Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб изд




НазваниеПратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб изд
страница1/65
Дата публикации06.03.2014
Размер6.19 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   65
Аронсон Э., Пратканис Э. Р.

Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и

злоупотребление. Перераб. изд. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с. - (Проект

"Психологическая энциклопедия".)
ISBN 5-93878-046-2

ISBN 0-7167-3108-8 (англ.)

"Эта книга - одна из самых лучших в мире по вопросам убеждения и влияния!"

Эту точку зрения разделяют ведущие российские и зарубежные психологи, которые с

ней познакомились. Книга дает блестящий, остроумный анализ моделей, мотивов и

результатов "усилий массового убеждения, стремящихся повлиять на то, как мы

думаем, что мы покупаем, как мы голосуем и что мы ценим".

В книге читатель найдет богатейшую информацию об истории пропаганды, о

современных исследованиях по социальной психологии, о методах убеждения в

действии, о способах защиты от манипулирования.

Перевод на русский язык: И. Н. ВОЛКОВА, Е. Н. ВОЛКОВ

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ПРОЕКТ
В память о моих родителях, Гарри Аронсоне (1903-1950) и Дороти Аронсон (1901-

1989). Они обладали потрясающе невинной, искренней уверенностью в том, что в

этой стране почти все ими прочитанное (особенно если оно заключалось в книжные

обложки) было абсолютно истинным.

Э. А.

Моему сыну, Тони Т. Пратканису (род. в 1991) Вероятно, он вырастет не только со

здоровым скептицизмом, но и с прискорбным цинизмом относительно правдивости

всего, что читает, слышит и видит.

Э. Р. П.

^ AGE OF PROPAGANDA:

The Everyday Use and Abuse of Persuasion
Anthony R. PRATKANIS and Elliot ARONSON

University of California, Santa Cruz
Revised Edition

W. H. Freeman and company

NEW YORK

2001

ЭПОХА ПРОПАГАНДЫ:

Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление.
Энтони Р. ПРАТКАНИС, Эллиот АРОНСОН

Университет Калифорнии, Санта-Круз

Третье международное издание
Санкт-Петербург

"Прайм-ЕВРОЗНАК"

Москва

"Олма-Пресс"

2003

СОДЕРЖАНИЕ

Масса и время в убеждении (пятая и шестая стратагемы, 45-я техника)........7

ПОЧЕМУ МЫ НАПИСАЛИ ЭТУ КНИГУ................................13

Литература....................................................18

1. Наша эпоха пропаганды..............................................18

Перепроизводство влияния........................................20

Рост постиндустриальной пропаганды...............................24

Различие между пропагандой и убеждением..........................28

Цели этой книги.................................................34

Литература....................................................35

ПСИХОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОГО УБЕЖДЕНИЯ........................36

2. Таинственное влияние ...............................................36

Миф № 1: Магические пули .......................................38

Миф № 2: Благоразумный гражданин...............................41

Закон когнитивной реакции .......................................43

Литература....................................................48

3. Обезмысливающая пропаганда, вдумчивое убеждение.....................49

Литература....................................................56

4. Рационализирующее животное........................................56

Литература....................................................64

5. Четыре стратагемы влияния ..........................................64

Геттисбергская речь Авраама Линкольна ............................83

Литература....................................................83

^ ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ: ПОДГОТОВКА СЦЕНЫ

ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ....................................85

6. Влиятельные слова..................................................85

Литература....................................................94

7. Картинки в наших головах ...........................................94

Литература...................................................102

8. Саддам Хусейн: Гитлер Багдада?......................................103

Литература...................................................109

9. Убеждение вопросами ..............................................109

Литература...................................................116

10. Власть отманок....................................................116

Литература...................................................119

11. Психология фактоидов..............................................120

Литература...................................................136

^ НАДЕЖНОСТЬ КОММУНИКАТОРА:

РЕАЛЬНАЯ И СФАБРИКОВАННАЯ..................................137

12. Коммуникатор, заслуживающий доверия ..............................137

Литература...................................................143

13. Завтрак для чемпионов - суррогатная пища нашего "я".................144

Литература...................................................149

14. Как убеждать, когда вам не доверяют,

считают лжецом и недолюбливают? ...................................149

Литература...................................................156

15. Фабрикация доверия ...............................................156

Литература...................................................164

СОДЕРЖАНИЕ

16. Боксер-финалист убивает 11 человек одним своим видом:

влияние СМК-моделей ..............................................164

Литература...................................................172

СМЫСЛ И ЕГО ПРЕПОДНЕСЕНИЕ ...................................173

17. Упаковки.........................................................173

Литература...................................................183

18. Себе-реклама......................................................183

Литература...................................................188

19. "Голые" чердаки и соседи - герои войны:

яркая образность в коммуникации....................................188

Литература...................................................196

20. Почему без конца повторяется одна и та же реклама?.....................197

Литература...................................................203

21. Если нечего сказать - отвлекайте внимание аудитории..................203

Литература...................................................208

22. Если хочешь получить дюйм, иногда следует просить милю!...............208

Литература.....,.............................................216

23. Идеал Протагора, или Всесторонняя дискуссия versus

односторонняя дутая реклама........................................216

Литература...................................................224

^ АПЕЛЛЯЦИИ К ЭМОЦИЯМ:

КАК УБЕДИТЬ РАЗУМ, ТРОНУВ СЕРДЦЕ.............................225

24. Чары страха ......................................................225

Литература...................................................233

25. Техника гранфаллуна...............................................234

Литература...................................................242

26. Вина - навязчивая мошенница .....................................243

Литература...................................................249

27. Что может сделать один подаренный цветок? ...........................249

Литература...................................................255

28. Помолвленное сердце ...............................................255

Литература...................................................261

29. Что проповедуешь, то и практикуешь..................................261

Литература...................................................270

30. Психология дефицита и мистика фантомов .............................270

Литература...................................................277

^ КОГДА ИНФОРМИРОВАНИЕ ТЕРПИТ ФИАСКО:

ВЫЗОВ ПРОПАГАНДЫ ОБЩЕСТВУ..................................278

31. Просвещение или пропаганда? .......................................278

Литература...................................................284

32. Что становится новостями? ..........................................285

Литература...................................................298

33. О неэффективности информационных кампаний ........................298

Литература...................................................305

34. Сублиминальная магия: кто кого прельщает? ...........................305

Литература...................................................315

35. Убеждение без посредников..........................................316

Литература...................................................324

36. Как стать лидером культа ...........................................324

Литература...................................................339

37. Пропаганда в Третьем рейхе: аргументы против неуверенности.............339

Литература...................................................349

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТАКТИКЕ ПРОПАГАНДЫ.......................350

38. Вооружен ли тот, кто предупрежден,

или Как по-настоящему сопротивляться пропаганде .....................350

Литература...................................................361

39. Что мы можем сделать для нейтрализации пропаганды...................361

40. Дети Пейто .......................................................372

Литература...................................................379

ОБ АВТОРАХ .....................................................380


^ ОБ АВТОРАХ

ЭНТОНИ ПРАТКАНИС - профессор психологии в Университете Калифорнии, Санта-Круз,

где он изучает и преподает социальную психологию, социальное влияние и методы

ослабления предрассудков. Обаятельный преподаватель, он начал карьеру в деловой

школе в Университете Карнеги-Меллон, где читал популярные курсы о

потребительском поведении и рекламе. Профессиональная экспертиза доктора

Пратканиса затребована и государственными, и частным компаниями. Его

свидетельские показания о сублиминальном убеждении на судебном процессе против

компании звукозаписи CBS Records и рок-группы Judas Priest были определяющими

для победы защиты в данном деле. В настоящее время он работает с различными

гражданскими группами и правоохранительными агентствами над методами

предотвращения преступлений в форме экономического мошенничества. Он появлялся в

телевизионных ток-шоу, в информационных и аналитических программах более 200

раз, включая "Oprah Winfrey Show", "Dateline NBC", "CBS News", C-Span и CNN, и

его исследования были переведены на восемь языков. Постоянный автор научных

журналов и популярной прессы по темам убеждения и влияния, он был соредактором

коллективной монографии Attitude Structure and Function ("Структура и функции

аттитюда")** и 3-томной фундаментальной хрестоматии Social Psychology

("Социальная психология")**", а также в течение нескольких лет ассоциированным

редактором Journal of Consumer Psychology ("Журнал потребительской психологии"),

В 1995 г. он был избран действительным членом Американской Психологической

Ассоциации.
* См. гл. 34, прим. к стр. 316. - Прим. перев
** Pratkanis, A. R., Breckler, S. J., & Greenwald, A. G. (Eds.). (1989).

Attitude structure and function. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. - Прим. перев.
*** Aronson, E. & Pratkanis, A. R (Eds.). (1993). Social Psychology. (Vols. 1-

3). Cheltenham, Gloucestershire: Edward Elgar Publishing. - Прим. перев.


ЭЛЛИОТ АРОНСОН - профессор-исследователь психологии в Университете Калифорнии,

Санта-Круз, и приглашенный профессор психологии в Стэнфордском Университете. Он

повсеместно считается одним из самых разносторонних и выдающихся социальных

психологов в мире. Его исследования по проблемам убеждения, социальной

аттракции, уменьшению предрассудков и по когнитивному диссонансу представляют

собой одни из самых важных, плодотворных и новаторских экспериментов,

проведенных в области социальной психологии. Аронсон - лауреат премии

Американской Психологической Ассоциации за выдающуюся научную карьеру (American

Psychological Association's Distinguished Scientific Career Award). В 1970 г. он

заслужил приз Американской Ассоциации Развития Науки за выдающееся

фундаментальное исследование по социальной психологии (the American Association

for the Advancement of Science's Award for Distinguished Research in Socio-

Psychology). Одаренный преподаватель, он получил многочисленные педагогические

премии, включая премии Американской Психологической Ассоциации, Американского

Совета Распространения и Поддержки Образования, Университета Калифорнии и

Университета штата Техас. Он - единственный человек в истории Американской

Психологической Ассоциации, заслуживший все три ее главные академические премии:

За Выдающееся Преподавание, За Выдающиеся Исследования и За Выдающиеся

Публикации. Доктор Аронсон - автор многих книг, включая "Мозаичный класс" (The

Jigsaw Classroom) "Методы исследования в социальной психологии" (Methods of

Research in Social Psychology) "Социальное животное" (The Social Animal) и

"Некого будет ненавидеть" (Nobody Left to Hate); почти 25 лет он был

соредактором "Справочника по социальной психологии" (The Handbook of Social

Psychology), Аронсон - действительный член Американской Академии Искусств и

Наук, принятый туда в 1992 г.
^ МАССА И ВРЕМЯ В УБЕЖДЕНИИ (ПЯТАЯ И ШЕСТАЯ СТРАТАГЕМЫ, 45-Я ТЕХНИКА)
По сути дела, стойкое сопротивление многочисленным влияниям, которые ничего не

дают нашему личному развитию, а только сбивают с толку и деморализуют, -

первоочередная необходимость для человека, живущего в наиболее активной сфере

современного общества; а утрата такой способности из-за перенапряжения, как

показывают бесчисленные примеры, означает начало умственного и морального

упадка.

КУЛИ Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок".
В этом заключен парадокс. Самоотстранение от социальной жизни, чтобы избежать

"использования", является очевидно абсурдным; однако чем больше мы открываемся

мыслям других людей, тем вероятнее, что мы окажемся под их влиянием. В то же

самое время открытая, страстная вовлеченность является существенным

условием для некоторых из наиболее богатых форм человеческого опыта. Нам

необходимо сильно чувствовать, полностью доверять, действовать по побуждению и

ощущать себя связанным с другими членами общности. Нам нужно быть "пропитанными"

жизнью и чувствовать, что мы можем временно отключать, по крайней мере, на

какие-то периоды, наши оценочные способности, нашу внутреннюю настороженность.

Однако мы должны быть способными возвращать назад и проверять наши переживания,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   65

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб изд iconПратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное...
Перераб изд. Спб.: прайм-еврознак, 2003. 384 с. — (Проект «Психологическая энциклопедия».)

Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб изд iconTheory of translation
П 78 теория перевода (с английского языка на русский и с русского языка на английский): Уч на англ яз. – Владивосток: Изд-во Дальневост...

Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб изд iconКнига может быть специально рекомендована учащимся средних учебных...
История России. Советская эпоха (1917-1993). 2-е изд., перераб и доп. — М. Фазис, 1995. — 196 с (Библиотека «Ступени знаний», серия...

Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб изд iconГерчикова И. Н. Г41 Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб и доп
Г41 Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: Банки и биржи, юнити

Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб изд iconЗахаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России:...
Право социального обеспечения России: Учебник. — 2-е изд., испр и перераб. — М.: Издательство бек, 2009. — 560 с

Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб изд iconУчебник/Е. П. Голубков 3-е изд., перераб. И доп. М. Финпресс 2003....
Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. Учебник/Е. П. Голубков – 3-е изд., перераб. И доп. М....

Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб изд iconФролов И. Т. и др. 3-е изд
...

Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб изд iconПанин А. В. Философия: Учебник. 3-е изд
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Тк велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с

Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб изд iconВопрос 1: Неоправданное использование молодежной атрибутики, ношение...

Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб изд iconАлексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. 3-е изд
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Тк велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов