Строение индивидуальной деятельности человека


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

I.Проблема деятельности в отечественной психологии Теория деятельности А.Н. Леонтьева:

1.Сравнительный анализ деятельности человека и животных.

II. Структура деятельности (психофизиологический уровень, уровень операций, уровень действий, уровень деятельностей).

1..Мотивоционно-потребностная сфера (характеристика мотивов и потребностей)

2.Операционно-техническая сфера (характеристика действий и операций).

III. Внутренняя деятельность.

ЗАДАНИЯ:


  1. Законспектировать: Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 ( 1).

  2. Законспектировать: Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 ( 1).
^

3.. Придумать примеры деятельности человека и проанализировать их по уровням.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М., 1988, с. 95-108 (2,4),109-128) (1,3) или Немов А.Р. Психология. Кн. 1. М., 1994, с.129-148.

  2. Или Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007.- С.122 -135.

  3. Общая психология: В 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. – М., Академия, 2005, с. 175-182, 214 - 3.



^

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА





  1. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 ( 1)

  2. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 ( 1).

Общая и экспериментальная психология

Направление 050400.62 – Психолого-педагогическое образование

(зимняя сессия)

КАДАНКОВА Н.Н.

Семинар №3.

^

ТЕМА: Индивидуально-типологические особенности личности.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1.Понятие характера:

  • биологические предпосылки и прижизненное формирование характера

  • понятие акцентуации характера

  • основные типологии акцентуаций характера ( А.Е. Личко; К. Леонгард)

  • характер и личность; темперамент и характер.

2.Понятие темперамента:

  • Учение И.П. Павлова о типах нервной деятельности;

  • Темперамент и индивидуальный стиль деятельности (Е.А. Климов)


3..Понятие о способностях

Основные виды способностей.

  • механизмы формирования и развития способностей;

  • способности, задатки и индивидуальные различия людей.

  • Интеллектуальные способности, природа и структура интеллекта. Измерение интеллекта. (3), Доп. (2).

  • Талант и гениальность Проблема творческой личности в современной психологии.


ЗАДАНИЯ:

  1. Познакомится с литературой.

  2. Выписать основные понятия. Разобраться с разницей в понятиях Личность, темперамент, характер (придумать – примеры).

  3. Законспектировать из хрестоматии «Психология индивидуальных различий» //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.я. Романова, М., 2000, (конспект) следующие статьи:

    • А.Е. Личко Определение понятий «Психопатии» и «Акцентуации характера» с 664-667,

    • Климов Е.А.Индивидуальный стиль деятельности, с.140-144.

    • Теплов Б.М. Способности и одаренность. Психология индивидуальных различий с. 262-273.

  4. На основании статей из хрестоматии «Психология индивидуальных различий» //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000 (А.Е. Личко Определение понятий «Психопатии» и «Акцентуации характера» с 664-667, «Типы психопатий» (с.667-754) заполнить таблицу 1:

Название акцентуации

Поведенческие характеристики

Настроение (эмоционально-волевая сфера)

Особенности общения со взрослыми и сверстниками

Отношение к алкоголю, наркотикам и т.д.


^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии С.П. 1997, с.397-406.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М, 1988, с.234-281.

  3. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 535-551, 553-562, 567 -581.

  4. Годфруа Ж. Что такое психология. –в 2-х тт. М, 1992. - Т.1. – С.414-478.

  5. Личко А.Е. Определение понятий «Психопатии» и «Акцентуации характера»/Психология индивидуальных различий. //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.я. Романова, М., 2000, 4А.Е.

  6. Мерлин В.С. «Отличительные признаки характера». /Психология индивидуальных различий» //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.я. Романова, М., 2000, с.172-179.

  7. Общая психология // Под ред Петровского , М. С.401-460.

  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов, 2001. – С.298 -353) ( Задание 1, к типологиям)

  9. Теплов Б.М. Способности и одаренность. /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000,262-273. (конспект)

  10. Психология и психоанализ характера //Хрестоматия по психологии и типологии характеров /Ред. Д.Я.Райгородский, 1998. (задание 1.к типологиям)



^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА




    • Леонгард К Акцентуированные личности /Психология индивидуальных различий» //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.я. Романова, М., 2000, с. 360-367.

    • Небылицын В. Д. Темперамент . /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000,с. 352-360.

    • Павлов И.П. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности животных и человек. . /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000, С. 160-163.

    • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии., М.,1989, Т.2., с.15-41.

    • Фрейд З. Психоанализ и учение о характерах. . /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000, С. 379-40.

    • Ильин Е.П. Дифференциальная психология. - СПб. – С.13-52.

    • Левонтина Р. Умственные способности /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000. – С.273 -294.

    • Лейтес Н.С. Одаренные дети /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000. – С. 304-313.


Общая и экспериментальная психология

Направление 050400.62 – Психолого-педагогическое образование

(установочная сессия)

КАДАНКОВА Н.Н.

Лабораторная работа №1
^

ТЕМА: Собственно познавательные процессы (Ощущения, восприятие, мышление)


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1.Ощущения:

  • понятие и виды ощущений. Строение анализатора;

  • свойства ощущений (качество, интенсивность, длительность).

  • измерение и шкалирование ощущений. Пороги чувствительности: абсолютный, разностный, дифференциальный порог, субсенсорная область;

  • адаптация органов чувств.


2.Восприятие:

  • характеристика восприятия и его особенностей, свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, избирательность, осмысленность);

  • восприятие как действие (развитие перцептивных действий);

  • восприятие времени, пространства, движения, формы, величины;

  • основные законы восприятия в гештальтпсихологии.


3.Мышление:

  • психологическая природа мыслительного процесса (по Рубинштейну). Задача как объект мышления. Факторы, определяющие решения задач.

  • виды мышления;

  • мыслительные операции;

  • теории мышления;

  • мышление и речь.


ЗАДАНИЯ: Практическая работа:

  1. Студенты проводят диагностическое обследование по следующим методикам:

- «Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании»;

- «Тест Торндайка»

- «Восприятие времени».

- «Выявление общих понятий»;

- «Исключение понятий»

- «Анализ отношений понятий»;

- «Сложные ассоциации»;

- «Количественные отношения».

  1. По результатам проведенной работы делается количественный и качественный анализ полученных данных и их интерпретация.

МЕТОДИКА:

Выбор диагностического метода

Тестирование

Обработка и анализ результатов

Анализ содержательной стороны работы



^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. - 2007., С.163 -234,298 -333. или Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с. 141-171. или Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. Изд. 2, М., 1986, с247-291.

^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. М., 1986, с. 175-191

  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1997, с. 140-191.

  3. Годфруа Ж. Что такое психология М., 1992, Т.1, с.181-194.

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1989, с. 369-377

  5. Практикум по общей психологии./ Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1979.

  6. Психология: Словарь./ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

  7. Практические занятия по психологии/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1972.

Общая и экспериментальная психология

Направление 050400.62 – Психолого-педагогическое образование

(зимняя сессия)

КАДАНКОВА Н.Н.
^

Лабораторная работа №2




ТЕМА: Универсальные процессы (память, внимание, воображение).


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Память

1.. Характеристика памяти как психического процесса:

  • функции памяти

  • виды памяти;

  • характеристика процессов памяти (запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание);

2. Основные принципы организации памяти

3. Память и деятельность (мотивация и запоминание, эффект Зейгарник, установки, исследования Зинченко и Смирнова)

  • развитие и тренировка памяти, мнемотехники как средства развития памяти.

  • Методы исследования памяти


Внимание

3. Общее представление о внимание в психологии:

  • функции внимания;

  • виды внимания;

  • свойства внимания (устойчивость, переключение, распределение, объем)

  • развитие внимания.

  • методы исследования внимания.


Воображение

5.Понятие и специфика процессов воображения:

функции воображения

виды воображения (продуктивное, репродуктивное, пассивное, активное). Специфика и взаимосвязь, видов воображения.

приемы создания образов воображения (техники). (4).

6.Воображение и творчество. Воображение и личность.

ЗАДАНИЯ:


^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Цель: знакомство с методиками, позволяющими изучить свойства и виды внимания, памяти, особенности воображения.

МЕТОДИКА:

  1. Выбор диагностического метода;

  2. Подбор испытуемого

  3. Тестирование

  4. Обработка и анализ результатов:

  5. анализ содержательной стороны работы;

ЗАДАНИЯ:


  1. Познакомится с методиками исследования внимания, памяти, особенности воображения

  2. Изучить особенности своего внимания, памяти, особенности воображения

  3. Обработать и проанализировать результаты.

  4. Продумать правила организации учебной деятельности (в том числе и гигиенические) которые позволят наиболее эффективно использовать возможности собственного внимания и памяти.



^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. - 2007., СС. 247 -281 -283 -294, 354 -372. или Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с. 171-182,184-207.

  2. или Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. Изд. 2, М., 1986, с. 231-247, с.291-322, 220-232.

  3. Выготский Л.с. , Лурия А.Р.: Память примитивного человека, культурное развитие специальных функций памяти //Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.406-420.

  4. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания//Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.420-437.

  5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность//Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.465.-476.

  6. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных действий //Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.437-453.

  7. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание//Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.4476-487.

  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, гл.5 //Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, М., 1976, с.232-239.

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М, 1989, Т.-1, с.344-360.





^ ДОПОЛНТТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти.- Екатеринбург, 1992.

  2. Вудвортс Р. Этапы творческого мышления. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. –М., 1881, с255-258.

  3. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста. М., 1968.

  4. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. – С-П., 1995.

  5. Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества//Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. –М., 188

  6. Годфруа Ж. Что такое психология –М., 1992, с.435-442 (к 4 вопросу).


Общая и экспериментальная психология

Направление 050400.62 – Психолого-педагогическое образование

(зимняя сессия)

^ КАДАНКОВА Н.Н.
Лабораторная работа №3
ТЕМА: «Методы исследования личности»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

      1. Личность как объект психологического познания

      2. Классификация методов исследования личности:



^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Цель: изучение и анализ методов исследования личности

МЕТОДИКА:

  1. Выбор диагностического метода;

  2. Подбор испытуемого

  3. Тестирование

  4. Обработка и анализ результатов:

  5. Интерпретация полученных результатов

  6. Анализ содержательной стороны работы;

ЗАДАНИЯ:


  1. Познакомится с возможностями различных методов исследования личности;

  2. Познакомится с 16 –факторным тестом исследования личности Кеттела как наиболее характерной методикой, отражающей структурный подход (Теории черт личности) к изучению личности. .

  3. Познакомится с проективными методиками тест «Чернильных пятен Роршаха», рисуночные методики, как наиболее характерными методиками, отражающими психоаналитические принципы исследования личности.



ЛИТЕРАТУРА

    1. Анастази А. психологическое тестирование. - С-П, 2001. -С.380-381,401,449,451, 458, 459, 465 -470,

    2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностики. – Киев, 1989.

    3. Хьелл Л, Зиглер Д Теории личности 1997, с..56 -96

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к семинарским и лабораторным занятиям для студентов озо iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим (семинарским и лабораторным) занятиям 31

Методические рекомендации по подготовке к семинарским и лабораторным занятиям для студентов озо iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной...
Учебное пособие предназначено для содействия студентам в их подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия»

Методические рекомендации по подготовке к семинарским и лабораторным занятиям для студентов озо iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной...
Учебное пособие предназначено для содействия студентам в их подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия»

Методические рекомендации по подготовке к семинарским и лабораторным занятиям для студентов озо iconСамостоятельная работа студентов по биологической химии Методические...
Методические рекомендации предназначены для студентов-медиков и являются руководством в самостоятельной подготовке к семинарам и...

Методические рекомендации по подготовке к семинарским и лабораторным занятиям для студентов озо iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов очного...
Методические указания к семинарским занятиям по экономической теории (частьii макроэкономика)

Методические рекомендации по подготовке к семинарским и лабораторным занятиям для студентов озо iconМетодические рекомендации для студентов стационара и озо
Истомина Т. Б. Выпускная квалификационная работа по литературе. Методические рекомендации для студентов стационара и озо. – Сыктывкар:...

Методические рекомендации по подготовке к семинарским и лабораторным занятиям для студентов озо iconМетодические рекомендации для студентов всех специальностей заочной формы обучения Часть 2
Теоретический материал изложен в соответствии с типовой и рабочей программами по истории Беларуси и может быть использован студентами...

Методические рекомендации по подготовке к семинарским и лабораторным занятиям для студентов озо iconМетодические указания к лабораторным и практическим занятиям для...
...

Методические рекомендации по подготовке к семинарским и лабораторным занятиям для студентов озо iconМетодические указания к семинарским занятиям по курсу «отечественная история»
Методические указания предназначены для студентов 1 курса всех специальностей очной формы обучения с целью интенсификации их самостоятельной...

Методические рекомендации по подготовке к семинарским и лабораторным занятиям для студентов озо iconПедагогика
Педагогика: методич рекомендации по подготовке к семинарским занятиям / В. Л. Лозицкий. – Пинск: ПолесГУ, 2010

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов