Конспект лекций Ст преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна кафедра психологии и педагогики, 420. Литература




НазваниеКонспект лекций Ст преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна кафедра психологии и педагогики, 420. Литература
страница1/7
Дата публикации01.03.2014
Размер0.94 Mb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Психология > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7
Социальная психология

Конспект лекций

Ст. преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна

кафедра психологии и педагогики, 420.

Литература:

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Владос, 1996.

  2. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. – М., 1995.

  3. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер.

  4. Майерс, Дэвид. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

  5. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест. – М.: АСТ, 2001. – 688 с.

  6. Кутасова, Т.В. Хрестоматия по социальной психологии. – 1994.



^

Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии


  1. Место социальной психологии в системе наук

  2. История формирования социально-психологических идей

  3. Методы социальной психологии

  4. Этика психологического исследования


1. Возникла она на стыке наук – психологии и социологии – и имеет свой особый статус. Элементы социальной психологии складывались внутри антропологии, этнографии, криминологии, языкознании, а также в рамках различных философских учений.

^ Социальная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
^

Классификация социально-психологических явлений.


1. По принадлежности к разным общностям и субъектам:

1) Социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях:

а) в больших группах: нациях (этносах), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных институтах (организациях).

б) в малых группах: межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции.

2) Социально-психологические явления, возникающие в неорганизованных общностях (слабо организованных), под которыми принято понимать толпу и другие разновидности скопления людей. Явления, которые здесь возникают, называют массовидными, а поведение людей – стихийным. К ним относят психологию толпы, психологию паники и страхов, психологию слухов, психологию массовых коммуникативных процессов (психологию воздействия), психологию рекламы и т.д.

3) Социальная психология изучает личность, т.к. она в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные общественные и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль – социальная психология личности.

2. ^ По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на:

1) рационально осмысленные – социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп;

2) эмоционально-упорядоченные – социальные чувства и настроения, психологический климат и атмосфера;

3) массовидные (стихийные).

3. ^ По устойчивости социально-психологических явлений:

1) динамичные – например, различные виды общения;

2) динамико-статичные – например, мнения и настроения;

3) статичные – например, обычаи, традиции.

^ 4. По степени осознанности:

1) осознанные;

2) неосознанные.
2. История формирования социально-психологических идей.

Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют 3, наиболее значительные: 1) психологию народов; 2) психологию масс; 3) теорию инстинктов социального поведения. Различаются они способом анализа взаимоотношения личности и общества.

^ 1. Психология народов. (Середина XIX в., Германия). Создатели: философ М. Лацирус и языковед Г. Штейнталь. Центральная идея: главная сила истории – народ, или «дух целого», выражающийся в искусстве, религии, языке, мифах и т.д. А индивидуальное сознание – его продукт. Дальнейшее развитие – В. Вундт, А.А. Потебня.

^ 2. Психология масс. (Франция, 2-я половина XIX в). Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. Идея подражания и объясняет социальное поведение. Вторая его идея – роль иррациональных моментов в социальном поведении, т.е. аффектов и прочих нелогичных вещей.

Эти 2 идеи и использовались создателями психологии масс С.Сигеле и Г.Лебоном. ^ Лебон утверждал: всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичные черты поведения человека в массе: а) обезличивание, что приводит к господству инстинктивных реакций; б) резкое преобладание роли чувств над интеллектом, что приводит к подверженности различным влияниям; в) вообще утрата интеллекта, что приводит к отказу от логики; г) утрата личной ответственности, что приводит к отсутствию контроля над страстями.

^ 3. Теория инстинктов социального поведения. Создатель В.Макдугалл. Его работа «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г. и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии как самостоятельной науки.

Основной тезис В.Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Он перечислил 6 пар связанных между собой инстинктов и эмоций:

1) инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх;

2) инстинкт бегства и чувство самосохранения;

3) инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость;

4) инстинкт приобретения и чувство собственности;

5) инстинкт строительства и чувство созидания;

6) стадный инстинкт и чувство принадлежности.

Слабость этих теорий была в том, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику. Однако социальная психология заявлена как самостоятельная дисциплина.

В начале ХХ века превращается в экспериментальную науку. Основное развитие социальная психология получает в США. С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе.

Тут произошел новый перекос – одностороннее развитие социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической социальной психологии оказалась скомпрометированной. В результате такого развития очень скоро социальная психология стала обрастать целым рядом острых противоречий. Особое значение приобретает ЕАЭСП – Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии. Для нее характерна идея необходимости большей ориентации социальной психологии на реальные социальные потребности.
^ 3. Методы социальной психологии.

В современном научном знании термином «методология» обозначаются 3 различных уровня научного подхода.

1) Общая методология – это общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем.

2) ^ Частная (или специальная) методология – это совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания.

3) Методология как совокупность конкретных методических приемов исследования. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.

Экспериментатор должен не только составить «батарею» методик в своем методологическом ключе, но и правильно их применить, учитывая факторы, оказывающие влияние на результаты социально-психологического исследования. Важнейшие из факторов:

  • ^ Личности экспериментатора. Здесь нужно иметь в виду и характерологические особенности и внешний вид.

  • Умение исследователя работать с испытуемым, создать непринужденную, доверительную атмосферу.

  • ^ Присутствие наблюдателей, посторонних. Эффект присутствия других может существенно повлиять на действия или ответы участников эксперимента.

Основные методы социально-психологического исследования.

Весь набор методов Г.М. Андреева делит на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.

Типология методов по Н.И. Шевандрину.

^ 1. Феноменологизации и концептуализации. Эта группа методов позволяет выделить интересующие нас феномены и проблемы.

2. Исследования и диагностики.

2.1. Исследования

1) Наблюдение:

а) включенное и не включенное; б) открытое и скрытое; в) полевое и лабораторное.

2) Изучение документов (или анализ продуктов деятельности)

3) Опрос:

а) непосредственный (беседа, интервью); б) опосредованный (анкета).

4) Эксперимент:

а) естественный; б) лабораторный.

5) Моделирование.

2.2. Диагностики:

1) тесты;

2) экспертные оценки.

3. Обработки и интерпретации.

Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы. Методы интерпретации позволяют придать психологический смысл полученным данным, т.е. перевести данные с языка математики на язык психологии.

^ 4. Коррекции и терапии.

Эти методы направлены на решение каждодневных практических проблем общности людей, руководителей или участников группы (тренинг-группы).

^ 5. Мотивирования и управления.

Эти методы позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.

^ 6. Обучения и развития.

Эти методы обучения и развития личности или группы используют потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений и навыков. Это дискуссионные методы, деловые игры, тренинги личностного роста и т.д.

^ 7. Конструирования и творчества.

Эти методы позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для целей порождения чего-либо нового: решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства, методики обучения и т.п.

Между перечисленными методами социальной психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

^ 4. Этика экспериментального исследования

Социальные психологи используют экспериментальный метод в ¾ исследований. Ряд экспериментов показали отрицательный результат с точки зрения морали и развития личности (закреплялись агрессивные тенденции поведения, например). Поэтому некоторые эксперименты уязвимы с нравственной точки зрения.

Но это порой необходимо для реального включения человеческих мыслей и эмоций. Эксперимент должен обладать экспериментальным реализмом. Чтобы этого достичь, часто необходим обман. Сейчас пересматривается кодекс социально-психологических исследований, чтобы гарантировать гуманное отношение к испытуемым.

Принципы Американской психологической ассоциации (1992г) и Британского психологического общества (1991г):

1) Достаточно полно информировать потенциальных участников эксперимента, чтобы получить согласие осведомленного испытуемого.

2) Быть правдивым. Использовать обман только в том случае, если он оправдан значимой целью и если нет альтернативы.

3) Защищать людей от возможных травм и значительного дискомфорта.

4) Использовать информацию о каждом из участников конфиденциально.

5) После завершения эксперимента полностью рассказать о его целях и структуре, не исключая использованных обманных слов и действий. Единственное исключение из этого правила – случаи, когда обратная связь расстроит людей, скажем, если люди осознают, что были глупы или жестоки.
Лекция 2. Общение как коммуникация

  1. Феноменология общения

  2. Общение как социально-психологическая проблема

3. Общение как обмен информацией (коммуникация)
1. Мы определяем общение как специфическую форму взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемую потребностями совместной деятельности.

Выделяют 3 аспекта общения: цель, средство и содержание.

В психологии выделяют виды общения исходя из этих аспектов:

А) По содержанию:

  • материальное (обмен предметами),

  • когнитивное (обмен знаниями),

  • кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),

  • мотивационное (обмен побуждениями),

  • деятельностное (обмен действиями, операциями, навыками).

Б) По целям:

  • биологическое,

  • социальное.

В) По средствам:

  • непосредственное,

  • опосредованное,

  • прямое (предполагает личный контакт),

  • косвенное (через посредников).

Д) По присутствию речи:

  • вербальное,

  • невербальное.

Все виды общения вряд ли можно назвать, но наиболее часто используемые наукой стоит указать:

  • деловое (часть совместной продуктивной деятельности людей),

  • личностное (ведется вокруг психологических проблем внутреннего характера – интересов и потребностей),

  • инструментальное (не является самоцелью, не стимулируется специально, а преследует другую цель, не общение),

  • целевое (средство удовлетворения специфических потребностей, вызванное потребностью в общении).

^ Техника общения - способы настройки на общение с людьми, его поведение в процессе общения.) Приемы общения - предпочитаемые средства общения. К технике и приемам относятся все невербальные средства общения, в том числе и тон произносимой речи, любимые словечки. На начальном этапе вступления в общение техника выражается в принятии определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания. Приемы и техника общения зависят от возраста общающегося: чем старше, тем они развитее.

Коммуникабельность – социально-психологическая черта личности, способность ее к творческому общению с другими людьми. Не врожденная, формируется в процессе групповой жизни и деятельности человека. Однако могут влиять биологические и физиологические задатки.

Трудности общения – несоответствие коммуникативного поведения ситуации и условиям достижения его целей. Они вызываются несдержанностью, внутренней напряженностью, тревожностью, агрессивностью, грубостью, недостаточной социально-психрологической компетентностью.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Коммуникативные способности подразумевают наличие у человека чувства такта.

Такт – это способности и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидание того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть.

Однако наличие у человека чувства такта не означает, что он во всех случаях должен следовать этим ожиданиям. Есть еще такое понятие как принципиальность, убежденность и т.д.

Бестактность – это деструкция (разрушение) ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся и иногда создающая конфликтные ситуации.

Выделяют 3 стороны общения: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие общающихся) и перцептивную (восприятие общающимися друг друга).


  1. ^ Общение как социально-психологическая проблема

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: а) мы обмениваемся информацией; б) взаимодействуем с другими людьми; в) познаем их, г) переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения (удовлетворенность, обиду, удивление…)

В социальной психологии общение различают по двум основаниям:

1) ^ Межличностное и массовое.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах.

Массовое – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная средствами массовой коммуникации.

2) ^ Межперсональное и ролевое общение.

Межперсональное: участниками общения являются конкретные личности, со всеми своими индивидуальными качествами, которые и раскрываются в ходе общения.

Ролевое: здесь люди – носители определенных ролей (учитель – ученик, покупатель – преподаватель). В таком общении человек лишается определенной спонтанности своего повеления.

Функции общения.

1. Прагматическая функция. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека.

3. Функция подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Он желает утвердиться в своем существовании и в своей ценности. Для этого ему нужны другие люди.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция. Реализуется в общении человека с самим собой например через внутреннюю.

В межличностном общении выделяют 3 типа:

1) Императивное общение – это авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

^ 2) Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

^ 3) Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, где цель – взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения правил взаимоотношений, которые вы мне расскажите на семинаре.

^ 3. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

В условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов. Эти феномены мы и рассмотрим.

^ 1. Обратная связь. Основная цель информационного обмена – это выработка общего смысла, единой точки зрения. При ее достижении обязательно включается механизм обратной связи. Его суть в том, что процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержания, информация, идущая от меня к нему, содержит сведения о том, как я (реципиент) воспринимаю и оцениваю поведение его (коммуникатора).

Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации.

Умение использовать обратную связь является важнейшей составляющей коммуникативных способностей.

^ 2. Коммуникативный барьер. Это проблема интерпретации сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. Дело в том, что интерпретация зависит от того, кто дает информацию и от того, кто принимает. Поэтому и могут возникнуть коммуникативные барьеры. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Выделяют 3 типа барьеров.

1) ^ Барьеры понимания могут возникнуть как по психологическим причинам, так и другим, например, из-за погрешностей в самом канале передачи информации:

  • Барьеры фонетического непонимания бывают: невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и с большим количеством звуков-паразитов.

  • Семантические барьеры непонимания связаны с различиями в системах значений участников общения.

  • Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора (источника информации) и ситуации общения или стиля речи и состояния психологического реципиента.

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения либо слишком сложная для воспринимающего информацию, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

2) ^ Барьеры социально-культурного различия. Это – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к резкой интерпретации тех или иных понятий. Барьером может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности или пола, возраста.

3) ^ Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен. Когда возникает чувство неприязни, недоверия к своему коммуникатору. Это чувство распространяется и на передаваемую им информацию.

3.1.) Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Отнесение человека к авторитетным зависит от:

  • Социального положения (статуса), от принадлежности к реальной «авторитетной» группе.

  • Привлекательного внешнего вида. Аккуратная прическа, силуэт, цветовая гамма, как выбрит и т.д.

  • Доброжелательного отношения к адресату воздействия. Улыбка, приветливость, простота в обращении и т.д.

  • Компетентности.

  • Искренности.

3.2.) Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).

Вообще-то говоря, коммуникативные барьеры являются формой психологической защиты от постороннего психического воздействия, т.к. любая информация несет в себе элемент воздействия на поведение или желания воспринимающего – реципиента.

^ 3. О коммуникативном влиянии. Принято выделять 2 основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Различаются они характером психологической установки, возникающей у коммуникатора (говорящего) по отношению к реципиенту (слушающему).

Практика социального общения выработала два основных способа осуществления коммуникативного влияния, т.е. влияния с помощью сообщений: убеждение и внушение. Убеждениепроцесс логического обоснования сообщением какого-либо суждения или умозаключения с целью добиться согласия собеседника и сделать его готовым действовать в соответствии с этой точкой зрения.

Внушение это способ коммуникативного воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательства.

4. Невербальная коммуникация. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:

  • создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;

  • придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;

  • выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.

Как правил, эти средства не могут самостоятельно передавать значения слов, но они тонко скоординированы и между собой, и со словами.

Выделяют следующие виды невербальных средств общения.

1) Визуальные:

  • кинесика – движения рук, ног, головы, туловища, походка;

  • выражение лица, глаз;

  • позы – осанка, походка человека;

  • направление взгляда, визуальные контакты;

  • кожные реакции: покраснения, побледнение, вспотение;

  • проксемика (пространственная и временная организация общения) – расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;

  • вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);

  • средства преобразования природного телосложения (одежда, косметика, очки, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).

2) Акустические:

  • паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) – громкость, тембр, ритм, высота звука;

  • экстралингвистические – речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

3) Тактильные:

такесика – прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

4) Ольфакторные:

  • приятные и неприятные запахи окружающей среды;

  • естественный и искусственный запахи человека.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура. И невербальный язык другой страны приходится учить так же, как словесный.

Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

^ Зоны дистанции:

  1. Интимная зона (15-45 см) – допускаются лишь близкие. Характерна доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт. При нарушении – воспринимается как покушение на неприкосновенность.

  2. Личная или персональная зона (45-120 см) – обыденная беседа с друзьями и коллегами.

  3. Социальная зона (120-400 см) – при официальных встречах в кабинетах как правило с теми, кого не очень хорошо знают.

  4. Публичная зона (более 400 м) – подразумевает общение с большой группой людей – на митинге, лекции и т.д.

При выборе дистанции в разговоре учитывайте национальные и социальные особенности собеседника, обсуждаемую проблему, актуальное эмоциональное состояние собеседника и др.

^

Лекция 3. Общение как взаимодействие


Эта сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с организацией их совместной деятельности.

Виды социальных мотивов взаимодействия:

1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);

5) минимизация выигрыша другого (агрессия);

6) минимизация различий в выигрышах (равенство).

Соответственно этим мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

  1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция).

  2. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнера по общению (индивидуализм).

  3. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства (равенство).

  4. Уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм).

  5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (агрессия).


max
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций Ст преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна кафедра психологии и педагогики, 420. Литература iconКурс лекций по дисциплине «История педагогики» Кафедра педагогики
Тема 13. Наследие А. С. Макаренко: «неприемлемое прошлое» или «перспективное будущее современной педагогики»? 129

Конспект лекций Ст преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна кафедра психологии и педагогики, 420. Литература iconИстория педагогики и образования
Зорилова Лариса Сергеевна – доктор культурологи, профессор, зав кафедрой педагогики и психологии, член-корреспондент Международной...

Конспект лекций Ст преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна кафедра психологии и педагогики, 420. Литература iconКафедра общей и социальной психологии
В курсе лекций раскрывается становление психологии спорта как прикладной отрасли психологии, дается обзор основных исследовательских...

Конспект лекций Ст преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна кафедра психологии и педагогики, 420. Литература iconКонспект лекций по общей педагогике студент гр фтбкиСИ
Дополнительная литература: педагогические сочинения выдающихся деятелей культуры и искусства, мемуарная литература

Конспект лекций Ст преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна кафедра психологии и педагогики, 420. Литература iconЭтика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций)
Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: в 4-х т. Т. М.: Мысль,...

Конспект лекций Ст преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна кафедра психологии и педагогики, 420. Литература iconКонспект лекций для студентов направления 070104 «Морской и речной транспорт»
Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту

Конспект лекций Ст преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна кафедра психологии и педагогики, 420. Литература iconКонспект лекций Утверждено Редакционно-издательским советом в качестве...
Чижов М. И., Юров А. Н. Информатика и информационные системы: Конспект лекций. Воронеж: Воронеж гос техн ун-т, 2003. 148 с

Конспект лекций Ст преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна кафедра психологии и педагогики, 420. Литература iconКонспект лекций по дисциплине деловые коммуникации
Кафедра «Гуманитарные, социально-экономические и естественно-математические дисциплины»

Конспект лекций Ст преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна кафедра психологии и педагогики, 420. Литература icon050720 Вопросы к государственному экзамену по основной специальности «Физическая культура»
Задачи, основные категории педагогики и психологии. Система психолого-педагогических наук. Связь педагогики и психологии с другими...

Конспект лекций Ст преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна кафедра психологии и педагогики, 420. Литература iconИнформационное письмо
Приглашаем принять участие в международной конференции всех, кому интересны вопросы педагогики и психологии: научных работников,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов