Экзистенциальное значение пространства Дома с точки зрения Экзистенциального Анализа А. Лэнгле




Скачать 72.92 Kb.
НазваниеЭкзистенциальное значение пространства Дома с точки зрения Экзистенциального Анализа А. Лэнгле
Дата публикации01.03.2014
Размер72.92 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
Экзистенциальное значение пространства Дома с точки зрения Экзистенциального Анализа А. Лэнгле

Наука ХХ века развернула свои исследования в направлении изучения жизнедеятельностных следов и практик человека с целью поиска в них онтологической, т. е. гуманистической базы существования человека в мире. Одной из областей человеческого бытия, интересных и продуктивных для подобного исследования, является пространство человеческого каждодневного существования, т. е. рукотворный мир жизни, дом человека (Разова Е. Л., 2002).

Пространство дома – это индивидуальное жизненное пространство человека, которое подвержено законам физики, имеет какое-либо эстетическое значение и т. д. Но все же, самое главное в этом пространстве для человека – это возможность «жить себя», проживать себя аутентично, а значит усиливать свою жизненность.

Проникая в сферу человеческих отношений, в сферу внутренних отношений личности, в проблемы семьи, различных социальных институтов, в организационное управление и т. д. современная психология стремиться охватить все больший круг вопросов, касающихся Жизни личности. Пространство дома личности, организованное определённым образом, становится для человека обстоятельствами его жизни. И эти обстоятельства могут как препятствовать человеку, так и поддерживать его в стремлении проживать себя наиболее полно. Взаимоотношения личности со средой своего повседневного окружения, в частности своим домом, изучаются самостоятельной отраслью психологического знания, обозначенной в зарубежной литературе как психология среды. В настоящее время отечественными психологами разрабатывается такое направление исследования личности как персонология среды. Жилище, жилая среда человека во все историко-культурные периоды играли роль психологической «ниши», позволяющей добиться максимального обособления и индивидуализации. Особенно значительна эта роль в современных условиях урбанизации, интенсификации человеческой жизнедеятельности (Пилипенко В.Р.). Следовательно, важной областью, которая является актуальной темой для психологических исследований, является сфера отношений личности и вещественного, предметного мира, как мира, выступающих самой древней средой в которой личность существует. А, следовательно, мира, обладающего бесконечным потенциалом смыслов и жизненной энергии.

Общим для представлений о доме в философии, психологии и психотерапии является мнение, что дом это личностно значимое пространство, которое соотноситься с личностью, живущей в нем, в ее различных проявлениях. Дом всегда остается местом, где находится человек, центром его пространственного бытия. Однако так происходит лишь в случае, когда дом является аутентичным пространством. Именно такое пространство сам человек обычно именует Домом.

Альфрид Лэнгле, вслед за Виктором Франклом, определил главное стремление человека как стремление реализовать экзистенцию – говоря простым языком, прожить свою жизнь как наполненную смыслом, свободную и ответственно формируемую. Экзистенцию можно понимать как переживание ценностей или их создание. В проведенном нами исследовании мы проследили поразительное сходство того, что люди понимают как значение пространства дома и того, что подразумевается под экзистенцией.

С точки зрения экзистенциального анализа, человек не является «целостным» из себя самого, даже если он здоров и его потребности удовлетворены. Человек, в соответствии со своей сущностью, предрасположен к тому, чтобы выйти за пределы самого себя и обратиться к другому (тому, что не есть он сам) – вещам, людям, задачам – и только благодаря этому он получает свое экзистенциальное исполнение. Базисное положение экзистенциального анализа – это диалогические отношения с миром и с самим собой. Быть в этом мире (в том числе, в пространстве своего дома) Персонально – это быть открытым для мира снаружи и изнутри. Нарушение диалога с собой или с миром – ведет к снижению энергии, жизненности, т. е. к утрате экзистенции. В понимании А. Лэнгле, диалогическая открытость и диалогический обмен с внутренним и внешним миром являются теми средствами, благодаря которым достигается исполнение экзистенции (Альфрид Л.., 2001).

Рассмотрим коротко каждую из предпосылок, которые также называются четырьмя фундаментальными мотивациями человека в их связанности с темой пространства дома.

В первой фундаментальной мотивации основным мотивом является «мочь быть». Здесь речь идет о том, чтобы было возможным существование в этом мире в тех условиях, в которых человек находится. В этой мотивации пространство обретает одну из ведущих ролей. Наличие пространства, в том числе физического пространства дома является необходимым условием, чтобы человек просто мог быть. Человек ищет крышу над головой, место для жизни1,2. Если у человека есть хотя бы кусочек пространства, он может дать быть себе и другим. Такими же важными условиями здесь являются защита и опора. Пранство может становиться опорой для человека и создавать для него защищенность: «Своё пространство - ощущение опоры», иметь свое пространство – это «быть защищённой, иметь опору», «мне здесь хорошо и защищено»3. Если три предпосылки выполнены, у человека есть достаточно пространства, защиты и опоры – он может принять факты своей жизни и выдержать их груз. Это ведет к переживанию Основы жизни или Фундаментального доверия бытию. Однако, если человек не обладает хотя бы одной из трех предпосылок – например, у него нет необходимого пространства, он не чувствует что может принять и выдержать этот мир в его данностях. Как следствие человека сопровождает чувство постоянной (возможно, латентной) угрозы, ведущее к переживанию тревоги, страха, неуверенности или защитному поведению. «Где пространства достаточно, там царит мир. И наоборот, если мы отбираем у человека пространство, он начинает защищаться. Причина агрессии коренится в сужении жизненного пространства – агрессивен тот, кто чувствует себя загнанным в угол» (Лэнгле А., 2006, с. 45).

Во второй фундаментальной мотивации речь идет о том, что человек ориентирован на то, чтобы жизнь нравилась. Здесь же важно эмоциональное измерение экзистенции. Эмоциональная открытость приводит в движение собственную жизненную силу, которая пронизывает человека. Благодаря ей, вещи и собственная жизнь человека обретают ценность. «Человек лишь тогда обретает экзистенциальный дом, если он чувствует, что его жизнь имеет ценность. Он хочет, чтобы в этом доме были люди и вещи, которые он может любить. Иначе в его доме будет холодно и пусто» (Лэнгле А., 2006, с. 46).

Для того чтобы возникло чувство ценности необходимо иметь отношение к тому, что есть как данность. Предпосылками для отношения выступают обращенность к фактичности, время, которое человек может и готов уделить ей, а также переживаемая близость. Тогда человек оказывается персонально затронут жизнью или ее содержаниями, например, жизненным пространством: «место, где мне хорошо», «все сделано так, как мне нравится».

Вступая в отношения с жизнью, человек открывает для себя Фундаментальную ценность бытия. В отсутствии переживаемой близости, времени на отношения и обращенности к миру, в его проявлениях, человеком ощущается подавленность, напряжение, тоска, в особых случаях переходящие в депрессию или же комплекс защитных реакций, позволяющих человеку поддерживать себя в отсутствии фундаментальной ценности жизни.

В третьей фундаментальной мотивации говориться о стремлении человека «быть самим собой». Здесь важно то, насколько человек может ценить и уважать себя, в том какой он есть, свое поведение. От этого также зависит способность человека уважительно относиться к другому, в его проявлениях. Здесь предпосылками для переживания собственной ценности как персональная активность и опыт, полученный во взаимоотношениях с другими, являются уважительное внимание, справедливое отношение и признание ценности. Имея эти предпосылки, человек обретает возможность уважительного и открытого отношения к другим, тем не менее, не нарушающего его персональных границ. Так он переживает необходимое ощущение самоценности: «мое пространство – это место, где я чувствую себя собой», это место, где «только я решаю, что и как должно быть», «это место, куда я прихожу и точно знаю, что все здесь "мое", что сделано все мной», это – «часть меня вовне, самовыражение», «это пространство, в котором я могу позволить себе быть собой», «возможность находится в любом состоянии, с любыми людьми и без них, возможность расположить предметы под себя или избавиться от них», «место, где можно уединиться, побыть наедине с самим собой, быть таким, какой ты есть на самом деле», «это какое-то воплощение меня,…все по-моему,...так как я хочу». В противном случае возникает чувство одиночества, беспокойство, ранимость, способные перерасти в истерические проявления.

Без третьей мотивации «это будет дом, в котором уже все установлено, подведена вода, отопление, стоит необходимая мебель, но пока еще индивидуальный стиль и вкус хозяина не проявлен. Для полной жизни недостаточно того, что в комнате стоит какая-то кровать, какой-то шкаф, висит какая-то картина… Подходят ли предметы друг другу? Нравятся ли они? Должен ли у меня быть именно этот шкаф, именно эта кровать?» (Лэнгле А., 2006, с. 56).

И лишь в четвертой фундаментальной мотивации перед человеком встает вопрос: «Я есть, но какой в этом смысл?» Здесь человек осознает, о чем идет речь в его жизни. Недостаточно просто быть и чувствовать, что ты приспособился, в определенном смысле мы должны также и превзойти себя, в чем-то раскрыться, быть плодотворными. Иначе это будет похоже на жизнь в доме, в который никто не приходит в гости…

Для того чтобы ощущать осмысленность бытия, вновь необходимы три вещи: поле деятельности, в котором человек мог бы реализовать себя, структурная взаимосвязь с чем-то выходящим за рамки жизни этого конкретного человека и ценность в будущем, как ощущение, что есть еще то ценное, что должно произойти со мной. Если, имея эти три предпосылки, я открыт миру и диалогу с ним, то я могу расслышать его вопрос, обращенный ко мне. Тогда я могу обнаружить то, что откликается во мне как наилучший ответ, согласующийся с запросом, идущим от мира, и отдаться его воплощению: «мое пространство - это мои близкие и друзья, мои интересы, мои занятия, которыми я его наполняю», «в этом месте мне комфортно размышлять о чем-то», «дом – это место, где я получаю возможность творческой реализации, импульсы к творчеству» Тогда человек переживает наполненность жизни в её осмысленности.

Благодаря проведенному нами исследованию, мы имели возможность убедиться, что пространство дома – это жизненно важное пространство, которое необходимо человеку для выживания, обретения уюта и комфорта, проживания себя и «своего», а также для множества планов, проектов и встреч, которые являются ценными для человека.
Автор: Стабина Наталия

1 Например, для ребенка "быть существующим" - значит занимать определенное место в этом мире. Если нечто есть, то оно обязательно имеет свое место в пространстве. Наличие места является для детей необходимым и достаточным признаком существования (Осорина М. В., 2004).

2 «Мы можем также видеть, до какой степени некоторые больные привязаны к своему приватному мирку, насколько их счастье зависит от обладания хотя бы маленьким помещением, которое они могли бы называть «своим» (Ясперс К., 1913).

3 Курсивом выделены ответы респондентов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экзистенциальное значение пространства Дома с точки зрения Экзистенциального Анализа А. Лэнгле iconТри координаты точки однозначно определяют ее положение в пространстве
Любой предмет пространства может рассматриваться как определенная совокупность отдельных точек этого пространства. Поэтому для изображения...

Экзистенциальное значение пространства Дома с точки зрения Экзистенциального Анализа А. Лэнгле iconОперации с товарами как предмет бухгалтерского учета
Операции с товарами – это фхж с непосредственным участием товаров. С общеэкономической точки зрения товаром является любой предмет...

Экзистенциальное значение пространства Дома с точки зрения Экзистенциального Анализа А. Лэнгле iconАлгоритмы понимать базовые алгоритмы (пару сортировок сложностью n*log(n))
Это очень важно знать (особенно по поводу String) как с точки зрения использования памяти, так и с точки зрения безопасности

Экзистенциальное значение пространства Дома с точки зрения Экзистенциального Анализа А. Лэнгле iconВ поисках себя личность и ее самосознание
Собственный вопрос показался ему настолько абсурдным, что он смутился и не посмел продолжать разговор. Но нелепое с точки зрения...

Экзистенциальное значение пространства Дома с точки зрения Экзистенциального Анализа А. Лэнгле iconО́вощ кулинарный термин, обозначающий съедобную часть (например,...
С точки зрения ботаники, овощи — это съедобные части травянистых растений. Кулинарный термин «овощ» может применяться к съедобным...

Экзистенциальное значение пространства Дома с точки зрения Экзистенциального Анализа А. Лэнгле icon1. Основной вопрос, с точки зрения марксизма, заключается в отношении
Мировоззрение, рассматривающее волю в качестве причины жизни человека, принижая при этом значение разума

Экзистенциальное значение пространства Дома с точки зрения Экзистенциального Анализа А. Лэнгле iconВальтер джон кильнер атмосфера человека (аура) Международный Центр...
На примере этих людей автор показывает, что аура может служить прекрасным средством ранней диагностики болезней. Вместе с тем автор...

Экзистенциальное значение пространства Дома с точки зрения Экзистенциального Анализа А. Лэнгле iconМорозова И. Г. Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства
...

Экзистенциальное значение пространства Дома с точки зрения Экзистенциального Анализа А. Лэнгле iconНиже указаны две точки зрения на развитие России в XVII в до начала...
Ниже указаны две точки зрения на развитие России в XVII в до начала реформ Петра I. Какая из точек зрения представляется Вам более...

Экзистенциальное значение пространства Дома с точки зрения Экзистенциального Анализа А. Лэнгле iconIv: Закон им. Сергея Магнитского о верховенстве закона и ответственности...
Начавшейся и прошедшей в городе Вашингтон во вторник, третьего дня января, две тысячи двенадцатого года

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов