Учебно-методический комплекс по дисциплине б 4 «Педагогическая психология»




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине б 4 «Педагогическая психология»
страница1/22
Дата публикации08.03.2014
Размер3.02 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Исторический факультет



Кафедра социальной, специальной педагогики и психологии


Учебно-методический комплекс
по дисциплине Б3.Б.1.4 «Педагогическая психология»
Направление подготовки 050100 Педагогическое образование



Профиль подготовки История

Право


Составители:

профессор, д.псх.н. Недбаева С.В.

доцент, к.псх.н. Качалова А.В.

доцент, к.псх.н. Твелова И. А.

Армавир, 2014

^ Обоснование учебно-методического комплекса
Учебно-методический комплекс (далее УМК) по дисциплине «Педагогическая психология» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование, профиль: история, право.
Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры социальной, специальной педагогики и психологии от «26» декабря 2013 г., протокол № 4.
Авторы - составители:

д.псх.н., профессор Недбаева С.В.,

к.псх.н., доцент Качалова А.В.,

к.псх.н., доцент Твелова И.А.
Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден на заседании кафедры социальной, специальной педагогики и психологии

«26» декабря 2013 г., протокол № 4.

Зав. кафедрой _________________ / Дохоян А.М.

-----------------------------------------------------------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка…………………………………………………………...

2. Цели и задачи освоения учебной дисциплины…………………………………

3. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО…………………………..

4. Дидактический минимум содержания дисциплины……………………………

5. Требования к результатам освоения содержания дисциплины………………..

6. Рабочая программа дисциплины по очной форме обучения………………...

6.1. Место дисциплины в структуре рабочего учебного плана ООП……..…..

6.2. Структура учебной дисциплины…………………………………………………

6.3. Виды занятий и их содержание………………………………………………….

6.3.1. Планы и содержание лекционных занятий………………………………….

6.3.2. Темы (содержание) практических занятий………………………………...

6.3.3. Темы (содержание) лабораторных занятий……………………………...

6.4. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…….

6.5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины………………

6.5.1. Организация текущего контроля……………………………………………...

6.5.2. Организация итогового контроля по дисциплине…….……………………

      1. Примерная тематика курсовых работ………………….…………………

6.5.3. Вопросы к экзамену…………………………………………….………………...

6.6. Технологическая карта дисциплины…………………………………………….

7. Список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной)………….

8. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего и промежуточного контроля………………………………………………………..

8.1. Формы и содержание оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине…………………………………………………………….

9. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………………...

9.1. Методические рекомендации для преподавателя……………………………

10. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины………………………………………………………………

11. Дополнительные материалы……………………………………………………

11.1. Глоссарий…………………………………………………………………………....

11.2. Психолого – педагогические рекомендации субъектам образовательного пространства на разных возрастных этапах…………………

11.3. Профессиональный стандарт педагога………………………………………

4

5

5

5

6

7

10

10

12

12

13

20

54
57

57

57

57

61

62

64
71
71
79

79
81

86

86
98

113


  1. ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Профессиональный цикл (Б.3) стандарта подготовки бакалавра по направлению 050100.62 Педагогическое образование предусматривает в базовой (профессиональной) части учебный модуль «Психология».

Учебный модуль «Психология» состоит из четырех разделов: Психология самопознания, Общая психология, Возрастная психология, Педагогическая психология. Он предназначен для ознакомления с основными психологическими проблемами, концепциями, принципами и методами психологической науки в современном мире. Это определяет чрезвычайную важность психологического компонента в подготовке будущих учителей.

В подготовке специалистов с высшим педагогическим образованием, психологическим знаниям отводится одно из центральных мест. Специалисты, включенные в образовательный процесс, должны владеть знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях людей разных онтогенетических периодов. И с этих позиций оценивать психическое развитие конкретного ребенка и человека. Только на этой основе оказывается возможной адекватная диагностика причин того или иного поведения ребенка, его учебных достижений при подготовке к школьному обучению и успеваемости в школе, а также внесение корректив в учебно-воспитательный процесс. Кроме того, педагоги и школьные психологи включены в систему работы не только с учащимися, но и с взрослыми (другими учителями, администрацией школы, семьей учащихся), что требует знания психологии взрослых людей и людей пожилого и старческого возраста.

Дисциплина «Педагогическая психология» является одним из основных предметов в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Курс предназначен для ознакомления с основными психологическими проблемами, концепциями, принципами и методами педагогической науки в современном мире, что определяет его чрезвычайную важность в подготовке будущих учителей. Педагогическая психология представляет собой одну из профилирующих дисциплин в общем контексте концепции высшего педагогического образования.

Актуальность и практическое значение данного курса заключаются в рассмотрении основных положений педагогической психологии как науки применительно к деятельности будущего педагога при ориентации на необходимость получения как теоретических, так и практических навыков студентами с целью применения их в будущей профессиональной деятельности в образовательных учреждениях.

Данная дисциплина направлена на формирование у студентов аналитического подхода к ученику с точки зрения психологических теорий обучения и воспитания, которые отражает психологические особенности организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Программа по дисциплине «Педагогическая психология» построена с учетом последних достижений в области психологии и смежных наук. Содержание и структура курса включает изложение зарубежных и отечественных теорий, многообразный фактический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области педагогической психологии.

Основными методами, используемыми при организации процесса обучения по данному курсу, являются методы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность студентов (поисковый, эвристический, проблемный и др.).

Содержание курса определено требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.02 2010 № 16 277, приказ от 22 декабря 2009 № 788), который предусматривает возможность вуза в самостоятельной разработке примерных программ дисциплины с ориентацией на региональные условия, а также профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника средствами этой дисциплины.



  1. ^ Цели и задачи освоения учебной дисциплины


Цель дисциплины: изучение психологические закономерности процессов обучения, воспитания и развития личности учащегося, а также психологическое сопровождение субъектов образовательного пространства.

^ Задачи дисциплины:

  • осознание студентом места и значимости теоретической и практической подготовки в области педагогической психологии для работы в системе образования;

  • владение базовыми умениями контроля за ходом психического развития учащихся в процессе обучения и воспитания;

  • организация учебно-воспитательной работы с учетом традиционной и инновационной стратегии образовательной практики,

  • осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;

  • развитие навыков практического применения теоретических знаний в педагогической деятельности.



  1. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО


Дисциплина Б3.Б.1.4 «Педагогическая психология» относится к базовой (профессиональной) части стандарта подготовки бакалавров по направлению 050100.62 Педагогическое образование.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких предшествующих дисциплин как психология самопознания, общая психология, возрастная психология.

РПД определяет состав компетенций, трудоемкость по видам учебной работы, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, перечень применяемых образовательных технологий, систему оценочных средств.
Таблица 1. Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)


Код дисциплины (модуля)

Место дисциплины

Название дисциплины

(модуля)

Содержательно-логические связи

Коды формируемых компетенций


Коды учебных дисциплин

(модулей), практик

на которые опирается содержание данной учебной дисциплины (модуля)

для которых содержание данной учебной дисциплины (модуля) выступает опорой

Б3.Б.1.4

Педагогическая психология

Б 1. Б.2

Б 2. Б.3

Б 3. Б.6

Б3.Б.1.1

Б3.Б.1.2

Б3.Б.1.3

Б 3. Б.2.1

Б 3. Б.2.2

Б 3. Б.2.3

Б 3. Б.2.4

Б 3. Б.3

ОК- 1, 3, 6, 7, 16

ОПК -1, 2 ,3, 4

ПК –3, 4, 5, 6, 7, 9



4. Дидактический минимум содержания дисциплины

1. Введение в педагогическую психологию.

2. Психология учителя.

3. Психология обучения.

4. Психология воспитания.

^ 5. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

  •  сущность и структуру образовательных процессов;

  •  особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

  •  тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;

  • основы просвещенческой деятельности;

  • содержание преподаваемого предмета;

  • закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

  •  способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

  •  способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

  •  способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

  •  способы профессионального самопознания и саморазвития;

уметь:

  • использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

  • учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

  • проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

  • создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

  • использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы , в том числе потенциал других учебных предметов;

  • организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

  • бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

  • участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

  • использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования;

владеть:

  • способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;

  • способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.)

  • способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

  • способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

  • способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

  • различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

  • способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

  • способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.


^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3);

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

  • способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

б) профессиональные (ПК):

общепрофессиональныеи (ОПК):

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).

в области педагогической деятельности:

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).

  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

  • способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9).


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине б 4 «Педагогическая психология» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм»
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления

Учебно-методический комплекс по дисциплине б 4 «Педагогическая психология» iconУчебно-методический комплекс иркутск 2010 Автор: И. Б. Рябцева, старший...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Наследственное право» подготовлен на основе Государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс по дисциплине б 4 «Педагогическая психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «цены и ценообразование»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры налогов и таможенного дела (протокол №3 от 18 октября 2010...

Учебно-методический комплекс по дисциплине б 4 «Педагогическая психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория»
Учебно-методический комплекс предназначен для самостоятельной работы студентов экономического факультета дневной формы обучения

Учебно-методический комплекс по дисциплине б 4 «Педагогическая психология» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература для специальности 030503 (52) 0201 «Правоведение» среднего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине б 4 «Педагогическая психология» iconУчебно-методический комплекс информация о дисциплине
Транспортное право: учебно-методический комплекс (информация о дисциплине, рабочие учебные материалы, информационные ресурсы дисциплины,...

Учебно-методический комплекс по дисциплине б 4 «Педагогическая психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика»
Экономика: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по не экономическим специальностям)/ Горно-Алтайск: рио гагу,...

Учебно-методический комплекс по дисциплине б 4 «Педагогическая психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая психология...
Целью дисциплины является формирование представлений о теоретико-методологических основах педагогической психологии, современном...

Учебно-методический комплекс по дисциплине б 4 «Педагогическая психология» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Биология размножения и развития» составлен в соответствии с требованиями Государственного...

Учебно-методический комплекс по дисциплине б 4 «Педагогическая психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология уфа-2007
Багсу, обучающихся по всем специальностям. Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, учебно-методические материалы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов