Организация и содержание психолого-педагогического изучения заикающихся подростков и взрослых в связи с задача




НазваниеОрганизация и содержание психолого-педагогического изучения заикающихся подростков и взрослых в связи с задача
страница1/17
Дата публикации03.03.2016
Размер1.8 Mb.
ТипЗадача
zadocs.ru > Психология > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17






Мерзлякова В.П., Рау Е.Н.

Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции. — М: В. Секачев, 2011.
В монографии подробно рассмотрены научные направления изучения заикания, описаны психологические особенности заикающихся подростков и взрослых, показана продуктивность интегрированного использования логопедических и психокоррекционных технологий при устранении заикания. Обоснована необходимость формирования мотивации достижения успеха в процессе коррекционной работы с точки зрения влияния на ее продуктивность. Описана система работы по развитию мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции с учетом личностных особенностей заикающихся подростков и взрослых (в рамках личностно-ориентированного подхода). Данная книга предназначена для специалистов в области патологии речи, студентов и аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Логопедия» и «Специальная психология».

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

^ ГЛАВА I
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ 9


§1. Научные направления изучения заикания в историческом и современном аспектах. 9

§2. Психологические особенности заикающихся подростков и взрослых. Специфика мотивационной сферы заикающихся. 17

§3. Анализ факторов, влияющих на продуктивность коррекционно-педагогической работы с заикающимися. 29

§4. Мотивация достижения и ее влияние на продуктивность учебной деятельности. Роль индивидуально-психологических факторов в формировании мотивации достижения. 35

§5. Пути формирования мотивации достижения успеха в процессе общепедагогической и коррекционной работы. 45

ГЛАВА II
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 52

§1. Организация изучения индивидуально-психологических особенностей заикающихся подростков и взрослых, влияющих на формирование мотивации достижения успеха при коррекции заикания. 52

§2. Особенности личности заикающихся подростков и взрослых, влияющие на формирование мотивации достижения успеха при устранении заикания. 56

^ ГЛАВА III
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ 92


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132

Приложение
МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИИ 136

ВВЕДЕНИЕ


Одним из путей решения проблемы повышения эффективности коррекционной работы с заикающимися является совершенствование организации, содержания, средств и методов коррекционного процесса.

В работах некоторых авторов особое внимание обращено на те свойства личности заикающихся, которые непосредственно влияют на успешность коррекционного процесса (Л.З. Арутюнян, Н.М. Асатиани, В.И. Селиверстов, А.Б. Хавин). Особое внимание в этой связи уделяется фактору мотивации к преодолению заикания (Б. Адамчук, Ж.М. Глозман, Н.Л. Карпова, Ю.Б. Некрасова). Ряд исследователей отмечает, что наличие негативного опыта предыдущих попыток устранения заикания может привести к усугублению личностно-коммуникативных свойств заикающихся, проявляющихся в ряде патологических изменений: когнитивных (искаженное представление о себе и своих возможностях), эмоциональных (наличие отрицательных психических состояний, в основе которых логофобический синдром) и поведенческих (наличие стереотипов пассивно-оборонительного поведения). Наряду с этим у заикающихся может существенно меняться так называемая потребностно-мотивационная сфера, проявляющаяся в неверии в возможность преодоления заикания (Ж.М. Глозман, Н.Л. Карпова, Ю.Б. Некрасова, Н.Н. Станишевская). В этой связи интересны данные польского исследователя Б. Адамчука [68], указывающего на наличие стойкой мотивации к излечению лишь у 10% заикающихся, что существенно усложняет достижение продуктивных результатов их реабилитации.

Поэтому вопрос о достижении наибольшей продуктивности в работе с заикающимися так или иначе связан с активностью самих пациентов. Так, с точки зрения Н.Л. Карповой (1997), необходимо обращать внимание на уровень мотивационной включенности, как самих пациентов, так и их ближайшего семейного окружения; по данным В.И. Селиверстова (1979, 1994), учитывать индивидуальные особенности заикающихся; а, по мнению Ю.Б. Некрасовой (1985, 1992), не только учитывать эти особенности, но и создавать, пролонгировать в процессе психолого-педагогического воздействия продуктивные психические состояния, влияющие на качество речи. В основе этих состояний лежит «мобилизационная готовность пациентов», связанная, по нашему мнению, с уровнем их мотивационного настроя на успешное преодоление заикания. В данном исследовании нами предложено понятие «мотивационный настрой» на преодоление заикания, включающее в себя желание и веру в возможность его устранения, а также осознание необходимости собственных усилий в работе над речью.

Фактор мотивации более широко рассматривается в психолого-педагогической литературе, направленной на изучение вопросов эффективности учебной деятельности (А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман и др.), где также доказывается необходимость исследования некоторых индивидуально-психологических свойств, влияющих на формирование так называемой «положительной мотивации» в процессе обучения.

Мотивация достижения успеха выступает в качестве позитивного фактора деятельности, определяющего стремление человека добиваться успехов в деятельности, что в значительной степени определяет ее продуктивность. Обращает на себя интерес исследователей к проблеме поиска путей формирования мотивации достижения успеха в ходе общепедагогической и коррекционной работы. В общепедагогической литературе описываются не только условия, способствующие формированию мотивации учебной деятельности, но и способы воздействия на мотивацию достижения путем формирования адекватных личностных свойств (Л.Е. Матузов и др.). В литературе, посвященной коррекционному обучению заикающихся, большее внимание уделяется созданию «психологической почвы», способствующей повышению их мотивационной включенности в процесс коррекционного обучения (Н.Л. Карпова и др.). В то же время свойства личности заикающихся подростков и взрослых, влияющие на формирование мотивации достижения успеха при коррекции заикания, недостаточно изучены, и, как следствие, их учет в процессе коррекционной работы является неполным.

В связи с этим изучение психолого-педагогических основ формирования мотивации достижения успеха при коррекции заикания подростков и взрослых является чрезвычайно важным с точки зрения выявления и учета в коррекционно-логопедической работе тех личностных свойств заикающихся, которые могут препятствовать либо способствовать результативности данной работы в целом.

^ В первой главе рассматриваются научные направления изучения заикания в историческом и современном аспектах, описываются психологические особенности заикающихся подростков и взрослых, специфика их мотивационной сферы, анализируются факторы, влияющие на продуктивность коррекционно-педагогической работы с заикающимися, рассматривается влияние мотивации достижения на продуктивность учебной деятельности, ее взаимосвязь с некоторыми свойствами личности, а также пути формирования в рамках общепедагогической и коррекционной работы.

^ Во второй главе описываются методы психолого-педагогической диагностики заикающихся подростков и взрослых, позволяющие составить индивидуальный психологический портрет каждого пациента, описываются индивидуально-психологические особенности заикающихся подростков и взрослых, влияющие на формирование мотивации достижения успеха при устранении заикания.

^ В третьей главе описывается система работы по развитию мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

^ В приложении приводятся методики психолого-педагогической диагностики заикающихся подростков и взрослых, направленные на изучение личностных особенностей, влияющих на формирование мотивации достижения успеха в процессе логопсихокоррекции.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация и содержание психолого-педагогического изучения заикающихся подростков и взрослых в связи с задача iconУстав детской общественной организации «Единство» Железнодорожного района г. Воронежа
Воронежская районная детская общественная организация «Единство» добровольная, общественная, самоуправляемая организация детей, подростков...

Организация и содержание психолого-педагогического изучения заикающихся подростков и взрослых в связи с задача icon1. Ознакомление с базой практики
Изучение современного состояния психолого-педагогической работы в различных учебных учреждениях (вузах, школах, фирмах, учреждениях...

Организация и содержание психолого-педагогического изучения заикающихся подростков и взрослых в связи с задача iconОсновное направление «Возрождение самобытной карельской культуры и развитие туризма»
Кросо – организация свободного образования взрослых, Олонецкий национальный музей ведущее учреждение культуры. В крае проживает большое...

Организация и содержание психолого-педагогического изучения заикающихся подростков и взрослых в связи с задача iconОбласть профессиональной деятельности: образование лиц (детей, подростков...
Коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и общеобразовательные системы

Организация и содержание психолого-педагогического изучения заикающихся подростков и взрослых в связи с задача iconАксиологические основания модернизации педагогического образования
Работа выполнена на кафедре педагогики негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский...

Организация и содержание психолого-педагогического изучения заикающихся подростков и взрослых в связи с задача iconЗадача пропедевтической работы
В III классе предусматривается совершенствование знаний о составе слова в связи с изучением частей речи. В период изучения темы решаются...

Организация и содержание психолого-педагогического изучения заикающихся подростков и взрослых в связи с задача iconУчебное пособие содержание
Деятельность человека и потребность в организации. Фазы фундаментальных изменений в организациях ХХ века. Характеристика различных...

Организация и содержание психолого-педагогического изучения заикающихся подростков и взрослых в связи с задача icon1. Современные отечественные психолого-педагогические концепции детства....
Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Овладеть духовными и практическими способами...

Организация и содержание психолого-педагогического изучения заикающихся подростков и взрослых в связи с задача iconКраткие правила соревнований по грэпплингу (fila)
Время поединка для ветеранов, взрослых и юниоров 5 минут, для старших и младших юношей 4 минуты, для детей и подростков 3 минуты

Организация и содержание психолого-педагогического изучения заикающихся подростков и взрослых в связи с задача icon-
Цели лагеря: духовное возрастание взрослых и детей, знакомство, сплочение прихожан храмов Всехсвятского благочиния, укрепление семьи,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов