Скачать 1.8 Mb.
|
![]() Мерзлякова В.П., Рау Е.Н. Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции. — М: В. Секачев, 2011. В монографии подробно рассмотрены научные направления изучения заикания, описаны психологические особенности заикающихся подростков и взрослых, показана продуктивность интегрированного использования логопедических и психокоррекционных технологий при устранении заикания. Обоснована необходимость формирования мотивации достижения успеха в процессе коррекционной работы с точки зрения влияния на ее продуктивность. Описана система работы по развитию мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции с учетом личностных особенностей заикающихся подростков и взрослых (в рамках личностно-ориентированного подхода). Данная книга предназначена для специалистов в области патологии речи, студентов и аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Логопедия» и «Специальная психология». СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5 ^ §1. Научные направления изучения заикания в историческом и современном аспектах. 9 §2. Психологические особенности заикающихся подростков и взрослых. Специфика мотивационной сферы заикающихся. 17 §3. Анализ факторов, влияющих на продуктивность коррекционно-педагогической работы с заикающимися. 29 §4. Мотивация достижения и ее влияние на продуктивность учебной деятельности. Роль индивидуально-психологических факторов в формировании мотивации достижения. 35 §5. Пути формирования мотивации достижения успеха в процессе общепедагогической и коррекционной работы. 45 ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 52 §1. Организация изучения индивидуально-психологических особенностей заикающихся подростков и взрослых, влияющих на формирование мотивации достижения успеха при коррекции заикания. 52 §2. Особенности личности заикающихся подростков и взрослых, влияющие на формирование мотивации достижения успеха при устранении заикания. 56 ^ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132 Приложение МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИИ 136 ВВЕДЕНИЕОдним из путей решения проблемы повышения эффективности коррекционной работы с заикающимися является совершенствование организации, содержания, средств и методов коррекционного процесса. В работах некоторых авторов особое внимание обращено на те свойства личности заикающихся, которые непосредственно влияют на успешность коррекционного процесса (Л.З. Арутюнян, Н.М. Асатиани, В.И. Селиверстов, А.Б. Хавин). Особое внимание в этой связи уделяется фактору мотивации к преодолению заикания (Б. Адамчук, Ж.М. Глозман, Н.Л. Карпова, Ю.Б. Некрасова). Ряд исследователей отмечает, что наличие негативного опыта предыдущих попыток устранения заикания может привести к усугублению личностно-коммуникативных свойств заикающихся, проявляющихся в ряде патологических изменений: когнитивных (искаженное представление о себе и своих возможностях), эмоциональных (наличие отрицательных психических состояний, в основе которых логофобический синдром) и поведенческих (наличие стереотипов пассивно-оборонительного поведения). Наряду с этим у заикающихся может существенно меняться так называемая потребностно-мотивационная сфера, проявляющаяся в неверии в возможность преодоления заикания (Ж.М. Глозман, Н.Л. Карпова, Ю.Б. Некрасова, Н.Н. Станишевская). В этой связи интересны данные польского исследователя Б. Адамчука [68], указывающего на наличие стойкой мотивации к излечению лишь у 10% заикающихся, что существенно усложняет достижение продуктивных результатов их реабилитации. Поэтому вопрос о достижении наибольшей продуктивности в работе с заикающимися так или иначе связан с активностью самих пациентов. Так, с точки зрения Н.Л. Карповой (1997), необходимо обращать внимание на уровень мотивационной включенности, как самих пациентов, так и их ближайшего семейного окружения; по данным В.И. Селиверстова (1979, 1994), учитывать индивидуальные особенности заикающихся; а, по мнению Ю.Б. Некрасовой (1985, 1992), не только учитывать эти особенности, но и создавать, пролонгировать в процессе психолого-педагогического воздействия продуктивные психические состояния, влияющие на качество речи. В основе этих состояний лежит «мобилизационная готовность пациентов», связанная, по нашему мнению, с уровнем их мотивационного настроя на успешное преодоление заикания. В данном исследовании нами предложено понятие «мотивационный настрой» на преодоление заикания, включающее в себя желание и веру в возможность его устранения, а также осознание необходимости собственных усилий в работе над речью. Фактор мотивации более широко рассматривается в психолого-педагогической литературе, направленной на изучение вопросов эффективности учебной деятельности (А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман и др.), где также доказывается необходимость исследования некоторых индивидуально-психологических свойств, влияющих на формирование так называемой «положительной мотивации» в процессе обучения. Мотивация достижения успеха выступает в качестве позитивного фактора деятельности, определяющего стремление человека добиваться успехов в деятельности, что в значительной степени определяет ее продуктивность. Обращает на себя интерес исследователей к проблеме поиска путей формирования мотивации достижения успеха в ходе общепедагогической и коррекционной работы. В общепедагогической литературе описываются не только условия, способствующие формированию мотивации учебной деятельности, но и способы воздействия на мотивацию достижения путем формирования адекватных личностных свойств (Л.Е. Матузов и др.). В литературе, посвященной коррекционному обучению заикающихся, большее внимание уделяется созданию «психологической почвы», способствующей повышению их мотивационной включенности в процесс коррекционного обучения (Н.Л. Карпова и др.). В то же время свойства личности заикающихся подростков и взрослых, влияющие на формирование мотивации достижения успеха при коррекции заикания, недостаточно изучены, и, как следствие, их учет в процессе коррекционной работы является неполным. В связи с этим изучение психолого-педагогических основ формирования мотивации достижения успеха при коррекции заикания подростков и взрослых является чрезвычайно важным с точки зрения выявления и учета в коррекционно-логопедической работе тех личностных свойств заикающихся, которые могут препятствовать либо способствовать результативности данной работы в целом. ^ рассматриваются научные направления изучения заикания в историческом и современном аспектах, описываются психологические особенности заикающихся подростков и взрослых, специфика их мотивационной сферы, анализируются факторы, влияющие на продуктивность коррекционно-педагогической работы с заикающимися, рассматривается влияние мотивации достижения на продуктивность учебной деятельности, ее взаимосвязь с некоторыми свойствами личности, а также пути формирования в рамках общепедагогической и коррекционной работы. ^ описываются методы психолого-педагогической диагностики заикающихся подростков и взрослых, позволяющие составить индивидуальный психологический портрет каждого пациента, описываются индивидуально-психологические особенности заикающихся подростков и взрослых, влияющие на формирование мотивации достижения успеха при устранении заикания. ^ описывается система работы по развитию мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции с учетом их индивидуально-психологических особенностей. ^ приводятся методики психолого-педагогической диагностики заикающихся подростков и взрослых, направленные на изучение личностных особенностей, влияющих на формирование мотивации достижения успеха в процессе логопсихокоррекции. |
![]() | Воронежская районная детская общественная организация «Единство» добровольная, общественная, самоуправляемая организация детей, подростков... | ![]() | Изучение современного состояния психолого-педагогической работы в различных учебных учреждениях (вузах, школах, фирмах, учреждениях... |
![]() | Кросо – организация свободного образования взрослых, Олонецкий национальный музей ведущее учреждение культуры. В крае проживает большое... | ![]() | Коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и общеобразовательные системы |
![]() | Работа выполнена на кафедре педагогики негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский... | ![]() | В III классе предусматривается совершенствование знаний о составе слова в связи с изучением частей речи. В период изучения темы решаются... |
![]() | Деятельность человека и потребность в организации. Фазы фундаментальных изменений в организациях ХХ века. Характеристика различных... | ![]() | Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Овладеть духовными и практическими способами... |
![]() | Время поединка для ветеранов, взрослых и юниоров 5 минут, для старших и младших юношей 4 минуты, для детей и подростков 3 минуты | ![]() | Цели лагеря: духовное возрастание взрослых и детей, знакомство, сплочение прихожан храмов Всехсвятского благочиния, укрепление семьи,... |