Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая психология по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» (Заочная форма обучения, 3, 4 года)




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая психология по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» (Заочная форма обучения, 3, 4 года)
страница1/7
Дата публикации03.03.2016
Размер0.78 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра подготовки педагогов профессионального образования и предметных методик


УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры

«___»___________2011 г.

Протокол № __

Зав. кафедрой

______________ Н.Ю. Корнеева

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ



по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» (Заочная форма обучения, 3, 4 года)

Составитель:

доцент, к.пс.н. С. Г. Литке

Челябинск 2014

^ Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Педагогическая психология» изучается студентами в рамках Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования на втором курсе в четвертом семестре по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования».

В соответствии с учебным планом аудиторная нагрузка составляет - 8 часов лекционных занятий (4 года обучения), 6 часов лекционных занятий (3 года обучения), 8 часов практических занятий (3 года обучения, 4 года обучения), 83 часа (4 года обучения), 121 час (3 года обучения) отводится для самостоятельной работы.

Научной основой для построения программы данной дисциплины является методология интегративного подхода к изучению человека как объекта научного познания. Курс изучается после дисциплины «Общая психология», «Возрастная психология», что позволяет в процессе обучения ориентироваться на ранее сформированные компетенции.

Выпускникам – педагогам-психологам важно научиться понимать психологические особенности личности профессиональных педагогов, используя их в процессе профессиональной психолого-педагогической деятельности.

Целью дисциплины является формирование представлений о теоретико-методологических основах педагогической психологии, современном состоянии развития педагогической психологии, ее основных категориях, принципах, необходимых для более глубокого понимания предмета педагогической психологии – психологических особенностей педагогов, а также социально-психической компетентности педагогических работников.

Основные задачи курса:

  • создать у студентов целостное представление об основных особенностях личности профессиональных педагогов , как системы универсальных профессиональных проявлений личности, свойственные педагогическим работникам;

  • формировать систему социально-психологических компетенций, связанных с пониманием основ современной психологии;

  • формировать общеучебные компетенции студента вуза: умение формулировать и анализировать основные теоретические понятия; конспектировать и реферировать информационные источники по обозначенным проблемам;

  • организовать самостоятельную работу студентов по освоению общекультурных и общепрофессиональных компетенций;

  • формировать профессионально-важные качества личности педагога-психолога как субъекта образования.

Дисциплина «Педагогическая психология» направлена на формирование у студентов необходимых представлений о психологических закономерностях в процессе профессионального развития человека. В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности особенностей психического развития детей при переходе из одного возраста в другой, ее закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические возрастные особенности обучающихся в процессе профессионального образования и применять полученные знания в профессионально-педагогической деятельности.

Студенты знакомятся с понятиями «педагогическая психология», «психология педагога», «предмет педагогической психологии», «социально-психологическая компетентность в профессиональной деятельности педагога», «профессиональное развитие педагога», «методы исследования социально-психологической компетентности» и т. п.

В процессе изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Наименование компетенции

Содержание компетенции

ОК-7

Готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию

Знать специфику личности профессионального педагога.

Уметь применять знания педагогической психологии в в профессиональной деятельности; в системе целостного усвоения профессионального образования.

Владеть осознанием особенностей психологических проявлений личности педагогов.

ОК-11

Владеет системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения

Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия в педагогическом коллективе.

Уметь адекватно анализировать и оценивать психологические проявления педагогов, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции.

Владеть методами управления педагогическим коллективом в условиях межличностного взаимодействия.

ОК-16

Способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности

Знать методы и приемы анализа проблемных ситуаций, связанных с педагогическими проблемами.
Уметь осознавать суть происходящего в психической реальности на основе знаний о закономерностях развития личности профессионального педагога.

Владеть навыком интеграции психической реальности конкретного человека в процессе планирования его личностного профессионального развития.

ПК-8

Готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности специалиста

Знать закономерности формирования и развития личности педагога на разных этапах профессионального становления.

Уметь выбирать адекватные методы диагностики личности педагога и прогнозировать его профессиональное развитие.

Владеть методами диагностики и прогнозирования личности педагога.


Матрица соответствия компетенций модулям дисциплины:



Компетенция

/компетентностная единица


Модули дисциплины

1

2

3

Педагогическая

психология как научная дисциплина

^ Личность педагога как целостная структура проявления психического

Социально-психологическая компетентность педагога

ОК-7 / 0,2

+

+

+

ОК-11 / 0,25

+

+

+

ОК-16 / 0,33

+

+

+

ПК-8 / 0,33

+

+

+


УМКД «Педагогическая психология» состоит из трех модулей:

  1. Педагогическая психология как научная дисциплина.

  2. Личность педагога как целостная структура проявления психического.

  3. Социально-психологическая компетентность педагога.

Основные формы организации учебного процесса: лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа студентов.

^ Виды контроля знаний студентов и их отчетности:

Для студентов заочного отделения:

Текущий контроль – представление отчета о выполнении самостоятельной работы, оценка публичных выступлений на семинарских занятиях, составление индивидуальной программы личностного профессионального развития.

Итоговый контроль – экзамен (форма интерактивного круглого стола).

Параметры и критерии оценивания экзаменационных ответов:

  1. Соответствие ответа содержанию вопроса.

  2. Полнота содержания и краткость изложения информации.

  3. Степень свободы владения материалом.

  4. Орфоэпическая грамотность и проявление риторических умений.

Оценка «отлично» выставляется при полном самостоятельном верном ответе на вопросы: даны определения, проанализированы различные точки зрения, концептуальные основы рассматриваемой проблемы, приведены примеры, выражено обоснованное личное отношение.

^ Оценка «хорошо» выставляется при достаточно полном ответе на вопросы. В ответе проанализирована только одна точка зрения на рассматриваемую проблему. Студент владеет понятийным аппаратом, но допускает неточности, испытывает небольшие затруднения при обобщении теоретического материала и формулировки выводов. При ответе на дополнительные (наводящие) вопросы студент дает незамедлительные ответы.

^ Оценка «удовлетворительно» выставляется при неполном ответе на вопросы. Студент в основном знает содержание понятий, но допускает ошибки в их использовании, испытывает значительные трудности при обобщении теоретического материала и формулировки выводов, не умеет доказательно обосновать свои суждения. Отвечает на вопросы воспроизводящего характера. Речь неуверенная, прерывистая.

^ Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл. Также оценка «неудовлетворительно» выставляется за полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать.


^ 2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная учебная литература


  1. Козлов, В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или

освящение повседневности / В. В. Козлов [Текст]. М.: Издательство института психотерапии, 2007. – 528 с.

  1. Литке, С. Г. Интегративный коучинг – мастер-класс: тренинг инициации и осознанности счастья / С. Г. Литке [Текст]. – Челябинск, 2013. – 20 с.

  2. Литке, С.Г. Мониторинг социально-психологической компетентности субъектов учреждений высшего и среднего профессионального образования [текст] / С. Г. Литке. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2014. – 97 с.

  3. Литке, С. Г. Счастливая психология: основы психологической компетентности / С. Г. Литке [Текст]. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2012. – 152 с.

  4. Литке, С. Г. Я себя для себя открываю: курс развития психологической компетентности / С. Г. Литке [Текст]. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2010. – 96 с.

  5. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 2 / Р. С. Немов [Текст]. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007. – 496 с.

  6. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 3 / Р. С. Немов [Текст]. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007. – 584 с.

  7. Сластенин, В. А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480.Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст]. – Мн.: Харвест, 2003. – 976 с.

  8. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. – Изд. 19-е / Л. Д. Столяренко [Текст]. - Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 578 с.

  9. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. [Текст]. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.

Дополнительная учебная литература

    1. Барабанщикова, Т. А. Психологические методики изучения личности: Практикум / Под ред. проф. А. Ф. Ануфриева / Т.А. Барабанщикова, А.Н. Рыжкова [Текст]. – М.: ОСЬ-89, 2007 – 304 с.

    2. Васильев, О. С. Психология здоровья человека: Учебное пособие для студентов вузов / О.С. Васильев, Ф. Р. Филатов [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 352 с.

    3. Годфруа, Ж. Что такое психология?: В 2-х т.: т.1 / Ж. Годфруа [Текст]. – М.: Мир, 1992 – 496 с., ил.

    4. Годфруа, Ж. Что такое психология?: В 2-х т.: т.2 / Ж. Годфруа [Текст]. – М.: Мир, 1992 – 376 с., ил.

    5. Психологический словарь / под ред. И. М. Кондакова [Текст]. – М.: Столичный Гуманитарный Институт, 2003 – 1014 с.

    6. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов / составитель и отв. редактор А.А. Радугин, науч. редактор Е.А. Кротков. [Текст]. М., 1996 – 418 с.

    7. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении: Учебник для студентов пед. вузов / Е. Н. Шиянов, [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 288 с.

Информационное обеспечение

  1. Персональный сайт Литке С.Г.: http://литке.рф


^ 3. Образовательные технологии

В основе изучения дисциплины «Педагогическая психология» используется технология модульно-рейтингового обучения. Однако следует заметить, что в процессе изучения отдельных дидактических единиц применяются:

информационные технологии;

творческая и научно-исследовательская деятельность;

технология организации группового взаимодействия;

проектная деятельность.
^ 4. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Основы возрастной психологии»

  1. Лекционная аудитория общей вместимостью 100 человек или виртуальная комната для занятий в формате «onlain»

  2. Аудитория для проведения семинарских занятий с мобильной системой мебельного оборудования: возможность перестановки мебели в соответствии с организацией учебного занятия.

  3. Персональный компьютер (ноутбук).

  4. Видеопроектор.

  5. Экран.

  6. Колонки.

^ 5. Содержание курса

Дисциплина «Педагогическая психология» состоит из трех модулей:

Модуль 1. Педагогическая психология как научная дисциплина

Цель: синтезировать научную методологию педагогической психологии через интеграцию познания психического в процессе педагогической деятельности.

Задачи:

  • определить основные научные категории педагогической психологии: объект, предмет, методологическая база, теоретические аспекты;

  • познакомить студентов с основными научными направлениями педагогической психологии;

  • систематизировать методы педагогической психологии.

Область изучаемых явлений, и предназначение педагогической психологии. Взаимосвязь педагогической психологии с другими направлениями научной психологии. Объект, предмет педагогической психологии. Интегративный психология как методологическая основа изучения психических явлений на разных этапах педагогического развития в контексте системы целостного понимания природы психики человека. Основные принципы педагогической психологии. Методы психологического исследования.

Модуль 2. Личность педагога как целостная структура проявления психического

Цель: определить основные особенности профессионального развития личности педагога, выявить закономерности личностного проявления профессионального педагога и адекватно применять эти знания в профессиональной психолого-педагогической деятельности.

Задачи:

  • определить закономерности профессионально-педагогического развития

личности;

  • установить взаимосвязь между адекватным профессионально-

педагогическим личностным развитием и психологическим здоровьем человека;

  • раскрыть психологические особенности личности педагога.

Понятия «личность педагога», «профессионально-педагогическое развитие». Феноменология личности педагога: профессионально-важные качества личности, саморазвитие, самосовершенствование. Педагогическая коммуникация.

Модуль 3. Социально-психологическая компетентность (СПК) педагога

Цель: определить структурно-функциональные особенности социально-психологической компетентности как формообразующей системы профессионального развития педагога.

Задачи:

  • определить содержание понятия СПК;

  • проанализировать и обобщить основные структурные элементы СПК;

  • определить стратегию развития СПК;

  • составить программу профессионального саморазвития.

Понятия: «СПК», «психологические компетенции: когнитивная, коммуникативная, целеполагающая, психокоррекционная», «программа профессионального саморазвития».


^ 6. Тематическое планирование дисциплины «Педагогическая психология» (4 года обучения)


^ Наименование формы и темы занятий

Всего часов

Лекции

Семинары

Практические занятия

Самостоятельная работа

^ МОДУЛЬ 1: Педагогическая психология как научная дисциплина


Лекция 1. Педагогическая психология как научная дисциплина.

2

2










^ Самостоятельная работа: Подготовка к выполнению тестовых заданий.

4










4

Реферат по теме «Интегративная психология как современная методология психологической науки XXI столетия».

8










8

Кроссворд по теме «основные научные категории педагогической психологии»

8










8

^ МОДУЛЬ 2: Личность педагога как целостная структура проявления психического




















Лекция 2. Личность педагога. Картография личности

2

2










Практикум 1. Экспресс-методы психологической коррекции личностных проблем

2







2




Самостоятельная работа: Подготовка к выполнению тестовых заданий

4










4

Диагностика профессионально-важных качеств личности педагога-психолога

10










10

Программа профессионального развития педагога-психолога

10










10

^ МОДУЛЬ 3: Социально-психологическая компетентность (СПК) педагога


Лекция 3. Социально-психологическая компетентность.педагога-психолога

2

2










Семинар 1. Когнитивная и коммуникативная компетенция педагога

2




2







Семинар 2. Целеполагающая компетенция. Психокоррекционная компетенция

2




2







Лекция 4. Программа личностного развития как форма повышения профессиональной квалификации

2

2










Практикум 2. Отработка навыков проведения группового психологического консультирования

2







2




Самостоятельная работа: Подготовка к выполнению тестовых заданий

4










4

Проведение исследования уровня развития социально-психологической компетентности у педагогов компетентности у педагогов

20










20

Составление программы личностного развития педагогов

15










15

^ Общее количество часов

99

8

4

4

83


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая психология по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» (Заочная форма обучения, 3, 4 года) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине б 4 «Педагогическая психология»
Умк по дисциплине «Педагогическая психология» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному минимуму содержания...

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая психология по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» (Заочная форма обучения, 3, 4 года) iconМинобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование...

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая психология по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» (Заочная форма обучения, 3, 4 года) iconПреподаватель: к пс н., доцент Каданкова Н. Н. Вопросы к экзамену:...
...

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая психология по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» (Заочная форма обучения, 3, 4 года) iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру «педагогика и психология»
Вступительные экзамены проводятся с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре по направлению «050400 – Психолого-педагогическое...

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая психология по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» (Заочная форма обучения, 3, 4 года) iconРабочая программа учебной дисциплины общая и экспериментальная психология...
«22» марта 2010 г и учебным планом сф пгу имени М. В. Ломоносова для очной формы обучения от «28» декабря 2010 г

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая психология по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» (Заочная форма обучения, 3, 4 года) iconПрограмма практики студентов 3 курса, обучающихся по направлению...
Ознакомление с общеобразовательным учреждением, с системой учебно-воспитательной работы школы и особенностями организации обучения...

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая психология по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» (Заочная форма обучения, 3, 4 года) iconФгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»...
Психолого-педагогическое образование профиль психология и педагогика профессионального образования 25

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая психология по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» (Заочная форма обучения, 3, 4 года) iconПрограмма итогового государственного экзамена по направлению 050400....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая психология по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» (Заочная форма обучения, 3, 4 года) iconРеспублики Беларусь Учреждение образования "Витебский государственный...
Учебно-методический комплекс предназначен для занятий по английскому языку на факультете социальной педагогики и психологии (заочная...

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая психология по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» (Заочная форма обучения, 3, 4 года) iconУчебно-методический комплекс иркутск 2010 Автор: И. Б. Рябцева, старший...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Наследственное право» подготовлен на основе Государственного образовательного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов