Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать в своей практической работе




Скачать 11.92 Mb.
НазваниеЭтот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать в своей практической работе
страница1/111
Дата публикации03.04.2014
Размер11.92 Mb.
ТипСправочник
zadocs.ru > Психология > Справочник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   111
Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).

ISBN S-699-07805-3

Книга представляет собой справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах.

Проанализированы различные аспекты работы психолога в очаге экстре -мальной ситуации. Они включают известные на сегодняшний день техники психологического вмешательства, а также набор рекомендаций по выжива -нию в экстремальных ситуациях и методы оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Описаны методы психологической работы с последствиями экстремальных ситуаций, работы с посттравматическим стрессовым расстройством.

Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее – упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать в своей практической работе.

УДК 159.9 ББК 88.3

СОДЕРЖАНИЕ


ОТ АВТОРА 6

ПРЕДИСЛОВИЕ 8

РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОЧАГЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ 10

1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ 10

1.2 ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 12

1.2.1 Техники экстренной психологической помощи 18

1.2.2 Психогении в экстремальных ситуациях 24

1.2.3 Психология терроризма 30

1.2.3.1. Взрывы 31

1.2.3.2. Захват заложников 33

1.2.4 Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях 46

1.2.5 Психологический дебрифинг 51

1.3 ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 57

ГЛАВА 2 ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО: МОДЕЛИ И ДИАГНОСТИКА 78

2.1 СТРЕСС, ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР) 79

2.2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР 81

2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПТСР 83

2.4 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПТСР 90

2.5 ЭПИДЕМИОЛОГИЯ 94

2.6 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЯЗВИМОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМЫ 94

2.7 ДИССОЦИАЦИЯ И ПТСР 101

2.8 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПТСР 105

ГЛАВА 3 ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР) 150

3.1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПИИ ПТСР 150

3.2 ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (ДПДГ) 157

3.3 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ 166

3.4 КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 183

3.5 СИМВОЛ-ДРАМА (МЕТОД КАТАТИМНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОБРАЗОВ) 199

3.6 СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 204

3.7 НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 213

ГЛАВА 4 ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 222

4.1 ДИАГНОСТИКА ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 223

4.2 ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ 230

4.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕМ ПСИХОТЕРАПИЯ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 231

4.4 ТРЕНИНГ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАДАПТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 234

ГЛАВА 5 НАСИЛИЕ НАД ЖЕНЩИНАМИ 269

5.1. ДОМАШНЕЕ (СЕМЕЙНОЕ) НАСИЛИЕ 269

5.2 ИЗНАСИЛОВАНИЕ 277

5.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ 279

5.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 286

5.5 ТРЕНИНГ ПО РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ 288

ГЛАВА 6 НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ 320

6.1 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ 323

6.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ 324

6.3 ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ 325

6.4 СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ 326

6.5 НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ 332

6.6 ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ 333

6.6.1 Нарушения физического и психического развития 334

6.6.2 Заболевания как следствие насилия 334

6.6.3 Психические особенности детей, пострадавших от насилия 335

6.6.4 Социальные последствия жестокого обращения с детьми 338

6.7 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ 338

6.8 ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ 342

6.9 ТРЕНИНГ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ 343

ГЛАВА 7 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 373

7.1 ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА 378

7.1.1 Социально-демографические факторы 378

7.1.2 Индивидуально-психологические факторы 379

7.1.3 Медицинские факторы 381

7.1.4 Природные факторы 381

7.2 ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА 383

7.2.1 Ситуационные индикаторы 383

7.2.2 Поведенческие индикаторы суицидального риска 383

7.2.3 Коммуникативные индикаторы 383

7.2.4. Когнитивные индикаторы 383

7.2.5 Эмоциональные индикаторы 384

7.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ 384

7.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УЦЕЛЕВШИХ ПОСЛЕ САМОУБИЙСТВА 394

7.5 ПОДДЕРЖКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТА 395

7.6 ГРУППОВАЯ КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 397

7.7 РЕОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ 398

ГЛАВА 8 СИНДРОМ УТРАТЫ 426

8.1 ГОРЕ УТРАТЫ КАК ПРОЦЕСС. СТАДИИ И ЗАДАЧИ ГОРЯ 426

8.2 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТА, ПЕРЕЖИВШЕГО УТРАТУ 436

8.3 ТРЕНИНГ «ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯ» 443

8.4 ТРЕНИНГ ПО КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ТЕРАПИИ 457

ГЛАВА 9 ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА 473

9.1 СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ И ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА 473

9.2 ОЦЕНКА ВТОРИЧНОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ 482

9.3 СУПЕРВИЗИЯ 487

9.4 РАБОТА С ВТОРИЧНОЙ ТРАВМОЙ 491

СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 507



ОГЛАВЛЕНИЕ


От автора.....................7

Предисловие................... 11

Глава 1. РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОЧАГЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ

СИТУАЦИИ...............И

1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ

СИТУАЦИЙ................. 15

1.2 ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ........ 18

1.2.1 Техники экстренной психологической помощи . ■ ■ ■ 29

1.2.2 Психогении в экстремальных ситуациях ...... 40

1.2.3 Психология терроризма............ 51

1.2.3.1 Взрывы............... 52

1.2.3.2 Захват заложников........... 56

1.2.4 Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях.................. 79

1.2.5 Психологический дебрифинг........... 87

1.3 ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ........ 98

^ Глава 2. ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ

РАССТРОЙСТВО: МОДЕЛИ И ДИАГНОСТИКА . 134

2.1 СТРЕСС, ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРЙСТВО (ПТСР)....... . . . 136

2.2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР. . . ......-............140

2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПТСР. ' 143

2.4 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПТСР....., .......156

2.5 ЭПИДЕМИОЛОГИЯ....... 162

2.6 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЯЗВИМОСТЬ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМЫ 163

2.7 ДИССОЦИАЦИЯ И ПТСР . . 174

2.8 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПТСР.........181

Глава 3. ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО

СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР) ... 276

3.1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПИИ ПТСР ... 276

3.2 ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (ДПДГ)...... 290

3.3 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ............. 306

3.4 КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ

• ПСИХОТЕРАПИЯ............... 335

3.5 СИМВОЛ-ДРАМА (МЕТОД КАТАТИМНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОБРАЗОВ)........... 365

3.6 СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.......... 373

3.7 НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ........... . 389

Глава 4. ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ . 405

4.1 ДИАГНОСТИКА ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.................408

4.2 ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ . . 420

4.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ......422

4.4 ТРЕНИНГ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАДАПТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ............427

Глава S. НАСИЛИЕ НАД ЖЕНЩИНАМИ.......489

5.1 ДОМАШНЕЕ (СЕМЕЙНОЕ) НАСИЛИЕ......490

5.2 ИЗНАСИЛОВАНИЕ..............504

5.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ.................508

5.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ........,........520

5.5 ТРЕНИНГ ПО РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ . 525

Глава 6. НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ..........583

6.1 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.........588

4

6.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ........ 590

6.3 ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ........... 592

6.4 СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ........... 594

6.5. НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ............. 604

6.6 ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ....... 607

6.61 Нарушения физического и психического развития . . 608

6.6.2 Заболевания как следствие насилия....... 609

6.6.3 Психические особенности детей, пострадавших

от насилия.................. 610

6.6.4 Социальные последствия жестокого обращения

с детьми . . . '............... 615

6.7. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ - ЖЕРТВ НАСИЛИЯ. 616

6.8. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ..... 622

6.9.ТРЕНИНГ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВЩИМИ

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ........... 625

Глава 7. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ......678

7.1. ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА...... 687

7.1.1 Социально-демографические факторы. „.,... 688

7.1.2 Индивидуально-психологические факторы..... 690

7.1.3 Медицинские факторы, ........... 693

7.1.4 Природные факторы ............ 694

7.2 Индикаторы суицидального риска........ 697

7.2.1 Ситуационные индикаторы .......... 697

7.2.2 Поведенческие индикаторы ,..,..-„... 698

7.2.3 Коммуникативные индикаторы......... 698

7.2.4 Когнитивные индикаторы........... 699

7.2.5 Эмоциональные индикаторы.......... 699

7.3. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ

КЛИЕНТОВ................. 700

7.4. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УЦЕЛЕВШИХ ПОСЛЕ

САМОУБИЙСТВА.............. 718

7.5. 'ПОДДЕРЖКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТА ....... 720ч

7.6. ГРУППОВАЯ КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ .... 723

5

7.7 РЕОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ........ 727

Глава 8. СИНДРОМ УТРАТЫ. .......... 776

8.1 ГОРЕ УТРАТЫ КАК ПРОЦЕСС. СТАДИИ И ЗАДАЧИ ГОРЯ ................... 776

8.2 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТА, ПЕРЕЖИВШЕГО УТРАТУ.................. 795

8.3 ТРЕНИНГ «ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯ» . ... . . . 806

8.4 ТРЕНИНГ ПО КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ТЕРАПИИ.................. 832

Глава 9. ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА........... 862

9.1 СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ И ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА. . 862

9.2 ОЦЕНКА ВТОРИЧНОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ..... 880

9.3 СУПЕРВИЗИЯ................ 887

9.4 РАБОТА С ВТОРИЧНОЙ ТРАВМОЙ....... 895

СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ................ 923-
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   111

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать в своей практической работе iconСправочник ножевых сталей, типы и особенности
Различные типы стали определяются в первую очередь не пропорциям углерода и железа, а легированием добавками и примесями, которые...

Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать в своей практической работе iconСправочник мамы и папы хотят для своих маленьких самого лучшего....
Безопасность генно модифицированных продуктов не доказана. Напротив, многие специалисты говорят о том, что их употребление опасно...

Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать в своей практической работе iconАндрей Сергеевич Парабеллум
В книге представлены готовые алгоритмы и схемы работы, которые ускоряют и облегчают внедрение новых приемов. Ознакомившись с изданием,...

Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать в своей практической работе iconЧто такое арт-терапия или терапия искусствами
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности....

Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать в своей практической работе iconАзимов
Данный материал предназначен, в первую очередь, для людей, кто по роду своей деятельности продает, ведет переговоры

Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать в своей практической работе iconАзимов
Данный материал предназначен, в первую очередь, для людей, кто по роду своей деятельности продает, ведет переговоры

Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать в своей практической работе iconКнига рассчитана на широкую читательскую аудиторию, но в первую очередь заинтересует тех
Организованность — это не врожденная способность, а навык, которому можно научиться. В своей

Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать в своей практической работе iconБизнес-консультант, тренер, психолог
По основному образованию учитель физики и информатики. Пять лет преподавания в школе

Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать в своей практической работе iconМетодические рекомендации по подготовке отчета по практике
Отчет по практике является основным документом учащегося, отражающим, выполненную им работу во время практики, полученные им организационные...

Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать в своей практической работе iconХелена Корнелиус и Шошана Фэйр. Выиграть может каждый
Хелена Корнелиус — психолог, мать троих детей. Хелена — директор сети по урегулированию конфликтов, автор учебных программ для школ,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов