Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не




Скачать 92.66 Kb.
НазваниеВклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не
Дата публикации21.08.2013
Размер92.66 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы




Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не внести свой вклад в разработку проблем социальной психологии, исходя из ее пред­мета. В связи с этим можно выделить некоторые идеи, разрабаты­ваемые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивизма и интеракционизма.

Совершенно особый вклад в развитие социальной психологии внес функционализм, или функциональная психология, возникшая под влиянием эволюционной теории в биологии Ч.Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Анг­лийский философ Г. Спенсер, сыгравший ключевую роль в воз­никновении функционализма, считается основоположником ор­ганической школы в социологии и одним из родоначальников позитивизма. Он полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. По Спенсеру, все субъекты соци­альной жизни (люди, группы, общества) должны функциониро­вать и развиваться, полагаясь лишь на собственные силы и не рас­считывая на помощь или поддержку со стороны. Это концепция выживания сильнейших при социальной конкуренции. Вполне понятно, что данные идеи получали широкое распространение в условиях развития свободного предпринимательства и прежде всего в таких странах, как Англия и США в конце XIX века.

Представители функционализма (Д.Дьюи, Д.Энджелл, Г.Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации - приспособления к сложным условиям жиз­ни. Исследовались феномены независимости, самоподдержания, развития, стабилизации и распада социальных систем. Главной социально-психологической проблемой функционализма стала проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Именно в рамках функционализма впервые появилось большое количество исследований, ориентированных на практический ре­зультат. Представители функциональной психологии фиксировали внимание не на внутренних психических процессах человека, а на их функциях, в частности социальных, которые имели значение как при межличностном, так и при межгрупповом взаимодействии в условиях конкретной социальной системы. Они ввели новые методы исследования личности и группы - тесты, опросники, интервью, |которые будут весьма широко применяться в более позднее время. Кроме того, именно функционализм дал толчок развитию таких актуальных направлений психологических исследований, как раз­витие ребенка и взрослого человека, психология индивидуальных различий, психология бизнеса, психология рекламы и т.д.

Бихевиоризм, позднее необихевиоризм, - поведенческая психо­логия, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И.В.Павлов, В.М.Бехтерев, Д.Уотсон, Э.Толмен, Б.Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспери­ментальных условиях. При этом само понятие поведения трактова­лось достаточно широко - от простых реакций организма на сти­мулы окружающей среды до сложных, опосредованных реакций, обусловленных социальным опытом человека. Поведение - это все поступки человека, которые он совершает от рождения до смерти. Оно включает разные реакции: внешние, или видимые, приобре­тенные (например, игра на музыкальном инструменте, разговор с другим человеком и пр.); внутренние, или скрытые, приобретенные реакции (мышление); наружные, или видимые, наследственные (хватание, мигание, реакции при страхе и т.д.). В основном, пове­дение изучалось в соответствии с формулой: стимул - реакция. Причем реакция рассматривается как ответ на внешний стимул, посредством которого индивид приспосабливается к окружающей среде. Закономерности поведения человека в обществе выводились, таким образом, из закономерностей внешнего стимулирования.

Одной из центральных социально-психологических проблем бихевиоризма стала проблема научения, т.е. приобретения индиви­дуального опыта посредством проб и ошибок. Было выделено че­тыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражне­ния, закон готовности и закон ассоциативного сдвига. Сущность закона эффекта заключается в том, что из всех реакций на одну и ту же ситуацию закрепляется и становится доминирующей только та, которая сопровождается положительными эмоциями от сти­мулирования, награды или другого позитивного подкрепления окружающих. Закон упражнения проявляется в том, что реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и дли­тельности повторения. Данный закон лежит в основе формирова­ния социальных привычек человека, любых процессов обучения, а также при установлении и стабилизации социальных шаблонов по­ведения на индивидуальном и групповом уровне. Закон готовности определяет возможности человека посредством упражнений улуч­шать готовность организма к соответствующим реакциям, к прове­дению соответствующих нервных импульсов (адаптация на психо­физиологическом уровне). Закон ассоциативного сдвига заключа­ется в том, что если при одновременном действии двух раздражите­лей один из них вызывает положительную (отрицательную) реак­цию, то и другой (до этого относительно нейтральный) раздражи­тель приобретает способность вызывать ту же реакцию.

Разработка психоаналитического направления в психологии свя­зана прежде всего с именем З.Фрейда. Он исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Бессознательные процессы в жизни человека имеют огромное значение. Они служат единой цели: не перегружать со­знание человека, не доводить до его осознания часть информации о себе и окружающем мире, допускать в область восприятия толь­ко такую информацию, которая не противоречит социальным нормам. Несмотря на то что большая часть психической жизни индивида проходит на уровне неосознаваемых процессов, она су­щественно влияет на принятие решений и поступки.

Особая роль неосознаваемой сферы связана с источниками со­циальной активности личности. З.Фрейд полагал, что централь­ной, движущей силой человека выступает совокупность влечений, основой которых является половое влечение. Становление психиче­ского склада личности происходит в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой норма­тивных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей природе) вытесняются в подсознание. Они могут прояв­ляться в виде неожиданных ассоциаций, ошибочных действиях, оговорках и т.д. Если эти тенденции не находят адекватного вы­хода, то они обусловливают различные нарушения психики и со-матики, от невротических нарушений до болезни.

Позднее некоторые вопросы психоаналитического направления, связанные с социальной психологией, получили свое развитие в ра­ботах учеников Фрейда - К. Юнга и А. Адлера.

Можно выделить две социально-психологические проблемы психоаналитического направления: проблема конфликта человека и общества, проявляющаяся в столкновении влечений человека с со­циальными запретами; проблема источников социальной активно­сти личности. В психоанализе основным источником активности выступает стремление человека к редукции напряжения, т.е. стремление снять внутреннее напряжение за счет удовлетворения первичных, биологических потребностей. Многие аспекты чело­веческой активности объяснялись с точки зрения редукции на­пряжения. Однако эта теория не может объяснить многие формы активности личности, поскольку нормальному человеку свойст­венно не только снимать напряжение, но и, напротив, стремиться к нему: человек ставит перед собой новые задачи и решает их но­выми способами. Его деятельность требует усилий, а поступки це­ленаправленны. Многое в социальном поведении личности можно объяснить с точки зрения стремления к достижению, успеху.

С таких позиций вопрос об источниках социальной активности человека рассматривался в рамках гуманистической психологии. Гуманистическая психология (Г.Оллпорт, А.Маслоу, К.Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся лич­ность, которая стремится реализовать свои потенциальные воз­можности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция выразить себя, реализовать свои способности, создать что-то неповтори­мое, в чем, как в зеркале, отразились бы и специфические особен­ности данного человека. Результаты любой деятельности несут в себе отпечаток личности, ее реализующей. Высшие потребности, потребности роста заставляют человека идти вперед и стремиться к напряжению.

Таким образом, с одной стороны, источником активности индивида является стремление к редукции напряжения, с другой -стремление к напряжению. Личность функционирует как актив­ная, открытая, саморазвивающаяся система, которая что-то по­стоянно получает от окружающего мира и что-то отдает ему. Личность интенционалъна, т.е. нацелена на окружающий мир. Личность функционирует на нескольких уровнях социальной адаптации. На одних уровнях она действительно стремится к разрядке напряженности, на других - наоборот. Диалектическое единство данных двух тенденций и составляет основу социаль­ной активности. Нарушение меры социальной активности чело­века связано обычно с явным преобладанием той или иной тен­денции. Так, например, у больного человека будет преобладать тенденция к редукции напряжения. С другой стороны, многие стрессы сопровождаются повышенной активностью, стремлением к чрезмерному напряжению, возбуждению в ущерб здоровью человека.

^ В когнитивизме заметно стремление объяснить социальное по­ведение человека при помощи описания преимущественно позна­вательных процессов. Данная психологическая школа делает ак­цент на процессе познания мира, постижении сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (память, внимание, ощущение и т.д.), развития интеллектуальных функций, изменения системы представлений и ценностей. Образы, понятия, идеи, менталитет и подобные явления играют сущест­венную роль в социальном поведении человека, так как на осно­вании подобных феноменов происходит процесс принятия реше­ний. Собственно, ведущей социально-психологической пробле­мой когнитивизма является проблема принятия решений челове­ком. Речь идет об определенной структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под каким-либо углом зрения. В отли­чие от психоанализа когнитивная психология занимается в основ­ном сознательными процессами. Психика человека рассматрива­ется прежде всего как сознание. Но сознание человека восприни­мает окружающий мир в определенной структуре. Люди склонны развивать упорядоченный взгляд на мир. Если возникает проти­воречие между тем, что человек знает, и тем, что происходит, то он стремится разрешить его через собственную трактовку, интер­претацию, объяснение, чтобы вновь достигнуть состояния внут­ренней когнитивной согласованности.

Когнитивизм возник как реакция на бихевиоризм, отрицаю­щий значение внутренней организации психических процессов в поведении человека. В связи с этим представители когнитивной школы (Ж.Пиаже, Дж. Брунер, У.Найсер, Р.Аткинсон и др.) об­ращали особое внимание на знание человека и способы его фор­мирования: преобразование сенсорной информации, возникнове­ние и развитие структурных блоков познавательных процессов, решающую роль знания в поведении человека, организацию зна­ния в памяти субъекта, развитие интеллектуальных функций и со­отношение вербальных и образных компонентов в процессах за­поминания и мышления. Изучение данных проблем показало, что человек во многих ситуациях своей жизни принимает решения опосредованно и эта опосредованность связана с типичными для него особенностями мышления.

Таким образом, каждый человек имеет свое собственное объ­яснение мира и окружающих явлений, которое обусловлено не только социальным опытом, но и особенностями его мышления. Он принимает решения на основании собственного взгляда, своей точки зрения, своего видения и понимания событий. Зная когнитивную структуру данного человека, можно многое понять в его поведении.

Интеракционизм, позднее символический интеракционизм, ис­следовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Одна из основных идей интеракционизма заключается в том, что личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое зна­чение придавалось коммуникации как обмену символами и выра­ботке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В ши­роком понимании символ -это слово, жест, знак. Символическая коммуникация - начало человеческой психики. Это то, что выде­ляет человека из животного мира. Развитие личности рассматри­вается через усвоение различных знаковых систем. В рамках дан­ного направления изучались также проблемы референтных групп, структура и динамика развития личности, ролевые теории, мик­ропроцессы социального взаимодействия, среда социальной дея­тельности.

Личность рассматривалась в двух аспектах: как автономная система, проявление которой можно наблюдать в независимом и импульсивном поведении, и как зависимая социальная система, проявление которой наблюдается в поведении, обусловленном ожиданиями окружающих. Активное начало личности лежит в основе изменений не только самого человека, но также и общест­ва. И в этом смысле изменения общественных отношений можно рассматривать как случайные, которые не подчиняются законо­мерностям. В силу специфики идей интеракционизма они внесли существенный вклад не только в социальную психологию, но прежде всего в социологию как науку, изучающую общество во всех его проявлениях.

В целом, большинство психологических школ можно разграни­чить лишь с известной долей условности, поскольку все они иссле­дуют человека в группе, обществе, мире. При изучении конкретных фактов действительности следует опираться на разнообразные пси­хологические школы, так как они взаимосвязаны и взаимообуслов­лены. Такой интегративный подход имеет смысл в большинстве исследований. В то же время есть явления, которые можно изучить с учетом только одной-двух психологических школ.

Социальная психология - относительно молодая наука. Од­нако вполне очевидны высокие темпы ее развития в современ­ном мире, которое направлено на разработку целого комплекса проблем, связанных с оптимизацией управления социальными процессами как на уровне общества, так и на уровне малой группы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не iconКафедра общей и социальной психологии
В курсе лекций раскрывается становление психологии спорта как прикладной отрасли психологии, дается обзор основных исследовательских...

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не iconВопросы по социальной психологии для итоговой государственной аттестации...
Социальная психология как наука. Предмет, задачи социальной психологии. Сопоставление социальной психологии с родственными

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не iconИсследование проблем дизонтогенеза в отечественной и зарубежной психологии
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Спб.: Речь, 2001. 220 с

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не iconТема Введение в психологию. Психологическая структура личности
Введение в психологию. Зарождение психологии, основные этапы развития. Особенности психологических знаний

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не icon«J'ai aime une fille» & «J'aime un jeune homme»
Камеруне (Западная Африка). Когда я там преподавал в одной из высших школ, молодые люди часто спрашивали у меня совета. Факт, что...

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не iconРазвитие психологических представлений в античности
То есть понятие и описание этого явления уже было, а в античности впервые возникают научные представления о душе. Основной их особенностью...

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не iconКнига безусловно будет полезна родителям, дедушкам и бабуш­кам, преподавателям...
Авторы: А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного...

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не iconМетодическое пособие по учебным дисциплинам «психодиагностика»
Кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии аноо впо «Одинцовский гуманитарный институт» Дмитрий...

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не iconПредмет социальной психологии. Место социальной психологии и системе научного знания
Коммуникативная компетентность личности. Барьеры общения и рекомендации по улучшению общения

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не iconПрограмма международной конференции молодых ученых, студентов и аспирантов...
Кудинов Сергей Иванович д психол н., профессор., зав кафедрой социальной и дифференциальной психологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов