Лекционный курс Гнозис Кучково поле Москва




НазваниеЛекционный курс Гнозис Кучково поле Москва
страница1/20
Дата публикации03.03.2016
Размер3.68 Mb.
ТипКнига
zadocs.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
В. В. Красных

ОСНОВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ И ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

Лекционный курс

Гнозис

Кучково поле

Москва

2001

ББК81 2Р

Кр78

Красных В В

Кр78 Основы психолингвистики и теории коммуникации Курс

лекций — М ИТДГК «Гнозис», 2001 — 270 с

ISBN 5 94244 010-7

Настоящее издание представляет курс лекций по основам психолиш вистики и теории коммуникации

Данный курс создавался и читается автором на филологическом факультете МГУ как первый лекционный курс в рамках специализации «Теория и практика межкультурной коммуникации» и предваряет курс «Этнопсихолингвистика и лингвокультурология» однако он может читаться и как самостоятельный

Книга адресована в первую очередь преподавателям, читающим аналогичный курс а также вполне может использоваться студентами изучающими курс психолингвистики, в качестве учебных материалов

ББК81 2Р

ISBN 5 94244010-7 © В В Красных, 2001

©Оформление ИТДГК «Гнозис», 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5

Лекция 1. Психолингвистика (ПЛ) и теория коммуникации (ТК) История ПЛ Объект и предмет ПЛ, актуальные проблемы Место ПЛ в ряду других наук 8

Лекция 2. Язык как предмет ПЛ звук и смысл, слово сознании человека, психолингвистический аспект словообразования и грамматики Невербальные компоненты коммуникации 31

Лекция 3. Сознание, соотношение сознания и действительности Языковое сознание Картина мира vs языковая картина мира Сознание — мышление — интеллект 55

Лекция 4. Речь и мышление Речевая деятельность 73

Лекция 5. Языковой/речевой механизм 93

Лекция 6. Модели порождения речи Модели восприятия речи 103

Лекция 7. Виды знаний Когнитивные структуры 122

Лекция 8. Процесс социализации Феномен языковой личности Человек говорящий Знания и представления 143

Лекция 9. Когнитивные пространства и когнитивная база Структура знаний человека говорящего Коммуникация природа, цель, условия, типы 162

Лекция 10. Коммуникация: природа, цель, условия, типы (продолжение). Пресуппозиция 176

Лекция 11. Коммуникативный акт. Дискурс 189

Лекция 12. Понятие «текст». Текст с точки зрения ПЛ 204

Лекция 13. Порождение и восприятие текста. Модель коммуникативного акта 225

Список использованной литературы 249

Указатель базовых понятий курса 267

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодня, я думаю, уже ни у кого не вызывает никаких сомнений и возражений такое утверждение: современный лингвист (и более широко — современный филолог) не может не быть знакомым с психолингвистикой, как минимум — с ее основами, и с теорией коммуникации как с одним из основных направлений психолингвистических исследований.

Настоящее издание представляет курс лекций по основам психолингвистики и теории коммуникации. Эта книжка может оказаться полезной для преподавателя, который собирается читать или читает аналогичный курс, а кроме того, она вполне может использоваться студентами, изучающими курс психолингвистики, для подготовки к занятиям или к экзаменам.

Поскольку это курс лекций, то для меня было важным дать слушателям представление о наиболее значимых и наиболее интересных направлениях, школах, теориях, работах, которые оказали огромное влияние на становление психолингвистики, определили ее сегодняшнее лицо и отражают основные взгляды психолингвистов прошлого и настоящего. Кроме того, я посчитала необходимым познакомить слушателей с наиболее известными исследователями, их идеями и трудами. Ну и, наконец, по некоторым вопросам я предлагаю свою точку зрения, которая прошла апробацию и доказала, как я надеюсь, свое право на существование (в виде конкретных практических проектов и в виде докторской диссертации, защищенной в 1999 году). Данный курс лекций как таковой прошел апробацию на филологическом факультете МГУ.

Предлагаемый текст не является «записью» звучащих лекций, он предназначен для того, чтобы на его основе пре-

подаватель мог прочитать свои лекции, что-то добавив, а что-то, возможно, и сократив. Студентам же этот текст даст необходимый минимум знаний по данному курсу.

Учитывая специфику жанра лекционного курса и все только что сказанное, не могу не отметить, что данный курс не является стопроцентно авторским, в том смысле, что я опиралась на уже существующие монографии, статьи, опубликованные результаты исследований и т. д. Кроме того, особо подчеркну, что в основу ряда лекций легли учебники и учебные пособия по психолингвистике, вышедшие в конце 90-х: Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1997; Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М.. 1999; Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1999. Так, лекции, посвященные истории психолингвистики, языку как предмету психолингвистических исследований, видам знания, речевым механизмам, моделям порождения и восприятия речи и др., были написаны на основе данных изданий. Работы, на основе которых написана та или иная лекция, указаны после конкретной лекции В Списке литературы под рубрикой Основная.

Итак, в конце каждой лекции представлен список литературы. В основную литературу я включала те материалы, которые были максимально использованы при написании самой лекции и рекомендуются слушателям для подробного и глубокого ознакомления. В состав дополнительной литературы включены работы, которые так или иначе были использованы при подготовке данной лекции, упоминаются или цитируются в тексте лекции, представляют значительный интерес, но не являются необходимо обязательными по данному вопросу, в силу чего рекомендуются слушателям для факультативного ознакомления. Помимо этого в конце книги помещен список литературы по всему курсу, который включает в себя те издания, которые были использованы мною при написании курса. Преподавателям, читающим курс лекций, я бы рекомендовала познакомить-

ся, безусловно, со всеми изданиями, указанными в книжке, тем более что это далеко не полный список работ, которые следовало бы знать каждому, кто занимается проблемами психолингвистики.

В курс вошло 13 лекций. Число, конечно, не самое «удачное», зато оптимальное. Попробую объяснить: курс рассчитан на один семестр — от 10 до 15 лекций, в зависимости от конкретного учебного плана. Логика следования материала и его подачи такова, что границы между лекциями оказываются достаточно гибкими и могут слегка сдвигаться в ту или иную сторону, что позволяет укомплектовывать наполнение конкретной лекции по своему усмотрению. Лекционный курс предполагает обязательное «сопровождение» в виде семинарских занятий.

И последнее замечание: не стоит рассматривать данный курс лекций как максимально полный, исчерпывающий материал по психолингвистке. Вовсе нет. Во-первых, это именно курс лекций, который призван познакомить с основами данной дисциплины (это своего рода минимум ми-ниморум). Во-вторых, данный курс является первой лекционной дисциплиной в рамках специализации «Теория и практика межкультурной коммуникации» и имеет целью подготовить слушателей к последующим курсам и непосредственно к курсу этнопсихолингвистики и лингвокуль-турологии, что также обусловило некоторую специфику отбора проблем, обсуждаемых в этом курсе, и точек зрения, излагаемых в нем.

ЛЕКЦИЯ 1

^ Психолингвистика (ПЛ) и теория коммуникации (ТК) История ПЛ

Объект и предмет ПЛ, актуальные проблемы Место ПЛ в ряду других наук

Что мы знаем о языке? Как мы используем язык? Как мы оперируем своими знаниями в процессе общения? Что есть общение, коммуникация? Кто выступает в роли субъекта коммуникации? Как человек порождает и воспринимает речь? Почему люди иногда понимают друг друга с полуслова, с полувзгляда, а иногда никак не могут договориться, несмотря ни на какие объяснения?

Мы постараемся рассмотреть эти вопросы и ответить на них или хотя бы предложить варианты их решения. И сделаем мы это в рамках предлагаемого курса, который, напомним, называется «Основы психолингвистики (ПЛ) и теории коммуникации (ТК)». В нашем курсе мы будем говорить об основных проблемах, которые являются объектом и предметом ПЛ в целом и ТК как важнейшего ее направления. И в самом начале сделаем предварительное заявление, которое звучит гордо: мы с Вами попытаемся обнаружить тот «магический кристалл», сквозь который мы смотрим на мир, членим и оцениваем его. Мы попытаемся «войти» в виртуальную реальность нашего сознания и проанализировать феномены, которые стоят за речевой деятельностью, за коммуникативным поведением и обусловливают успешность общения или провоцируют коммуникативные неудачи.

Но начнем мы с того, что такое ПЛ (как ее определяют исследователи), с истории ПЛ (как появилась ПЛ и поче-

му), с определения ее как научной дисциплины (какие проблемы стоят в центре внимания), рассмотрим основные направления научных исследований, которые ведутся в рамках ПЛ, и определим место самой ПЛ в ряду других наук. Этим вопросам и будет посвящена первая лекция.

Итак, сегодня уже достаточно банально звучит утверждение, что развитие научной мысли в XX веке привело к значительной «гуманизации» исследований и обусловило антропоцентризм в сфере гуманитарных (и не только) дисциплин. «Антропостремительные» (по аналогии с «центростремительными») тенденции в лингвистических изысканиях во многом предопределили изменения в научной парадигме филологии (Н. Д. Арутюнова, В. Н. Телия и др.). XX век ознаменовался особым интересом к человеку, к его внутреннему миру, к его сознанию и подсознанию. Это столетие отмечено сугубо научными исследованиями физиологии и функций мозга, психики и психологии человека, развитием философской мысли через «тернии» экзистенциализма и увлечение восточной философией, искусством и философией постмодернизма, искусством «потока сознания» (с очень сложными переплетениями в виде философских литературных трудов) и, в том числе, увлечением идеями фрейдизма, что называется, «в быту». Возможно, мы имеем дело с неким новым «Возрождением» с его интересом к человеку и с его мировоззрением, в центре которого стоит человек. Однако на новом витке особо притягательной силой обладает не просто homo sapiens как некий индивид, но homo sapiens-личность, носитель сознания, обладающий сложным внутренним миром. Этим в определенной степени объясняется появление «стыковых» и междисциплинарных научных исследований, развитие таких дисциплин, как психолингвистика, когнитивная лингвистика и когнитивная психология, этнопсихолингвистика, все большее распространение получает изучение концептосфе-ры, языковой картины мира, языкового сознания.

^ ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПСИХОЛИНГВИСТИКА?

Во-первых, заметим, что первые случаи употребления этого термина можно найти в немецкой психологической литературе последней четверти XIX века. Однако в активный научный обиход термин вошел в 50-е годы XX века, после двух научных семинаров, которые проводились в США в 1951 и 1953 годах, и после книги «Psycho-linguistics. A Survey of Theory and Reasearch Problems» (под. ред. С. E. Osgood & Т. A. Sebeok), которая вышла в свет в 1954 г. Заметим, кстати, что сам термин не сразу завоевал симпатии исследователей. Так, R. Brown писал, что слово «психолингвист» скорее говорит о свихнувшемся полиглоте, чем о психологе, интересующемся языком. А. А. Залев-ская упоминает случай, когда ее собеседница, узнав, чем занимается сама Залевская, с радостным пониманием воскликнула: «А-а, значит Вы лингвопсихопат!».

Во-вторых, нельзя не заметить, что в современной науке нет единого понимания данного термина. Это связано с тем, что конкретное понимание ПЛ зависит от многих факторов: какой период, какая страна и даже какой конкретно исследователь имеется в виду (изначально лингвист или психолог), если и когда мы говорим о ПЛ (Е. Ф. Тарасов, Р. М. Фрумкина, А. А. Залевская, Е. Hatch). В связи с этим говорят о ПЛ Осгуда, ПЛ Хомского и т. д., т. е. подчеркивают, что имеется в виду определенное направление, связанное с именем какого-либо исследователя. В целом, по мнению Е. Ф. Тарасова, ПЛ — «собирательное название для научных теорий, ориентирующихся часто на не только несовпадающие, но иногда прямо противоположные методологические представления: психолингвистические школы и направления возникали на разной национальной и культурной основе, связаны с разными психологическими и лингвистическими школами».

И, в-третьих, в наши дни термин «психолингвистика» относится к числу весьма модных и популярных. Зачастую

авторы декларируют в названии или аннотации психолингвистический подход, которым в самой работе и не пахнет. Одним словом, как говаривал Козьма Прудков, если на клетке льва написано «буйвол», не верь глазам своим.

После столь пространных вступительных замечаний представим наиболее авторитетные трактовки ПЛ. Итак, ПЛ воспринимается как:

1. наука лингвистическая:

  1. «вариант» лингвистики (Л. В. Сахарный; К. Ф. Седов, И. Н. Горелов);

  2. специфический ракурс теоретического языкознания (А. Е. Супрун);

— экспериментальная лингвистика (G. D. Prideaux):

  1. наука психологическая: элемент системы психологических наук (А. А. Леонтьев и современные зарубежные исследователи, напр., D. W. Carroll);

  2. наука междисциплинарная: научная дисциплина, которая пытается разработать лингвистически и психологически валидную теорию, способную объяснить природу языка и его усвоение детьми (J. F. Kess).

Я предлагаю Вам считать ПЛ наукой, находящейся сегодня в стадии становления как самостоятельной научной дисциплины и безусловно носящей междисциплинарный характер.

В отечественной научной школе ПЛ понималась и понимается как теория речевой деятельности (ТРД) и вписывается в общую теорию деятельности человека (подробнее об этом мы будем говорить позже). ПЛ — наука, «изучающая устройство и функционирование речевых механизмов человека» (А. А. Леонтьев). Такое понимание восходит к психологической школе Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна. Основными постулатами ТРД являются изначальная активность субъекта, его включенность в совместную деятельность, ведущая роль мотивации.

Сразу оговоримся, что, по мнению ряда ученых, современная ПЛ «по характеру решаемых задач стала значительно шире теории речевой деятельности» (И. Н. Горелов, К. Ф. Седов). Если принимать узкое понимание ТРД, то с этой точкой зрения нельзя не согласиться: действительно, круг решаемых психолигвистикой проблем весьма широк. Однако представляется допустимым и широкое трактование, когда все, что имеет отношение к самой речевой деятельности, рассматривается с позиций и в рамках ТРД; это могут быть и процедуры формирования и формулирования мысли (И. А. Зимняя), и проблемы понимания речи, и процесс общения, и факторы, обусловливающие его протекание, и вопросы онтогенеза детской речи (как ребенок учится говорить) и т. д. Итак, давайте пока договоримся: ПЛ — это теория речевой деятельности (в широком понимании). Примем это определение как рабочее. Надеюсь, что в конце курса будет более понятно, что такое ПЛ и что такое ТРД.

Объект ПЛ — совокупность речевых событий или речевых ситуаций.

Предмет ПЛ — соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой.

Целью ПЛ является описание и объяснение особенностей функционирования языка как психического феномена (включая овладение и пользование как первым, так и вторым языком) с учетом сложного взаимодействия множества внешних и внутренних факторов при изначальной включенности индивида в социально-культурные взаимодействия (А. А. Залевская).

И последнее замечание о сути ПЛ: ПЛ — не «довесок» к лингвистике или психологии, но серьезное научное направление, которое находится в стадии становления как самостоятельной дисциплины. ПЛ возникла на стыке наук и

носит междисциплинарный, интеграционный характер. Вместе с тем, мы все-таки не будем забывать, что мы филологи и что для нас ПЛ — это наука о психическом в языке (Бодуэн де Куртене), о том, как человек пользуется языком, о том, как он строит свой дискурс с точки зрения процесса и результата. И поскольку, как говорил Ельмслев, текст есть то, что получает лингвист в нерасчлененной целостности в качестве исходного материала для анализа, то следовательно, во всех своих рассуждениях о ПЛ проблемах мы отталкиваемся от языка и к языку же приходим.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекционный курс Гнозис Кучково поле Москва iconМосква Издательство «кучково поле»
Настоящее издание осуществлено в рамках мегапроекта «Антология отечественной военной мысли»

Лекционный курс Гнозис Кучково поле Москва iconУчебно-методическое пособие Северодвинск 2012 Сабирова Е. В. Лекционный...
Сабирова Е. В. Лекционный курс и тестовые задания для итоговой аттестации студентов по дисциплине «Физическая культура»: Учебно-метод...

Лекционный курс Гнозис Кучково поле Москва iconФедеральная служба исполнения наказаний РФ калинин Юрий Иванович,...

Лекционный курс Гнозис Кучково поле Москва iconКурс «Школа Ессейских Практик» Чему обучает курс
Прохождение по 10-ти энергетическим центрам. Энергетический центр – это совокупность участков грубого, тонкого и духовного тел, сердцевиной...

Лекционный курс Гнозис Кучково поле Москва iconЛекционный курс составлен вед н. с. Н. Л. Катсон и рассчитан на два...
Истоки византийского искусства. Фаюмский портрет; мозаики и фрески римских вилл; живопись катакомб (II iv вв. )

Лекционный курс Гнозис Кучково поле Москва iconСамо название нашего курса «Тепло и теплотехника», по-видимому, не...
Вы. В течение одного учебного семестра Вы прослушаете лекционный курс в объёме 34-х часов и проведёте лабораторные занятия. В конце...

Лекционный курс Гнозис Кучково поле Москва iconКраткий лекционный курс для студентов специальности «Менеджмент организации» всех форм обучения
Научные основы организации производства. 2 Основные законы и принципы эффективной организации производства в современных условиях....

Лекционный курс Гнозис Кучково поле Москва iconКомпании
Если вы не знаете, что писать в каком-либо поле (кроме помеченных *), оставьте его пустым. Если не можете заполнить поле с пометкой...

Лекционный курс Гнозис Кучково поле Москва iconСатьянанда Сарасвати Древние тантрические техники йоги и крийи. Продвинутый курс
«Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники йоги и крийи. Систематический курс (в трех томах). Том II. Продвинутый...

Лекционный курс Гнозис Кучково поле Москва iconОбщий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано...
Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов