Стэнфордский тюремный эксперимент




Скачать 415.27 Kb.
НазваниеСтэнфордский тюремный эксперимент
страница1/4
Дата публикации28.02.2014
Размер415.27 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4
СТЭНФОРДСКИЙ ТЮРЕМНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Филип Д. Зимбардо

Примечание редактора. Одним из наиболее впечатляющих примеров того, какую власть могут иметь над людьми ситуация и социальные роли, является эксперимент по имитации тюрьмы, проведенный Филипом Зимбардо и его коллегами. В этой работе исследователи полностью воссоздали обстановку тюрьмы — как материальную, так и психологическую — и наблюдали за поведе­нием людей, которые находились там почти неделю. Хотя участ­ники эксперимента сначала воспринимали происходящее с ними как ролевую игру «понарошку», они вскоре погрузились в мощ­ную реальность этой социальной среды. В приведенной ниже ста­тье Зимбардо описывает свой эксперимент и рассказывает заку­лисные подробности этой захватывающей и спорной работы.

Тишина воскресного утра в Пало-Альто, Калифорния, была нарушена воем сирены патрульной машины — полиция прочесывала город, производя массовые неожиданные аресты студентов колледжа. Каждому подозреваемому предъявляли обвинение в уголовном преступлении, сообщали о его конституционных правах, заставляли поднять руки и встать лицом к стене, обыскивали и заталкивали на заднее сиденье полицейской машины, чтобы доставить в полицейский участок для оформления протокола. В некоторых случаях любопытные соседи, которые были свидетелями ареста, выражали сочувствие и соболезнования семьям этих злополучных молодых людей...

После снятия отпечатков пальцев и оформления идентификационных документов для «досье» подозреваемого (файл централизованной инфор­мационной картотеки) его помещали в одиночную камеру, где он ломал голову над тем, из-за чего он мог попасть в такую переделку. Через не­которое время его с завязанными глазами перевозили в «Стэнфордскую окружную тюрьму». Здесь происходило его превращение в заключенного: его раздевали догола, обыскивали, проводили санобработку и выдавали ему тюремную форменную одежду, постель и туалетные принадлежности. Отдавая приказы, конвоиры кричали на заключенного и под­талкивали его, если он подчинялся недостаточно быстро. Вечером смотритель тюрьмы приветствовал своих новых подопечных, произнеся импровизированную речь:

Как вам, наверное, уже известно, я начальник этой тюрьмы. Каждый из вас доказал, что по той или иной причине не может нормально функционировать во внешнем мире, который находится за этими стенами, — вам не хватает чувства ответственности, которое необходимо хорошему гражданину нашей великой страны. Мы, персонал этой исправительной тюрьмы, поможем вам узнать, в чем заключаются ваши гражданские обязанности. Сейчас я расскажу вам наши пра­вила. Очень скоро эти правила будут вывешены в каждой камере. Мы хотим, чтобы вы их выучили и могли рассказывать наизусть по пунктам. Если вы буде­те выполнять все эти правила, вести себя честно, раскаетесь в своих преступле­ниях и измените свое отношение к жизни, то мы с вами отлично поладим.

За этим последовало чтение шестнадцати основных правил поведе­ния заключенных (которые были написаны смотрителем тюрьмы и ее персоналом, состоявшим из 11 надзирателей):

Правило 1. Заключенные не должны разговаривать и шуметь во время отды­ха, после отбоя, во время еды и находясь за пределами тюремного двора. Прави­ло 2. Заключенные должны принимать пищу в установленное режимом время и только в это время. Правило 3, Заключенные не должны двигать, ломать, пор­тить или как-либо повреждать стены, потолки, окна, двери или другое тюремное имущество... Правило 7. Заключенные должны обращаться друг к другу только по идентификационным номерам. Правило 8. Заключенные должны обращать­ся к охранникам «господин надзиратель»... Правило 16. За невыполнение любо­го из перечисленных выше правил заключенный может быть наказан.

Большинство из девяти заключенных, которые все «совершили свое первое преступление», сидели на койках в своих голых камерах, оглу­шенные и потрясенные неожиданными событиями, которые так внезап­но изменили их жизнь.

Действительно, происходило нечто из ряда вон выходящее. Для поли­цейских это были привычные аресты, которые они произвели с обычной Для них деловитостью. При перевозке подозреваемых из полицейского участка в исправительное учреждение, то есть в Стэнфордскую окруж­ную тюрьму, было допущено только одно отклонение от установленного порядка: заключенным завязали глаза, чтобы они не знали, где они те­перь будут жить. Ситуация включала в себя еще нескольких необычных штрихов: заключенные были одеты в странную униформу, состоявшую из рабочего халата (или балахона) и колпака, сделанного из чулка, а на лодыжке у каждого из них была цепь. Конвоиры тоже не были похожи на «настоящих» охранников: по своему внешнему виду они не отличались от большинства длинноволосых, напоминающих хиппи, заключенных, только на них была военная форма защитного цвета. Что же это была за тюрьма?..

Это была на самом деле особая тюрьма, первая и поэтому единствен­ная в своем роде. Описанные выше молодые люди были мнимыми заклю­ченными и надзирателями, участвовавшими в социально-психологиче­ском эксперименте по исследованию групповой динамики в имитирован?, ной тюрьме. Это исследование было задумано и «поставлено» Крэйгом Хэйни, Куртом Бэнксом, Дэвидом Джаффи и мной...

Первоначально мы ставили, перед собой следующие вопросы: люди будут адаптироваться к непривычной и чуждой им ситуации, в торой так называемые «заключенные» теряют свою свободу, гражданские права и право на тайну частной жизни, в то время как так называемые «надзиратели» получают власть и социальный статус? Что является причиной жестокости и насилия, якобы царящих в американских тюрьмах, — свойства характера обитателей тюрем, в которых, как принято считать, «социопатических» преступников охраняют «садисты надзиратели», или особенности самой социально-психологической среды, в которую попадают заключенные? (Здесь мы противопоставили друг другу диспозиционные и ситуационные детерминанты поведения, чтобы выяснить, какие из них будут преобладать, то есть каким из них можно приписать большую часть отклонений.)

При каких условиях имитация с помощью ролевой игры может быть настолько приближена к реальности, чтобы стать чем-то большим, чем просто игра (в данном случае игра в «полицейских и преступников»), то есть превратиться одновременно в новый источник самопознания для ее участников и в источник социально релевантных знаний для ее исследователей?

На основе проведенных нами наблюдений мы смогли дать полные или, по крайней мере, частичные ответы на эти вопросы и, кроме того, обнаружили новые проблемы, о которых мы не знали до тех пор, пока непосредственно с ними не столкнулись. Но что важнее всего, в результате исследования тюремной жизни некоторые наши основные ценности, установки и когнитивная ориентация претерпели серьезные изменения. Несмотря на то, что во время эксперимента мы этого еще не осознавали» мы были одновременно и «испытуемыми», находившимися под влиянием своих ролей тюремного персонала, и экспериментаторами, управлявшими событиями этого эксперимента. Исполняя роль «начальника» Стэнфордской окружной тюрьмы, я с каждым днем все больше отдалялся от реальности, в которой я должен был занимать беспристрастную разумную позицию «экспериментатора», поскольку вынужден был удовлетворять неотложные потребности и срочно принимать решения, которых тре­бовала тюремная жизнь.

На исследователей воздействовали те же силы, благодаря которым с группой обычных, здоровых и разумных индивидов произошла метамор­фоза, превратившая их в жалких заключенных и в надзирателей, развра­щенных патологическим влиянием власти, доминировавшей в этой тю­ремной среде. Эти силы были настолько мощными, что я был вынужден прекратить эксперимент раньше запланированного срока, закрыв тюрь­му всего через шесть суток после начала ее работы.
^ ОПЫТ ТЮРЕМНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Происхождение идеи эксперимента

Читая курс социальной психологии для старшекурсников (весной 1971 года), я разделил своих студентов на несколько групп для исследо­вания интересовавших меня тем, по которым ощущался недостаток зна­ний. Каждая группа, состоявшая из 10-15 студентов, должна была к установленному сроку исследовать свою тему, проявив максимум стара­ния и изобретательности, а затем доложить о своих открытиях всему курсу. Главное внимание уделялось проблемам, лежащим на стыке меж­ду институциональной социологией и психологией индивидуумов в груп­пах. Поэтому среди исследуемых тем были, например, такие: влияние атмосферы домов престарелых на их обитателей; экологические сравне­ния жителей домов на колесах и живущих с ними по соседству жителей обычных домов предместий; уличная культура наркоманов; влияние тюрь­мы на заключенных и надзирателей.

Чтобы прочувствовать, что такое тюремное заключение, «тюремная группа под руководством студента последнего курса Дэвида Джаффи решила в выходные дни организовать ролевую игру с имитацией тюрь­мы в подвале общежития. Они разделились на заключенных и надзира­телей, назначили Джаффи смотрителем тюрьмы, установили правила для надзирателей и сами изготовили тюремную форменную одежду для заключенных. Они не собирали никаких данных, кроме индивидуальных отчетов участников об их переживаниях. Но их переживания были глу­бокими и сложными; мнимые надзиратели различными способами издевались над мнимыми заключенными; у заключенных тревога сменялась возбуждением и депрессией. К концу уик-энда многие старые друзья пере­брились между собой, потому что некоторые молодые люди и девушки, игравшие роли заключенных, решили, что при исполнении «ролей» над­зирателей раскрылась «истинная» сущность их бывших друзей. Они больше не могли дружить с людьми, имевшими такие авторитарные и садистские наклонности. Даже после нескольких сеансов групповой и ин­дивидуальной психотерапии не удалось полностью избавиться от постэкспериментальной враждебности.

Мы не знали, чем объяснить такую, казалось бы, крайне преувеличенную реакцию. Единственным намеком на ее причину был тот факт»-| что студенты жили в специальном общежитии для убежденных противников применения насилия. Мы пришли к выводу, что такие последствия эксперимента либо связаны с мощным воздействием самой ситуации тюремного заключения, либо это особая реакция данной нетипичной группы студентов, которые жили вместе в университетском общежитии для сторонников отказа от насилия и из всех предложенных тем выбрали для исследования именно тюрьмы. Мы приняли эту диспозиционную гипотезу, но не были полностью в ней уверены.

В тот день, когда группа Джаффи докладывала о своем эксперименту всему курсу, они также пригласили выступить со своими воспоминаниями Карло Прескотта, бывшего заключенного, который недавно освобожден из тюрьмы Сен-Квентин. Я был удивлен тем, как много аналогий можно провести между реальным и имитированным тюремным заключением. Рассказы этого бывшего заключенного разожгли мое любопытство — ведь он был примерно одного со мной возраста и происходил из такой же социальной среды, за одним лишь исключением: пока я учился, а затем преподавал в колледже, он 18 лет сидел в тюрьме.

Это общение с Карло Прескоттом возродило мое детское увлечений тюремной темой, вызванное кинофильмами Джеймса Кэгни, Хамфри Богарта, Джорджа Рафта и Бродерика Кроуфорда и романами об Острове Дьявола. В то лето мы с ним вместе проводили в Стэнфорде серию семинаров под названием «Психология тюремного заключения». На этих семинарах я учился не только у Карло, но и у приглашенных им гостей: у инспектора, который занимался его досрочным освобождением; у бывших соучастников его преступления и у других людей, которые побывали, в тюрьме либо в качестве заключенных, либо в качестве надзирателей; Я надеялся понаблюдать за жизнью тюрьмы изнутри, но на свою просьбу - посетить одно из местных исправительных учреждений получил отказ.

К концу учебного года, выслушав огромное количество рассказов Карло и посвятив много времени чтению, которое заменяло мне реальный опыт, я почувствовал, что достаточно хорошо разобрался в психологических компонентах тюремного заключения, чтобы начать его исследование тем методом, которым я лучше всего владею — с помощью формального эксперимента. Карло будет консультантом, Джаффи вернется обратно в Стэнфорд из Чикаго, где он подрабатывал летом, чтобы стать смотрителем тюрьмы, Крэйг Хэйни и Курт Бэнкс, которые тогда были аспирантами и работали со мной над другой темой, должны были стать интервьюерами, сборщиками данных и психологическими кон­сультантами. Я должен был играть двойную роль главного исследовате­ля и начальника тюрьмы.

Мы планировали начать наши исследования после окончания летних занятий в университете, чтобы получить доступ к просторным помеще­ниям факультета психологии, которые были нам необходимы для созда­ния нашего тюремного учреждения. Кроме того, летом у студентов-ис­пытуемых и у нас самих не ожидалось никаких других дел и обязанно­стей в течение предполагаемого двухнедельного периода. В стэнфордской студенческой газете и в городской газете Пало-Альто были помещены объявления, в которых приглашались добровольцы для участия в двух­недельном эксперименте по исследованию тюремной жизни с оплатой 15 долларов в день. Поскольку летом на побережье залива Сан-Францис­ко и в Беркли приезжают многие молодые люди из всех штатов США, то большинство людей, откликнувшихся на наши объявления, не были студентами Стэнфорда. Это позволило нам набирать испытуемых не из од­них только старшекурсников Стэнфордского университета, а из более разнородной популяции студентов колледжей. Следовательно, границы применимости наших выводов также можно было считать более широ­кими.

Сначала эксперимент будет описан в традиционной форме, принятой для сообщения об исследованиях коллегам на страницах профессио­нальных журналов.

^ МЕТОД

Краткое содержание эксперимента

Исследовалось психологическое влияние исполнения ролей «надзира­теля» или «заключенного» в контексте экспериментального моделирова­ния тюремной среды. План эксперимента был довольно прост и предус­матривал только одну варьируемую переменную — случайное распределение испытуемых на роли надзирателей и заключенных. Испытуемые играли эти роли в течение длительного периода времени (почти целую неделю) в среде, которая материально воссоздавала обстановку, близкую к тюремной. Методология создания и поддержания психологического состояния тюремного заключения была основана на функциональном моделировании существенных характеристик «настоящей тюремной жизни».

Надзиратели могли самостоятельно проводить процедуры введения заключенных в тюремную обстановку и поддерживать тюремный режим, подчиняясь лишь определенным ограничениям. Узники, добровольна согласившиеся на все условия учреждения, где они теперь жили, различными способами справлялись с возникавшими у них стрессами трудностями. За поведением обеих групп испытуемых проводили наблюдения, которые записывали и подвергали анализу. Зависимые переменные относились к двум основным типам: 1) взаимодействия между труппами испытуемых и взаимодействия внутри каждой группы, которые записывались на видео- и аудио пленку и наблюдались непосредственней 2) индивидуальные реакции, полученные с помощью анкетирования, опросников настроений, личностных тестов, ежедневных отчетов каждой смены надзирателей и постэкспериментальных интервью.

Испытуемые

В эксперименте участвовали 24 испытуемых, выбранные из 75 человек, которые откликнулись на газетное объявление, приглашавшее добровольцев-мужчин для участия в психологическом исследовании "тюремной жизни" с оплатой-15 долларов в день. Каждый респондент заполнил подробную анкету, касавшуюся его биографических данных, медицинского и психиатрического анамнеза, предыдущего опыта, установок и склонностей по отношению к источникам психопатологи (включая случаи участия в преступлениях). Кроме того, с каждым респондентом провел интервью один из двух экспериментаторов. В коне концов, для участия в эксперименте были выбраны 24 испытуемых, которые были сочтены наиболее устойчивыми (физически и психически), наиболее зрелыми и проявлявшими наименьшую склонность к антиобщественному поведению. Методом случайного распределения полов испытуемых была назначена на роли надзирателей, а половина — на ли заключенных.

Испытуемые были нормальными, здоровыми мужчинами — студентами колледжей, которые на лето приехали в Стэнфорд. В основном они относились к среднему классу и принадлежали к белой расе (за исключением одного испытуемого-азиата). При выборе испытуемых выполнялось условие, чтобы до начала эксперимента они не были знакомы друг с другом. Такая предосторожность принималась для того, чтобы не раз­рушить ранее существовавшие дружеские связи и не допустить никако­го переноса на экспериментальную ситуацию уже установившихся отно­шений или моделей поведения.

Испытуемые, попавшие в окончательную выборку, накануне дня на­чала эксперимента выполнили ряд психологических тестов, но резуль­таты тестирования не обрабатывались до окончания эксперимента, что­бы избежать какой-либо селективной необъективности со стороны экс­периментаторов-наблюдателей.

Два испытуемых, которые были назначены «запасными» на тот слу­чай, если потребуются дополнительные заключенные, так и не понадо­бились, а один испытуемый, назначенный запасным надзирателем, отка­зался от участия непосредственно перед началом этапа моделирования. Таким образом, наш анализ результатов основывается на данных, полу­ченных на десяти заключенных и одиннадцати надзирателях, помещен­ных в наши экспериментальные условия.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стэнфордский тюремный эксперимент iconАндрей Линде Отделение физики, Стэнфордский университет, США
В данной работе я описываю доказательство слабого антропного принципа в контексте инфляционной космологии и предлагаю возможный метод...

Стэнфордский тюремный эксперимент icon5. Тесты. Эксперимент
В социальной психологии различают два уровня исследования: экспериментально-эмпирический, теоретический

Стэнфордский тюремный эксперимент iconК вопросу о перегрузке Проблемы творческого конспекта
Шаталов Виктор Федорович «Эксперимент продолжается» – М. Педагогика, 1989. 336 с.: ил

Стэнфордский тюремный эксперимент iconСписок вопросов к экзамену по дисциплине «Социология»
Характеристика основных методов социологии (опрос, наблюдение, интервью, эксперимент)

Стэнфордский тюремный эксперимент iconКонкурса на лучшее сочинение на тему «Народовластие и будущее»
МэриМари не только имя двойное. Что она и в самом деле живет двойной жизнью. В одной своей ипостаси она — блестящая светская леди,...

Стэнфордский тюремный эксперимент iconКонкурса на лучшее сочинение на тему «Народовластие и будущее»
МэриМари не только имя двойное. Что она и в самом деле живет двойной жизнью. В одной своей ипостаси она — блестящая светская леди,...

Стэнфордский тюремный эксперимент iconЛабораторная работа №1 Отработка основного принципа эксперимента....
Изучить зависимость эффективности запоминания от порядка приближения к естественному языку

Стэнфордский тюремный эксперимент iconСеребряная книга
Книга предназначена в помощь про­водящим эксперимент в области исследований внетелесных ощущений, путешествуя в эфирном теле

Стэнфордский тюремный эксперимент iconСиденко А. С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: учебное пособие. 2-е изд., доп
Методология педагогической науки. Методологические подходы при изу­чении педагогических явлений

Стэнфордский тюремный эксперимент iconСоздание реализационно* направленного жизнеспособного «малого» сообщества,...
Эксперимент это практический поиск, основанный на постановке гипотезы с последующей проверкой ее реальным действием

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов