Вопросы к экзамену по педагогической психологии
(IV семестр; ОЗО, 2 курс)
Педагогическая психология как наука: подходы к пониманию и определению предмета науки, проблемы педагогической психологии.
Структура педагогической психологии. Задачи и методы педагогической психологии.
История становления и развития педагогической психологии как науки: общая характеристика этапов.
Психология учебной деятельности: общая характеристика.
Структурные компоненты учебной деятельности.
Психология педагогической деятельности: общая характеристика.
Структура педагогической деятельности. Мотивы педагогической деятельности.
Уровни и функции педагогической деятельности: психологический аспект.
Стили руководства педагогическим общением. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Центрации личности педагога.
Барьеры педагогического общения: общая характеристика, виды.
Педагогическое общение: общая характеристика, психологические особенности. Трудности и недостатки педагогического общения.
Педагогические способности: общая характеристика, структура педагогических способностей.
Психологические особенности педагогической деятельности: содержание, уровни.
Психологические особенности педагогической деятельности: функции, этапы.
Педагогические умения. Базовые умения педагогического общения.
Педагогические качества: общая характеристика.
Учебная мотивация: общая характеристика.
Виды, уровни и формы проявления мотивов учения на разных ступенях образования.
Психология воспитания: общая характеристика, проблемы психологии воспитания.
Закономерности воспитания. Виды влияния в воспитании.
Психология воспитания: соотношение феноменов «воспитание», «воздействие», «взаимодействие».
Методы и формы воспитания. Институты первичной и вторичной социализации и их роль в воспитании личности ребенка.
Стили семейного воспитания и их влияние на формирование характера ребенка. Учебный коллектив и его влияние на развитие личности обучающегося.
Цели воспитания. Средства воспитания: общая характеристика.
Учебно-педагогическое сотрудничество: общая характеристика.
Обучение как педагогический процесс: характеристика понятий «обучение», «педагогический процесс». Психологическая структура педагогического процесса.
Психология обучения: общая характеристика. Основные подходы к проблеме обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии.
Теория проблемного обучения: общая характеристика.
Теории развивающего обучения: общая характеристика.
Теория поэтапного формирования умственных действий: общая характеристика.
Теория программированного обучения: общая характеристика.
Основные понятия психологии обучения: становление, социализация, обучение, научение, развитие. Их соотношение.
Психологические проблемы обучаемости и успеваемости. Типы неуспевающих школьников.
Психологические особенности обучения детей с особыми запросами и асоциальным поведением.
Психология усвоения знаний: понятие «учебное знание», функции учебного познания. Этапы и уровни усвоения знаний.
Механизмы научения. Виды научения: общая характеристика.
Компьютеризация обучения: общая характеристика. Психологические особенности использования компьютерных программ, мультимедийного сопровождения аудиторных занятий и сетевых информационных технологий в учебном процессе.
|