1. Цели и задачи дисциплины




Название1. Цели и задачи дисциплины
страница1/55
Дата публикации06.03.2016
Размер8.57 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55








1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)

Цель: формирование представлений студентов о теоретических и практических аспектах конфликтологии как науки.

Задачи:

  1. Дать представление о предмете, объекте, методах исследования и истории формирования конфликтологии как науки. Рассмотреть понятие «конфликт» с точки зрения его структуры, причин, динамики, типологии и управления.

  2. Расширить знания студентов о типах конфликтных ситуаций, возникающих в организации. Рассмотреть конфликты, наиболее часто встречающиеся из них в работе специалиста по персоналу. Проанализировать различные стратегии поведения в конфликтах, а также меры по их предупреждению и разрешению. Создать условия для успешного применения полученных знаний в практической деятельности.

  3. Развивать аналитическое мышление, способность находить оптимальный выход из различных конфликтных ситуаций. Стимулировать студентов к выработке у себя навыков эмоциональной саморегуляции.

  4. Воспитывать чувство профессиональной и личностной ответственности.







    1. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать понятие, сущность, структуру, причины возникновения, динамику развития конфликта, а также специфику таких его видов как межличностный, внутриличностный, межгрупповой;


^ Студент должен уметь владеть навыками многостороннего анализа конфликтной ситуации, как будучи ее участником, так и находясь вне ее, находя оптимальный способ ее локализации и разрешения.

^ Студент должен иметь представление о конфликтных ситуациях, наиболее часто встречающихся в организациях, основных стратегиях поведения в них и способах их предупреждения и разрешения;

^ У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК): знание основ возникновения и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе и умение применять их на практике (ПК-39); умение обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации (ПК-69); способность обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания (ПК-71); способность участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-78).





    1. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин

Перечень последующих дисциплин, видов работ

Социология

Психология

Культурология

Организационное поведение

Управление персоналом организации

Психофизиология профессиональной деятельности

Этика деловых отношений

Основы управленческого консультирования

Управление человеческими ресурсами

Лидерство и управление командой

Тренинги группообразования и социально-психологическая коррекция в коллективе


Управление организационными изменениями

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности

Социология и психология управления

Психодиагностика в управлении персоналом

Психотехнологии общения менеджеров





  1. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)

М

Показательный (изложение материала с приемами показа)

П

Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)

Д

^ Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)

Э

^ Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)

ПБ

Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)

И

Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)

ПГ

Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения




Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».


    1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - очная форма обучения

Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции










Лекции







1-2

2

-

Модуль 1 «Становление и предмет конфликтологии»

М,Э,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

2

2

-

Тема «Становление конфликтологии.»

Истолкование природы конфликта в эпоху Средневековья. Два подхода к пониманию природы социального конфликта в Новое время. Концепция социального конфликта Маркса и его последователей. Развитие конфликтологии в рамках социологической науки. Концепции социального согласия и «человеческих отношений». Развитие конфликтологии в рамках психологической науки. Конфликтология и правоведение. Развитие отечественной конфликтологии.

Тема «Предмет конфликтологии и методы исследования»

Структура конфликта. Динамика конфликта. Разрешение конфликта. Типология конфликта. Предмет и объект конфликтологии. Принципы научного исследования. Методы исследования конфликта.

М,Э,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

3-6

4

-

Модуль 2 «Общая теория конфликта»

М,Э,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

3-4

2

-

Тема «Понятие и типология конфликтов»

Понятие конфликта. Противоречие – основа конфликта. Конфликт как социальное взаимодействие социальных субъектов. Конфликт и соревнование. Различия между объектом и предметом конфликта. Характеристика объекта конфликта. Реалистический и нереалистический конфликты. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Конфликт между личностью и группой. Межгрупповой конфликт. Межгосударственный конфликт. Другие типы конфликтов.

Тема «Структура конфликтов»

Объект конфликта. Участники конфликта. Среда конфликта. Физическая среда конфликта. Общественно-психологическая среда конфликта. Социальная среда конфликта. Основные психологические доминанты поведения. Черты характера и типы личностей. Акцентуации характера. Психофизиологические качества. Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности. Неадекватные оценки и воприятие. Манеры поведения. Этические ценности.

М,Э,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

5-6

2

-

Тема «Причины конфликтов»

Составляющие причины конфликта. Классификация противоречий. Объективные факторы возникновения конфликтов. Основные психологические доминанты поведения личности. Черты характера и типы личностей. Установки личности. Неадекватные оценки и восприятие. Манеры поведения. Как вести себя с трудными людьми различных типов?

М,Э,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

7-12

6

-

Модуль 3 «Внутриличностный конфликт»

М,Э,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

7-8

2

-

Тема «Понятие и виды внутриличностных конфликтов»

Сущность внутриличностного конфликта по Фрейду. Три типа конфликтной ситуации К.Левина. «Я-концепция» К.Роджерса. Теория потребностей А.Маслоу. Теория В. Франкла. Теория А.Н.Леонтьева. Внутриличностный конфликт: понятие и характеристики. Три типа внутриличностных конфликтов. Классификация на основе ценностно-мотивационной сферы личности. Другие типы внутриличностных конфликтов.

М,Э,П

ПК-69

ПК-71


9-10

2

-

Тема «Причины и последствия внутриличностного конфликта»

Внутренние причины. Внешние причины. Социальная среда и личность. К.Хорни. Конфликт между сущностью и существованием личности. Э.Фромм. Факторы социальной жизни и неврозы. Отрицательные последствия внутриличностного конфликта. Позитивные последствия внутриличностного конфликта.

М,Э,П

ПК-69

ПК-71

11-12

2

-

Тема «Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов»

Познай самого себя. Адекватно оценивайте себя. Сформулируйте смыслообразующие жизненные ценности. Используйте свой жизненный опыт. Будьте оптимистом, ориентируйтесь на успех. Будьте принципиальны, уверены в себе. Соблюдайте этические нормы м правила общения. Другие способы предупреждения межличностных конфликтов. Типичные принципы и способы разрешения внутриличностных конфликтов. Психологическая защита личности. Механизмы психологической защиты личности.

М,Э,П

ПК-69

ПК-71

13-16

4

-

Модуль 4 «Конфликты на различных уровнях социальной системы»

М,Э,П

ПК-39

ПК-78

ПК-69

13-14

2

-

Тема «Межгрупповой конфликт»

Специфические особенности межгрупповых конфликтов. Психология межгруппового конфликта. Спонтанная межгрупповая враждебность. Групповое восприятие. Социология межгруппового конфликта. Неизбежность межгрупповой конфликтности. Генезис социальных групп. Групповые потребности и интересы. Объект и стадии межгруппового конфликта. Эволюция межгрупповых конфликтов.

Тема «Основные виды межгрупповых конфликтов»

Критерии дифференциации межгрупповых конфликтов. Политические и национальные конфликты. Структура политического конфликта. Субъекты политических конфликтов. Особенности политических конфликтов. Виды политических конфликтов. Межгосударственные конфликты и национальные интересы. Политические конфликты тоталитарных и демократических систем. Политические конфликты интересов. Конфликты ветвей власти. Конфликты партийной системы. Этнос и нация. Сущность межэтнических конфликтов. Особенности межэтнических конфликтов. Принципы регуляции этнических конфликтов

М,Э,П

ПК-39

ПК-78

ПК-69

15-16

2

-

Тема «Межличностный конфликт»

Особенности межличностного конфликта. Межличностные конфликты в семье. Межличностные конфликты в педагогическом процессе.

М

Э

П

ПК-39

ПК-78

ПК-69

17-18

2

-

Модуль 5 «Способы предупреждения и разрешения конфликтов»

М,Э,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

17-18

2

-

Тема «Разрешение конфликтов»

Тактика ухода. Силовое подавление. Тактика «выигрыш – проигрыш». Тактика «выигрыш – выигрыш». Механизмы осуществления тактики компромисса. Трансформация конфликтных взаимоотношений в отношения согласия. Негативные методы. Позитивные методы. Результаты управления конфликтом.

Тема «Переговоры как способ разрешения конфликтов»

Особенности переговоров. Типология переговоров. Функции переговоров. Переговоры с ориентацией на модель «выигрыш – проигрыш». Переговоры с ориентацией на модель «проигрыш – проигрыш» и «выигрыш – выигрыш». Позиционный торг. Переговоры на основе интересов. Подготовка к переговорам. Ведение переговоров. Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Тактические приемы при позиционном торге. Тактические приемы, носящие двойственный характер. Формы участия третьей стороны. Посредник. Оценка эффективности посреднической деятельности.

М,Э,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69










Практические занятия /семинары







1-2

4

-

Модуль 1 «Становление и предмет конфликтологии»

Д,И,Э

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

1

2

-

Тема «Становление конфликтологии.»

Формирование конфликтологических идей. Развитие отечественной конфликтологии.

Д,И,Э

ПК-39

ПК-71

ПК-78

2

2

-

Тема «Предмет конфликтологии и методы исследования»

Понятийный аппарат конфликтологии. Ее предмет и объект. Исследовательские методы науки о конфликте.

Д,И,Э

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

3-6

8

4

Модуль 2 «Общая теория конфликта»

Д,И,Э

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

3

2

-

Тема «Понятие и типология конфликтов»

Понятие конфликта. Объект и предмет конфликта. Проблема типологии конфликтов.

Тема «Структура конфликтов»

Объективные элементы конфликта. Личностные элементы конфликта.

Д,И,Э

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

4

2

2

Тема «Причины конфликтов»

Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов. Объективные факторы возникновения конфликтов. Личностные факторы возникновения конфликтов.

Д,И,Э

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

5

2

-

Тема «Функции конфликта»

Понятие функции конфликта. Конструктивные функции конфликта. Деструктивные функции конфликта.

Д,И,Э

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

6

2

2

Тема «Динамика конфликта»

Предконфликтная ситуация. Открытый конфликт. Послеконфликтный период.

Д,И,Э

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

7-12

12

6

Модуль 3 «Внутриличностный конфликт»

Д,И,Э

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

7

2

2

Тема «Понятие и виды внутриличностных конфликтов»

Понятие внутриличностного конфликта. Виды внутриличностных конфликтов.

Д,И,Э

ПК-69

ПК-71


8

2

-

Тема «Причины и последствия внутриличностного конфликта»

Причины внутриличностного конфликта. Последствия внутриличностного конфликта.

Д,И,Э

ПК-69

ПК-71


9-10

4

2

Тема «Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов»

Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов. Способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Д,И,Э

ПК-69

ПК-71


11-12

4

2

Тема «Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов»

Понятие и природа стресса. Причины и источники стресса. Профилактика стрессов в производственных ситуациях. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

Д,И,Э

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

13-16

8

6

Модуль 4 «Конфликты на различных уровнях социальной системы»

Д,И,Э

ПК-39

ПК-78

ПК-69

13

2

2

Тема «Межличностный конфликт»

Особенности межличностного конфликта. Межличностные конфликты в семье. Межличностные конфликты в педагогическом процессе.

Д,И,Э

ПК-39

ПК-78

ПК-69

14

2

-

Тема «Конфликты в организации»

Специфика конфликта в организации. Организационные конфликты. Производственные конфликты. Трудовые конфликты в организации. Инновационные конфликты. Особенности управления конфликтами.


Д,И,Э

ПК-39

ПК-78

ПК-69

15

2

2

Тема «Межгрупповой конфликт»

Особенности межгрупповых конфликтов. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.

Д,И,Э

ПК-39

ПК-78

ПК-69

16

2

2

Тема «Основные виды межгрупповых конфликтов»

Типология межгрупповых конфликтов. Политические конфликты. Этнические конфликты.

Д,И,Э

ПК-39

ПК-78

ПК-69

17-18

4

4

Модуль 5 «Способы предупреждения и разрешения конфликтов»

Д,И,Э

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

17

2

2

Тема «Предупреждение конфликтов»

Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения. Проблема конфликтных личностей. Современный менеджмент о профилактике конфликтов. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора.

Тема «Разрешение конфликтов»

Тактика избегания конфликта и метод насилия. Два подхода к разрешению конфликта. Тактика скрытых действий и проблема «цены конфликта». Основные механизмы осуществления тактики взаимного выигрыша. Универсальные средства разрешения конфликтов и его результаты.

Д,И,Э

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69

18

2

2

Тема «Переговоры как способ разрешения конфликтов»

Общая характеристика переговоров. Стратегии ведения переговоров. Динамика переговоров. Тактические приемы ведения переговоров. Посредничество в переговорном процессе.

Д,И,Э

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69



















Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 г. 00 м..





6




Лекции










2




Тема «Становление конфликтологии.»

Истолкование природы конфликта в эпоху Средневековья. Два подхода к пониманию природы социального конфликта в Новое время. Концепция социального конфликта Маркса и его последователей. Развитие конфликтологии в рамках социологической науки. Концепции социального согласия и «человеческих отношений». Развитие конфликтологии в рамках психологической науки.Конфликтология и правоведение. Развитие отечественной конфликтологии.

М,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78




2




Тема «Предмет конфликтологии и методы исследования»

Структура конфликта. Динамика конфликта. Разрешение конфликта. Типология конфликта. Предмет и объект конфликтологии. Принципы научного исследования. Методы исследования конфликта.

М,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78




2




Тема «Структура конфликтов»

Объект конфликта. Участники конфликта. Среда конфликта. Физическая среда конфликта. Общественно-психологическая среда конфликта. Социальная среда конфликта. Основные психологические доминанты поведения. Черты характера и типы личностей. Акцентуации характера. Психофизиологические качества. Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности. Неадекватные оценки и воприятие. Манеры поведения. Этические ценности.

М,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69




2




Практические, семинарские занятия










2




Тема «Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов»

Понятие и природа стресса. Причины и источники стресса. Профилактика стрессов в производственных ситуациях. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

Д,Э

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69



Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 г. 06 м..





6




Лекции










2




Тема «Становление конфликтологии.»

Истолкование природы конфликта в эпоху Средневековья. Два подхода к пониманию природы социального конфликта в Новое время. Концепция социального конфликта Маркса и его последователей. Развитие конфликтологии в рамках социологической науки. Концепции социального согласия и «человеческих отношений». Развитие конфликтологии в рамках психологической науки.Конфликтология и правоведение. Развитие отечественной конфликтологии.


М,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78




2




Тема «Предмет конфликтологии и методы исследования»

Структура конфликта. Динамика конфликта. Разрешение конфликта. Типология конфликта. Предмет и объект конфликтологии. Принципы научного исследования. Методы исследования конфликта.


М,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78




2




Тема «Структура конфликтов»

Объект конфликта. Участники конфликта. Среда конфликта. Физическая среда конфликта. Общественно-психологическая среда конфликта. Социальная среда конфликта. Основные психологические доминанты поведения. Черты характера и типы личностей. Акцентуации характера. Психофизиологические качества. Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности. Неадекватные оценки и воприятие. Манеры поведения. Этические ценности.

М,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69




2




Практические, семинарские занятия










2




Тема «Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов»

Понятие и природа стресса. Причины и источники стресса. Профилактика стрессов в производственных ситуациях. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

Д,Э

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69


Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 2 г. 06 м..




6




Лекции










2




Тема «Становление конфликтологии.»

Истолкование природы конфликта в эпоху Средневековья. Два подхода к пониманию природы социального конфликта в Новое время. Концепция социального конфликта Маркса и его последователей. Развитие конфликтологии в рамках социологической науки. Концепции социального согласия и «человеческих отношений». Развитие конфликтологии в рамках психологической науки.Конфликтология и правоведение. Развитие отечественной конфликтологии.

М,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78




2




Тема «Предмет конфликтологии и методы исследования»

Структура конфликта. Динамика конфликта. Разрешение конфликта. Типология конфликта. Предмет и объект конфликтологии. Принципы научного исследования. Методы исследования конфликта.

М,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78




2




Тема «Структура конфликтов»

Объект конфликта. Участники конфликта. Среда конфликта. Физическая среда конфликта. Общественно-психологическая среда конфликта. Социальная среда конфликта. Основные психологические доминанты поведения. Черты характера и типы личностей. Акцентуации характера. Психофизиологические качества. Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности. Неадекватные оценки и воприятие. Манеры поведения. Этические ценности.

М,П

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69




2




Практические, семинарские занятия










2




Тема «Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов»

Понятие и природа стресса. Причины и источники стресса. Профилактика стрессов в производственных ситуациях. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

Д,Э

ПК-39

ПК-71

ПК-78

ПК-69
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Цели и задачи дисциплины iconЦели и задачи изучения дисциплины
Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области теоретических процессов

1. Цели и задачи дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «право»
Цели и задачи дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

1. Цели и задачи дисциплины iconЦели и задачи изучения дисциплины
Цель дисциплины – сформировать у студентов знания, навыки и умения, обеспечивающие квалифицированную деятельность будущих организаторов...

1. Цели и задачи дисциплины iconЦели и задачи изучения дисциплины
В результате изучения дисциплины «Информационные технологии в экономике» студент должен

1. Цели и задачи дисциплины iconТеоретические вопросы
Цели и задачи учебной дисциплины «Экономика организации», связь учебной дисциплины с другими учебными дисциплинами, значение экономических...

1. Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа дисциплины 3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ дисциплины 3
Цель: обеспечение обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками создания безопасных и здоровых условий для человека...

1. Цели и задачи дисциплины iconВопросы к
Предмет, задачи, цели и структура учебной дисциплины "информатика" (основные направления)

1. Цели и задачи дисциплины icon«Медицинская защита»
Радиобиология. Предмет, цели и задачи. Основные разделы радиобиологии как учебной дисциплины

1. Цели и задачи дисциплины iconЦели и задачи изучения дисциплины
Российской Федерации, основные этапы ее развития, система документации, классификация документов

1. Цели и задачи дисциплины icon1 Цели и задачи дисциплины «История государства и права зарубежных стран»
Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития исследуемых предметов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов