Содержание




НазваниеСодержание
страница1/4
Дата публикации20.06.2013
Размер0.81 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4

www.koob.ru

Уте Эрхардт

 

 Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят, или Почему послушание не приносит счастья 

 
СОДЕРЖАНИЕ

 

Ловушка для Золушки. Предисловие Е. Михайловой 

О. Дерябина. От научного редактора

Глава 1 ПОСЛУШНАЯ ОТ КОЛЫБЕЛИ ДО МОГИЛЫ

Глава 2 БОЛЬШОЙ ОБМАН

Обычные заблуждения

Пустые отговорки

А знают ли женщины, чего они хотят?

Так ли уж надо быть кроткими?

Такие ли уж слабые существа эти женщины?

Должна ли женщина всегда быть красивой?

Неизбежно ли одиночество сильных женщин?

^ Должна ли женщина быть матерью?

Все ли женщины нуждаются в мужчинах?

Профессиональные заблуждения

"Постоянная готовность помочь рано или поздно вознаграждается "

"Я должна делать то, что от меня ожидают"

"Только изнурительная работа приводит к серьезным достижениям"

^ Боязнь власти

Ведет ли власть к одиночеству?

Означает ли власть эксплуатацию?

Портит ли власть характер?

Кусаются ли важные птицы?

Почему женщины отодвигают себя на задний план?

Нужно ли избегать риска?

Ведет ли власть к непопулярности?

Тот, кто унизится, будет возвышен?

Женщина-руководитель должна заботиться обо всех?

Стратегии

Узнайте себе цену!

Обратите особое внимание на свои достижения!

Будьте внимательны к своим потребностям!

^ Раздавайте задания!

Скажите "НЕТ"!

Сбывающиеся пророчества

Привычная беспомощность

Рыться в воспоминаниях

Я должна оставаться такой, какая есть

Бессильная улыбка

^ Телесные выражения подчинения

Язык подчинения

Глава3. УЛЫБАТЬСЯ НУЖНО ВСЕГДА

Предаем ли мы самих себя своей улыбкой?

Образ мыслей "Мона Лиза"

^ Ловушки отношений

Ловушки понимания

Ловушки помощниц

Ловушки жертвы

Ловушки скромности

Ловушки сочувствия

Кроткая женщина

Уступчивые женщины

Бессознательный вред себе

Кратковременная польза подчинения

Долгий путь к самопорабощению

Обманчивая польза предрассудков

Формы подчинения

Женщины сами делают себя зависимыми

Женский отказ

Отказ от протеста

Отказ от интеллектуальности

Отказ от самоутверждения

Отказ от собственных убеждений

Отказ от материальной независимости

Отказ от образования

Отказ от профессионального роста

Глава 4 ПЛОХИЕ ДЕВОЧКИ ПРОБИВАЮТСЯ ПОВСЮДУ — и на небе, и на земле

 
^ ЛОВУШКА ДЛЯ ЗОЛУШКИ

 

Жила-была девочка —

Сама виновата...

 

Слова про "хороших девочек" я вычитала в какой-то английской книжке много лет назад и с тех пор цитирую где и когда могу под неизменный хо­хот аудитории. Так что когда на наших издательских горизонтах возникла книга с таким названием, это показалось давно назначенной встречей.

Понятно, что в России на тренинги — любые, хоть бизнес, хоть профес­сиональные психологические, хоть для "населения" — все равно ходят в основном "хорошие девочки". Отличницы, труженицы, умницы. Над кем смеемся? Над собой смеемся...

Между нами говоря, никто не знает, куда именно кому надлежит попа­дать. Достаточно и того, что это место явно не здесь — и не сейчас. Даже если считать небеса всего лишь метафорой вознаграждения, возникают серьезные сомнения: по прошествии лет большинство "хороших девочек" полны горечи и уныния, карманы их оттопырены пачками непредъявлен­ных счетов — куда уж там... Но это позже. Много позже.

А поначалу карманы наших фартучков предусмотрительно пусты: это мес­то для хрустального башмачка. Ведь если очень-очень стараться, то непре­менно поедешь на бал. Так обещано. Принц ждет, ищет взглядом в толпе не просто прекрасную незнакомку, а непременно хорошую девочку. Это озна­чает: ту, которая сейчас ничего не соображает от волнения, не разбирается в придворных интригах. Ту, которая в своих новых обязанностях еще дол­го не опознает старых, кухонных. Ту, которую никогда не поддерживала мать и не защищал отец, — и сама она вряд ли сумеет себя защитить и под­держать. Ту, которой и пожаловаться-то будет некому: как известно, Фея-Крестная покидает подопечных, удачно пристроенных "взамуж".

Читательница, простите мне сомнительное толкование мотивов Принца, на гладких щеках которого еле проступает подозрительная синева... Он молод, еще не вошел во вкус; еще и кровь не видна на ключике, а Золушка пока более всего опасается быть узнанной на балу и пропустить роковую полночь. То есть оказаться не вполне хорошей девочкой. Я сама очень люблю эту сказочку во всех ее пересказах — от жутковатого гриммовского до куртуазного шварцевского. Как сказочку — люблю. Но вот как жиз­ненный сценарий...

Избавлю вас от "историй Люси С. и Клавы П." — ведя женские группы, я знаю их немало. Истории, надо сказать, бывают не только страшные, но и радостные, и гомерически смешные, и печальные — и всегда в высшей степени поучительные. Но в книге, которая сейчас перед вами, своих ис­торий предостаточно, а что сюжеты их сугубо немецкие — так и спасибо, потому что нам подарена тем самым чудесная отговорка: мол, это все не про нас. Ой ли?

Разница, конечно, есть. Например, в том, что российской женщиной соб­ственная сила и самостоятельность зачастую ощущаются как вынужден­ные, не своею волей выбранные, взятые на себя как чужой хомут: "Я. и ло­шадь, я и бык..." Мы можем все, — но, по горемычной истории последних четырех поколений, не от хорошей жизни. А хорошая жизнь "за широкой спиной" (она же "каменная стена"), в которой женщины мира уже увидели тупик, ловушку, — нам еще только снится.

...И в этом сне нам не надо вставать на унылую работу в промозглых зим­них потемках, мы избавлены от вечной спешки и недосыпа, наконец-то чувствуем себя защищенными, наконец-то можем наиграться в куклы-кух­ни-цацки-фантики... Отдать ненужную силу, сжечь лягушачью шкурку сво­ими руками, и пусть все неприятные отношения с суровым и непредсказу­емым миром возьмет на себя Он! Во сне мы не задаемся вопросом, зачем это Ему нужно и какова может оказаться цена. Разве мы, такие хорошие, не заслужили? Разве мы не старались?..

...Некоторые, впрочем, уже проснулись, и пробуждение было ужасно. И что же? Сплошь и рядом находится простой ответ: это Он был не тот, кому бы снова вручить свой хрустальный башмачок, где же Принц? Ох, как гру­стно видеть прекрасных, умных и талантливых, радостно готовых насту­пить на те же самые грабли, которые уже разбили не одну тысячу жен­ских лбов по обе стороны Атлантики!

В этом смысле книга Уте Эрхардт — грозное и своевременное предупреж­дение. Ее незатейливая прямота — "делай раз!" — сродни прямоте плака­та на железнодорожных путях: "Сэкономишь минуту — потеряешь жизнь".

С автором можно не соглашаться, мысленно спорить. Можно сердиться и обижаться — конечно, обидно! (Идея вторичной выгоды послушания и отказа от самостоятельности задевает куда как больно, и не она одна...)

И, наконец, можно проснуться. Услышать грохот состава, уносящего твою единственную жизнь. Сказать себе: "Я у себя одна. Чего я хочу на самом деле? Что чувствую? Куда иду?" — и двинуться своей дорогой.

Екатерина Михайлова, руководитель женского проекта ИГиСП, ведущая семинаров-тренингов "Я у себя одна!"

 

 ^ ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Приятельница из Германии прислала мне рукописный (буквально!) пере­вод этой книги еще четыре года назад. Я попыталась было читать ее, но не осилила и двадцати страниц, объяснив это плохим почерком перевод­чицы. Однако мой тогдашний коллега (отнюдь не психолог), помогавший рукопись ксерокопировать, прочел ее всю. После чего сказал: "Женщинам нельзя давать эту книгу. Они после нее все свои семьи поразрушают".

И тогда я не стала читать ее (и, соответственно, продвигать издание кни­ги) уже по другой причине — чтобы не разрушать семьи.

Но то, что не стала разрушать я, разрушила сама жизнь — и я вдруг захо­тела открыть книгу снова. Открыла и поняла, что в нее должна заглянуть каждая российская женщина. Пусть сначала, как я: просто открыть — и отложить года на два. Но обязательно хотя бы немного познакомиться с книгой: просто для того, чтобы высветить для себя самой существование феномена послушания, покорности или даже "притерпелости", как писал в начале девяностых поэт Евгений Евтушенко.

Вот поэтому около двух лет назад и начал складываться наш творческий коллектив, состоящий из российских психологов (переводчица — тоже российский психолог) и журналистов. Коллектив переживал разные вре­мена, в том числе и весьма тяжелые, и хочется выразить особую призна­тельность Елене Файгль, ставшей инициатором перевода "Хороших дево­чек..." (попросту переведшей книгу, не думая о том, как, когда и сколько ей за это заплатят) и Ольге Черномыс, взявшейся за редактирование. А также моей дочери Насте, взвалившей на себя основной груз в самый трудный момент — при завершении работы над рукописью.

Книга Уте Эрхардт написана в своеобразной манере, сочетающей строгую научность (в том числе сугубо научные ссылки на других исследовате­лей), сквозь которую преломляется практический опыт автора, — и попу­лярность изложения. Мы постарались сохранить и то, и другое, чтобы книга была интересной как специалистам, так и самому широкому кругу женщин.

Отрывки из книги, печатавшиеся в журналах "Наш малыш" и "Космополитен", показали, что нам это удалось. Надеемся, что и вся книга подтвердит то же самое.

Ольга Дерябина

Апрель 2001 г.

 

Глава 1

 

^ ПОСЛУШНАЯ ОТ КОЛЫБЕЛИ ДО МОГИЛЫ

 

 Любая хорошо воспитанная женщина не хочет выделяться. Скрыться, при­способиться, слиться с окружающими — вот девиз, который чаще всего на­писан на флаге "хорошо воспитанной женщины". Ей кажется, что, став не­видимой, она добьется своих целей быстрей и успешней.

И будучи незаметной и послушной девочкой (чего, собственно, и добива­лись от нее в детстве), она страшно удивляется тому, что никто ее за это не хвалит и не одобряет...

Женщины жертвуют собой и верят, что эти жертвы будут замечены и бла­годарность непременно придет. Причем, надеясь на это тайно, говорить вслух об ответных жертвах они не смеют. Ожидать вознаграждения счита­ется неприличным и не одобряется.

На самом же деле любая женщина должна научиться простым вещам — стремиться к вознаграждению или, по крайней мере, заранее оговаривать его возможность. В этом случае тот, кому предназначена жертва или про­сто услуга, имеет право выбора: принять это или отклонить. И каждый точно знает, на что он рассчитывает и чем располагает.

Одна из самых больших проблем, которую женщины должны разрешить, — это непременное желание понравиться, быть желанной. Эта цель заслоняет собой огромное количество возможностей. Женщина ограничивает себя в самоопределении, в независимости, в карьере и власти. Вместо того чтобы искать себя, она удаляется от собственной личности все дальше и дальше.

Когда же некто дает понять женщине, что она желанна и нравится, она чаще всего даже не верит этому, потому что не ожидает уважения к себе. Подобная история продолжается до тех пор, пока женщина ориентируется на мнение окружающих больше, чем на собственные мысли и желания.

 

Если вы хотите выйти из заколдованного круга, начните пря­мо сейчас. Назовите три качества, за которые вы сами себя це­ните. Выберите те, которые приносят вам ощутимую пользу!

 

Но ведь есть женщины, которые живут в согласии с собой! И они нашли равновесие между своими желаниями и требованиями окружающих. Они чаще рискуют, пробуют то, чего не пробовали. Они знают: рисковать озна­чает возможность выигрывать и проигрывать. Они идут по своему пути, не отвлекаясь на размышления о том, что думают о них другие. И еще — они верят в свои способности!

В итоге эти женщины вовсе не грубы и не бесцеремонны — они смелы, не­зависимы и полны любви к жизни. ^ Женщины, которые позволили себе сметь, не боятся поражения! (Ведь футбольная команда, выигравшая со счетом 3:2, пропустила два мяча в свои ворота. Но в итоге — выиграла). Эти женщины не позволяют себе опускать руки при неудаче или промахе. Если им что-то не удается, они ищут причины, а не ругают себя и свою не­умелость. Не размышляя о том, что "весь мир против меня", они думают творчески и ищут возможности обойти препятствия.

К сожалению, таких женщин очень мало. Большинство из нас остаются заключенными в привычные схемы, как в клетки. Мы охотнее принимаем роль послушных девочек, чем жизнерадостных женщин. Почему так проис­ходит? Почему мы так часто не решаемся сделать нечто, по нашему мне­нию "плохое" (и совершенно нормальное с точки зрения большинства мужчин)?

Ответ есть — мы боимся. Нами владеет страх быть наказанной за озорство, за любое, пусть незначительное, нарушение установленных правил. Мы думаем о том, будут ли любить нас окружающие, если из "хороших дево­чек" мы станем "плохими"... Следствие этого страха — подавленность, от­каз от самых простых радостей и развлечений. А кроме того, мы редко до­биваемся того, чего на самом деле хотим.

Причины такого поведения лежат в прошлом. С младенческого возраста мальчиков и девочек воспитывают по-разному, и именно отсюда происхо­дит та беспомощность, которая накрепко приклеивается к женщинам.

В последние пятнадцать лет в психологии активно разрабатываются две основные модели, которые наглядно объясняют возникновение женского самоограничения и способы его "подпитки". Они показывают, каким обра­зом женщины попадают в тупиковые жизненные ситуации и почему они не могут выбраться из них благополучно.

 

^ Концепция привычной (или выученной) беспомощности (ПБ-концепция)

 

Это центральная концепция для понимания женских жизненных конфлик­тов. Многие повседневные проблемы можно описать одним словом — "бес­помощность". Проколота шина у автомобиля, бьет жестокий муж — и женщина входит в это привычное, много раз отрепетированное состояние, за­ранее уверенная, что ничего не может поделать. Мартин Селигма, один из основателей концепции привычной беспомощности, считает, что даже та­кие серьезные проблемы, как депрессии и фобии, можно отнести к разно­видностям реакции беспомощности. Множество повторений одних и тех же ситуаций создают у женщины стереотип, согласно которому она зара­нее говорит себе: "Я ничем не могу себе помочь". И именно здесь берут начало и страхи, и депрессии.

Реакция беспомощности существует только потому, что люди думают, будто они не справятся. При этом они руководствуются не реальными об­стоятельствами, а собственными убеждениями. Решив однажды, что невоз­можно повлиять на ход событий, человек и в самом деле перестает на него влиять.

 

Беспомощность — это заученное и привычное убеждение, как правило, не связанное с реальной ситуацией.

 

 

 

^ Концепция сбывающихся предсказаний[1] (SFP-концепция)

 

Эта концепция гласит, что некое событие происходит потому, что суще­ствовало соответствующее ожидание. Более точное определение SFP (self-fulfilling prophecy) звучит так: "Если у меня есть определенные ожидания предполагаемых событий, я готовлю себя именно к ним, и, следователь­но, увеличивается вероятность того, что события будут развиваться так, как я ожидаю".

Такие процессы чаще всего происходят бессознательно. Например, студент боится экзамена. Из-за подавляющего страха он не может спокойно и не­торопливо учить предмет. Он нервничает, в голове у него вместо стройной системы ответов лишь некие неупорядоченные знания. Это дает знакомое многим ощущение "пустой головы" перед экзаменом. В результате, есте­ственно, вероятность "провалиться" возрастает, а за ней — усиливается страх.

Возьмем обратную ситуацию: студент готовится к экзамену с чувством "я верю, что смогу выучить и хорошо ответить". В этом случае он целена­правлен, сконцентрирован и невозмутим. Внутренняя картина успеха на­много увеличивает вероятность успеха на экзамене.

Жизненные системы ПБ (привычной беспомощности) и SFP взаимосвязаны и дополняют друг друга. Женщина, верящая в свою техническую бездар­ность, скорее всего, еще в детстве усвоила подобное представление о себе. Она заранее говорит себе, например, что никогда не сможет заменить све­чи зажигания в своем автомобиле. Однако в случае необходимости она, скрепя сердце, предпринимает попытку это сделать. Она берет не тот инст­румент и как следует не выясняет последовательность действий. Дальше она прищемляет палец одним из неприступных винтов, теряется, какой ка­бель куда присоединять, что-то отламывает — и немедленно подтверждает свое ожидание! Она обобщает эту неудачу и еще сильнее сомневается в своих способностях когда-нибудь научиться справляться с техникой. Те­перь ей окончательно становится ясно, что она нуждается в помощи. Таким образом тема исчерпана, и ею же самой придуманная и выработанная не­способность победила.

Как же поступает в этом случае уверенная в себе женщина? Она тоже на­чинает заменять свечи и тоже прищемляет палец. Однако она не делает из этого далеко идущих выводов и считает, что дело в небольшой неловкости. Исследовав причины, она понимает, что у нее были скользкие пальцы и не тот инструмент. В следующий раз она исправит свои ошибки и повторит попытку, не сомневаясь ни на минуту в своих способностях.

Беспомощность распространяется на многие повседневные ситуации. Жен­щины, захваченные беспомощностью, редко доводят до конца то, что нача­ли, из-за постоянных сомнений в себе. Можно сказать, они остаются дале­ко позади своих же собственных возможностей. При малейших трудностях они сдаются и опускают руки.

Эта модель поведения, безусловно, не распространяется на все области жизни. Например, портниха может быть абсолютно неуспешной в конф­ликтах с матерью, но прекрасно общается с клиентами на работе. Учитель­ница может впасть в панику, если ей предстоит экзамен на повышение квалификации, хотя играючи справляется с трудными подростками.

Люди часто бывают компетентны и сильны в одной области и беспомощны в другой. Причем, как бы странно это ни звучало, позитивный опыт успеха в одной области не помогает добиваться успеха в другой. Люди скорее со­чтут случайностью то, что им удается, нежели признают собственное дос­тижение. Эти убеждения возникают в самый ранний период обучения, в детстве, и преграждают дорогу возможным изменениям взглядов.

Кто-то думает, не сумев решить математическую задачу, что в его семье все не способны к математике. Это — внутренняя блокада, которая не по­зволяет развивать свои наверняка существующие способности. Тот же, у которого нет подобных внутренних ограничений, понимает, что задача эта сложна, требует знаний, но, приложив усилия и поразмыслив, ее можно ре­шить. Он осознает, что трудности относятся только к определенным обсто­ятельствам или ситуациям, но никак не к личности. Промахи бывают, но они вовсе не обязательно повторятся. В других обстоятельствах, когда че­ловек более спокоен, у него лучше прошел день, он правильнее подгото­вился, взял лучшие материалы — все пойдет гораздо лучше...

Таким образом, если постоянно искать ошибки в своем поведении и верить, что предпосылки для них остаются неизменными, возникает некая само­блокада. И основой для нее является, скорее всего, привычная беспомощ­ность.

Многие женщины живут с мыслью о том, что они неспособны преуспевать в какой-либо области. Они перестают доверять самим себе, надеясь лишь на судьбу и на помощь других. Отказавших от веры в себя, в собственные силы и жизнеспособность, имея навык и образец зависимости от окружаю­щих, женщины оставляют себе лишь один выход — подстраиваться и под­гонять себя под желания других. При этом они теряют ту часть беззабот­ности и жизнелюбия, которая позволяет им оставаться самими собой и ра­доваться жизни.

Профессионально компетентные, но порабощенные беспомощностью жен­щины надеются, что их "откроет" некий сказочный принц, ментор, покро­витель. Его ждут многие женщины, которые чувствуют себя до поры до времени спрятанными принцессами. Вместо того чтобы действовать, они скрывают свои истинные способности и весьма разочарованы, если началь­ник им не покровительствует и не выделяет среди других.

"Беспомощные" не доверяют своим возможностям и способностям. Если у них что-то получается, они считают это результатом случайного везения. Отобрав у себя радость за свои успехи, они тем не менее обязательно обви­няют себя в том случае, если все идет наперекосяк.

Все это отражается на развитии личности женщины. "Беспомощные" стра­дают от внутренней инертности, заторможенности, постоянной усталости, бессонницы или бесцельной активности. Они упорствуют в том, что ничего не могут изменить, что не в состоянии самостоятельно достичь цели. Они боятся не справиться с самой жизнью.

Однако немногие женщины скажут о себе, что они беспомощны. Они про­сто считают себя отданными на произвол судьбы. А слово "беспомощ­ность" употребляется только в экстремальных ситуациях и чаще всего по отношению к другим, к тем, кто нуждается в утешении.

Очень редко "беспомощные" женщины чувствуют в себе силы управлять своей жизнью, самостоятельно принимать решения и поддерживать себя сами. И это приводит к снижению самооценки. Тот, кто ничего не ожидает от себя, становится зависимым от других. Поэтому большинство женщин направляют всю свою энергию на поддержание хорошего мнения о себе, интереса к своей персоне.

Итак, вместо того чтобы реализовываться, развиваться и действительно ус­траивать собственную жизнь, "беспомощные" женщины вкладывают силы в поддержание собственного образа "хорошей девочки" и заключают сомни­тельные компромиссы с собой.

В этой книге я постараюсь объяснить, почему девочки не продвигаются вперед в своем развитии. Я расскажу о том, какими путями можно:

• перейти от послушания к радости и легкости жизни;

• устранить противоречия между деятельностью в своих интересах и хорошим отношением окружающих.

Мы поговорим о Новой Женщине, о ее конфликте между зависимостью и самоопределением. Я уверена, что женщины могут поддерживать свою жизнь в равновесии, с чистой совестью сохраняя свои права, могут быть сильными, не вредя при этом своим отношениям с близкими людьми.

 

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание iconТематический план и содержание учебной дисциплины «Философия»
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Содержание iconР тест нэр задание Изучите и законспектируйте содержание семинара...
Задание Изучите и законспектируйте содержание семинара Найдите правильный ответ и

Содержание iconСписок новых книг Содержание Отраслевая литература
Г 82 А. С. Грибоедов. Горе от ума : анализ текста : основное содержание : сочинения / авт сост. Э. Л. Безносов. 5-е изд., стер. М....

Содержание iconСодержание содержание 5
Для выхода студента-дипломника на преддипломную практику ректор университета утверждает приказ об этом в срок не позднее 15-ти дней...

Содержание iconОтец Арсений Показать содержание Содержание Предисловие к четвертому...
Воспоминания об отце арсении и его духовных детях, беседы отца арсения, записанные кирой бахмат

Содержание iconРаспространенность в природе
По распространенности в природе кадмий относится к редким и рассеянным элементам: среднее содержание его в земной коре 110-4%(Исидоров,...

Содержание iconМетодические указания по курсовому проектированию для студентов специальности 220301
Содержание курсового проекта "Проектирование автоматизированных систем" (пас) определяется общей задачей данного курса, в результате...

Содержание iconСодержание содержание
Изданий переводов этих упанишад с санскрита на русский до сих пор не было вообще. Данная книга является первой попыткой ввести читателя...

Содержание iconПолучаемый из различных видов зерна с использованием процессов
Содержание спирта — обычно 40—50 об., однако некоторые сорта виски имеют бо́льшую крепость (до 60 об.). Цвет напитка составлен от...

Содержание iconЛитература Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России
Ссср как воплощение суверенитета советского народа. Ростов н/Д, 1974; Он же. Общественный строй развитого социализма. Конституционное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов