Нейропсихологическое и нейролингвистическое изучение афазии как нарушения когнитивной деятельности




Скачать 29.62 Kb.
НазваниеНейропсихологическое и нейролингвистическое изучение афазии как нарушения когнитивной деятельности
Дата публикации27.04.2015
Размер29.62 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АФАЗИИ КАК НАРУШЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.М. Шкловский, Т.Г. Визель

НИИ психиатрии МЗ РФ, Москва
В когнитивной психологии, возникшей в начале 60-х гг. XX века, к когнитивным процессам относят восприятие, внимание, память, речь и целый ряд других высших психических функций. Речь выделяется среди них в качестве наиболее базисной и универсальной. Нарушения речевой функции у больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы и методы нейрореабилитации подчинены принципам анализа когнитивной деятельности. Исходя из такого понимания речевой функции, мы рассматриваем изучение ее нарушений и создание методов восстановления как одно из важнейших направлений когнитивной нейронауки.

Основные положения нейропсихологии А.Р.Лурия и его последователей, а также наши многолетние исследования в области афазиологии, дают основание и для более дифференцированного рассмотрения проблемы. Наиболее показательны в этом плане результаты проведенного нейропсихологического и нейролингвистического исследования нарушений речи у больных с афазией, выполненные с позиции уровневого подхода к анализу речевой деятельности. Использовалась нейропсихологическая диагностическая методика А.Р. Лурия, охватывающая исследование не только речевой, но и неречевых когнитивных функций. Проведена нейролигвистическая интерпретация результатов обследования больных, основанная на положениях Н.А. Бернштейна об уровневом, иерархическом строении мозговых структур и реализуемых ими функций, в том числе речевой. Она состояла в дифференцированном рассмотрении патологической симптоматики, соответственно ее отнесенности к гностико-праксическому или символическому (языковому) уровням.

Полученные результаты позволили уточнить структуру дефекта при разных формах афазии с точки зрения соотношения в нем симптомов, являющихся разноуровневыми когнитивными операциями, а именно более элементарными, выступающими в виде агнозий и апраксий, и более сложными, выступающими в виде потери способности пользоваться средствами языка. Особенно показательны в этом плане афазии, обозначенные нами как атипичные, при которых нарушения собственной речи больных носили стандартный, характер, но возникали они, несмотря на отсутствие первичных речевых агнозий, апраксий или расстройств «чувства языка». В тестах на повторение предъявляемых речевых единиц и в тестах на оценку грамматической правильности речевых конструкций больные с атипичными формами афазии были состоятельны, в отличие от больных с типичными афазиями, у которых расстройства языкового уровня обусловлены первичными дефектами гностико-праксического уровня.

Нейролингвистический анализ особенностей речи у больных с атипичными афазиями дал основание для вывода о том, что их причиной являлась дезинтеграция упроченных моделей высказывания (”конструкций”), сложившихся в речевом онтогенезе на основе процессов интеграции разноуровневых (как гностико-праксичесих, так и языковых) компонентов речевой деятельности. Отмечено, что такие речевые акты обладают высокой степенью непроизвольности. Сделано также предположение, что они имеют особую локализацию, скорее всего, в функционально интеграционных участках мозга (зонах перекрытия), приобретающих способность к реализации компонентов высказывания разных уровней и заменяющих таким образом, ряд участков мозга, функционировавших ранее автономно. Прослеживание особенностей динамики восстановления речи у больных с атипичными формами афазии показало, что регресс патологической симптоматики протекает у них более быстро, чем у больных с типичными формами афазий, а в восстановительном обучении приоритетны методы, направленные на вторичную интеграцию распавшихся компонентов высказывания.

Надеямся, что эти исследования вносят в когнитивную нейропсихологию дополнения и уточнения, достаточно значимые как для ее теории, так и для практических целей. Учитывая недостаточную разработанность уровневого подхода к проблеме вариабельности формирования и нарушения не только речевых, но и других когнитивных процессов, с нашей точки зрения, было бы весьма продуктивным, привлечь к ее обсуждению представителей разных дисциплин, занимающихся изучением когнитивной деятельности, но нередко описывающих ее в разных терминах, не имеющих точного совпадения. Такое обсуждение позволило бы решить ряд актуальных вопросов с междисциплинарной позиции, отвечающей духу времени.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нейропсихологическое и нейролингвистическое изучение афазии как нарушения когнитивной деятельности iconНейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения Творческий Х Центр
Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения

Нейропсихологическое и нейролингвистическое изучение афазии как нарушения когнитивной деятельности iconХ VI международная научная конференция «Новые парадигмы и новые решения...
Международная распределенная лаборатория когнитивной лингвистики и концептуальных исследований (лклиКИ): Кемерово – Севастополь –...

Нейропсихологическое и нейролингвистическое изучение афазии как нарушения когнитивной деятельности iconДисциплинарный кодекс Чемпионата «ОренЛига» на сезон 2011-2012 Статья Нарушения правил игры
Нарушения правил, выразившиеся в применении запрещённых приемов и недисциплинированном поведении, наказываются следующим образом

Нейропсихологическое и нейролингвистическое изучение афазии как нарушения когнитивной деятельности iconТема: Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности
Цель: изучение функциональных изменений в организме, возникающими при спортивной деятельности

Нейропсихологическое и нейролингвистическое изучение афазии как нарушения когнитивной деятельности iconТоксичные химические вещества в косметике, чистящих и моющих средствах...
Провоцирует нервные расстройства, нарушения мозговой деятельности, болезнь Альцгеймера

Нейропсихологическое и нейролингвистическое изучение афазии как нарушения когнитивной деятельности iconДанная курсовая работа углубленное изучение вопросов
Данная курсовая работа – углубленное изучение вопросов о повышение эффективности деятельности предприятия на основе улучшения использования...

Нейропсихологическое и нейролингвистическое изучение афазии как нарушения когнитивной деятельности iconРуководство по воспитанию детей хороший в своей основе
Саентологии при воспитании детей. Слово «Саентология» переводится как «изучение знания» Оно происходит от латинского scio знание...

Нейропсихологическое и нейролингвистическое изучение афазии как нарушения когнитивной деятельности iconРекламная деятельность предприятия как составляющая маркетинга
Слово маркетинг происходит от английского Market (рынок) и подразумевает любой вид человеческой деятельности направленный на изучение...

Нейропсихологическое и нейролингвистическое изучение афазии как нарушения когнитивной деятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины Народные певческие стили Специальность
Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательную, научно-методическую, культурно-просветительскую, коррекционно-развивающую функции...

Нейропсихологическое и нейролингвистическое изучение афазии как нарушения когнитивной деятельности iconУчебно-методический комплекс дпп. Р. 02 Когнитивная психология
Цель ознакомление студентов с основами теоретических и эмпирических знаний в области когнитивной психологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов