Скачать 197.65 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» ОТДЕЛ ПРИКЛАДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Учебно-методические материалы курсов повышения квалификации психологов «Современные психотехнологии: основы юнгианской песочной терапии» хозрасчетная основа обучения Автор-составитель: Сакович Наталья Александровнаведущий психолог Отдела прикладной педагогической психологии АПО г.Минск, Арт-терапевт, сказкотерапевт, sandplay-терапевт. Член международной ассоциации Sandplay, член Российской Ассоциации Арт-терапии, член Белорусской Ассоциации психотерапевтов. Минск 2007 Метод sandplay (дословно - песочная игра) очень мало известен в Белоруссии. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, рассматриваемого через призму юнгианской психологии, во время которого анализируемый - ребенок или взрослый строит собственный микрокосм из песка и миниатюрных фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и перспективное будущее. Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную историю. Много коренных американцев, особенно племена навахо и хопи на юго-западе, диаюено и луизено в Южной Калифорнии интенсивно использовали песочные изображения в своем лечении и церемониях инициаций. У навахо употребление песочных изображений было характерной особенностью огромной оздоровительной системы, которая окружала человека со всей силой символизма мифического мира навахо, создававшего условия для восстановления гармонии и хорошего самочувствия. Их песочные изображения представляли традиционные фигуры: животных, деревья, природные явления, такие как ветер, шторм, дождь, град, богов и богинь - всё, что присутствовало в религии навахо, доставшимся им в наследие от предков, бродивших и медленно мигрирующих из Аляски до юго-запада. В течение этого времени они развили подлинную религию лечения, включающую удивительные шаманские видения на песке. Для каждой церемонии лечения, для каждого человека на песочной картине воссоздавался предок ясновидца. Картина использовалась врачевателем, проводящим силу этой картины в пациента, когда он усаживался на изображение. Американские индейцы отображают и используют видения на песке многие века, и различные источники сообщают нам, что они легко выполняют психологическую работу с образами, потому что владеют традиционными техниками медиумов. Но как бы ни было старо и универсально это искусство, каждая эра овладевает своими техниками и перспективами. Юнгианская песочная психотерапия в учреждениях образования ― это метод диагностики, коррекции и развития посредством использования песка как арт материала и набора миниатюрных объектов. Технологии песочной психотерапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Кроме того, работа с песком, моделирование «миров» в подносе, развивают личность педагога (психолога), создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей. Источниками концепции песочной психотерапии стали опыт и работы М. Ловенфельд, Д. Калфф, К. Г. Юнга, и др. В начале века психоаналитики столкнулись с проблемой детского психоанализа, Они обнаружили, что дети не могут описывать свое беспокойство словами, как это делают взрослые. Детей, в отличие от взрослых, не интересует исследование собственного прошлого или обсуждение стадий развития. Дети часто отказываются даже пробовать свободно ассоциировать. Многие терапевты, работавшие с детьми, прибегали к непрямому терапевтическому контакту посредством наблюдения за детьми. Мелани Кляйн начала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет с 1919 года. Она считала, что детская игра, также как и поведение взрослых, направляется скрытыми мотивациями и свободными ассоциациями. М. Кляйн пишет, что ее наблюдения позволили извлечь из игры ребенка дополнительную информацию, игры позволили непосредственно проникнуть в детское бессознательное. Она исходила из предположения, что по сравнению с речью действие более свойственно маленькому ребенку. Она предоставляла ребенку массу мелких игрушек, целый мир в миниатюре и давала ему действовать в этом игрушечном мире. Все действия, совершенные ребенком в этой обстановке она сравнивала со свободными ассоциациями взрослого и сопровождала их интерпретациями, подобно тому, как это делается со взрослыми клиентами. Примерно в это же самое время Анна Фрейд писала: “...мы сразу переносим весь знакомый ребенку мир в комнату аналитика и предоставляем ребенку свободу действий в нем, на глазах у аналитика, но без вмешательства с его стороны. Таким образом, мы изучаем различные реакции ребенка, степень его агрессивности или сострадания, а также его установку в отношении к разным предметам и людям, представленным с помощью игрушечных фигур... Игрушечный мир удобен и подчинен воле ребенка; ребенок может совершать в нем все те действия, которые осуществляются в реальном мире, исключительно в пределах фантазии вследствие того, что ребенок обладает недостаточной силой и властью” (Фрейд А. Фрейд З., 1995). Примерно в 40-х годах в Швеции появился “Тест мира”, разработанный Шарлоттой Бюлер или, так называемый, “Erica метод”, который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В Швейцарии, несколько позже, в работе с детьми начала использоваться «Техника Мира» Маргарет Ловенфельд, взятая из теста мира. В 30-40-х годах Дора Калф на психологическом конгрессе познакомилась с М. Ловенфельд. Она увидела в «Технике Мира» большой потенциал, но должна была быть проделана большая работа по оформлению игры в психологическую технологию. Дорой М. Калф на основе «Техники Мира» был разработан и теоретически обоснован терапевтический метод – Sandplay. Вначале он использовался как игра в песок для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми и получил название песочной терапии. Клиенты разыгрывают свои фантазии, мечты, желания в песке при помощи символических объектов. Это стало дополнением к технике активного воображения К.Юнга. Самый важный аспект sandplay, это то, что эта техника уходит вглубь детства, в детские игры-замещения. К. Юнг определял песочницу как детский аспект коллективной психики. Многие психологи говорили о том, что поднос с песком открывает “внутреннего ребенка”. К. Юнг: “Тема ребенка, это не только то, что существовало в прошлом, но и то, что существует сейчас. Это система, которая функционирует и в настоящем. Цель – жить” [ ]. Дора Калфф установила, что серия картин из песка, созданных детьми или взрослыми, фактически, представляет продолжающийся конфликт с бессознательным и сопоставима с серией сновидений, встречающихся в течение аналитического процесса. Работа над лотком (подносом) песка инициирует психический процесс движения к целостности, и может привести к излечению и развитию личности. В 1980 году Дорой М. Калфф выпущена монография “Сэндплэй”[ ]. Дора Калфф полностью посвятила себя сэндплэю и развивала этот метод в течение всей своей жизни, и теперь он продолжает существовать и расширяться в руках таких же самоотверженных последователей. ^ Как только принято решение, что Песочная терапия – это то, чем Вы хотели бы заниматься, пришло время обустроить рабочее пространство и собирать необходимые материалы. Многие психологи объясняют свое невнимание к песочной терапии неадекватностью рабочего пространства или недостаточным бюджетом. На самом деле можно начать с минимального пространства и расходов. Основные материалы, которые должны быть - песок, один или два подноса для песка, некоторые миниатюрные объекты, арт и строительные материалы, кувшин для воды, фотоаппарат, маленький стол, и несколько полок или контейнеров для хранения объектов. В процессе введения Песочной терапии в вашу практику важно потратить некоторое время на знакомство с книгами и статьями по данной теме. Рекомендованный список литературы включен в эти материалы Так же рекомендуется поучаствовать в обучающих мастер-классах или пройти курсы повышения квалификации, способствующих квалифицированному использованию Песочной терапии. Предпочтительно, чтобы мастер-классы были основаны на опыте, давая возможность испытать себя в роли и клиента и психолога. Изучение будет на более глубоком уровне, если вы фактически участвуете в Песочной терапии. Это поможет определить, является ли Песочная терапия подходящим для вас инструментом, который дополнит уже существующие методы. Игры в песочнице — одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для ребенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали К. Юнгу эту идею. Песок состоит из крупинок, которые при соединении образуют песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение Жизни во Вселенной. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой». Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-р1ау») занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Для обучения детей с ограниченными возможностями развития уникальные возможности песка практически не использовались. Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. ^ : 1. Водонепроницаемый деревянный ящик размером — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. По бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера. Внутренняя поверхность ящика (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо. Ящик можно заменить и пластмассовой псочницей. 2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта». 3. «Коллекция» миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти: человеческие персонажи, здания: дома, школы, церкви, замки; животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.; машины: сухопутные, водные, космические, боевые; растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.; постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота; естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.; символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.; сказочные герои: злые и добрые; религиозные предметы и сувениры; живая зелень и пр.; домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.; пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.). Словом, все, что есть в окружающем мире, может быть использовано в песочных играх. «Особым» детям сложно самостоятельно создавать картины из песка. Они не могут, как обычные дети, начинать спонтанно строить города, привносить в картины игрушки. Всему этому их необходимо научить. Ведь если их предоставить самим себе возле песочницы, то большая часть песка окажется на полу или в волосах детей. Следует начинать работу с песком со знакомства с тактильными ощущениями, появляющимися при взаимодействии с ним. Педагог погружает руки детей и свои собственные в песок и подробно проговаривает свои ощущения. «Я чувствую прохладу, покалывание, каждую крупинку. А я чувствую тепло и пр.» Поскольку, многие дети плохо говорят, они не могут повторять вслед за учителем. Проговаривая свои ощущения, педагог закрывает глаза, всем своим видом показывая, что прислушивается к своим чувствам. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить детей ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками ладоней различные геометрические формы (квадраты, треугольники, круги). Самостоятельно создавая геометрические формы на песке, дети лучше запоминают понятие формы, сенсорные эталоны формы и величины. Параллельно с этими упражнениями, педагог помогает детям делать самомассаж песком: перетирать его между ладонями и пальцами, глубоко зарывать руки в песок. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке как на клавиатуре пианино, выполняют зигзагообразные движения и пр. После обучения детей манипуляции с песком, педагог переходит к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, горы, долины, по ходу объясняя детям сущность этих явлений. Так постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Из природных материалов педагог совместно с детьми строит мосты, делает из камешков дорожки. В песочнице появляются деревни, населенные домашними животными. Дети узнают и «проигрывают» жизнь в деревне. Потом в песочнице строятся целые города, и педагог рассказывает о том, как течет жизнь в городе. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют с деревьями, и животными, транспортом и даже домами. Такие занятия не только развивают представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно с этими занятиями, педагог совместно с детьми «пишет» на песке. Различными трафаретами они оставляют отпечатки, а потом обводят их пальцем. Обводка на песке у ребят получается лучше, чем на бумаге. Но главное, если письмо в тетради не вызывает у детей интереса, то на песке они «пишут» с удовольствием. После систематических занятий можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Педагог рассказывает сказку и рукой ребенка передвигает фигурки основных персонажей. Постепенно дети учатся соотносить речь с движениями персонажей и самостоятельно играют фигурками сказочных героев, передвигая их в соответствии с сюжетом. Занятия в песочнице являются очень полезными для детей. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание; учат предметному манипулированию в песочнице и переносу приобретенных навыков в повседневную жизнь; а также соотнесению речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия. Таким образом, коррекционные игры в песочнице позволяют: - Совершенствовать координацию движений, мелкую моторику, ориентацию в пространстве. - Стимулировать интерес к занятиям. Дети, не отвлекаясь, могут выдерживать 15-20 минут занятий. - Развивать речь. Дети начинают спонтанно импровизировать, передавать интонации, темп речи педагогов. Дети стараются подражать педагогам, имитировать звуки, которые издают их персонажи. — Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности. - Совершенствовать навыки позитивной коммуникации. - Формировать представления об окружающем мире, «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, объяснять их смысл и способ поведения в них. - Стабилизировать психоэмоциональное состояние. Техника «Автопортретные изображения для игры с песочницей» Л. Джин Лей и Джин Хаузи (L. Jean Ley and Jean Howze) Предлагаемую технику можно использовать в работе с детьми и взрослыми, парами и семьями, а также в группах. Она не требует значительных расходов и очень эффективна. Впервые примененная в детском саду, для того чтобы вовлечь детей в игру с песочницей, впоследствии эта техника была использована нами и в клинической работе. Дополнение игры в песочнице фигуркой, изготовленной из фотографии клиента, оказывает на него сильное воздействие: повышает самооценку и позволяет ему (а также семье или группе) увидеть, насколько гармонично он включен в окружающую среду. Эти же фигурки можно применять в играх на полу и в сочетании с куклами. ^ Создавать необходимые фигурки несложно. Для этого понадобятся фотоаппарат («Поляроид» не годится), материал, позволяющий заламинировать вырезанную фигуру (можно воспользоваться услугами пунктов по ламинированию) и квадратные деревянные блоки (размер граней — два с половиной сантиметра). Сначала мы опишем технику индивидуальной работы, а затем - технику работы с группами и семьями. Первым делом следует сфотографировать клиента во весь рост Иногда клиент предпочитает фотографироваться сидя, и этому противиться не надо. В целях экономии в группе лучше фотографировать детей попарно. При индивидуальной работе лучше сделать два снимка, чтобы клиент мог выбрать тот, который ему понравится больше. Некоторые предпочитают иметь сразу два фотографических изображения: одно в положении стоя, другое - сидя; в некоторых случаях, поиграв с такими фигурками в песочнице, ребенок может захотеть воспользоваться еще одной фигуркой, изображающей его в более динамичной позе. Если в психотерапевтическом кабинете нет фотоаппарата, попросите клиента принести свой Когда снимок будет готов, осторожно вырежьте фигуру клиента и заламинируйте ее (это можно сделать в большинстве копировальных центров; там же нередко можно купить и материалы для самостоятельного ламинирования). Зала-минированную фигуру укрепите на деревянной подставке. Теперь она сможет стоять самостоятельно и готова к игре. Клиент может включать автопортретное изображение в песочные композиции и играть с ним на полу вместе с другими предметами. Некоторым клиентам такая игра поначалу может показаться сложной, им потребуется определенное время, прежде чем они смогут пользоваться своим изображением. Другие начинают играть сразу, но у них сложности возникают впоследствии, и фигурка может оказаться в стороне без дела. Можно изготовить фигурки других членов семьи ребенка. Многие клиенты (особенно дети) любят приносить фотографии домашних животных для того, чтобы создать из них фигурки и затем использовать в игре. Иногда они приносят фотографии своих друзей, любимого родственника и т д. Один мальчик, например, все время использовал изображение своего любимого покойного дяди в роли своеобразного «свидетеля». В группе клиенты обычно пользуются одним или двумя автопортретными изображениями. Дети могут вместе играть в песочнице, что предполагает активную групповую динамику, но в то же время и возможность для каждого дистанцироваться за счет наличия индивидуального «пространства», обозначенного собственным изображением. В этой ситуации возникает почва для связанного с проблемами в их отношениях диалога двух или более участников. По мере того как между детьми возникает больше доверия, они могут спрашивать друг У друга разрешения установить свои фигурки на чужой «территории»; это связано с их попыткой выступить в роли помощников или защитников других участников. На сеансах семейной психотерапии каждому члену семьи необходимо иметь хотя бы по одному автопортретному изображению, которое будет включаться в общую либо индивидуальную композицию Иногда клиенты испытывают затруднения, и им необходимо сначала воспользоваться традиционным набором фигурок и предметов, применяемых в игре с песочницей. Отношения в семье нередко становятся более понятными; иногда члены семьи могут взаимодействовать друг с другом посредством своих изображений, видеть, какое место они занимают в композиции и какие роли исполняют. Кроме того, важную информацию можно получить, обращая внимание на особенности самих образов, например, на то, кто из членов семьи использует свое изображение в положении сидя, а кто — стоя и почему, кто из них на фотографии смотрит в камеру, а кто — нет, кто неподвижен, а кто изображен в более динамичной позе, кто хмурится, а кто улыбается или дурачится и т д. В ходе работы, по мере изменения характера отношений между членами семьи, они могут выражать желание заменить свое прежнее изображение на новое Чтобы подчеркнуть конфиденциальный характер автопортретных изображений, их следует хранить отдельно от остального набора фигур, используемых в игре с песочницей. Иногда можно предложить ребенку изготовить из небольшой коробки свой «дом», в котором фигурка сможет жить между занятиями. Наличие «дома» дает ребенку ощущение защищенности, что особенно важно в работе с детьми, подвергавшимися насилию, и детьми из семей, нарушающих границы «Я» ребенка. Сказанное в некоторой мере может быть справедливым и для взрослых клиентов, хотя они обычно избегают пользоваться «домом». Показания и рекомендации к применению Данную технику в сочетании с песочной терапией можно использовать в самых разных ситуациях Исключение составляют лишь случаи полной неспособности клиента к созданию композиций, включающих автопортретное изображение. Иногда необходима продолжительная работа, направленная на укрепление идентичности ребенка, чувства личной безопасности и повышение его самооценки. Использование автопортретных изображений помогает решать целый комплекс вопросов о взаимоотношениях клиента с близкими людьми и зависимости от них, а также о проблемах самоопределения. В случае пережитой клиентом тяжелой психической травмы применение таких изображений поначалу бывает затруднительно, однако со временем может стать важным фактором укрепления его психической устойчивости и самостоятельности. В тех случаях, когда психическая травма произошла сравнительно давно, бывает полезно воспользоваться фотографиями клиента, сделанными в период пережитой травмы. При работе с чувством утраты, изображение клиента может быть использовано для построения диалогов между ним и ушедшим человеком. Подобные изображения могут использоваться в работе с клиентами, склонными к самодеструктивным действиям. Они получают возможность «выплеснуть» агрессивные переживания на свое изображение, не причиняя себе ущерба. Психотерапевт, однако, должен хорошо понимать особенности состояния и ритуальных действий клиента, связанных с разрушением им собственного образа. Если клиент не до конца готов к игре с автопортретным изображением, подобные манипуляции причинят ему больше вреда, чем пользы. В работе с клиентами, пережившими психическую травму в результате насилия, при их достаточной готовности можно использовать изображение насильника. Если его фотография отсутствует, клиент может вырезать из журнала фотографию похожего на него человека. Затем клиент может совершить «акт возмездия» и обрести внутреннюю устойчивость, не подвергая себя и других реальной опасности. Если клиенту предстоит увидеть своего обидчиёка в суде или участвовать в опознании преступника, он может сначала «прожить» эту ситуацию, играя в песочнице. Предлагаемая техника может с успехом применяться с детьми. Они всегда способны творчески использовать предоставленные им возможности и могут по-своему использовать фигурки. Они получают глубокое удовлетворение, ощущение своей значимости и способности к самостоятельному решению проблем. Взрослые, как правило, более скованны, однако и для многих из них применение данной техники оказывается весьма полезным. Она также может выполнять диагностическую функцию, если психотерапевт обращает внимание на особенности выбора и использования клиентом своего образа. ^ Анима. Внутренняя феминная сторона мужчины. Бессознательный архетипный образ женщины. К.Г.Юнг: « Каждый мужчина носит в себе образ женщины, причем не только матери, но и дочери, сестры, возлюбленной и богини. Каждая мать и каждая возлюбленная становиться вместилищем и носителем этого нестареющего символа». Анимус. Внутренняя маскулинная сторона женщины. Бессознательный архетипный образ мужчины. К.Г.Юнг: «Анимус – разум и душа. Он соответствует отцовскому Логосу, так же как Анима материнскому Эросу». Может быть позитивным в качестве моста между женским Эго и ее собственными творческими ресурсами. Архетип. Примитивные структурные элементы человеческого Психе. Архетипы незаметны, но их воздействие прослеживается в архетипных образах и мотивах. Архетипные образы – универсальные установки или мотивы, которые происходят от коллективного бессознательного. Они являются базисом для первоистоков религий, мифов, легенд и сказок. К.Г.Юнг: « Архетип выражает себя в метафорах. И если в этом свете мы будем говорить о солнце и индентифицировать с ним льва, короля, груду золота, охраняемую драконом или силу, которая дает жизнь и здорорвье человеку, то это не будет ни то, ни другое, но нечто неизвестное, что более или менее адекватно выражается во ВСЕХ этих ставнениях. Это не может уместиться в рамках формулы». На личностном уровне архетипные установки и мотивы являются утановками мышления или поведения, что свойственно человечеству всегда и везде. Они возникают в снах, видениях и других выражениях бессознательного. Комплексы. Эмоционально заряженные группы идей или образов. Юнг делает акцент на то, что Комплексы сами по себе не являются негативными, хотя их эффекты часто бывают таковыми. К.Г.Юнг: «Комплексы могут пересекаться с намерениями воли и мешать нашим сознательным действиям. Они появляются и исчезают по своим собственным законам. Они могут преследовать сознательное и воздействовать на речь и поступки в бессознательной форме». Вместо «здравого смысла» человек руководствуется тем, что говорят ему комплексы. ^ Архетип целостности. Регулирующий центр Психе. Сила целостности, которая выходит за рамки Эго. К.Г.Юнг: «Личность соответствует целому рангу психических феноменов человека. Она выражает единость личности в целом. Личность не только центр, но так же целое окружение, которое охватывает и сознательное, и бессознательное. Это – центр данной совокупности, так же как Эго – центр сознательного». Персона. Это «Я». Обычно наши идеальные черты, которые мы представляем миру. Первоначально слово Персона обозначало маску, носимую актерами античного театра, для обозначения роли, которую они играли. К.Г.Юнг: «Персона – функциональный Комплекс, появляющийся по причинам адаптации или личного удобства. Персона – это то, чем в реальности человек не является, но то, как он, так же как и другие, себя воспринимает». Сильное Эго обладает гибкой персоной. Тень. Скрываемые или бессознательные аспекты личности человека, и хорошие, и плохие, но такие, которые Эго либо подавляет, либо никогда не признает. Тень в основном состоит из подавленных желаний и некультурных импульсов, морально недоброкачественных мотивов, детских фантазий и обид. Мы НЕ гордимся всеми этими вещами, и часто мы находим это в других посредством проекций. К.Г.Юнг: «Осознание нашей Тени вовлекает в себя распознавание темных аспектов личности как присутствующих в действительности». « Тень – просто что-то недоброкачественное, примитивное, неадаптированное и неуклюжее, но не совершенно плохое. Она даже содержит некоторые детские и примитивные качества, которые могли бы в своем роде визуализировать и украсить человеческое существование, но – условности запрещают». Эго. Центр личного сознательного. Сильное Эго может быть объективно связано с активацией объективного бессознательного. Эго – центральный комплекс бессознательного, и сильное Эго может избежать идентификации с ним. Юнг говорит, что знание «личности» Эго часто запутывает понимание самого себя. К.Г.Юнг: «Любой, обладающий Эго-сознательным считает, что он знает самого себя. Но, Эго знает только свое содержимое, а не бессознательное и его содержимое. В таком случае Психе ведет себя как тело, о физиологической и анатомической структуре которой человек обычно знает очень мало». ^ Личностное сознательное – то, в чем мы все уверены, в настоящем и прошлом. Личностное бессознательное – то, в чем мы не уверены, но каждый в СВОЕМ, в настоящем и в прошлом. Коллективное бессознательное – разделяемое бессознательное человечества. Слой Психе, содержащий наследственные коллективные сведения. Отсюда проистекают Архетипы, например универсальная потребность человека в религии ит.п.. ^ . Обобщение всех наших психологических процессов, сознательных и бессознательных. Индивидуальная регистрационная форма ФИО____________________________________Поднос______Песок (сухой, влажный) Дата______Время_____Название___________________
Коментарий__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Список рекомендованной литературы
|
![]() | Педагогическая психология как наука: подходы к пониманию и определению предмета науки, проблемы педагогической психологии | ![]() | ... |
![]() | ![]() | Целью дисциплины является формирование представлений о теоретико-методологических основах педагогической психологии, современном... | |
![]() | В курсе лекций раскрывается становление психологии спорта как прикладной отрасли психологии, дается обзор основных исследовательских... | ![]() | Учеб пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, с а. Маничева. – Спб: Питер, 2000.... |
![]() | Голованова Т. Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии фбгоу впо «Марийский государственный... | ![]() | Директор Научно-исследователь-ского института фундаментальной и прикладной медицины имени Б. А. Атчабарова |
![]() | Предмет, задачи, структура и методы прикладной экологии. Место прикладной экологии в системе наук. Экологизация | ![]() | Задачи, основные категории педагогики и психологии. Система психолого-педагогических наук. Связь педагогики и психологии с другими... |