Содержание 282 ббк 88 в 46




НазваниеСодержание 282 ббк 88 в 46
страница1/23
Дата публикации27.08.2013
Размер3.59 Mb.
ТипРеферат
zadocs.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

ВВЕДЕНИЕ 1

СОДЕРЖАНИЕ 282



ББК 88 В 46

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета

Рецензенты:

Р. С. Немов, доктор психологических наук, О. В. Овчинникова, кандидат психологических наук

Вилюнас В. К.

В 46 Психологические механизмы мотивации че­ловека.—М.: Изд-во МГУ, 1990.—288 с.

ISBN 5—211—01031—0

В монографии рассматриваются конкретные психоло­гические механизмы и процессы, обеспечивающие разви­тие мотивации человека. Большое внимание уделяется во­просу о преемственности механизмов биологической и со­циальной мотивации, преобразованию процессов, разви­вающих природные потребности, в условиях человеческой психики. Обсуждаются воздействия, изменяющие мотивационные отношения человека, эмоциональные процессы, лежащие в основе таких изменений, условия, от которых зависит их закрепление, и другие вопросы, имеющие пря­мое отношение к практике воспитания. Предназначена для психологов, педагогов, социоло­гов, а также для широкого круга читателей, интересую­щихся формированием мотивации человека.

0303020GOO—080 077(02)—90 2390

ББК 88

ISBN 5—211—01031—0

Вилюнас В К, 1990

ВВЕДЕНИЕ


Поскольку сложные явления, к каким относится мотивация, не могут быть описаны сразу, требуя пе­ревода сложного комплекса взаимосвязанных данных в некоторую последовательность изложения, при ре­шении такой задачи неизбежны как предварительное расчленение этого комплекса, так и выбор некото­рого порядка в освещении выделенных аспектов. В данной работе будет обсуждаться прежде всего онтогенетическое развитие мотивации, причем в на­правлении от феноменологических данных к обобще­ниям и теоретическим построениям. Что касается ос­вещаемых аспектов мотивации, то главное внимание будет уделяться вопросу ее психологических меха­низмов. Выделение данного аспекта мотивации не является традиционным и требует пояснения, что имеется в виду. Содержание того, что в принципе способно моти­вировать человека, буквально безгранично, так как все, что произведено и производится обществом как в материальной, так и духовной сферах, в конечном счете осуществляется конкретными людьми, которые к неисчислимым видам деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описывать дан­ный, содержательный, аспект мотивации человека — значит воспроизводить в мотивационных терминах все разнообразие его бытия, тех задач и ролей, ко­торые он добровольно или по необходимости прини­мает на свою долю в некоторой социальной системе, т. е. изображать частное, что, как известно, само по себе не ведет к выделению существенного. В психологическом анализе более целесообраз­ным и продуктивным представляется другой подход, по мере возможности отвлекающийся от содержа­тельных различий в мотивации и сосредоточиваю­щийся на том, в какого рода образованиях она в принципе обнаруживается в индивидуальной психике, какие воздействия обеспечивают ее формирова­ние и актуализацию, каковы закономерности этих процессов и т. п. То, на что направлены подобные вопросы, обобщенно может быть названо механиз­мами мотивации. Отметим, что задача исследования механизмов актуальна не только для мотивации, являясь одной из главных также и для многих других линий разви­тия человека, в отношении которых «необходимо... еще более активно изучать и описывать явления, по­зволяющие ответить на вопрос, который можно гру­бо сформулировать так: что в психике из чего воз­никает, когда и в какой последовательности?» (Вода-лев, 1983. С. 13)\. В психологической литературе содержательному аспекту мотивации обычно противопоставляется ди­намический аспект (Асеев, 1976; Обуховский, 1971), подчеркивающий прежде всего ее процессуальные особенности, развитие и взаимодействие побуждений, энергетическую сторону регуляции деятельности. Од­нако энергия, если она не слепая, должна чем-то рас­пределяться, процесс, как правило, является след­ствием взаимодействия некоторых структурных об­разований, короче, мотивационная динамика пред­полагает осуществляющие ее механизмы, которые на­полняются тем или иным предметным содержанием, но к нему несводимы. Фрейдовское вытеснение, на­пример, прежде всего процессуальный феномен, од­нако вполне правомерно предположение о существо­вании специального осуществляющего его механиз­ма, не зависящего от того, что именно подвергается вытеснению. Таким образом, выделение наряду с со­держательным и динамическим еще одного аспекта мотивации — реализующих ее внутренних механиз-

' Важность изучения психологических механизмов, обеспе­чивающих развитие личности, отмечает Л. И. Анцыферова: «Ис­следовать динамику психической жизни личности — значит изу­чить разные формы существования и осуществления личности; во времени, раскрыть психологические механизмы этого сущест­вования. Психологические механизмы можно представить себе как закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способы ее преобразования, в результате кото­рых появляются различные психологические новообразования, повышается или понижается уровень организованности личност­ной системы, меняется режим ее функционирования» (1981. С. 8).

мов—представляется оправданным шагом, повы­шающим структурированность этой проблематики и облегчающим ее описание. Четкое определение упомянутых аспектов моти­вации невозможно, так как речь идет лишь о гносео­логических абстракциях, не имеющих конкретных признаков различения и неотрывных друг от друга в онтологическом проявлении. Один и тот же феномен может быть охарактеризован и как процесс, и как механизм в зависимости от контекста обсуждения; так, упомянутый процесс вытеснения имеет, с одной стороны, свой механизм, в основе которого лежит, допустим, взаимодействие эмоций, с другой—сам может рассматриваться как механизм устранения противоречий в мотивационной сфере личности. По­этому тот или иной аспект мотивации выступает на первый план в зависимости от характера стоящих перед исследователем задач. Так, если в собственно научном анализе можно в известной мере отвлекать­ся от содержательных различий в мотивации, пола­гая, что выводы из рассмотренного частного материа­ла сохраняют силу -для аналогичных случаев, то в прикладных исследованиях, когда важно выявить, что именно мотивирует конкретных людей или их группы, такие различия могут стать центральной проблемой. Понятно, что абсолютное противопостав­ление выделяемых аспектов мотивации невозможно и что речь может идти лишь о том, которому из них при совместном анализе отдается преимущественное внимание. Исследование, уделяющее главное внимание пси­хологическим механизмам мотивации, было проведе­но нами в отношении низших ее уровней, обеспечи­вающих удовлетворение биологических потребностей (Вилюнас, 1986). Поскольку настоящая работа яв­ляется, по существу, продолжением этого исследова­ния, реализующим те же методологические установ­ки и преследующим аналогичные цели в отношении другого ее уровня — социально обусловленной моти­вации человека, сформулируем в тезисах основные его положения и выводы. Они послужат отправным пунктом нижеследующего обсуждения мотивации че­ловека, в частности, вопроса об ее качественном от­личии от биологической мотивации, проиллюстрируют специфику подхода и характер получаемых в нем данных. 1. Постановка вопроса о психологических меха­низмах мотивации возможна только при условии принципиального отказа от параллелистической трак­товки психического, которая под влиянием традиций позитивизма и, в частности, физиологических кон­цепций продолжает сохранять прочные позиции в со­временной психологии, причем не обязательно в явно декларируемом виде. Несмотря на отсутствие кон­кретных представлений об онтологической природе психического, сам факт его возникновения в биоло­гической эволюции и те функции, которые оно выпол­няет в приспособлении живых существ к изменчивой среде, свидетельствуют о том, что оно представляет собой качественно новый уровень взаимодействия регулятивных процессов, обеспечивающий выработ­ку в конкретной ситуации индивидуально-гибких, т. е. генетически целиком незапрограммированных реак­ций; это функциональное назначение психическое осуществляет на основе целостного отражения ситуа­ции и потенциально возможных в ней действий. 2. При данном понимании психического термин мотивация служит родовым понятием для обозначе­ния всей совокупности факторов, механизмов и про­цессов, обеспечивающих возникновение на уровне психического отражения побуждений к жизненно не­обходимым целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. На основе психиче­ского отражения регулируется не весь процесс удов­летворения биологических потребностей, а только те его звенья, которые предполагают активность в из­менчивой среде и требуют ситуативной выработки реакций. 3. Взаимосзязанность как эволюционного разви­тия, так и функционального обнаружения механизмов мотивации исключает отчетливое различение в слож­ной внутренне соподчиненной их системе отдельных структурных единиц, таких как «потребность», «мо­тив» и т. п. При наполнении такого рода теоретиче­ских категорий конкретным содержанием неизбежен, по крайней мере на современном уровне знаний о механизмах мотивации, элемент произвольности. 4. В процессе актуализации потребностей п по­рождении ими конкретных мотивационных побужде­ний можно выделить две основные фазы. Если по­требность актуализируется при отсутствии в окруже­нии соответствующего ей предмета, формируется спе­цифическое состояние мотивационной установки, оз­начающее потенциальную готовность к активной ре­акции в случае его появления. (При этом некоторые потребности субъективно отражаются в виде диффуз­ного переживания неудовлетворенности, побуждаю­щего поисковую активность.) Когда такой предмет появляется, к нему возникает эмоциональное отноше­ние, которое, собственно, открывает субъекту по-требностную значимость предмета (в виде положи­тельной или отрицательной оценки) и побуждает направить на него активность (в виде желания, вле­чения и т. п., см. Вилюнас, 1976). Принципиальное отношение между мотивацией и эмоциями передает обобщенное определение эмоций как субъективной формы существования проявления) мотивации. 5. В эволюционном развитии сложились две ос­новные формы биологической мотивации. Филогене­тически первичной форме инстинктивной мотивации свойственна фиксированность в наследственности как стимулов, побуждающих субъекта действовать, так и принципиального характера этих действий; при этом самим субъектом осуществляется приспособле­ние инстинктивных действий к конкретным условиям наличной ситуации. Более совершенная форма онто­генетически развивающейся мотивации предполага­ет, наоборот, прижизненное выявление мотивацион-но значимых воздействий и способов ответа на них индивида. 6. Инстинктивно мотивируемое поведение отли­чается генетической раздробленностью на автоном­ные сравнительно мелкие звенья, побуждаемые от­дельными ключевыми раздражителями и лишь в по­следовательном (иногда — строго последовательном) выполнении приводящие к необходимому приспосо-бительному результату. Из-за этой особенности важ­ную роль в обеспечении инстинктивного поведения играют специфические механизмы, отвечающие за связь и смену отдельных его звеньев. В самом об­ щем виде такие механизмы мотивационной пере­ стройки обнаруживаются как способность некоторых

воздействий изменить мотивационное отношение к другим воздействиям (в виде возникновения к ним эмоционального переживания или формирования мотивационной установки). Характер мотивационных перестроек определяет, в частности, содержание звеньев инстинкта, способ их смены и тип инстинктивного поведения в целом. Это универсальный механизм, проявляющийся и в более совершенных фор­ мах мотивации. 7. Онтогенетическое развитие мотивации в наи­более простом случае обеспечивается переключени­ем эмоционального отношения к ключевым (безус­ловным) воздействиям на сопутствующие им в опыте индивида стимулы (механизм импринтинга). В бо­лее сложном случае мотивационного обусловлива­ния, составляющего основу выработки условных рефлексов и являющегося главным механизмом он­тогенетического развития мотивации, имеет место ситуативное развитие эмоционального отношения к безусловным воздействиям и избирательное закрепление эмоционального значения за важными для ак­тивности условиями и сигналами. Благодаря про­цессам обусловливания круг изначально (безуслов­но) мотивационно значимых воздействий в онтогене­зе постепенно обрастает целой системой сигналов, приобретающих условное (производное от безуслов­ного, но не совпадающее с ним) мотивационное зна­чение. 8. В реальном поведении обе формы мотивации обычно проявляются вместе и взаимно дополняют друг друга. Характерным является случай сохранения в мотивации поведения общей схемы инстинкта, совер­шенствованной элементами приобретенной мотива­ции в пределах отдельных его звеньев, а также слу­чай, когда приобретенная мотивация подготавливает возможность совершения некоторого инстинктивного акта. Наблюдающееся в филогенезе увеличение удельного значения приобретенной мотивации озна­чает не отмену, а дальнейшее развитие изначальных инстинктивных побуждений, совершенствование спо­соба их осуществления. В акте формирования новых мотивационных отношений инстинктивная (унаследо­ванная) мотивация присутствует в качестве подкреп­ляющего (безусловного) фактора, что означает осу­ществление ею контроля за общим направлением он­тогенетического развития мотивации и в конечном счете за определяемым этим развитием поведением. Аффект означает возвращение к инстинктивной фор­ме мотивации в случае, если такое более совершен­ное поведение не обеспечивает необходимого резуль­тата. 9. Возникновение субъективного побуждения к цели обычно означает начало сложного процесса си­туативного развития мотивации, в результате кото­рого оценивается возможность и определяется способ достижения необходимого результата. Этот мотивационный процесс сопряжен с обследованием условий предстоящей деятельности и обеспечивается, в част­ности, взаимодействием возникающих при этом си­туативных эмоций, направленных на значимые об­стоятельства активности и формирующих промежу­точные цели. Из этих положений, характеризующих биологиче­скую мотивацию, пожалуй лишь вывод о формах ак­туализации потребностей, т. е. о том, что мотивация на уровне субъективного отражения презентируется установками и эмоциональными отношениями, мо­жет быть без специального обсуждения заимствован для характеристики мотивационной сферы человека на правах универсальной особенности психического. По существу, он происходит из феноменологии пере­живаний человека и, наоборот, заимствован оттуда для характеристики мотивационной сферы животных (см. "Вилюнас, 1986. С. 91—92). Что касается других, более специфических харак­теристик биологической мотивации, то вопрос об их отношении к мотивации человека требует исследова­ния. Ясно, что они должны быть свойственны чело­веку в той мере, в какой он продолжает оставаться биологическим существом и поэтому, например, ис­пытывает все усиливающиеся неприятные пережи­вания при перегрузке некоторой группы мышц, по­буждающие к тому, чтобы дать им покой, начинает при этом учащенно дышать и испытывает тоже не­приятное чувство удушья, если в кровь не поступает необходимое количество кислорода и т. п. Но извест­но и другое: что такого рода биологические побуж­дения не играют ведущей роли в жизни человека,

обычно подчиняясь более высокому уровню социаль­но обусловленной мотивации. Так, значительная часть жизни спортсмена может быть посвящена до­стижению именно того, чтобы упомянутые пережи­вания утомления и удушья возникали как можно позже, г. возникнув, не препятствовали бы действовать вопреки следующим из них побуждениям. Об­суждение взаимоотношения обоих уровней мотива­ции невозможно без постановки вопроса о том, что представляет собой специфически человеческая мо­тивация, что она унаследовала от мотивации биоло­гической и чем от нее отличается.
Глава 1 ЯВЛЕНИЕ СОБСТВЕННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ

Положение о том, что собственно человеческая мотивация качественно отличается от мотивации био­логической и к ней несводима, является для совет­ской психологии основополагающим и нуждается не столько в доказательстве, сколько в уточнении того, в чем это отличие заключается. Для обсуждения этой проблемы целесообразно сначала ознакомиться с те­ми фундаментальными изменениями в отражении ок­ружающего мира, происшедшими в результате куль­турно-исторического развития психики, которые со­здают особые условия для формирования и прояв­ления мотивационных процессов у человека. Отме­тим наиболее важные в этом отношении качества, характеризующие отражение действительности в со­циально развитой психике.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание 282 ббк 88 в 46 icon'27'282'246. 3: 711.
Работа выполнена на кафедре русского языка Одесского национального университета имени И. И. Мечникова, Министерство образования и...

Содержание 282 ббк 88 в 46 iconБюллетень новых поступлений за II квартал 2009 года
Маркетинг : учеб пособие для средн проф образов. / Кнышова Елена Николаевна. М. "Форум"; инфра-м, 2006. 282 с. (Профес образование)....

Содержание 282 ббк 88 в 46 iconОб утверждении Порядка предоставления грантов начинающим субъектам...
В соответствии со статьей 139. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Пермского края от 04 мая...

Содержание 282 ббк 88 в 46 iconБуковский юрий борисович. Тел: +7 960 282 85 88 ассистент Екатерина...
Миофасциальный релизинг (сокращенно мфр) представляет собой процедуру, ручного воздействие, которая направлена на расслабление мышечно-связочного...

Содержание 282 ббк 88 в 46 iconТематический план и содержание учебной дисциплины «Философия»
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Содержание 282 ббк 88 в 46 iconЛитература ббк 53. 39 Бо 72 Серия «Эра Водолея»
Новизна и древность

Содержание 282 ббк 88 в 46 iconР тест нэр задание Изучите и законспектируйте содержание семинара...
Задание Изучите и законспектируйте содержание семинара Найдите правильный ответ и

Содержание 282 ббк 88 в 46 iconСписок новых книг Содержание Отраслевая литература
Г 82 А. С. Грибоедов. Горе от ума : анализ текста : основное содержание : сочинения / авт сост. Э. Л. Безносов. 5-е изд., стер. М....

Содержание 282 ббк 88 в 46 iconСодержание содержание 5
Для выхода студента-дипломника на преддипломную практику ректор университета утверждает приказ об этом в срок не позднее 15-ти дней...

Содержание 282 ббк 88 в 46 iconМ. З. Закиев Происхождение тюрков и татар
Ббк 63. 3 (2Р-6Т) 094 Печатается по решению бюро Отделения гуманитарных наук ан рт

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов