«Рекомендации специалистам по работе с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья (овз)»




Название«Рекомендации специалистам по работе с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья (овз)»
страница1/6
Дата публикации03.03.2016
Размер0.95 Mb.
ТипРеферат
zadocs.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5   6
Министерство труда и социального развития Мурманской области
Государственное областное бюджетное учреждение
социального обслуживания населения
«Мурманский центр социальной помощи семье и детям»



«Рекомендации специалистам
по работе с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»



Мурманск

2013

Данная информационная брошюра предназначена для специалистов, работающих в сферах социальной работы и педагогики и профессионально ориентированных на реабилитацию семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.



Сборник подготовили специалисты ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД»:

Заведующая организационно-методическим отделением: Андрианова К. С.

Заведующая отделением для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Скирда Ж. Е.

Учитель-дефектолог: Родионова Е.В.

Учитель-логопед: Русаченко Л.М.

Педагог-психолог: Ивахненко Л.А.

Педагог дополнительного образования: Громова И.В.

Тираж: 100 экз.



  • ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД», 2013


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ




1.

Теоретический блок:




Современное состояние реабилитационной работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России и за рубежом







1.1.

Социальный подход к системе семейных отношений как необходимое условие комплексной реабилитации детей с ОВЗ







1.2.

Механизмы взаимодействия родителей, педагогов, специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, и общественных организаций в системе предоставления разносторонней помощи детям с ОВЗ




2.

Практический блок:




Опыт работы специалистов ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД» с детьми с ОВЗ







2.1.

Русаченко Л. М. Технологии сотрудничества логопеда и родителей в процессе проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ







2.2.

Ивахненко Л. А. Методика оказания помощи педагогом-психологом родителям, воспитывающим детей с ОВЗ в Центре социальной помощи семье и детям







2.3.

Родионова Е.В. Программа «Мамина школа» как форма интеграции специалистов с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья







2.4.

Громова И. В. Методика проведения занятий по программе «Мамина школа» педагогом дополнительного образования




3.

Приложения







3.1.

Приложение «Взаимодействие педагога-психолога

и агрессивного ребенка»










3.1.1.

Критерии выявления агрессивного ребенка










3.2.1.

Анкета «Признаки агрессивности»










3.3.1.

Стили воспитания родителей










3.4.1.

Способы выражения (выплескивания) гнева










3.5.1.

Шесть рецептов избавления от гнева







3.2.

«Педагогическая мастерская «Развитие общей и ручной моторики у детей с применением нетрадиционных методик»







3.3.

Приложение «Логопедический массаж как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ»










3.3.1.

Основные приемы логопедического массажа










3.3.2.

Организация логопедического занятия на дому







3.4.

«Игровые формы коррекционной работы с детьми с ОВЗ»




4.

Библиографический список методических изданий «В помощь реабилитологу»




ЗАКЛЮЧЕНИЕ






ВВЕДЕНИЕ

Данное методическое руководство предназначено для специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Информация, содержащаяся в пособии, может быть полезна каждому специалисту, кто, так или иначе, соприкасается с воспитанием детей. При этом, важнейшим методологическим аспектом в процессе создания «Рекомендаций специалистам» являются практические рекомендации специалистов ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД». Они способствуют многостороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (побуждению к творчеству), усиливая свой эффект при «включении» родителей в процесс обучения.

Семья для ребенка - это наиболее мягкая среда, создающая благоприятные условия для роста и развития. Данное методическое пособие поможет вам найти научно-практические работы многих исследователей, дефектологов, педагогов-психологов, педагогов. В тексте множество разделов, посвященных вопросам реабилитации, в конце пособия - представлен список научной и научно-популярной литературы, которая облегчит реабилитационную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Авторы старались избегать сложных терминов, их в книге мало.

В методическом пособии изложены подходы к решению данной проблемы в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Издание адресовано психологам, дефектологам, социальным педагогам, воспитателям, а также родителям, заинтересованным в развитии своих детей.
Теоретический блок

Современное состояние методической работы с родителями детей с ОВЗ в России и за рубежом

^ 1.1.Социальный подход к системе семейных отношений как необходимое условие комплексной реабилитации детей с ОВЗ

Понятие системы, долгое время остававшееся в ведении социологов, в последнее время становится ведущим в педагогике, психологии и других «вспомогательных профессиях», таких как уход за больными и социальная работа. Особенно широкое распространение данное понятие получило в области исследований семейных отношений. В психологии оно нашло выражение, прежде всего, в развитии теории семейных систем и социально-экологических моделей. В социологии же все теории, так или иначе, касаются моделей, групп или «систем» взаимодействия людей с ограниченными возможностями здоровья, их родных и близких.

В последующем обсуждении мы сосредоточимся на системных моделях в педагогике, психологии и других социальных профессиях и на применении этих моделей к семьям с детьми с ОВЗ. В этой связи, следует отметить сходство между представленными моделями и некоторыми значительными современными течениями педагогической и социологической мысли. В итоге, мы получим общую концептуальную основу для понимания внутренней жизни семей особых детей и работы с ними.

Лишь относительно недавно профессионалы, работающие с семьями, один из членов которых страдает серьезным заболеванием, начали интересоваться концепциями функционирования семьи. Традиционно основное внимание уделяется самому человеку с проблемами развития, а другие члены семьи остаются на втором плане. Такой подход мало помогает тем здоровым членам семьи, кто не может справиться с ситуацией самостоятельно. Кроме того, проявление внимания исключительно к члену семьи с ограниченными возможностями неразумно, поскольку не принимает в расчет динамику функционирования всей структуры «главной ячейки общества». Проблема, с которой сталкивается один из членов семьи, влияет на систему в целом (что, в свою очередь, влияет и на его личную ситуацию).

Традиционное нежелание переходить на более широкую, или «экологическую», точку зрения может быть отчасти связано с последствиями популярности психоанализа, сосредоточенного на индивидуальных психических процессах и пренебрегающего межличностными связями. Кроме того, психоаналитическая теория уделяет основное внимание матери, сосредоточиваясь на отношениях матери и ребенка. Отцы сознательно игнорируются вследствие предположения, что их влияние менее важно для развития ребенка, чем влияние матерей. Теории, развивающиеся в психоаналитическом русле, отражают традиционное представление об отце как отдаленной, маловлиятельной фигуре. В некоторых случаях мать рассматривается как первый и важнейший предмет младенческой привязанности, а отец — исключительно как фигура, поддерживающая мать. Еще одним важным фактором, возможно, является то, что теоретики семьи и семейные терапевты, за некоторыми исключениями, не проявляли особого интереса к изучению людей с серьезными хроническими заболеваниями или с нарушениями развития в контексте их семей. Многие специалисты сужают круг своего вмешательства до самой болезни или, в лучшем случае, больного. Каковы бы ни были причины столь узкого подхода, отрадно заметить, что в последнее время в литературе о людях с нарушениями и их семьях появляется все больше упоминаний о теории семейных систем, что, в свою очередь, предопределяет сущность социального подхода к самой проблеме воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рассмотрим основные элементы и механизмы функционирования структуры семьи и семейных отношений в целом.

В современной научной литературе под семьей понимается группа людей, состоящая из отца, матери, детей и других близких родственников, проживающих вместе и объединенных общей деятельностью и общими интересами.

Структура семьи складывается из разнообразия характеристик, которые и делают каждую семью уникальной. В число этих факторов включаются собственно характеристики состава семьи, культурный и идеологический стиль.

^ Характеристики состава семьи. Большое количество литературы, посвященной семьям, страдающим от нарушений одного из своих членов, основано на представлении о некоторой усредненной «стандартной семье». Однако семьи чрезвычайно сильно различаются по составу: расширенные семьи, члены которых могут проживать как вместе с родственниками, так и на расстоянии; неполные семьи; семьи, один из членов которых страдает серьезным психическим расстройством, алкоголизмом или наркоманией; семьи, потерявшие одного из своих членов, смерть которого продолжает оказывать влияние на идеологию семьи. Хотя характеристики состава семей, один из членов которых имеет нарушения развития, уже изучены, пока не предпринято значительных исследований с целью установить, как состав семьи влияет на успешность или неуспешность ее функционирования. В отношении состава семьи важно помнить, что его характеристики со временем меняются. Например, уход одного из членов семьи может создать трудности в коммуникации и взаимоотношениях, а приход в семью нового человека - изменить стиль коммуникаций и увеличить динамику.

^ Культурный стиль. Культурные представления семьи, по мнению большинства отечественных и зарубежных ученых, являются, возможно, наиболее статичным элементом; они играют важную роль в формировании семейного идеологического стиля, моделей взаимодействия и функциональных приоритетов. По их мнению, на культурный стиль семьи могут оказать влияние этнический, расовый, религиозный факторы и социально-экономический статус. Также указанные выше факторы влияют на способы приспособления семьи к особому ребенку, и могут оказать влияние на стиль использования медицинской и социальной помощи и на уровень доверия к социальным учреждениям.

^ Идеологический стиль. Идеологический стиль семьи основан на ее взглядах, ценностях и принятом в семье поведении. На все перечисленное, в свою очередь, оказывают большое влияние культурные представления. Например, в некоторых еврейских семьях очень большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей. В этих семьях высоко ценятся школьные успехи детей, отчасти, видимо, в связи с тем, что успешное обучение открывает больше возможностей для выбора профессии и помогает избежать дискриминации; поступление после школы в колледж считается совершенно необходимым. В то же время в некоторых итальянских семьях, придающих первостепенное значение родственной привязанности и крепким семейным узам, поступление в колледж может рассматриваться как угроза сплоченности семьи. Убеждения и ценности могут передаваться из поколения в поколение и оказывать большое влияние на взаимодействие членов семьи, как между собой, так и с другими семьями и иными системами (например, школами и различными государственными учреждениями). Однако важно помнить, что семьи с одинаковым этническим, религиозным и культурным происхождением могут, тем не менее, значительно различаться.

Реакция семьи на нарушения развития или болезнь ребенка во многом определяется ее идеологическим стилем; однако верно и обратное: такой ребенок может оказать влияние на ценности семьи. Например, при рождении особого ребенка семья не только реагирует на сам этот факт, но и пересматривает сложившиеся в ней представления о людях с нарушениями. Хронические болезни и нарушения развития не ограничены ни расовыми, ни культурными, ни социально-экономическими барьерами, так что особый ребенок может появиться на свет и в самой догматичной и полной предрассудков семье. В таком случае семье придется не только столкнуться с тем, что означают для нее нарушения развития у ребенка психологически и практически, но и пересмотреть свое отношение к представителям одного из «меньшинств», а именно к людям с ограниченными возможностями. Таким образом, рождение особого ребенка принесет такой семье двойное потрясение.

Семье, столкнувшейся с неизлечимыми болезнями или нарушениями развития, приходится также пересматривать свои взгляды относительно того, кто и что может повлиять на ход событий. Полезно знать, считает ли семья нарушения у ребенка своей виной, чьей-то чужой виной или простой случайностью. Взгляды семьи могут повлиять на ее реакцию, на события, связанные с нарушениями, на поиск помощи и отношение к медицинским и социальным учреждениям. Многие исследователи, занимающиеся изучением данной проблемы, полагают, что профессионалам следует интересоваться представлениями семьи о том, что вызвало нарушения или болезнь и что может повлиять на ее исход. Возложение ответственности на кого-то конкретно, чувства вины и стыда могут негативно повлиять на способность семьи справиться с хронической болезнью или нарушениями развития ребенка.

Идеологический стиль влияет и на принятые в семье механизмы решения проблем. Различные стратегии их решения могут помочь семье изменить восприятие ситуации. Как пример потенциально дисфункционального стиля решения проблем приведем данные одного исследования, показавшего, что отцы умственно отсталых подростков, в сравнении с контрольной группой отцов здоровых детей, проявляют выраженные реакции отчуждения и избегания, что помогает им справиться с тревогой.

Согласно мнению некоторых западных исследователей (например, Турнбулл, Хаузера и Петерсона) стили решения проблем можно разделить на внутренние и внешние: внутренние стратегии предполагают пассивность (проблемы со временем разрешатся сами) и переоценку происходящего (изменение отношения к ситуации с целью продолжать конструктивную жизнь); внешние стратегии включают в себя поиск социальной поддержки (способность использовать ресурсы семьи, а также внешние ресурсы), духовную поддержку (использование духовных истолкований происходящего, следование советам священнослужителей) и формальную поддержку (использование общественных и государственных ресурсов).

В руководстве для семей, имеющих особых детей, Турнбулл и др. описывают члена семьи с нарушениями как источник счастья, любви, важных жизненных уроков, полноты жизни, гордости и силы. Основная задача в упомянутом руководстве, по их мнению, заключается в создании условий для противостояния негативному, патологизирующему взгляду на людей с нарушениями, до сих пор распространенному в литературе.

Любая структура, в том числе и семьи, предполагает существование механизмов ее функционирования. Под функциями в современной научной литературе понимаются продукты или исходы семейного взаимодействия. Они отражают результаты взаимодействия в плане удовлетворения нужд членов семьи. Для успешного функционирования семьи необходима ощутимая взаимозависимость между семьей и внесемейными структурами. Нужно заметить, что семьи различаются как по приоритетности функций, так и по представлениям о том, кто из членов семьи какие функции должен выполнять.

Турнбулл приводит следующие типичные функции семьи:

1. Экономическая (зарабатывание средств на жизнь, оплата счетов, накопление сбережений и т.д.).2. Домашнее хозяйство/забота о здоровье (покупка и приготовление еды, уборка в доме, посещения врачей и т.п.).

3. Досуг (хобби, досуг для всей семьи и для отдельных ее членов).

4. Социализация (развитие социальных навыков, межличностные взаимоотношения).
5. Самоидентичность (распознавание сильных и слабых сторон, чувство принадлежности к семье).

6. Привязанность (чувства любви, привязанности, близости).

7. Образование/работа (выбор карьеры, усвоение профессиональной этики, работа на дому и т.п.).

Ребенок с нарушениями развития, особенно в тяжелых случаях, может чрезвычайно много требовать от семьи, при этом почти ничего не давая взамен. В результате пребывание ребенка в наиболее естественной для него среде (т.е. в семье) может привести к созданию неестественных и крайне обременительных условий жизни для других членов семьи. Более того, особый ребенок может изменить самоидентичность семьи, снизить ее способность к зарабатыванию средств, сузить возможности досуга и социализации, повлиять на карьерные решения. Чтобы описать конкретное влияние ребенка с нарушениями развития на семью, нужно рассмотреть по очереди все ее функции, перечисленные выше. Кроме того, необходимо отметить, что успешно функционирующая семья должна обладать гибкостью, открытостью к переменам и хорошей сопротивляемостью.

До сих пор мы говорили лишь о потенциальных проблемах семьи. Однако случается, что особый ребенок оказывает на ее функционирование благотворный эффект. Например, Бротчерсон и Турнбулл сообщают в своих исследованиях, что многие семьи находят в воспитании умственно отсталого ребенка значительную положительную сторону, связанную с теплотой семейных отношений и сплоченностью семьи. В современной научной литературе можно найти немало сообщений о том позитивном вкладе, который вносит ребенок с нарушениями развития в отношения родителей и других детей в семье. Говоря о функционировании семьи, некоторые исследователи подвергают сомнению ведущую роль родителей в обучении детей (например, Турнбулл, Селигман и др.). Важно помнить, что функция обучения - лишь одна из многих. У родителей есть множество ролей и функций, и нельзя забывать о том, что чрезмерное внимание к одной функции может повлиять на выполнение остальных. Так, предлагая родителям взять на себя обучение ребенка, необходимо поинтересоваться тем, хотят ли они выполнять эту роль, готовы ли к этому и комфортно ли ощущают себя в этой роли. Иногда специалисты предлагают родителям более напряженный график работы с ребенком, чем может выдержать семейная система. Специалисты, не согласовывающие друг с другом свои советы и рекомендации, могут взвалить на семью непосильное бремя. При некоторых типах нарушений у ребенка семья может получать «домашние задания» от преподавателя, речевого терапевта, физического терапевта и т.д. При этом каждый специалист должен представлять себе рекомендации других специалистов и возможности семьи в целом, поскольку чрезмерная нагрузка на один из аспектов семейного функционирования может негативно повлиять на успешное функционирование других аспектов.
Трудно понять поведение семьи, не обращаясь к вопросу о ее жизненном цикле. Это понятие особенно важно, поскольку влияет на все аспекты функционирования семьи. С течением времени каждая семья претерпевает изменения в своей структуре и функциях. Эти изменения, в свою очередь, воздействуют на взаимоотношения в семье.

Жизненный цикл семьи - это серия стадий развития, на каждой из которых жизненный стиль семьи относительно стабилен, и каждый из членов семьи занят задачами, соответствующими этому периоду его жизни. Например, семья с двумя детьми-подростками, помимо забот, характерных для супружеской пары среднего возраста (т.е. родителей), имеет дело со специфическими проблемами бурного и противоречивого периода взросления. Ситуация в семье меняется, когда кто-то из детей покидает дом, что влияет на структуру семьи (например, в доме живут уже не четверо, а трое) и может повлиять на многие другие аспекты семейной жизни, например на стиль взаимодействия и коммуникации.

Можно предположить, что, когда брат или сестра особого ребенка вырастают и покидают дом, семейная динамика заметно изменяется. Например, родители могут полностью сосредоточиться на ребенке с нарушениями, что ограничит как их собственную активность, так и возможность для ребенка проявить какую-то самостоятельность. После отъезда здорового брата или сестры все бремя по уходу за больным может лечь на родителей, а эта перемена в положении семьи, в свою очередь, может побудить бабушек и дедушек включиться в уход за внуком. Далее, если уехавший брат или сестра играли значительную роль в уходе за больным, он/она может испытывать чувство вины и потери. В любом случае, изменение жизненного цикла влечет за собой многочисленные перемены в стиле жизни семьи и самоощущении каждого из ее членов. Для большинства семей эти перемены сперва тяжелы и вызывают смятение, но затем семья привыкает к своему новому положению и достигает некоторого равновесия.

Теоретики (например, Картер, Олсон и др.) выделяют от 6 до 24 стадий развития семьи. Назовем основные семь стадий. Они включают в себя начало семейной жизни; рождение ребенка, младенчество, дошкольный возраст; школьный возраст; подростковый возраст; взросление ребенка, его переход к самостоятельной жизни; постродительскую стадию; старение.

Каждая стадия имеет собственные задачи: например, родительство важно на стадиях воспитания ребенка, но теряет важность в постродительской стадии. Если взросление ребенка не приводит его к независимости (так может случиться, если у ребенка имеются тяжелые нарушения), стадия родительства может продолжаться дольше обычного периода. Это может привести к проблемам, если родители не хотят более оставаться в родительских ролях, а молодой человек с нарушениями развития не способен к самостоятельной жизни. Здоровые дети также могут ощущать на себе бремя присутствия брата или сестры с нарушениями. В некоторых случаях они берут уход за особыми братьями и сестрами на себя. Такие дети могут чувствовать, что жизнь проходит мимо них, они не могут осуществить свои мечты, добиться своих целей, иногда даже не могут завести собственную семью.

Смена жизненного цикла тесно связана с возрастом: например, физическая забота родителей жизненно необходима ребенку в период младенчества, а руководство в образовании и выборе профессии важно для старшеклассника и студента. В младенчестве ребенку совершенно необходима тесная связь с родителями; в юности важно «отпустить» подростка, предоставить ему личное пространство и возможность для самостоятельных действий. Таким образом, ключевой аспект смены жизненного цикла - изменения в функциях членов семьи, вызванные ходом времени и изменением жизненных обстоятельств.

Переходы от одной стадии к другой могут быть источником сильного стресса и даже нарушать функционирование семьи. Согласно исследованию Олсон и др., особенный стресс вызывает взросление подростка и его переход к самостоятельной жизни. Не следует думать, что во всех семьях смена жизненного цикла проходит успешно. Известно, что некоторые семьи детей с ОВЗ оказываются не в состоянии выйти из стадии родительства. Некоторые бедные афроамериканские семьи не могут жить полной семейной жизнью, поскольку их жизненный цикл заключается в буквально бесконечной серии кризисов, требующей от человека сверхчеловеческой приспособляемости. Далее один из западных исследователей Хайнс продолжает: члены проблемных чернокожих семей зависимы друг от друга, как в финансовом, так и в эмоциональном плане. Выживание и успех каждого члена семьи зависит от других. Семьи находятся в состоянии хронического стресса, постоянно ощущают себя зависимыми от внешних изменений. Когда влияние этих внешних стрессоров усиливается обычными стрессами, связанными с развитием семьи, и вертикальными стрессорами, связанными с неразрешимыми семейными проблемами, велика вероятность, что давление всех этих стрессов подорвёт нормальное развитие, как отдельных членов семьи.

Турнбулл и др. соотнесли стадии развития семьи, выделяемые теоретиками семейных систем, со стрессом, испытываемым семьями особых детей. Согласно теориям Турнбулл и Олсон приведем основные стрессовые факторы, соответствующие каждой стадии развития семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

1. Рождение ребенка, младенчество, дошкольный возраст. Постановка точного диагноза; эмоциональное приспособление; сообщение о нарушениях развития у ребенка другим членам семьи.

2. Школьный возраст. Принятие решения об обычном или специальном образовании; решение проблем, связанных с реакциями на ребенка его сверстников; организация учебы и досуга ребенка.

3. Подростковый возраст. Эмоциональное приспособление к хронической и неизлечимой природе нарушений; решение проблем, связанных с сексуальностью ребенка, с его изоляцией от сверстников; создание планов на будущее ребенка, выбор возможной профессии.

4. Взросление. Эмоциональное приспособление к уходу за взрослым ребенком; принятие решения о проживании ребенка (дома или в специализированном заведении); решение проблем, связанных с недостатком возможностей для социализации и общения.

5. ^ Постродительская стадия. Пересмотр отношений с супругом (если ребенок живет вне дома); взаимодействие с работниками специализированного учреждения, где проживает ребенок; создание планов на будущее.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Рекомендации специалистам по работе с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья (овз)» iconПостановление от 2 мая 2013 г. N 397 об осуществлении ежемесячных...
Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18...

«Рекомендации специалистам по работе с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья (овз)» iconКнига «Грибы» из серии игровых учебников «Грамматика в играх и картинках»
Авторы серии книг «Грамматика в играх и картинках» — известные специалисты-практики, давно и плодотворно работающие с детьми раннего...

«Рекомендации специалистам по работе с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья (овз)» iconС ограниченными возможностями
Шестой творческий Фестиваль детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу!» (далее Фестиваль) проводится в г. Санкт-Петербурге...

«Рекомендации специалистам по работе с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья (овз)» iconДети с овз и мультипликация
Но насколько интереснее и увлекательнее придумать и снять мультфильм собственными руками! О том, как придумать, нарисовать, снять...

«Рекомендации специалистам по работе с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья (овз)» iconВопросы по дисциплине «Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами...

«Рекомендации специалистам по работе с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья (овз)» iconСпециальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,...
«Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями...

«Рекомендации специалистам по работе с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья (овз)» iconЗдесь представлен список рекомендуемых отелей для отдыха с детьми...

«Рекомендации специалистам по работе с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья (овз)» iconI-я Всероссийская научно-практическая конференция с международным...
Цель конференции – распространение передового педагогического опыта по использованию развивающих игр и пособий В. В. Воскобовича...

«Рекомендации специалистам по работе с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья (овз)» iconОбласть профессиональной деятельности: образование лиц (детей, подростков...
Коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и общеобразовательные системы

«Рекомендации специалистам по работе с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья (овз)» iconДоклад государственного бюджетного специального (коррекционного)...
Инновационные образовательные программы и технологии, в частности, информационные технологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов