Скачать 146.26 Kb.
|
Задание для студентов 4-го курса на период педагогической практики Психологический анализ урока Введение Урок как основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и обучающихся, занимает особое место среди других форм педагогической деятельности. Психологический анализ урока является одним из важных способов осознания, объективации этой деятельности учителем. Психологический анализ урока проводится студентами во время педагогической практики. Его основная цель - помощь студентам в повышении эффективности педагогической деятельности при проведении уроков. Способствуя становлению этой деятельности, психологический анализ урока имеет большое значение, прежде всего для самопознания, саморазвития будущего учителя. В процессе и результате, такого анализа он получает возможность посмотреть на свой урок отстраненно, благодаря чему происходит переосмысление, оценка урока в целом и каждого его компонента в отдельности. В тоже время психологический анализ урока позволяет студенту применить его собственные теоретические знания для осмысления способов, приемов его работы, используемых в обучении, во взаимодействии с классом. Это осмысление себя, собственного поведения своих сильных и слабых сторон есть проявление и результат предметно-личностной рефлексии, развитие проективно-рефлексивных способностей будущего учителя. С этой точки зрения рекомендуется проводить психологический анализ собственного урока. В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф.Добрынин, Н.В.Кузьмина, Л.Т.Охитина, С.В.Иванов, И.А.Зимняя, В.С.Ильинская и др.). В основу предлагаемой нами схемы психологического анализа урока положена структура педагогической деятельности учителя (Н.В.Кузьмина, А.С.Шаров) и психологическая структура человека (А.С.Шаров). Педагогическая деятельность учителя представлена следующими структурными компонентами:
В психологической структуре человека выделяют следующие блоки:
Раскроем более подробно перечисленные выше структурные компоненты. Педагогическая деятельность: I) Конструктивная деятельность. Ее реализация связана с целями и задачами, которые ставит и собирается реализовать на практике учитель, с его предметной и общекультурной подготовкой, с умениями и навыками проектировать и конструировать учебный процесс. Этот вид деятельности включает в себя две стороны:
Все это составляет содержательную основу конструктивной деятельности. Таким образом, конструктивная деятельность выполняет следующие функции: - отбор и организация содержания учебной информации, которая должна быть усвоена обучающимися; - проектирование видов деятельности обучающихся, в которых информация может быть усвоена; - проектирование будущей деятельности и поведения учителя, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися. II) Организаторская деятельность включает в себя следующие стороны:
Организаторская деятельность учителя реализуется через: - оформление учебной информации в процессе ее изложения; - активизацию познавательных процессов учащихся; - осуществление контроля за собственной деятельностью и поведением в процессе взаимодействия с обучающимися; - использование различных форм деятельности обучающихся на уроке (фронтальная, групповая, самостоятельная); - поддержание дисциплины и рабочей обстановки в ходе урока. Высшее проявление организаторских способностей учителя заключается в том, чтобы обучающиеся могли сами организовать свою учебную деятельность. Для этого учитель должен владеть способностью косвенного воздействия на обучающихся и создавать условия для их организаторской деятельности. Педагогу необходимо постоянно рефлектировать процесс обучения школьников и свою деятельность в ходе урока. III) ^ - это общение учителя с обучающимися, которое развивает детей, помогает самому учителю двигаться вперед в освоении культуры. Для осуществления этого необходимо знать и понимать индивидуальные и возрастные особенности детей, а также владеть умениями и навыками педагогического общения, активными формами продуктивного взаимодействия. Коммуникативная деятельность педагога структурно может быть представлена как взаимосвязь групп перцептивных умений, собственно умения общения и педагогической техники. Перцептивные умения – это: - умения понимать обучающихся: - определять характер переживаний, состояние человека; - учитывать в поведении обучающихся "поправки" на воспринимающего (учителя) и противостоять стереотипам восприятия ("эффекту ореола", идеализации и др.) Умения общения в педагогическом процессе - это умения: - распределять внимание и поддерживать его устойчивость; - выбирать по отношению к классу и отдельным обучающимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; - анализировать поступки обучающихся, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются; - создавать опыт эмоциональных переживаний обучающихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе; - управлять инициативой в общении. Педагогическая техника представляет собой совокупность умений необходимых для стимулирования активности обучающихся: - выбирать правильный стиль и тон в общении; - управлять вниманием, темпом деятельности обучающихся; - демонстрировать свое отношение к поступкам обучающихся. Кроме названных, к умениям и навыкам педагогической техники относят следующие: владение учителем речью, техникой интонирования и выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета и т.д.), регуляция своих психических состояний, умение располагать к себе обучающихся. Реализация педагогической деятельности зависит от многих составляющих, в разной степени ориентированных на личность школьника и учителя. Каждый из видов педагогической деятельности опосредован структурными компонентами личности, представленными ценностно-смысловым содержанием (Ц-СС), активностью и рефлексией. Блок Ц-СС включает в себя общекультурную подготовку учителя, сформированное мировоззрение, педагогическую культуру учителя, предметное знание основ тех наук, которые учитель преподает. Ц-СС учитель реализует, проявляя активность в педагогической деятельности. Что касается обучающихся, то их Ц-СС формируется в активности, которую они проявляют на уроке. Блок активности включает в себя следующие ее виды: - когнитивная (проявляется в функционировании познавательных процессов - воспитания, памяти, мышлении, воображения); - аффективная (проявление эмоций, чувств, переживаний - положительных и негативных эмоции у обучающихся при восприятии учебного материала, их эмоциональная вовлеченность в решение учебных задач, умение учителя эмоционально выразить себя); - конативная (проявляется в поведенческой сфере человека - поступки, особенности поведения учащихся и учителя на уроке, дисциплина, различные виды и формы организации учебной дисциплины). Блок рефлексии включает в себя обращенность как учителя, так и учащихся на себя и свою деятельность управление собственной активностью, ее коррекцию, наличие постоянной обратной связи. При оформлении отчета на титульном листе, кроме общепринятых сведений, указать номер школы, класса в котором проходил урок, его тему, фамилию классного и группового руководителя; дату проведения урока. Перед анализом собственного урока рекомендуется сначала провести совместный психологический анализ урока учителя или сокурсника, обсудить проблемные моменты. Необходимо внимательно изучить схему анализа. Важно иметь понимание психологических критериев, представленных в схеме, а также уметь их использовать на практике, поэтому в случае необходимости нужно обратиться либо к руководителю практики, либо к учебной литературе, указанной в методическом пособии. Перед тем, как идти на урок можно вспомнить учебные ситуации, участниками которых Вы когда-либо являлись, и проанализировать их по предложенной схеме. Для того чтобы осуществлять анализ более объективно, рекомендуется вести наблюдение не на одном уроке, а на нескольких. Делая это, Вы можете сравнить протоколы наблюдения нескольких уроков; сравнить свой протокол наблюдения с протоколами других практикантов, обсудить их, и сделать важные для себя выводы. Таким образом, для того, чтобы сделать психологический анализ урока необходимо: 1) подготовиться к целенаправленному наблюдению (изучить схему анализа, найти ответы на возникающие вопросы); 2) составить протоколы наблюдения по нескольким урокам, сравнить их и сделать выводы; 3) оформить протокол наблюдения по какому-либо одному уроку. Приведенные в схеме анализа критерии деятельности учителя и ученика на уроке, оцениваются в баллах, которые выставляются в специально отведенной графе (отдельно для учителя и обучающихся). ^ Да (всегда) - 4 Скорее да, чем нет - 3 Скорее нет, чем да - 2 Нет (никогда) - 1 Схема психологического анализа урока
^ 1. Вычислить средний балл по каждому аспекту (Ц – СС, активность, рефлексия) в каждом виде педагогической деятельности (конструктивная, организаторская, коммуникативная) отдельно для учителя и обучающихся. 2. Перевести баллы в %, исходя из того, что 4 балла составляет 100 %. 3. Вычислить процентное соотношение видов деятельности (конструктивная, организаторская, коммуникативная) отдельно для учителя и обучающихся. 4. Полученные результаты представить в виде графиков (№ 1. 2, 3, 4). 5. Проанализировать полученные результаты: - какой вид деятельности доминирует на уроке у учителя? - какой вид деятельности доминирует у обучающихся? - какой аспект личности в каждом виде деятельности у учителя является доминирующим? - какие причины, на ваш взгляд, определяют степень выраженности того или иного аспекта и вида деятельности учителя и обучающихся в ходе урока? ^ - на сколько согласуются отдельные аспекты и виды деятельности учителя и обучающихся? Как это отражается на учебном процессе? - ваши рекомендации, направленные на устранение наблюдаемых недостатков и повышение эффективности деятельности учителя и обучающихся на уроке. ![]() ![]() ![]() ![]() Ц-СС Активность Рефлексия Рисунок 1. Проявление разных видов деятельности учителя на уроке. ![]() Рисунок 2. Проявление различных видов деятельности ученика на уроке. Р ![]() исунок 3. Проявление разных аспектов в деятельности учителя на уроке. ![]() Рисунок 4. Проявление разных аспектов в деятельности ученика ну уроке. |
![]() | Под формой организации по понимают способ построения учебно-воспитательного процесса, а также характер деятельности студентов под... | ![]() | Письмо и письменная речь в обучении иностранному языку. Трудности в обучении письму и письменной речи и пути их преодоления |
![]() | Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиональные требования к личности педагога | ![]() | Среди множества удивительных книг Бернарда Вербера «Древо возможного» занимает особое место |
![]() | Отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый... | ![]() | В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и... |
![]() | Тракай, древняя столица Литвы, знаменит своими историко-культурными достопримечательностями, среди которых особое место занимает... | ![]() | Цель: сформировать умение выстраивать воспитательную деятельность в определенной логике |
![]() | Формы проявления психики (психические процессы, состояния и свойства): краткая характеристика | ![]() | Болонская декларация. Основная цель Болонского процесса – создание «Европейского пространства высшего образования», где имеют место... |