Денискина Венера Закировна формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации)




Скачать 273.33 Kb.
НазваниеДенискина Венера Закировна формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации)
страница1/2
Дата публикации06.04.2014
Размер273.33 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2
Денискина Венера Закировна

ФОРМИРОВАНИЕ

НЕРЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

(методические рекомендации)

г. Верхняя Пышма 1997 г.
Автор: Денискина Венера Закировна - старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики российской академии образования, канд. пед. наук

Рецензенты: Басилова Татьяна Александровна - зав. лабораторией содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта, канд. психол. наук

Анисимова Надежда Леонидовна - главный специалист отдела городских экспериментальных площадок Московского Комитета образования

АННОТАЦИЯ

Работа посвящена одному из важных для адаптации слепых и слабовидящих среди зрячих и наиболее трудно формируемых у них компонентов коммуникативной деятельности - неречевым средствам общения.

Методические рекомендации адресованы тифлопедагогам, проводящим коррекционные занятия с воспитанниками подготовительных групп при школах для детей с нарушением зрения. Она также может быть использована учителями начальных классов названных школ и учебно-воспитательных комплексов (УВК) для детей с нарушением зрения. Работа будет полезна воспитателям школ для слепых и слабовидящих детей, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, родителям детей с нарушением зрения.

^ НЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Причиной многих жизненных проблем является неумение человека правильно организовать свое общение с людьми. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения социально-психологической готовности к совместной деятельности, к взаимодействию друг с другом.

Общение может осуществляться с помощью невербальных (неречевых) и вербальных средств.

На роль невербальной коммуникации обращают внимание многие авторы, занимающиеся проблемой общения. По данным А.Мейерабиана передача информации за счет вербальных средств (только слов) происходит на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, силу звука) - на 38%, а за счет невербальных средств - на 55%. Р. Бердвислл установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Как бы ни отличался числовой материал названных и других исследователей все они сходятся в том, что невербальные сигналы несут гораздо больше ин формации, чем вербальные.

Невербальная коммуникация представляет собой сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют и мимика, и пантомимика, и интонация речи (голосовая мимика).

Мимика - это координированные движения мышц лица, отражающие состояние, чувства, эмоции. Мимика - это "зрительный язык", главное средство несловесного общения.

Пантомимика - один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, позе, которые передают его психическое состояние, переживания, отношения к тем или иным явлениям. Осанка образуется из положения головы и туловища. Важным компонентом пантомимики является жест - выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации.

Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено.

В ходе развития человеческой культуры возникали достаточно гибкие формы выразительных движений для неречевой передачи оттенков недовольства, одобрения, похвалы, гнева, презрения, просьбы, мольбы и т.п., которые становятся общепринятыми в определенной социальной среде.

В процессе развития общения между людьми выразительные движения все более дифференцируются и приобретают свойства своеобразного "языка" для

передачи оттенков чувств, оценок, желаний и устремлений, отношения к событиям жизни.

В мимике, в жестах, в позах могут быть выделены непроизвольные экспрессивные движения, обусловленные эмоциями, и произвольные телодвижения, служащие для сознательной передачи определенных сигналов, например, подмигивание, выражение вежливого внимания, гримасы, насмешливое выражение лица, иллюстрирующие речь.

Наблюдая оценки общения, ученые заметили, что параллельные звуковые и бессловесные "тексты" скоординированы между собой. В случае, когда вербальные и невербальные сигналы не совпадают, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее вербальной.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами подсознания человека. Отсутствие возможности подделать эти импульсы, и приводит к тому, что в процессе общения партнеры доверяют языку телодвижений больше, чем словесному каналу общения.

Эксперименты показали, что в случаях, когда текст речевого сообщения вступает в противоречие с его неречевым оформлением, речевое сообщение слушатель игнорирует. Чтобы лучше понимать людей и быть для них более понятным самому, необходимо каждому человеку владеть неречевыми средствами общения - умением передавать (кодировать) бессловесную информацию и умением воспринимать ("читать") ее.

Овладение умением "читать" другого человека, как книгу является залогом успеха делового общения. Не случайно в последнее время многие люди настойчиво учатся искусству общения.

Ко времени рождения человека все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, уже достаточно сформированы, хотя они и несколько отличаются по возможности функционирования от мышц лица взрослого.

Тем не менее, большинство форм неречевого поведения являются приобретенными, человек учится им на протяжении жизни, наследуя от природы лишь первичное выражение эмоций. Приблизительно к шести годам ребенок овладевает языком лица (мимикой). Овладение жестами продолжается и в подростковом возрасте.

В норме связь неречевых средств общения с речевыми формируется к 7 годам. Всем формам коммуникации дети учатся через непосредственное общение с взрослыми в процессе подражания им.

Отсутствие мимики, жестов, поз у одного из собеседников (партнеров) или их неадекватное использование отрицательно влияют на другого, а значит и на результат общения.

Владение выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех оттенков в выражении лица, жеста и движения тела другого человека.

При систематических упражнениях можно улучшить пантомимику.

^ ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ ПРИ ГЛУБОКИХ НАРУШЕНИЯХ ЗРЕНИЯ И СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕРЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

Научные исследования показали, что зрение играет основную роль в процессе восприятия человека человеком (А.А.Бодалев) и в процессе общения людей (А.3олотнякова, А.А.Леонтьев, В.М.Соковнин). Отсутствие зрительного анализа тора ведет к потере основного канала поступления информации, которая характеризует партнера по общению и затрудняет обратную связь с ним (одно из основных условий акта общения).

Тифлопсихология отмечает у слепых и слабовидящих закономерные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений, связанных с нарушением функций зрения.

Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Причем степень ослабленности зависит от времени возникновения и тяжести расстройства зрительного анализатора. Смазанность, упрощенность мимики, жестов, пантомимики достигает такой степени, что даже, безусловно-рефлекторные, выразительные движения, сопровождающие состояние горя, радости, гнева и др., проявляются при глубоких нарушениях зрения в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.

Отсюда инвалидам по зрению характерна вялая, бедная, маловыразительная мимика; иногда наблюдается амимия. То же относится к жестам и пантомимике.

Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций у лиц с нарушением зрения, зачастую сочетающееся с навязчивыми движениями (частое потряхивание руками, подскоки на пружинящих ногах, надавливание пальцем на веки, ритмичные покачивания туловищем или головой и др.), мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные, интеллектуальные, профессиональные и другие качества слепых и слабовидящих. Так, чрезмерно улыбчивых слепых зрячие на работе воспринимают как подхалимов, а на улице как интеллектуально не полноценных.

Слепые дети с остаточным зрением и слабовидящие дети при разговоре часто кажутся зрячим странными, потому что "наступают" на собеседника. Это вызвано желанием разглядеть собеседника и, если он отступает, то дети двигаются за ним.

Взрослые люди с дефектами зрения стараются контролировать свое поведение и сдерживать себя, чтобы не приближаться к собеседнику ближе того расстояния, на котором он сам остановился, хотя желание приблизиться, развернуть человека так, чтобы можно было получить какую-то зрительную информацию, существует.

Другие примеры.

Один из незрячих рассказывал мне, что ему было очень стыдно за свой поступок в школе, и он сильно переживал. Воспитательница этого не понимала, она кричала: "Ты еще улыбаешься?! Ты еще смеешься?! Наглец! Я бы на твоем месте сквозь землю провалилась!". "Мне было очень стыдно, я и не думал смеяться, но она не понимала меня, а мне было больно и обидно. Только повзрослев, я узнал из книг, что по лицу зрячие "прочитывают" эмоциональные состояния, и понял, что внешние проявления моих чувств не соответствуют моему внутреннему состоянию. Примерно в аналогичные ситуации при общении со зрячими я попадал несколько раз и на работе. Так что в области внешнего проявления эмоций пробел в моем воспитании есть. К сожалению, ни дома, ни в школе меня этому не учили".

Слепой и слабовидящий может с интересом слушать собеседника, подперев голову рукой. Учеников в такой позе часто можно увидеть на их любимых уроках в школах для детей с нарушением зрения. Такая поза воспринимается нормально видящими как выражение скуки и утраты интереса. Это может приводить (да и приводит) к взаимонепониманию слепых и слабовидящих со зрячими.

"Взгляд в сторону" у слепого и слабовидящего может быть вызван глубоким нарушением зрения. Например, человек с боковым полем зрения при рассматривании собеседника вынужден направлять взгляд в сторону, так как на собеседника в таком случае будет направлена видящая часть глаза. Но такой взгляд зрячими воспринимается как выражение сомнения и подозрения.

Естественно, отсутствие, слабое или неадекватное проявление выразительных движений не может ни в коей мере служить показателем интенсивности эмоциональной жизни слепых и слабовидящих, которая зависит от условий жизни и деятельности инвалида, а также от его типологических особенностей.

Приведенные выше примеры особенностей внешнего проявления при нарушениях зрения являются следствием трудности, а иногда и невозможности усвоения неречевых средств общения по подражанию, что происходит при нормальном зрении.

Слепые с остаточным зрением и слабовидящие с помощью своего дефектного зрения получают некоторую информацию о выразительных движениях, но обедненную и фрагментарную по сравнению со зрячими. Причем узнавание объектов (а значит и восприятие мимики, жестов, поз) происходит у них замедленно. В итоге слабовидящие, и тем более слепые с остаточным зрением, слабо понимают неречевые средства общения и весьма недостаточно усваивают их.

Вместе с тем, не владение неречевыми средствами общения усложняет коммуникативную деятельность, а значит затрудняет адаптацию лиц с нарушением зрения в обществе нормально видящих людей. Вследствие этого многие слепые и слабовидящие дети оказываются в состоянии изоляции от своих зрячих сверстников. Дефицит общения затем приводит к комплексам неполноценности.

Отсутствие навыков невербального общения, так - или иначе, отрицательно сказывается на инвалидах по зрению всю жизнь. Например, очень талантливые певцы не могут попасть на эстраду.

Овладение неречевыми средствами общения слепым и слабовидящим не обходимо, так же как и зрячим, для более полноценного общения с окружающими людьми в различных бытовых ситуациях, в трудовых коллективах. Зрячие, как правило, владеют неречевыми средствами общения, однако, для них выпускается специальная литература, позволяющая глубже постичь язык телодвижений. В системе воспитания и обучения лиц с нарушением зрения этой стороне общения до сих пор не уделялось должного внимания.

Об этом свидетельствуют высказывания выпускников школ-интернатов для /детей с нарушением зрения.

"О том, что к собеседнику необходимо поворачиваться лицом, узнала только в вузе. Сокурсницы относились ко мне хорошо, всюду брали меня собой, но их смущала моя манера держаться. Не будучи тифлологами, они по своему разумению обучали меня некоторым общепринятым среди зрячих жестам и позам, на их взгляд особенно необходимым. Пожалуй, те немногие жесты и позы, которыми я правильно пользуюсь, являются заслугой моих сокурсниц. Конечно, их уроков было недостаточно. Видимо, поэтому при общении со зрячими я всю сознательную жизнь испытываю неловкость именно из-за недостаточного владения неречевыми средствами общения. Например, я до сих пор не умею подать руку для рукопожатия, но зато знаю, что лицо мое часто напряжено, а мимика маловыразительна. Но когда ее совершенствовать? Быт заедает! Да и с кем? Упущенное трудно наверстать. Обучением слепых и слабовидящих неречевым средствам общения надо заниматься с детства".

- Когда в разговоре со мной участвует не один зрячий, то я чувствую, что между ними происходит помимо словесного еще какой-то непонятный мне обмен информацией. Это меня напрягает. Боясь выглядеть глупо, я сознательно напускаю на себя внешнюю непроницаемость, да и вообще стараюсь внешне не проявлять никаких эмоций.

- Но ведь внешняя непроницаемость затрудняет зрячим общение с тобой.

- Может быть. Я об этом не думал. К собеседнику надо поворачиваться лицом. Это я знаю и делаю автоматически. В целом же знания о позах, жестах и мимике почерпнул из книг. Но эти знания, в основном, чисто вербальные. Неречевыми средствами общения я все-таки не владею. Уверен, что эта разновидность общения весьма важна и для слепого, но ведь в спецшколах этому не учат.

Можно ли слепым и слабовидящим обучиться языку телодвижений, овладеть им и применять его со знанием дела?

На этот вопрос тифлопедагогическая практика отвечает положительно, хотя, естественно, по объему и степени использования невербальных средств лица с нарушениями зрения в целом будут отличаться от зрячих.

Обратимся к примеру, то есть к фрагменту беседы с незрячим на рассматриваемую тему.

Я учился в музыкальной школе вместе со зрячими. Там пел в хоре, играл в оркестре. Когда педагоги давали рекомендации о манерах поведения на сцене, я тоже старался их усвоить.

После вуза я 12 лет работал музыкантом в народном театре. Естественно, я присутствовал на репетициях, слышал рекомендации по мимике, жестам, позам, которые режиссер давал актерам. Постепенно я понял, какое большое значение имеют телодвижения в жизни человека, в частности, и в моей профессиональной деятельности. Теперь я сам обращаюсь к зрячим с просьбами подкорректировать мое поведение на сцене при подготовке различных программ. Однако, в минуты сосредоточенности и расслабления мне трудно контролировать стереотипные движения, которые у меня существуют с детства.

Однажды на зональный смотр Куйбышевская школа слепых (ныне Самарская школа для слепых и слабовидящих) привезла спектакль-сказку. Роль Бабы-Яги исполняла тотально слепая ученица выпускного класса. Ее игра была настолько великолепной, что члены жюри заявили: Роль Яги исполняет профессиональная зрячая актриса!" Руководителю детской самодеятельностью Куйбышевской школы пришлось "предъявить" девушку жюри и попросить ее без грима проиграть роль еще раз.

Людям с глубокими нарушениями зрения доступно не только воспроизведение выразительных движений, но их понимание с помощью осязания. Об этом говорят многие факты.

В моей практике был случай, когда тотально слепой человек, подойдя ко мне сзади и легонько коснувшись указательным пальцем правой руки уголка моих губ, быстро и очень верно охарактеризовал мое настроение в тот момент. На вопрос "Ты давно так понимаешь мимику?" он ответил: "До женитьбы я вообще об этом не задумывался, лицо человека меня никогда не интересовало, да и ни дома, ни в школе внимание к этому никто не привлекал. Женившись на любимой девушке, у которой, кстати, лицо оказалось очень живым и подвижным, я постепенно научился пальцами различать ее эмоции, настроения. К сожалению, нельзя дотрагиваться до лиц неблизких людей, а как хочется иногда проверить, насколько совпадает впечатление от слов с мимикой".

К сожалению, эти примеры говорят только о возможности усвоения инвалидам по зрению неречевых средств общения, но не о целенаправленной работе со всеми воспитанниками учреждений для детей с нарушением зрения.

Так, в сборнике коррекционных программ для школ слепых и слабовидящих пока нет курса по формированию неречевых средств общения. Вместе с тем, отдельными школами для детей с нарушением зрения (Санкт-Петербургской, Харьковской и др.) накапливается материал по обсуждаемой проблеме. Кроме того, Санкт-Петербургские тифлологи составили программу по формированию коммуникативной деятельности у дошкольников с нарушением зрения. Часть этой программы, рассчитанной на 4 года, предусматривает обучение детей не речевым средствам общения.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что дети с глубокими нарушениями зрения нуждаются в специальной коррекции и специальном формировании неречевых средств общения. Причем эта работа должна начинаться как можно раньше и проводиться систематически.

Предлагаемая ниже программа формирования неречевых средств общения у слепых и слабовидящих детей рассчитана на воспитанников подготовительных групп при школах для детей с нарушением зрения. Если такой группы в школе нет, то программа может использоваться педагогами на коррекционных занятиях в начальных классах.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Денискина Венера Закировна формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации) iconМетодическое пособие Москва 2006 Авторы: Денискина В. З. зав лабораторией...
Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида

Денискина Венера Закировна формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации) icon4. Рассмотрим основные вопросы, связанные с нарушением целостности концепций пв
Проекта Венера (ПВ) является отказ от монетарной экономики, переход на ресурсоориентированную экономику (роэ) и создание средств...

Денискина Венера Закировна формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной...
Методические рекомендации содержат пояснительную записку (цели, задачи курса и т д.), тематический план, содержание курса, методические...

Денискина Венера Закировна формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по расчету страховой премии по обязательному...
Коэффициент в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ) 5

Денискина Венера Закировна формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации) iconСтатья в журн. «Дефектология»
Раскрывается основное содержание работы тифлопедагога дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения. Обобщен...

Денискина Венера Закировна формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления дифференциальной диагностики пароксизмальных состояний, лечения эпилепсии...

Денискина Венера Закировна формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по установлению медицинских показаний и...
Ства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. №2347-р. В методических рекомендациях представлены основы проведения экспертно-реабилитационной...

Денискина Венера Закировна формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы...
Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: методические рекомендации...

Денискина Венера Закировна формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе...
Но которой экзамен по гуманитарным предметам превращается в механическое угадывание, в процессе которого абсолютно не проверяется...

Денискина Венера Закировна формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации) iconИнструкция для аборигенов: "Когда инопланетяне выйдут за дверь: "Кивок...
Основной принцип тренинга – освоение активного стиля общения; совершенствование умений эффективного общения; формирование стиля доверительного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов