Скачать 5.96 Mb.
|
Вопрос 1. Определение психологии как науки. Предмет и задачи психологии. С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе. Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Х. Вольфа. Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития. этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации - орудия труда и знаковые системы. Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества. Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности. Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения их содержания. ^ Экспертные психологические позиции условно могут быть разделены на три групп: естественнонаучная ориентация, гуманитарная и практическая. Основанием для такой группировки служит тот исходный образ, на который ориентируется в организации своей структуры психологическая дисциплина. ^ берет в качестве такого образца науки о природе. Из этого следует, прежде всего, познавательное отношение к психологическим объектам, отражение которых в соответствующих категориях и понятиях, выявление сущности (закономерности) поведения исследуемых явлений составляет важнейший, а порой и единственный смысл существования данной ориентации. На вопрос автора этих строк, заданный одному из адептов такой ориентации, зачем изучать то или иное явление респондент ответил коротко: «Чтобы знать». Конституирующая функция исследовательской установки не означает того факта, что получаемые знания совершенно бесполезны. Познавательная позиция не нуждается в специальном обосновании со стороны практики, а имеет иной источник — исследовательский интерес. Полученное знание часто оказывается затребованным и тогда принято говорить о его приложении. В данной ориентации доминирует генерализирующая тенденция, выражающаяся в поиске самых общих закономерностей человеческого бытия, что выражается не только в построении научной картины мира, но и в более серьезных мировоззренческих притязаниях создаваемых теорий. Пример с Фрейдом — красноречивое тому свидетельство. Выявленные закономерности позволяют субъекту на их основании поступать «со знанием дела». Именно этим соображением, как нам представляется, обосновывается сегодня необходимость фундаментальной теоретической подготовки психолога, независимо от той сферы, в которой будут приложены его усилия впоследствии. В этой же перспективе строятся и отношения таких форм человеческой практики как педагогика и психология. Считается, что знание законов функционирования психического позволит на их основании строить адекватную педагогическую практику, а психологическое невежество неминуемо должно привести к ее деструкции. Познавательная позиция вся проникнута эмансипирующим побуждением. С точки зрения В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, которую мы также разделяем, исследователь занимает «по отношению к объекту познания позицию извне, позицию незаинтересованного, беспристрастного субъекта». Здесь следует сделать оговорку, поскольку критики естественно-научного метода постоянно указывают на то, что требование беспристрастности в психологии никогда не соблюдалось и соблюдено быть не могло. В данном случае речь идет об идеалах, на которые ориентируется практика. Важнейшим критерием объективности получаемого знания считается возможность его воспроизведения любым экспертом, при условии соблюдения им параметров исследовательской ситуации. Обнаружение влияния субъективной переменой на характер получаемого знания привело к эволюции естественно-научного метода, в направлении все более сложного учета диспозиционных переменных наблюдателя и исключения выделенных характеристик из картины получаемого знания. В. С. Степин выделяет и описывает три этапа такой эволюции. Значительно редуцируя его идею, можно сказать, что развитие метода состояло в постепенном преодолении наивно-натуралистической установки сознания естествоиспытателя, абсолютизирующего процесс собственного восприятия (классическая рациональность) через обнаружение зависимости получаемых результатов от используемых средств, в том числе и мыслительных, к учету психологических переменных в деятельности ученого. Разумеется, естественно-научную позицию не следует трактовать упрощенно, и даже психологи, стоящие у истоков научного метода, обращали внимание на специфику объекта исследования, отмечали его рефлексивную природу, ситуативную изменчивость. Отчасти этим обстоятельствам мы обязаны появлению замечательного психологического инструмента — «зеркалу Гезелла». Однако во всех естественно-научных ориентациях неминуемо обнаруживается одно инвариантное допущение — наличие некой независимой сущности, параметры которой только искажаются неадекватным методом. ^ в психологии ориентируется не на образы наук о природе, а на рациональность, имеющую предметом своей заботы культуру. Как считают исследователи методологии психологии, гуманитарная парадигма обращена «к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни». Особенность так взятого предмета — духовной инстанции, предопределяет сущность метода — понимание в отличие от наблюдения и его вариаций в естественно-научном подходе. Поскольку и наблюдение также связано с пониманием, различим естественно-научное и гуманитарное понимание с опорой на исследования К. Яспреса. В своих исследованиях К. Ясперс рассматривал два типа понимания: статическое и генетическое. Первое он связывал с задачей фиксации и описания чувственно-воспринимаемых объектов в их существенных связях и отношениях. Выстроить картину этих связей и означает понять. Генетическое понимание Ясперс выводит из понимающей социологии Г. Зиммеля, различавшего понимание сказанного и говорящего. «Если рациональное понимание всегда приводит к выводу, что содержанием души является рациональный, понимаемый без всякой психологии комплекс, то понимание через сопереживание вводит внутрь собственно душевных взаимосвязей. Если рациональное понимание является только вспомогательным средством психологии, то понимание через сопереживание самой психологией». Прислушаемся к этому замечанию К. Ясперса. Если статическое понимание в принципе не специфично, поскольку не так уж важно какие явления наблюдать, то генетическое понимание апеллирует к знанию психического посредством психического. При этом если в естественно-научной парадигме реализуется требование нахождения инвариантной интерпретации, которая тождественна истине, то в понимающей психологии нахождение нескольких интерпретаций означает углубление понимания, что заставляет нас говорить об относительности, незавершенности процесса понимания, следовательно, и получаемого знания. Личность исследователя приобретает инструментальный характер. Если объективная психология, как она считает, ничего не создает, а только открывает тайны природы человека, то гуманитарная психология открывает принципиальную возможность для конструктивной деятельности в области психологии, поскольку позволяет особым отношением вызывать к жизни разнообразные эффекты психической жизни исследуемого. В рамках гуманитарной парадигмы намечается и реально осуществляется выход за пределы чисто познавательного подхода. Не удивительно, что многие современные психологические практики все больше тяготеют к гуманитарной парадигме в психологии. ^ Вербально-коммуникативные методы. К вербально-коммуникативным методам можно отнести беседу, интервью, анкетирование и другие. Существуют определенные требования к этим методам, которые должны использоваться в любом случае: - в опросе должны быть вопросы, выделяющие некоторые стороны характера испытуемого; - вопросы центрального характера должны выяснять факты о личности, социальном положении испытуемого; - вопросы, выявляющие факты в поведении испытуемого в прошлом или настоящем; - вопросы, выясняющие мнение человека в отношении определенных вещей. Беседа - специфический для психологического исследования метод. Он позволяет изучить человеческое поведение, выявить его психологические особенности. Беседа может быть как самостоятельным методом исследования личности человека, так и вспомогательным, например предваряющий эксперимент, терапии. Исследователи выделяют клиническую беседу, которая является составной частью клинического метода. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в психологическую консультацию или психологический тренинг. Интервью - это специфический метод беседы, целенаправленный опрос. Метод интервью получил широкое распространение в различных сферах психологии. Существенное значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым. При этом очень важно сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и не демонстрировать свое отношение к содержанию вопросов или к собеседнику. Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на подготовленные и соответствующие основной задаче вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым. При этом оно должно отвечать двум основным требованиям - репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке. Информация, получаемая с помощью анкеты, является декларативной и не может считаться надежной и достоверной даже при полной искренности испытуемого. Поэтому можно сказать, что метод анкетирования лучше использовать в психологическом исследовании как дополнительный, в частности при проведении социально-психологических исследований. Метод наблюдения. Наблюдение является основным, наиболее распространенным эмпирическим методом целенаправленного систематического изучения человека в психологии. Некоторые исследователи не относят метод наблюдения к самостоятельному эмпирическому методу исследования. Например, такие исследователи как Поль Фресс и Клод Бернар, они не видели существенных различий между наблюдением и экспериментом. Однако Т.В. Корнилов убежден, что с точки зрения структуры или общих принципов организации исследования психологическое наблюдение как метод противопоставляется эксперименту. Наблюдение охватывает видимые признаки событий и изменений в личностной или общественной жизни, поэтому наблюдатель анализирует практическое поведение отдельных групп и лиц, содержание разговора, характер речи, мимику, жесты, перемещение в процессе коммуникаций, поведение в критических ситуациях, конкретные обстоятельства жизни человека, небольших групп или коллективов. Наблюдение используют чаще на подготовительных фазах большинства исследований или как дополнительный метод наряду с другими. Наблюдаемый должен рассматриваться в его конкретно исторической общесистемной обстановке. Признаки наблюдения: 1. Наблюдение должно быть направлено на социально существенные области. 2. Наблюдение проводится организованно и систематизировано. 3. Максимально широкий сбор сведений. 4. Результаты наблюдения должны четко фиксироваться, и без особого труда поддаваться воспроизведению. 5. Наблюдение и обработка его результатов требует от наблюдателя объективности. Положительные стороны наблюдения: 1. Непосредственность наблюдения - наблюдение может непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. Результаты наблюдения отображают конкретные события в конкретных ситуациях. 2. Возможность анализировать поведение группы. Наблюдение может одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определенным задачам. 3.Преимущества по сравнению с собственным описанием своего поведения. 4. Независимость от готовности наблюдаемых лиц. 5. Многомерность охвата. 6. Широта наблюдения. Отрицательные стороны наблюдения: 1. Субъективное настроение наблюдателя во время опыта. 2. Социальное положение наблюдателя. 3. Тенденция ожидания у наблюдателя. Формирует определенную точку зрения со стороны наблюдателя. 4. Комплексность наблюдаемых ситуаций - охватываемое наблюдателем поле недостаточно ограничено или нормировано. 5. Однократность наблюдаемых обстоятельств. 6. Предшествующие личностные встречи. 7. Необходимость квалифицировать результаты наблюдения. Это приводит к неверности в передачи деталей результатов наблюдений. 8. Обнаружение последующих ошибок. При наблюдении происходит искажение восприятия событий тем больше, чем сильней наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях. А.А. Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения: 1. Гало-эффект. Обобщенные впечатления наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий. 2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему. 3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению. 4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака. 5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять черты, противоположные собственным. 6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения. Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Архивный метод. Архивный метод или метод анализа продуктов деятельности - метод опосредованного эмпирического изучения человека через анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности. В ходе научного исследования этот метод предполагает составление определенной цели, гипотезы и способы анализа каждого специфического продукта. По целям и конкретным приемам реализации можно выделить некоторые разновидности данного метода. Биографический метод - метод, с помощью которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Он получил широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии. Контент-анализ наиболее разработанный строгий метод анализа документов, в котором исследователь выделяет единицы содержания. Типичными единицами при анализе текста в контект-анализе являются: слово; суждение или законченная мысль; тема; персонаж; автор и целостное сообщение. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры. Проективный метод является методом промежуточным по своему статусу между психологическим измерением (тестирование) и анализом продуктов деятельности. Процедура применения любой проективной методики такая же, как и любого другого психологического теста - Испытуемому дается инструкция выполнить определенное задание нарисовать картину, составить рассказ по рисунку, дополнить предложение. Экспериментатор управляет его действиями, ведет беседу, предъявляет задания в определенной последовательности. Метод анализа продуктов деятельности широко и часто используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, рисунков. Метод моделирования. В данном методе предоставляется модель исследования в упрощенном варианте, отражая только его существенные свойства. Существуют два основных вида моделирования: структурно-функциональное и функционально-структурное. При структурно-функциональном моделировании исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему проявлению, для этого он выбирает или конструирует аналог - другую систему, обладающую сходным поведением. Такой вид моделирования является основным методом психологического исследования. В функционально-структурном моделировании исследователь по сходству структур модели и образа судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях. Этот метод распространен во многих науках (сравнительная анатомия, палеонтология). В повседневной жизни человек познает мир посредством непрерывного построения его моделей, находящихся в нем, субъектных моделей окружающей среды. Ю.М. Забродин отмечал, что в подавляющем большинстве случаев у людей нет точного знания реальной ситуации, а есть лишь иллюзия этого знания. В научном исследовании любая экспериментальная ситуация представляет модель реальности, в которой проявляется жизненный психический феномен. Успех исследования зависит от того, насколько эта модель сохранила существенные свойства объекта и проигнорировала несущественные. Умение построить модель объекта, адекватную задаче психологического исследования - это главное требование к профессионализму исследования. Метод эксперимента В психологии до сих пор отстаивают общепринятый взгляд на эксперимент и его роль, и возможности в научном исследовании. Создатель ленинградской школы Б.Г. Ананьев особо подчеркивал роль эксперимента в психологическом исследовании. Под экспериментом понимается центральный эмпирический метод научного исследования, который получил широкое распространение в психологии. Различают некоторые виды эксперимента: лабораторный - при котором создаются особые ситуации, где изучаемое свойство можно лучше изучить. Он проводится в специальных условиях, с использованием различной необходимой аппаратуры; естественный - организуется и проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается; формирующий - самая и наиболее распространенная и эффективная форма эксперимента. В его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием. Как подчеркивает А.В. Петровский, для педагогической психологии этот эксперимент является особым вариантом естественного эксперимента, который можно назвать еще и обучающим - и он является весьма важным. констатирующий - эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные психические особенности и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества. Эта констатация определенных особенностей дает в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента. Основным достоинством эксперимента является то, что с помощью него можно делать надежные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объясняя их происхождение. Экспериментатор не только определяет цель исследования и выдвигает гипотезу, но и может менять условия и формы исследования. Результаты эксперимента строго и точно фиксируются в специальных протоколах, где отмечается фамилия испытуемого, необходимые сведения о нем, дата, время, цель. Данные эксперимента обрабатываются количественно и подвергаются качественной интерпретации. |
![]() | Предмет и задачи истории психологии. Методы, основные факторы и принципы развития науки | ![]() | Тип межполушарной функциональной асимметрии мозга как основа индивидуальных различий |
![]() | Социальная психология как наука. Предмет, задачи социальной психологии. Сопоставление социальной психологии с родственными | ![]() | Общая характеристика. Психологии. Основные этапы развития представлении о предмете психологии |
![]() | ... | ![]() | Психология семейных отношений как отрасль психологии. Предмет и задачи семейной психологии |
![]() | Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, структура и задачи юридической психологии. Историческое развитие... | ![]() | Предмет, задачи, методы юридической психологии. Краткий очерк развития юридической психологии |
![]() | Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души... | ![]() | Общая характеристика психологии как науки. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии (заполнить табл. 1-2) |