Семинарское занятие 16. Способности




Скачать 78.86 Kb.
НазваниеСеминарское занятие 16. Способности
Дата публикации07.03.2014
Размер78.86 Kb.
ТипЗадача
zadocs.ru > Психология > Задача
Семинарское занятие 16. Способности

Формируемые компетенции: ОК-1, ОПК-2.

Основные понятия: способности, задатки, склонности, талант, одаренность, гениальность, общие и специальные способности.

Цели и задачи семинарского занятия:

При обсуждении основных положений темы детализировать и систематизировать знания об индивидуально-типологических свойствах личности студент должен:

Иметь представление о способностях как индивидуально-типологических свойствах личности.

Знать определение понятий, классификации способностей, факторы, влияющие на развитие способностей, структуру специальных способностей, уровни развития способностей.

Уметь применять полученные знания при решении практических задач.
Примерный план семинарского занятия:

1. Терминологический диктант или экспресс-опрос по знанию основных понятий.

2. Обсуждение вопросов семинарского занятия и заслушивание рефератов.

3. Проверка и разбор решения задач и заданий для самостоятельной работы.

4. Выборочный контроль знаний студентов по тестовым заданиям.

Примерные вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Общая характеристика способностей

  2. Классификация способностей

  3. Природа человеческих способностей

  4. Уровни развития способностей

  5. Развитие способностей

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. В чем состоит многосторонность способностей?

  2. Чем обусловлена умственная одаренность?

  3. Считаете ли вы, что способности это то, что отличает одного человека от другого?

4. Возможно ли формирование способности после завершения ее сензитивного периода?

5. Что предопределяет не востребованность задатков?

6. Под влиянием каких факторов происходит формирование способностей?

7. Какие внутренние психические условия необходимы для успешного развития способностей?

Задачи

Задача 1. Какой важной психологической проблеме посвящены приведенные наблюдения и исследования? В чем заключается дилемма происхождения способностей? В чем убеждают вас приведенные примеры? Каковы их альтернативы? Обоснуйте.

А. В процессе биографических исследований, направленных на изучение родословных выдающихся представителей науки и искусства, были получены интересные факты. Так, было установлено, что прабабушка Л.Н. Толстого - Ольга Трубецкая и прабабушка А.С. Пушкина - Евдокия Трубецкая - были родными сестрами.

Пять крупнейших представителей немецкой культуры - поэты Шиллер и Гельдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк - состояли в родстве: у них был общий предок - Иоганн Кант, живший в XV веке.

Б. В родословной Иоганна Себастьяна Баха было более 26 музыкантов. Известны примеры одаренных семей и даже целых династий: Дарвинов, Джемсов и др.

В. При обследовании на Аляске эскимосских детей, не получивших образования и живущих в трудных условиях арктической пустыни, при научной постановке тестирования, выявили, что показатель их интеллектуального развития намного выше показателей для некоторых групп образованных и благополучных европейских детей (Дж. Брунер).

Г. При исследовании приемных детей, которые были усыновлены приемными родителями при рождении, оказалось, что, когда они стали взрослыми, их умственные способности (по результатам многих психологических тестов) существенно больше соответствуют умственным способностям их биологических родителей, нежели приемных (Р. Заззо).

Задача 2. Познакомьтесь с определениями способностей ведущих отечественных психологов. В чем вы усматриваете их сходство и различие? Обоснуйте свой ответ.

А. «Под способностями подразумеваются индивидуально-типологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» (Б.М. Теплов).

Б. «Способности - индивидуально устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т.е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней» (Н.В. Кузьмина).

^ В. Природные способности - «это не задатки, а то, что формируется на их основе» (А.Н. Леонтьев).

Г. «Способности - ориентировочные действия» (Л.Н. Венгер).

Д. «Способности - свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности» (В.Д. Шадриков).

Задача 3. Какие из точек зрения являются идеалистическими и какие - материалистическими?

А. В Англии каждый ребенок в 11 лет подвергается испытанию на коэффициент умственной одаренности (113), после чего одних детей определяют в школы, дающие возможность получить широкое образование, других - в школы, которые готовят детей к производственной деятельности.

Б. Японский педагог С. Судзуки готовит музыкантов-скрипачей. В его школу принимаются все дети без отбора. То же делает преподаватель Химкинской музыкальней школы М. П. Кравец.

В. Советский психолог А.Р. Лурия наблюдал за развитием однояйцевых близнецов-дошкольников, Их по-разному учили играть со строительным материалом. В результате у одного из близнецов постройки были сложнее, разнообразнее и оригинальнее.

Г. Советский психолог А.Н. Леонтьев путем индивидуальной тренировки восстанавливал процесс «внутреннего пения», который был нарушен у людей, не имеющих музыкального слуха, и тем самым «делал слух».

Д. Было замечено, что очень многие студенты, успешно и творчески занимающиеся математикой, поступили в университет после окончания одной и той же школы, где учились у одного и того же педагога-математика.

Е. Некоторые ученые-биологи считают, что назрела необходимость решить проблему создания богатой человеческой натуры путем пересадки ядер половых клеток.

Задача 4. Воспитанию каких способностей (мнемических, мыслительных, воображения) содействуют следующие учебные занятия?

  1. Учащимся дважды прочитывали текст, затем предлагали по возможности более верно письменно изложить его содержание.

  2. Указать сходство и различие климата Европы и Азии на тех же широтах.

  3. Составить план только что прочитанного текста и письменно изложить его.

  4. Пересказать сообщение учителя о сходстве и различии причастий и деепричастий.

  5. Представить флору и фауну и вид городов в различных точках земного шара и описать представляемое.

  6. Сравнить черты характера Онегина и Печорина.

  7. По данному описанию представить картину природы.

  8. Сравнить приемы описания в произведениях А.П. Чехова и И.С. Тургенева.

Задача 5. Определите, что из перечисленного списка можно отнести к способностям, а что – нельзя и почему.

Способность к прямохождению; способность представлять свои мысли и чувства в наглядных образах; способность к распознаванию запахов; способность к точному восприятию цветовых оттенков; способность к говорению; способность к труду; способность к кулинарии; способность к общению с помощью языка; способность к стихосложению; способность к языкам; способность к саморазвитию.

Темы рефератов

  1. Теории развития способностей.

  2. Практика работы с одарёнными детьми в современной школе.

  3. Характер и способности.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1980, Т. 1.

  2. Бодалев А.А. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.- М., 1998.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1997.

  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.-2-е изд.-СПб.:Питер, 1999.

  6. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.-Л.,1985.

  7. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб., 2001

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: Питер,1999.

9. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
Тестовые задания

1. Верно ли предложенное утверждение:

1. Биологическим фактором, предпосылкой развития способностей психологи - материалисты называют задатки.

2. Психофизиологический механизм, который служит предпосылкой приобретения информации, ее переработки и применения и выражается в относительно устойчивой
структуре умственных способностей, называется интеллектом.

3. Различия в степени развития и характере способностей – продукт врожденных задатков.

4. Способности тождественны умениям, причем связь эта взаимная.

5. Талант предполагает способность создавать новое, достигать высоких результатов.

2. Выберите один или несколько правильных ответов: Уровень проявления способностей зависит от:

а) качества наличных знаний и умений;

б) степени объединения знаний и умений в единое целое;

в) «тренированности» самих мозговых структур, участвующих в познавательных и психомоторных процессах;

г) биологически унаследованных свойств.

3. Сгруппируйте по соответствию буквы и цифры:

А - общие способности; Б - специальные способности.

1) умственные; 2) точность движения рук;

3) математические способности; 4) литературные способности; 5) развитость памяти.

4. Дополните предложение или вставьте пропущенные слова.

1. Сознательно усвоенный способ усвоения действий, который обеспечивается совокупностью знаний и навыков, называется....

2. Частично автоматизированные действия, полученные в результате упражнений - это....

3. Индивидуально-типологические свойства личности, обладая которыми, человек может успешно овладевать той или иной деятельностью, называется....

4. Различают способности: а)...; б)....





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Семинарское занятие 16. Способности iconСеминарское занятие №5: «Психологические основы и этикет публичного...

Семинарское занятие 16. Способности iconСеминарское занятие №1
Понятие профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и ее развитие в истории российского государства

Семинарское занятие 16. Способности iconСеминарское занятие Принципы и методы и формы организации обучения
На семинаре предполагается обсудить вопросы, примерная тематика которых предлагается

Семинарское занятие 16. Способности iconСеминарское занятие 4
Особенности социальной ситуации развития в период ранней и средней взрослости: а особенности семейных взаимоотношений; б специфика...

Семинарское занятие 16. Способности icon2 курс афк озо содержание занятий в период летней сессии Семинарское занятие
Особенности проведения коррекционно-развивающих игр для детей различных нозоологических групп. ( По материалам выполненных реферативных...

Семинарское занятие 16. Способности iconСеминарское занятие №3. Психологическая характеристика подросткового...
Подберите из отечественной и зарубежной литературы и кино произведения, подражание героям которых могло бы положительно повлиять...

Семинарское занятие 16. Способности iconЗадание по курсу «Методология и методика педагогического исследования»...
Понятие опроса. Основные виды опроса как метода сбора информации об изучаемом объекте

Семинарское занятие 16. Способности iconСеминарское занятие Античные парадигмы философствования: Платон и Аристотель
Метафизика. Книга первая (А). Глава 1-3, 6, Книга вторая (α) Глава 1-3, Книга четвертая (Г). Глава 1

Семинарское занятие 16. Способности iconСеминарское занятие по теме «Денежный рынок». Вопросы
Если предложение денег возросло на 6 процентов, уровень цен вырос на 4 процента, совокупный продукт увеличился на 3 процента, то...

Семинарское занятие 16. Способности iconХайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989, № С. 116-122
Семинарское занятие Специфика философского познания: Мартин Хайдеггер, "Основные понятия метафизики"

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов