Урок как основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и обучающихся, занимает особое место среди других форм педагогической деятельности




Скачать 146.26 Kb.
НазваниеУрок как основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и обучающихся, занимает особое место среди других форм педагогической деятельности
Дата публикации24.02.2014
Размер146.26 Kb.
ТипУрок
zadocs.ru > Психология > Урок




Задание для студентов 4-го курса на период педагогической практики

Психологический анализ урока

Введение

Урок как основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и обучающихся, занимает особое место среди других форм педагогической деятельности.

Психологический анализ урока является одним из важных способов осознания, объективации этой деятельности учителем. Психологический анализ урока проводится студентами во время педагогической практики. Его основная цель - помощь студентам в повышении эффективности педагогической деятельности при проведении уроков. Способствуя становлению этой деятельности, психологический анализ урока имеет большое значение, прежде всего для самопознания, саморазвития будущего учителя. В процессе и результате, такого анализа он получает возможность посмотреть на свой урок отстраненно, благодаря чему происходит переосмысление, оценка урока в целом и каждого его компонента в отдельности. В тоже время психологический анализ урока позволяет студенту применить его собственные теоретические знания для осмысления способов, приемов его работы, используемых в обучении, во взаимодействии с классом. Это осмысление себя, собственного поведения своих сильных и слабых сторон есть проявление и результат предметно-личностной рефлексии, развитие проективно-рефлексивных способностей будущего учителя. С этой точки зрения рекомендуется проводить психологический анализ собственного урока.

В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф.Добрынин, Н.В.Кузьмина, Л.Т.Охитина, С.В.Иванов, И.А.Зимняя, В.С.Ильинская и др.). В основу предлагаемой нами схемы психологического анализа урока положена структура педагогической деятельности учителя (Н.В.Кузьмина, А.С.Шаров) и психологическая структура человека (А.С.Шаров).

Педагогическая деятельность учителя представлена следующими структурными компонентами:

  • конструктивная деятельность,

  • организаторская деятельность,

  • коммуникативная деятельность.

В психологической структуре человека выделяют следующие блоки:

  • ценностно-смыслового содержания (Ц-СС),

  • активности,

  • рефлексии.

Раскроем более подробно перечисленные выше структурные компоненты.

Педагогическая деятельность:

I) Конструктивная деятельность. Ее реализация связана с целями и задачами, которые ставит и собирается реализовать на практике учитель, с его предметной и общекультурной

подготовкой, с умениями и навыками проектировать и конструировать учебный процесс. Этот вид деятельности включает в себя две стороны:

  • знание о предмете, который ведет учитель и об окружающем мире;

  • профессионально-творческое мышление учителя.

Все это составляет содержательную основу конструктивной деятельности.

Таким образом, конструктивная деятельность выполняет следующие функции:

- отбор и организация содержания учебной информации, которая должна быть усвоена обучающимися;

- проектирование видов деятельности обучающихся, в которых информация может быть усвоена;

- проектирование будущей деятельности и поведения учителя, какими они должны быть в процессе

взаимодействия с учащимися.

II) Организаторская деятельность включает в себя следующие стороны:

  • помощь учителя обучающимся в усвоении имеющихся в культуре знаний, умений, навыков, а также ценностей и смыслов жизнедеятельности. Эта сторона направлена на трансляцию культуры школьнику, на формирование его внутреннего мира;

  • организация учителем, процесса продвижения школьников в ходе усвоения им культурных ценностей и смыслов.

Организаторская деятельность учителя реализуется через:

- оформление учебной информации в процессе ее изложения;

- активизацию познавательных процессов учащихся;

- осуществление контроля за собственной деятельностью и поведением в процессе взаимодействия с обучающимися;

- использование различных форм деятельности обучающихся на уроке (фронтальная, групповая, самостоятельная);

- поддержание дисциплины и рабочей обстановки в ходе урока.

Высшее проявление организаторских способностей учителя заключается в том, чтобы обучающиеся могли сами организовать свою учебную деятельность. Для этого учитель должен владеть способностью косвенного воздействия на обучающихся и создавать условия для их организаторской деятельности. Педагогу необходимо постоянно рефлектировать процесс обучения школьников и свою деятельность в ходе урока.

III) ^ Коммуникативная деятельность - это общение учителя с обучающимися, которое развивает детей, помогает самому учителю двигаться вперед в освоении культуры. Для осуществления этого необходимо знать и понимать индивидуальные и возрастные особенности детей, а также владеть умениями и навыками педагогического общения, активными формами продуктивного взаимодействия.

Коммуникативная деятельность педагога структурно может быть представлена как взаимосвязь групп перцептивных умений, собственно умения общения и педагогической техники. Перцептивные умения – это:

- умения понимать обучающихся:

- определять характер переживаний, состояние человека;

- учитывать в поведении обучающихся "поправки" на воспринимающего (учителя) и противостоять стереотипам восприятия ("эффекту ореола", идеализации и др.)

Умения общения в педагогическом процессе - это умения:

- распределять внимание и поддерживать его устойчивость;

- выбирать по отношению к классу и отдельным обучающимся наиболее подходящий способ поведения и обращения;

- анализировать поступки обучающихся, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются;

- создавать опыт эмоциональных переживаний обучающихся, обеспечивать атмосферу благополучия в

классе;

- управлять инициативой в общении.

Педагогическая техника представляет собой совокупность умений необходимых для стимулирования активности обучающихся:

- выбирать правильный стиль и тон в общении;

- управлять вниманием, темпом деятельности обучающихся;

- демонстрировать свое отношение к поступкам обучающихся.

Кроме названных, к умениям и навыкам педагогической техники относят следующие: владение учителем речью, техникой интонирования и выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета и т.д.), регуляция своих психических состояний, умение располагать к себе обучающихся.

Реализация педагогической деятельности зависит от многих составляющих, в разной степени ориентированных на личность школьника и учителя.

Каждый из видов педагогической деятельности опосредован структурными компонентами личности, представленными ценностно-смысловым содержанием (Ц-СС), активностью и рефлексией.

Блок Ц-СС включает в себя общекультурную подготовку учителя, сформированное мировоззрение, педагогическую культуру учителя, предметное знание основ тех наук, которые учитель преподает.

Ц-СС учитель реализует, проявляя активность в педагогической деятельности. Что касается обучающихся, то их Ц-СС формируется в активности, которую они проявляют на уроке.

Блок активности включает в себя следующие ее виды:

- когнитивная (проявляется в функционировании познавательных процессов - воспитания, памяти, мышлении, воображения);

- аффективная (проявление эмоций, чувств, переживаний - положительных и негативных эмоции у

обучающихся при восприятии учебного материала, их эмоциональная вовлеченность в решение учебных задач, умение учителя эмоционально выразить себя);

- конативная (проявляется в поведенческой сфере человека - поступки, особенности поведения учащихся и учителя на уроке, дисциплина, различные виды и формы организации учебной дисциплины).

Блок рефлексии включает в себя обращенность как учителя, так и учащихся на себя и свою деятельность управление собственной активностью, ее коррекцию, наличие постоянной обратной связи.
При оформлении отчета на титульном листе, кроме общепринятых сведений, указать номер школы, класса в котором проходил урок, его тему, фамилию классного и группового руководителя; дату проведения урока.

Перед анализом собственного урока рекомендуется сначала провести совместный психологический анализ урока учителя или сокурсника, обсудить проблемные моменты. Необходимо внимательно изучить схему анализа. Важно иметь понимание психологических критериев, представленных в схеме, а также уметь их использовать на практике, поэтому в случае необходимости нужно обратиться либо к руководителю практики, либо к учебной литературе, указанной в методическом пособии. Перед тем, как идти на урок можно вспомнить учебные ситуации, участниками которых Вы когда-либо являлись, и проанализировать их по предложенной схеме.

Для того чтобы осуществлять анализ более объективно, рекомендуется вести наблюдение не на одном уроке, а на нескольких. Делая это, Вы можете сравнить протоколы наблюдения нескольких уроков; сравнить свой протокол наблюдения с протоколами других практикантов, обсудить их, и сделать важные для себя выводы.

Таким образом, для того, чтобы сделать психологический анализ урока необходимо:

1) подготовиться к целенаправленному наблюдению (изучить схему анализа, найти ответы на возникающие вопросы);

2) составить протоколы наблюдения по нескольким урокам, сравнить их и сделать выводы;

3) оформить протокол наблюдения по какому-либо одному уроку.
Приведенные в схеме анализа критерии деятельности учителя и ученика на уроке, оцениваются в баллах, которые выставляются в специально отведенной графе (отдельно для учителя и обучающихся).
^ Шкала оценки: Баллы

Да (всегда) - 4

Скорее да, чем нет - 3

Скорее нет, чем да - 2

Нет (никогда) - 1
Схема психологического анализа урока


^ Вид

педагогической

деятельности

Учитель


Баллы

Ученики

Баллы

1) Конструктивная

Ц-СС

Активность:

Когнитивная

Аффективная

Конативная

Рефлексия

2)Организаторская

Ц-СС

Активность

Когнитивная

Аффективная


Конативная


Рефлексия

3) Коммуникативная Ц-СС

Активность:

Когнитивная

Аффективная

Конативная

Рефлексия

- Отражается ли в содержании целей и задач урока смысл общих целей образования, воспитания и развития?

- Учитывает ли учитель при отборе материала личностную направленность обучающихся?

- Насколько значимо содержание учебного материала для обучающихся?

В какой мере учебный материал ориентирован на развитие следующих познавательных процессов:

- Мышление

- Память

- Восприятие

- Воображение

- Внимание?

Вызывает ли учебный материал проявление чувств, эмоций у обучающихся:

- положительных

- негативных?

Какие виды и формы организации учебной деятельности предлагались учащимся:

- фронтальная

- групповая

- индивидуальная

- работа у доски

- работа с учебником?
Логично ли выстроен материал учителем?

Прогнозирует ли учитель трудности в усвоении материала обучающимися?

Учитывались ли возрастные особенности обучающихся при отборе материала?
Мотивирует ли учитель обучающихся

на самостоятельную деятельность?

Насколько учитель организует последовательность этапов деятельности учащихся?
В какой мере учитель организует следующие виды деятельности;

- групповая

- самостоятельная

- соревновательная?


Насколько проявляется организация учителем познавательных процессов учащихся:

- мышление

- память

- воображение

- восприятие

- внимание?

В какой мере учителю удается организовать эмоциональный настрой класса на решение учебных задач?

Насколько организовано собственное поведение учителя

в ходе урока:

- уверенность

- сосредоточенность

-последовательность действий

- конгруэнтность?

Учитывает ли учитель в своей деятельности психологический климате классе?

Отмечает ли учитель особенности учебной деятельности и личностные черты отдельных обучающихся?

Управляет ли учитель ситуацией в классе?
Личностная заинтересованность учителя в общении с обучающимися?
Насколько значимо для учителя сотрудничество с учащимися?

В какой мере у учителя при взаимодействии с обучающимися проявляется:

- развернутость мышления

- управление восприятием

- управление вниманием

- управление процессами памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение)?

Насколько учитель эмоционально выражает себя?
Какие способы взаимодействия учителя с обучающимися проявляются наиболее отчетливо в ходе урока:

- жесткое подчинение требованиям учителя;

- взаимоуважение и умение учитывать мнение каждого;

- разобщенность?

Насколько учителю удается продуктивно строить общение с обучающимися?

Замечает ли учитель положительные моменты, а также ошибки в общении с обучающимися?





Насколько обучающиеся

мотивированы на

самостоятельную

деятельность?

Видят ли обучающиеся смысл в

самостоятельной деятельности для себя?
Насколько значимы для учащихся различные виды

деятельности:

- групповая

- самостоятельная

- соревновательная?


Могут ли учащиеся организовывать свои познавательные процессы:

- управляют вниманием;

-управляют процессами запоминания, сохранения, воспроизведения материала

организуют ход решения

задач?
Насколько эмоционально вовлечены обучающиеся в решение учебных задач?
Подчиняются ли обучающиеся дисциплинарным требованиям учителя?
Владеют ли обучающиеся навыками:

- самоанализа

- самоконтроля

-самооценки своей учебной деятельности?

Насколько проявляется интерес учащихся к общению с учителем?

Какой смысл видят учащиеся в общении с учителем;

- получить помощь

- проявить себя

- получить поощрение (одобрение)?

Насколько значимо сотрудничество с учителем для учащихся?

Насколько продуктивным при решении учебных задач является для обучающихся общение:

- с учителем

- друг с другом?

Насколько обучающиеся эмоционально открыты в процессе общения? Определите степень проявления у обучающихся следующих особенностей взаимодействия друг с другом:

- взаимопомощи,

- поддержки,

- активности,

- эффективности,

- совместной деятельности,

- конфликтности.
В какой мере проявляется самоконтроль обучающихся в:

- познавательной сфере;

- эмоциональной сфере;

- поведении?






^ Обработка и интерпретация полученных результатов

1. Вычислить средний балл по каждому аспекту (Ц – СС, активность, рефлексия) в каждом виде педагогической деятельности (конструктивная, организаторская, коммуникативная) отдельно для учителя и обучающихся.

2. Перевести баллы в %, исходя из того, что 4 балла составляет 100 %.

3. Вычислить процентное соотношение видов деятельности (конструктивная, организаторская, коммуникативная) отдельно для учителя и обучающихся.

4. Полученные результаты представить в виде графиков (№ 1. 2, 3, 4).

5. Проанализировать полученные результаты:

- какой вид деятельности доминирует на уроке у учителя?

- какой вид деятельности доминирует у обучающихся?

- какой аспект личности в каждом виде деятельности у учителя является доминирующим?

- какие причины, на ваш взгляд, определяют степень выраженности того или иного аспекта и вида

деятельности учителя и обучающихся в ходе урока? ^ Проиллюстрируйте ваши суждения примерами.

- на сколько согласуются отдельные аспекты и виды деятельности учителя и обучающихся? Как это отражается на учебном процессе?

- ваши рекомендации, направленные на устранение наблюдаемых недостатков и повышение эффективности деятельности учителя и обучающихся на уроке.




Ц-СС Активность Рефлексия
Рисунок 1. Проявление разных видов деятельности учителя на уроке.





Рисунок 2. Проявление различных видов деятельности ученика на уроке.

Р
исунок 3. Проявление разных аспектов в деятельности учителя на уроке.



Рисунок 4. Проявление разных аспектов в деятельности ученика ну уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок как основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и обучающихся, занимает особое место среди других форм педагогической деятельности iconПлан Системы организационных форм. Урок основная форма профессионального...
Под формой организации по понимают способ построения учебно-воспитательного процесса, а также характер деятельности студентов под...

Урок как основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и обучающихся, занимает особое место среди других форм педагогической деятельности iconУрок иностраного языка как основная единица организации учебного...
Письмо и письменная речь в обучении иностранному языку. Трудности в обучении письму и письменной речи и пути их преодоления

Урок как основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и обучающихся, занимает особое место среди других форм педагогической деятельности iconЗакономерности процесса обучения
Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиональные требования к личности педагога

Урок как основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и обучающихся, занимает особое место среди других форм педагогической деятельности iconБернард Вербер Древо возможного и другие истории
Среди множества удивительных книг Бернарда Вербера «Древо возможного» занимает особое место

Урок как основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и обучающихся, занимает особое место среди других форм педагогической деятельности icon9. Процесс обучения: понятие, философские и психологические основы...
Отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый...

Урок как основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и обучающихся, занимает особое место среди других форм педагогической деятельности iconПринципы обучения
В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и...

Урок как основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и обучающихся, занимает особое место среди других форм педагогической деятельности iconТракай, литва 12-26 Августа
Тракай, древняя столица Литвы, знаменит своими историко-культурными достопримечательностями, среди которых особое место занимает...

Урок как основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и обучающихся, занимает особое место среди других форм педагогической деятельности iconТема Педагогическая ситуация как единица воспитательного процесса (2 ч.)
Цель: сформировать умение выстраивать воспитательную деятельность в определенной логике

Урок как основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и обучающихся, занимает особое место среди других форм педагогической деятельности iconУрок как основная форма школьного обучения
Формы проявления психики (психические процессы, состояния и свойства): краткая характеристика

Урок как основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и обучающихся, занимает особое место среди других форм педагогической деятельности iconПрограмма, нацеленная на укрепление сотрудничества и международных...
Болонская декларация. Основная цель Болонского процесса – создание «Европейского пространства высшего образования», где имеют место...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов