М 38 Введение в психологию человека. Учебное пособие




НазваниеМ 38 Введение в психологию человека. Учебное пособие
страница1/26
Дата публикации06.03.2014
Размер3.25 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
УДК 159.9

ББК 88.37

М 38

Машков В.Н.

М 38 Введение в психологию человека. Учебное пособие.

— СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003 г. 380 с. ISBN 5-8016-0194-5

Пособие представляет собой изложение содержания учебного курса, предназначенного для специалистов, дея­тельность которых связана с решением общих и частных психологический проблем, то есть как проблем определе­ния места психологии среди других наук, так и проблем от­дельного конкретного человека. Отличительной особенно­стью представленного в пособии материала является диф­ференциально-психологический контекст его изложения и трактовки. Значительное место в пособии занимает изло­жение хорошо себя зарекомендовавших в практике мето­дик психологической диагностики и процедур психологи­ческого воздействия, а также условий их корректного при­менения.

ISBN 5-8016-0194-5

© Машков В. Н.

© Издательство Михайлова В.А.

СОДЕРЖАНИЕ



ПРЕДИСЛОВИЕ 5

^ ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА -
СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАУЧНОГО
ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ 6

1.1. Психология человека как наука 6

1.2. Историческое развитие представлений

о предмете психологии человека 24

1.3. Основные направления психологии

человека как пауки 42

^ ЧАСТЬ 2. ОБЩАЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 61

2.1. Психологические особенности человека

как субъекта познания и деятельности.
Познавательные психические процессы 61

2.2. Психологические особенности человека

как субъекта познания и деятельности.
Психические состояния как регулятор
активности 79

2.3. Психология личности.

Психические свойства человека 96

2.4. Психология личности. Черты личности,

патологические и возрастные психологические
изменения личности 114

^ ЧАСТЬ 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЧЕЛОВЕКА 136

  1. Психологическая оценка развития индивида 136

  2. Психологические средства социального

формирования личности 155

3.3. Психологическое обеспечение

личностно-профессионального

развития человека 168

Содержание

3.4. Научно-практические методы
психологии человека:
общая характеристика и предназначение 185

ПОСЛЕСЛОВИЕ 206

ПРИЛОЖЕНИЯ 207

Приложение 1. Методика

«Репертуарные решетки» Келли 208

Приложение 2. Методика

«Карта личности» Платонова 212

Приложение 3. Методики оценки

направленности на достижение успеха

или избегание неудачи 219

Приложение 4. Психогеометрический тест 222

Приложение 5. Опросник Кэттела 223

Приложение 6. Опросник Айзенка 233

Приложение 7. Методика Равена

(тест «Прогрессивные матрицы») 236

Приложение 8. Опросник Мини-мульт 297

Приложение 9. Методика «Прогноз» 301

Приложение 10. Методика Шмишека 305

Приложение 11. Методика

«Дифференциально-диагностический

опросник» (ДДО) 311

Приложение 12. Методика экспертного

выявления профессионально важных качеств 314

Приложение 13. Методика КОС-2 319

Приложение 14. Инструкция для игрового

упражнения «Аварийная посадка в пустыне» 322

Приложение 15. Приемы эффективного общения 323

Приложение 16. Методика оценки поведения

в конфликте (опросник Томаса) 327

Приложение 17. Методика Амтхауэра

(тест структуры интеллекта) 331

Приложение 18. Методика

«Ориентировочная анкета» 370

Приложение 19. Методика «Карта интересов» 374

Моим учителям,

преподававшим на факультете психологии ЛГУ

в 1974-1979 годах, посвящаю

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время наблюдается увеличивающийся поток литературы по психологической проблематике, что, вероятно, свидетельствует как о сохраняющейся необхо­димости решения практических психологических задач, так и о неослабевающем интересе к определению общеме­тодологических основ психологии, вере в возможность их четкого обозначения. Ведь до сих пор очень многие вполне образованные люди либо видят в психологии некую недо­ступную для непосвященных область таинств и неограни­ченных возможностей, либо практически малозначимую, не имеющую собственных методических средств науко­образную отрасль псевдознаний. Однако, у психологии есть достаточно оснований и заслуг, чтобы ее считали од­ной из неотъемлемых и незаменимых частей общего на­учного человекознания наряду с другими всеми уважае­мыми и признанными научными дисциплинами.

Кроме того, произошедшие в последнее время измене­ния дают большую возможность именно психологам, а не представителям других авторитетных научных отраслей (например философии или физиологии), самостоятельно трактовать, объяснять и определять основополагающие положения психологии, ее предмет, связь с другими наука­ми, перспективу развития и область применения. При этом понятна необходимость обоснованности и корректности материалов, используемых для реализации этих новых воз­можностей самоопределения психологии.

Приведенные доводы определили основную направ­ленность данного учебного пособия, отражающего содер­жание учебного курса для лиц, работающих с людьми и не имеющих базового психологического образования.

^ ЧАСТЬ 1 ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА -

СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАУЧНОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ

1.1. Психология человека как наука

Место психологии человека среди других наук, ее пробле­матика, объект и предмет. Основные методические сред -ства психологии человека. Структура современной пси­хологии человека.

В самом общем виде психология (от греч. psycheды­хание, душа и logos — наука) человека — это наука о чело­веческой психике, закономерностях ее строения, функцио­нирования/развития и изменения. При этом, психологию интересует не только абстрактный человек вообще, но и психические особенности конкретного индивидуума, что составляет основную проблематику практической психо­логии.

Человек — объект изучения многих наук: философии, биологии, истории, социологии и др. В чем заключается специфика его психологического изучения? Из определения вытекает, что предметное содержание психологии человека составляет его психика. Под человеческой психикой приня­то понимать свойство человека отражать окружающий мир в идеальной форме и регулировать свое поведение. При этом понимается, что психические явления в соответствую­щем виде присущи также и животным, и определенным сообществам людей.

При обращении к психике как предмету изучения не­минуемо приходится сталкиваться с так называемой «пси­хофизической проблемой», то есть определением отноше-

6

1.1. Психология человека как наука

ния между объектами и психическими явлениями. Суть проблемы легче представить при попытке ответить на во­прос о местонахождении образа, воспринимаемого в дан­ный момент объекта. Если в голове, а объект крупный по размерам, то как они переносятся в голову? Как при этом локализуется истинное пространственное положение объекта? С одной стороны, образ объекта находится в том же самом месте, что и сам объект, то есть образ простран­ственно не отделим от объекта. Но, с другой стороны, об­раз воспринимаемого объекта существенно связан и с вос­принимающим, он находится в том месте, где находится воспринимающий. Получается, что образ не имеет точной пространственной характеристики, не имеет протяженно­сти и массы. В результате возникает проблема соответ­ствия субъективного образа своему объекту, их причин­но-следственного соотнесения.

Один способ решения психофизической проблемы заключается в ее трактовке как псевдопроблемы. В этом случае психические и материальные явления не рассмат­риваются в контексте выявления причинно-следственных отношений между ними, а принимаются как рядополож-ные, то есть реализуется феноменологический подход. В этом случае специфические особенности носителей пси­хики, отличающие их от других материальных объектов, обычно видят в изначально присущей им имманентной активности. Главным становится выявление закономер­ностей проявления этой активности в наличной обстанов­ке, во взаимодействии с другими феноменологически представленными ее элементами.

Объективно человеческая активность проявляется в форме поведения, то есть совокупности внешне наблюдае­мых взаимодействий со средой, событиях жизнедеятельно­сти человека. Тогда в центре внимания психологии оказы­ваются «прежде всего конкретные факты психической жиз­ни, характеризуемые качественно и количественно»1. Если

Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М, 1976. — С. 6.

8 Часть 1, Психология человека — часть научного человеколиашя

обратиться к специфической для человека форме активно­сти, то объективно в ее качестве будет выступать взаимо­действие человека с себе подобными, с другими людьми. Прежде всего такое взаимодействие осуществляется в виде общения и совместной предметной деятельности. Поэто­му вторым объектом психологического изучения оказы­вается малая группа, под которой принято понимать со­вокупность людей, объединенных совместным общением, а в психологии выделяется отдельная большая отрасль — социальная психология.

Наряду с общением, предметная орудийная деятель­ность людей выделяется в качестве определителя предме­та психологии. В этом случае деятельность «принимает­ся как исходная реа1ьность, с которой имеет дело психо­логия, а психика рассматривается как ее производная и одновременно как ее неотъемлемая сторона»2. Дальней­шая спецификация предмета психологии в этом направ­лении приводит к выделению в этой роли отдельных ви­дов деятельности, например, психология определяется наукой, «которая изучает формирование, строение и ди­намику ориентировочной деятельности, от которых непо­средственно зависит ее основное качество»3. При этом пси­хология «изучает не поведение, а только активную ори­ентировку поведения; но именно в ориентировке и заключается психологическая сторона поведения»4.

Такое обращение к субъектным составляющим психи­ческой реальности способствует более четкому разделе­нию ее предмета с предметной областью кибернетики, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и культурологии. Выделение субъектного начала в таком контексте — это прежде всего подчеркивание изначальной активности человека, которая ставит в зависимость от него все его окружение, а психология человека — «это данность

2 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М, 1988. — С. 127.

3 Гальперин II. Я. Введение в психологию. — М., 1976. — С. 99-100.

Там же. - -С. 102.

1.1. Психология человека как наука

9

осознания наших качеств, которые мы проявляем в своей активной деятельности и в поведении, направленных на объекты внешнего мира и на самих себя. Психология че­ловека — это результат его индивидуального развития как субъекта познания, общения, отдыха, учения, игры»5. Источник субъективности связывается с саморазвитием, «с изменением жизнедеятельности человека и самое глав­ное — с возникновением у него способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практическо­го преобразования»6. В этом проявляется становление субъективного духа человека, его индивидуализация, обретение личной независимости и свободы. Таким об­разом реализуется потенциальная энергия субъекта, а ре­гулирующая роль психики определяется уровнем этого потенциала.

Акцент на активности субъекта в определении пред­мета психологии в целом не устанавливает принципиаль­ных различий между психическим и физическим. При другом подходе к решению психофизической проблемы принимается существование материального и идеально­го, принципиально различающихся между собой по сво­ей природе, когда принимается, что идеальные образы лишены протяженности и массы — обязательных атрибу­тов материального. Так как существование психического связывается с деятельностью мозга, то проблема соотно­шения материального и идеального образует психофизио­логическую проблему. вэтоу случае становится непонят­ным значение психического, если все его содержание оп­ределяется материальным субстратом. Особенно трудно объяснить возможность воздействия бестелесных психи­ческих образов на нервную ткань. Поэтому попытка ре­шения психофизиологической проблемы приводит к по­ниманию психических образов как конечного продукта функционирования материальных структур. Но само это

5 Панферов В. Н. Психология человека. — СПб., 2000. — С. 10.

6 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология четовека, — М., 1995. — С. 77,

10 Часть 1. Психология человека — часть научного человекояиишя

функционирование должно определяться не материаль­ной субстанцией, не имеющей предметного характера, что позволяет ей оставаться максимально обобщенной и уни­версальной. Следовательно, посредством психики проис­ходит узнавание этой первоначальной субстанции, а ма­териальные структуры играют промежуточную роль в этом процессе, так как с их помощью опредмечиваются, становятся наглядными исходные абстрактные категории. Таким образом, на первый план выдвигается отражатель­ное, познавательное значение психики, а предметом пси­хологии становятся понятия, «раскрывающие закономер­ности психики как формы психического отражения дей­ствительности»7.

Для человека познание окружающей действительности раскрывается в осознании им объективных законов миро­здания. Тогда именно человеческое сознание оказывается в центре внимания психологии, если «психика, сознание отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее; сознание — это осознанное бытие»8. Но в отличие от философии, для психологического изучения становится важным не содержание сознания, а психичес­кие механизмы, обеспечивающие его адекватность.

С позиций психологии важнейшей особенностью со­знательного отражения считается выделение субъектом себя из окружающей действительности. Достижение та­кого эффекта может объясняться трактовкой со-знания как знания, приобретенного совместно с другими, в ходе и в результате общения я1 взаимодействия. Это обеспечи­вает речевую, вербальную составляющую сознания, оце­ночный, смысловой аспект его предметно-образного со­держания. В языковых значениях «происходит объекти­визация внутреннего мира человека»9. Но, в такой трактовке сознание оказывается производным от обще-

7 Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. — М, 1977. — С. 9.

8 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т1., М., 1989. — С. 13.

9 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека — М, 1995. С. 39.

1.1. Психология человека как наука И

ния, деятельности, а поэтому она более свойственна ра­нее рассмотренным подходам с выделением человеческой активности в качестве предметной области психологии.

При выделении в психике функции отражения в ка­честве основной, со-знание трактуется в большей степе­ни как то, что сопровождает любое знание, ему сопутству­ет. Кроме знания, которое предметно, всегда знание о чем-то отражает объект, сознание включает переживания, в которых проявляется отношение субъекта к отражаемо­му объекту, что даже определяет избирательность от­ражения. Поэтому сознание конкретного реального чело­века— «это единство переживания и знания»10. Пережи­вание выражает специфический аспект сознания, который может быть более или менее выражен, но всегда присут­ствует. Осознание переживаний — это всегда выяснение отношения к причинам его вызвавшим, выяснения зна­чения объектов переживания для субъекта. Таким обра­зом образуется эффект рефлексивного сознания, то есть знания о своем сознании, проявляется самосознание. При таком подходе оказывается, что «психологические знания в существенной своей части — это знания о сознании»11.

Исходя из установленной структуры сознания, мож­но выделить основные психические механизмы, его орга­низующие. Чаще всего в их число включают психические процессы, психические состояния и психические свойства. Так, адекватность знаний об окружающей среде обеспе­чивается познавательными психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, мышлением, вообра­жением. В переживаниях проявляются психические со­стояния, которые более статичны, чем процессы, и явля­ются своеобразным фоном психических образов, обеспе­чивающим их оценку и регулирование. Все многообразие психических состояний можно разделить наэмоциональ-

10 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т1., М., 1989. — С. 17.

1' Гинецинекий В. И. Пропедевтический курс общей психологии. — СПб., 1997. - С. 32.

12
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М 38 Введение в психологию человека. Учебное пособие iconТема Введение в психологию. Психологическая структура личности
Введение в психологию. Зарождение психологии, основные этапы развития. Особенности психологических знаний

М 38 Введение в психологию человека. Учебное пособие iconУчебное пособие Кемерово 2004 Введение
Учебное пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения технологических и экономических специальностей (3511,...

М 38 Введение в психологию человека. Учебное пособие iconУчебное пособие для бакалавров по направлению «Филология»
Пособие отвечает требованиям образовательного стандарта бакалавриата по направлению подготовки 0327000 – филология, предусматривающего...

М 38 Введение в психологию человека. Учебное пособие iconТематическое планирование по дисциплине «Хозяйственное право»: тема...
Учебное пособие предназначено для студентов Междуна­родного института экономики и права. Учебное пособие призвано дать студентам...

М 38 Введение в психологию человека. Учебное пособие iconКонтроль знаний по гигиене и основам экологии человека (учебное пособие)
Контроль знаний студентов по гигиене и основам экологии человека. Учебное пособие. Барнаул.: Издательство, 2004. 72с

М 38 Введение в психологию человека. Учебное пособие iconВведение в психологическое консультирование учебное пособие введение
В этом пособии мы ставим перед собой цель создать для студентов некую исходную систему координат, отталкиваясь от которой они могли...

М 38 Введение в психологию человека. Учебное пособие iconКейн экология упражнения, задачи и задания в тестовой форме учебное пособие
Учебное пособие предназначено для проведения практических работ по курсу Экология на технических специальностях. Учебное пособие...

М 38 Введение в психологию человека. Учебное пособие icon-
С 302 Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил

М 38 Введение в психологию человека. Учебное пособие iconОсновы психологии
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования,...

М 38 Введение в психологию человека. Учебное пособие iconТехнологическая карта по дисциплине
Умк по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов