Учебное пособие заведующего кафедрой психологии, заведующего Лабораторией психологии обучения и развития социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета А.




НазваниеУчебное пособие заведующего кафедрой психологии, заведующего Лабораторией психологии обучения и развития социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета А.
страница1/5
Дата публикации22.08.2013
Размер0.78 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5


АННОТАЦИЯ
Учебное пособие заведующего кафедрой психологии, заведующего Лабораторией психологии обучения и развития социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета А.С.Турчина представляет собой попытку обобщения материалов многолетних эмпирических исследований автора по проблемам педагогической психологии.

С позиции деятельностного подхода к обучению и воспитанию, разработанного А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, П.Я.Гальпериным, Талызиной Н.Ф. и др. излагаются вопросы, возникающие в процессе подготовки студентов-психологов к прохождению ознакомительной и производственных практик, а также в ходе курсовой переподготовки педагогов и практических психологов системы образования.

Теоретическая часть учебного пособия может быть полезным дополнением к существующим учебникам по педагогической психологии, психодидактике, психодиагностике в системе образования. Материалы приложений могут быть использованы для проведения практикумов или видеотренингов.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………….4

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….7

1.Введение в педагогическую психологию как пропедевтический

курс……………………………………………………………………9

1.1. Задачи учебного курса «Введения в педагогическую психо-

логию»…………………………………………………………..9

1.2.Общая характеристика психологического анализа урока……15

2.Изучение учебной деятельности………………………………….17

2.1.Учебная деятельность как предмет психолого-педагогического

анализа……………………………………………………………17

2.2.Развитие личности в процессе обучения………………………..30

3.Изучение психических процессов и состояний…………………..38

3.1.Психологическое исследование развития познавательных

процессов………………………………………………………….38

3.2.Психолого-педагогическое изучение эмоционально-волевых

компонентов в структуре учебной деятельности……………….43

4.Оценка эффективности обучения………………………………….45

4.1. Общая психолого-педагогическая оценка качества обучения…45

4.2.Психолого-педагогическая оценка качества общих учебных

умений (на примере умения работы с текстом)………………….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….......68

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………..………70

Терминологический словарь……………………………………..……105


ПРЕДИСЛОВИЕ
В современных условиях существенно возрастают требования к качеству послевузовской образовательной подготовки педагогов, в частности, к ее психолого-педагогическому компоненту. Одновременное существование традиционной модели образования и наличие широкой альтернативы ей в виде авторских школ и многочисленных конкретных вариантов инновационных подходов к построению процесса обучения, увеличивает трудности ориентировки педагогов «со стажем», уже сформировавших индивидуальный педагогический стиль деятельности. В то же время, психолого-педагогическая подготовка в современных вузах по-прежнему страдает «теоретичностью».

В предшествующих вариантах данного пособия мы пытались компенсировать недостатки подготовки студентов-психологов младших курсов к прохождению первой (ознакомительной) практики, проводя к ней подготовительную работу в форме видеотренинга. В дальнейшем выяснилось, что и педагоги, работающие в школах и дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) достаточно продолжительное время, нуждаются в проведении аналогичной системы видеотренингов, когда на материале уроков или занятий по предложенным схемам им удается говорить друг с другом на общем языке педагогической психологии.

Эти задачи и обусловили структуру настоящего учебного пособия.

В данной работе мы предполагаем рассмотреть создание предпосылок учебной деятельности в процессе организации воспитателем дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) жизнедеятельности дошкольников, а также охарактеризовать особенности проведения психологической диагностики сформированности учебной деятельности (что, собственно, и позволяет считать ребенка определенного возраста учащимся), а также дать конкретные рекомендации по организации анализа урока с позиции деятельностного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Предполагается также рассмотрение способов оценивания эффективности обучения в общеобразовательных классах и классах, работающих в системе развивающего обучения, ознакомлением с иными схемами, которые могут оказаться полезными педагогам.

В последнее время возникла необходимость расширить круг «пользователей» за счет педагогических работников системы дошкольного образования, поскольку, хотя и в более медленном темпе, нежели в школах, психологи вводятся и в штат дошкольных образовательных учреждений. Поэтому мы попытались в заключительной части работы дать вариант схемы психологического занятия в дошкольном образовательном учреждении с учетом специфики деятельности воспитателя ДОУ. Таким образом, в первом разделе «приложений» (приложение 1) представлен материал, относящийся к психологии обучения и воспитания в детском саду. Поскольку в дошкольном возрасте в различных видах деятельности создаются предпосылки учебной деятельности, для их изучения необходимо более продолжительное комплексное индивидуальное изучение этого процесса. В рамках ознакомительной двухнедельной практики студентам трудно провести все варианты исследований, осуществляемых практическими психологами, включенными в штат соответствующего ДОУ. Учитывая особую роль воспитателя-дошкольного педагога в обеспечении успешного психического развития ребенка целесообразно провести наблюдение на занятии и попытаться дать психолого-педагогическую оценку качества его работы как организатора детской жизнедеятельности.

В «приложении 2» также представлены таблицы, относящиеся к анализу учебной деятельности. Они могут быть использованы для фронтального или выборочного наблюдения на уроках, как учителем, так и школьным психологом. В учебном пособии сохранена табличная форма представления материала, но форма таблиц различна. В большинстве случаев - это синхронистические таблицы, но слишком большой их объем может послужить препятствием для оперативного использования в деятельности наблюдения. В связи с этим отдельные психологические процессы представлены в нескольких таблицах (в частности, мышление). Не претендуя на широкий охват проблемы психологического анализа урока, мы сосредоточились на наиболее распространенных в школьной и вузовской практике его видах.

Поскольку педагог может не ограничиваться наблюдением, но и выполнять несложные эксперименты, в «приложении 3» дана учебная карта, с использованием которой может быть проведено исследование качества сформированности одного из общих учебных умений – умения работать с текстом.

Таким образом, «Введение в педагогическую психологию» может оказаться полезным при проведении практических занятий со студентами, интересующимися психологией обучения, а также слушателям курсов повышения квалификации, проводимым на базе факультетов повышения квалификации (ФПК) вузов или в работе институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (ИПК и ППК). Таблицы и схемы, апробированные на протяжении десяти лет в школах и детских садах Ивановской области, могут оказаться полезными и в послевузовской подготовке, так как не предполагают ведения продолжительных исследований. Тем не менее, мы сочли необходимым включение терминологического словаря («приложение 4») в содержание пособия, что должно облегчить восприятие психолого-педагогической лексики.

ВВЕДЕНИЕ
В структуре профессионального обучения психологов большое внимание уделяется подготовке их к преподавательской деятельности, что предполагает ознакомление с самыми различными направлениями в современной педагогической психологии. Те же задачи могут решаться и в ходе курсовой переподготовки слушателей курсов повышения квалификации (КПК). Этой цели служат не только общетеоретические курсы педагогической психологии и психологии развития, спецкурсы, но и материал пропедевтического курса «Введения в педагогическую психологию».

Задачей данного учебного пособия является не только ознакомление с системой основных понятий курса педагогической психологии, но и обеспечение текстовой (инструментальной) части видеотренинга накануне ознакомительной практики или подготовки к экзамену на 1 квалификационную категорию. Важно поэтому, чтобы студенты и слушатели КПК получили возможность не только осуществлять различные виды наблюдения, но и имели объективные психологические критерии оценки качества осуществляемой педагогами или детьми деятельности.

Все учебное пособие объединено темой учебной деятельности. Однако, поскольку предпосылки учебной деятельности складываются в дошкольном детстве, в материал «приложений» включен раздел, позволяющий практическому психологу анализировать с учетом вышеназванной темы деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения, организующего детскую жизнедеятельность и способствующего появлению у дошкольников предпосылок готовности к обучению школьного типа.

Основная часть учебного пособия посвящена анализу различных психологических компонентов, обусловливающих успешность школьного обучения, а также способов их оценивания. Поскольку обучение – процесс двусторонний, оценивать предлагается не только развитие учебной деятельности и, соответственно влияние этого процесса на развитие всех прочих видов деятельности, в том числе общения, но и различные компоненты профессиональной деятельности педагогов, таких как педагогическое стимулирование творческого мышления учащихся и др.

В связи с внедрением в практику школы различных видов педагогической технологии целесообразно также не только проводить различия между их психологическими составляющими, но и дать возможность студентам-практикантам, педагогам или практическим психологам провести изучение таких характеристик учебной деятельности, которые являются необходимым условием обучения, - общих учебных умений. Проблема функциональной неграмотности выпускников школ настолько остра, что представляется уместным проведение короткого практического занятия со школьниками для выяснения умения их работать с текстом. Это можно выполнить на материале любого учебного текста.

Объем учебного пособия, ориентированного на пропедевтический курс «Введения в педагогическую психологию» не настолько велик, чтобы можно было охватить все основные вопросы педагогической психологии, поэтому главной задачей остается создание аналогичных данному, а также методических пособий, которые должны составить дидактико-методическую базу современного педагога или психолога.



  1. ^ ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ КАК ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС.




    1. Задачи учебного курса «Введения в педагогическую

психологию».
Задачей любого пропедевтического курса является ознакомление тех, кто не изучал специально эту и смежные с ней научные дисциплины, с системой понятий, основными направлениями экспериментальных исследований, выполняемых специалистами в данной области научного знания, выработку хотя бы минимального количества умений. Последнее, по нашему мнению, должно выполнять две основных функции: 1) ориентировочную, позволяющую в дальнейшем самостоятельно работать с научной литературой в данной области и 2) мотивирующую, обусловливающую вхождение в предмет педагогической психологии и развитие познавательных мотивов, что связано со «сдвигом мотива на цель», по А.Н.Леонтьеву [19, 20].

^ Педагогическая психология — это самостоятельная отрасль общепсихологического знания, изучающая общепедагогические закономерности и механизмы образовательной деятельности. Базируясь на общепсихологических принципах, она тесно связана с возрастной психологией в силу общности их объекта — развивающегося человека. Предметом возрастной психологии является возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека. Педагогическая же психология исследует условия и факторы формирования психических новообразований, проявляющиеся в образовательном процессе.

Педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, индивидуальные различия в этих процессах, формирование психических новообразований личности, связанных с обучением и воспитанием.

Границы предмета педагогической психологии постоянно раздвигаются благодаря экспериментальным и теоретическим исследованиям. В традиционном понимании предмет педагогической психологии включает психологию обучения, психологию воспитания и психологию учителя. В последние годы предмет педагогической психологии трактуют расширительно, добавляя в качестве областей исследования психологические характеристики образовательного процесса в единстве учебной деятельности ученика и педагогической деятельности учителя как равноправных субъектов.

Все разделы педагогической психологии взаимосвязаны. При этом некоторые авторы включают обучение в состав воспитания как его органичную часть, имея в виду умственное воспитание. Обучением же называют активный целенаправленный процесс передачи обучаемым социокультурного опыта предыдущих поколений. Обучение рассматривают как процесс двусторонний, включающий преподавание и научение.

В современной педагогической психологии воспитанием называют целенаправленное воздействие на человека с целью сформировать у него определенные ценностные ориентации, принципы поведения, системы оценок, выраженное отношение к себе, другим людям, к труду, к обществу, к миру в целом. Хотя воспитание и определяется как целостное воздействие, но в педагогике оно обычно дифференцируется как нравственное, трудовое, физическое, эстетическое и др.

В настоящее время в педагогической психологии выделяют две большие области: психологию высшей школы и педагогическую психологию школьного обучения.

^ Психология обучения исследует учение как специально организованный процесс и как деятельность (учебную деятельность). Ее интересует также и научение, то есть стихийно проходящее учение, растворенное в других видах деятельности (в труде или игре). Основное содержание учения как деятельности более полно представлено в нашем предшествующем учебном пособии «Педагогическая психология», изданном в 2000 году. Здесь же предполагается рассмотреть лишь общие вопросы психологического анализа процесса обучения.

В исследовании З. А. Решетовой [25] обучение определяется как система организации способов передачи индивиду общественно-исторического опыта, выработанного в процессе социальной практики: знаний, умений, способностей, видов и способов деятельности в нормативных для конкретно-исторических условий показателях.

Подход к проблеме обучения в психологии определяется базовыми общепсихологическими позициями авторов. Так, сторонники теорий спонтанного развития, признавая большую роль обучения в приобретении человеком общественного опыта, определяют обучение как процесс внешний по отношению к психическому развитию, разворачивающемуся по своим собственным законам, не связанным с актуальным бытием субъекта. Классической в данном плане считается теория развития детского интеллекта швейцарского психолога Ж. Пиаже [23].

В отечественной психологической науке, начиная с Л. С. Выготского [5], не только признается ведущая роль обучения в психическом развитии ребенка, но и исследуются условия и психологические особенности организации и использования обучения в целях гуманного и в то же время эффективного развития личности обучаемого.

Целью специально организованного обучения является планомерное и направленное психическое развитие индивида. Обучение проходит в форме сотрудничества, совместной деятельности обучающего и обучаемого. Психологический механизм обучения в общем виде был раскрыт Л. С. Выготским на примере развития высших психических функций. Вначале обучающий (взрослый) посредством общения и других средств организует деятельность обучаемого, адекватную целям обучения. Обучаемый первоначально выполняет эту деятельность как совместную и распределенную. В процессе овладения содержанием этой деятельности происходит сокращение, свертывание некоторых операций. Деятельность становится внутренней и свернутой деятельностью обучаемого, то есть "присваивается".

Обучение должно осуществляться как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки. Обучающий прежде всего стимулирует активность обучаемого по достижению заранее поставленной цели, то есть управляет ею, создавая для проявления этой активности необходимые условия, направляет и контролирует ее, но сам процесс формирования знаний, умений и навыков происходит лишь в результате совпадения его собственной активности и активности обучаемого.

Психологу, проходящему ознакомительную практику в образовательном учреждении, предстоит делать выводы о качестве учебной деятельности, особенностях познавательных процессов, мотивации или эмоциональных состояниях личности и т.д., наблюдая внешние проявления этой деятельности. Это требует от него осторожности в выводах, поскольку трудно гарантировать объективность результатов, не опираясь на комплекс других методов психологического исследования.

Подготовка современного педагогического или школьного психолога предполагает обучение его различным вариантам психологического анализа практики, в которую он включен в образовательном учреждении. Довольно часто психолога воспринимают как тестолога или кабинетного работника, занятого изучением проблем отдельных учащихся и помогающим им преодолевать различные трудности школьной жизни. Не отрицая важности этой «помогающей» функции, надо отметить настоятельную потребность современной средней и высшей школы в иных направлениях его профессиональной психологической деятельности. По нашему мнению, наиболее значимой в ближайшем будущем может стать функция, связанная со спецификой содержания работы в школе, а именно, психолог должен быть включен в основной образовательно-воспитательный процесс не как приглашенный специалист, а как его равноправный участник.

Психолог непременно должен уметь работать в ситуации учебного класса, т.е. особым образом анализировать деятельность учебной группы, отдельных учащихся или учителя. Ему обязательно надо быть осведомленным в сути современных инновационных педагогических технологий, внедряемых в ходе освоения педагогическим коллективом дидактических систем.

Инновационная деятельность в современной школе может осуществляться на разных уровнях в зависимости от целей, определяемых в программе развития школы, а также от степени готовности педагогического коллектива к введению новшеств. Данная деятельность является одним из наиболее интересных и трудных участков работы практического психолога в школьном коллективе, поскольку, открывая новые перспективы, не гарантирует автоматического снижения ежедневной, рутинной нагрузки. В связи с этим, целесообразно выделить для себя основные направления научно-исследовательской и научно-методической работы, которые могут сблизить практического психолога с педагогическим коллективом. В то же время ему важно не "утонуть" в общей массе внутришкольных дел, а определить наиболее актуальные проблемы, которые он может исследовать и решать наиболее продуктивно, воздействуя тем самым и на психологический климат в педагогическом коллективе, и на те ключевые моменты школьной жизнедеятельности, которые требуют его личного участия.

Так, например, одним из наиболее ответственных моментов в этом процессе является участие психолога в выборе педагогическим коллективом направления инновационной деятельности и в освоении инноваций учителем. Оказывая помощь на этапе проектировки новой деятельности и консультируя педагога, психолог не фиксирует внимание учителя на типовых задачах, а объясняет, как работать в инновационном режиме, т.е. знакомит его с психологическими принципами инновационной деятельности на материале конкретного учебного предмета, способствуя закреплению положительной мотивации инновационной деятельности. По сути, не являясь учителем-предметником, психолог, общаясь с учителем, должен за частными педагогическими фактами стараться обнаруживать психологические закономерности и учить этому своих коллег-педагогов.

В процессе реализации своих научных и учебно-методических планов система ориентиров должна выстраиваться педагогом самостоятельно, хотя, методы, средства, приемы могут разъясняться ему психологом, уже вышедшим на теоретический уровень осмысления психологического содержания осваиваемой деятельности. Это соответствует основным идеям деятельностного подхода в обучении, связанного с работами Л.С.Выготского [5], А.Н.Леонтьева [19,20], С.Л.Рубинштейна [26, 27], П.Я.Гальперина [6,7], Н.Ф.Талызиной [30], Д.Б.Эльконина [32], В.В.Давыдова [9,10] и др.

При реализации деятельностного подхода педагог субъективно "открывает" в процессе обучения и воспитания педагогические средства и приемы взаимодействия, объективно уже существующие в педагогике. Он выходит на уровень содержательного обобщения и становится способным действовать в нестандартных условиях.

Психолог не должен подменять познавательную активность учителя или учащегося своей собственной. Он имеет отдельный "фронт работ", которые, кроме него самого, никто не обязан выполнять. В то же время он сам создает себе поле деятельности, не дожидаясь момента, когда его вызовут как "скорую помощь". В этом случае его место и роль в образовательной системе становятся понятными детям, учителям и родителям учащихся.

Традиционное распределение внутришкольных обязанностей отводит практическому психологу два основных направления деятельности: 1) психологическая диагностика, прежде всего диагностика готовности детей к школе и 2) психокоррекционная работа. По нашему мнению, есть еще два перспективных направления деятельности психолога в системе образования - преподавание психологии как учебного предмета, начиная с первого класса и психолого-педагогическое сопровождение инноваций.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие заведующего кафедрой психологии, заведующего Лабораторией психологии обучения и развития социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета А. iconУчебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных...
Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психо­логии Московского государственного университета

Учебное пособие заведующего кафедрой психологии, заведующего Лабораторией психологии обучения и развития социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета А. iconСтруктура и функции образа мира в практической деятельности
Работа выполнена на кафедре психологии труда и инженерной психологии факультета психологии Московского государственного университета...

Учебное пособие заведующего кафедрой психологии, заведующего Лабораторией психологии обучения и развития социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета А. iconПредмет и объект психологии. История развития психологического знания...
История развития психологического знания и основные направления в психологии. Основные психические процессы, свойства, состояния....

Учебное пособие заведующего кафедрой психологии, заведующего Лабораторией психологии обучения и развития социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета А. iconРешение жюри XXI межрегионального фестиваля эстрадного детского танца «Чёрный котёнок 2013»
Председателя жюри – заведующего кафедрой народного танца Московского государственного университета культуры и искусств, профессора...

Учебное пособие заведующего кафедрой психологии, заведующего Лабораторией психологии обучения и развития социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета А. iconМетодические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям студентов
Под редакцией заведующего кафедрой общей хирургии Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького профессора иващенко...

Учебное пособие заведующего кафедрой психологии, заведующего Лабораторией психологии обучения и развития социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета А. iconМладенчество • детство • юность • взрослость • старость
Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики, декан факультета клинической психологии С. Петербургской...

Учебное пособие заведующего кафедрой психологии, заведующего Лабораторией психологии обучения и развития социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета А. iconЭкзамен Общая психология Сравнительный анализ житейского и научного...
Критерии структурирования научного психологического знания. Место общей психологии в системе психологического знания

Учебное пособие заведующего кафедрой психологии, заведующего Лабораторией психологии обучения и развития социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета А. iconКнига для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов
Рецензент: к мед н.,доцент И. В. Добряков (факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Институт специальной...

Учебное пособие заведующего кафедрой психологии, заведующего Лабораторией психологии обучения и развития социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета А. iconКнига для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов
Рецензент: к мед н.,доцент И. В. Добряков (факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Институт специальной...

Учебное пособие заведующего кафедрой психологии, заведующего Лабораторией психологии обучения и развития социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета А. iconЛичностные детерминанты процессуальной мотивации трудовой деятельности
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов