Министерство образования и науки российской федерации дошкольная логопсихология




НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации дошкольная логопсихология
страница1/15
Дата публикации27.08.2013
Размер2.15 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ДОШКОЛЬНАЯ ЛОГОПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие
Составители: О.А. Денисова, Т.В. Захарова, В.Н. Поникарова, И.А. Бучилова, О.Л. Леханова, Л.Я. Котляр, Р.А. Самофал

Для специальности

О32000(050717) – специальная дошкольная педагогика и психология

Оглавление
Введение ………………………………………………………………… 4

Глава I. Научно-теоретические основы логопсихологии ……………... 6

§ 1. Предмет и задачи детской логопсихологии ………………… 6

§ 2. Научно-теоретические основы логопсихологии ……………… 8

§ 3. Психолингвистические основы логопсихологии ………………

§ 4. Исторический аспект развития логопсихологии …………… 12

Глава II. Нарушения психического развития детей …………… 15


§ 1. Понятие дизонтогенеза. Этиология и патогенез дизонтогенеза … 15

§ 2. Психологические параметры дизонтогенеза …………… 19

§ 3. Классификация психического дизонтогенеза ………………… 23

Глава III. Общий обзор речевых нарушений ………………………… 28

§ 1. Причины возникновения речевых нарушений ………………… 28

§ 2. Принципы анализа речевых нарушений ………………………… 30

§ 3. Клиническая характеристика нарушений речи ……………………33

§ 4. Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи …… 36

Глава IV. Психические особенности детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР)………………………………………

§ 1. Особенности познавательной сферы детей с ФФНР….

§ 2 Особенности эмоциональной сферы детей с ФФНР….

§ 3 Особенности личности детей с ФФНР….

§ 4 Особенности общения и межличностных отношений детей с ФФНР….

§ 5 Особенности понимания и продуцирования речи детьми с ФФНР….

Глава V. ^ Психические особенности детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

§ 1 Особенности познавательной сферы с ОНР…

§ 2 Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР …

§ 3 Особенности личности детей с ОНР...

§ 4 Особенности общения и межличностных отношений детей с ОНР…

§ 5. Особенности понимания и продуцирования речи детьми с ОНР …

Глава VI. ^ Психические особенности детей с мелодико-интонационными (МИН) и темпо-ритмическими нарушениями речи (ТРН) ……

§ 1 Особенности познавательной сферы детей с МИН и ТРН ……

§ 2 Особенности эмоциональной сферы детей с МИН и ТРН ……

§ 3 Особенности личности детей с МИН и ТРН ……

§ 4 Особенности общения и межличностных отношений МИН и ТРН ……

§ 5. Особенности понимания и продуцирования речи детей с МИН и ТРН ……

Глава VII. Особенности психодиагностической и психокоррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения ………………... 102

§ 1. Психологическое изучение детей с нарушениями речи ……… 102

§2. Теоретические основы психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Основные подходы к её организации и содержанию ……………………………………………………. 105

§3. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений познавательной сферы у детей с нарушениями речи … 112

§ 4. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений личности и межличностного общения воспитанников логопедических групп дошкольных образовательных учреждений ... 118

^ ГЛАВА VIII. Особенности готовности к школьному обучению детей с нарушениями речи ……………………………………..

§ 1. Содержание готовности к школьному обучению

§ 2. Готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи

Глоссарий ………………………………..…………………………………… 125

Приложение…………………….

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Дошкольная логопсихология» адресовано студентам факультетов специальной психологии и коррекционной педагогики (дефектологических факультетов) педагогических вузов. Основная цель издания – представить материал, формирующий мировоззрение и систему знаний у студентов по дошкольной логопсихологии.

Содержание пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта к подготовке специалиста по специальности (032000)050717 – Специальная дошкольная педагогика и психология.

В результате освоения системы знаний по дошкольной логопсихологии студенты должны:

-теоретически овладеть методологией науки, системой основных понятий, категорий и методов используемых логопсихологией;

-уметь ориентироваться в многообразии теоретических подходов к психологическому анализу, как самих речевых нарушений, так и особенностей психического развития детей с речевыми нарушениями;

- проводить сопоставительный анализ научных подходов к изучению проблем логопсихологии, выделять их достоинства и недостатки, адекватно использовать потенциал, заложенный в этих подходах, решая различные теоретические и практические задачи;

-понимать основные проблемы, возникающие при изучении психического развития детей с речевыми нарушениями и знать основные подходы к решению этих проблем;

- знать основные психологические особенности детей с речевой патологией и их детерминированность;

- быть готовыми к практическому применению полученных знаний в работе с детьми с речевыми нарушениями.

Пособие состоит из введения, восьми глав и глоссария.

Первая глава содержит анализ теоретико-методологических и психолингвистических основ логопсихологии. В ней рассматриваются задачи, принципы, актуальные проблемы, исторический аспект логопсихологии.

Во второй главе представлены основные параметры, классификации психического дизонтогенеза.

Третья глава знакомит студентов с причинами возникновения, принципами анализа речевых нарушений и их основными симптомокомплексами.

В четвертой главе рассматриваются психологические особенности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В пятой главе представлен материал характеризующий психологические особенности детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.

Шестая глава содержит материал по психологическим особенностям детей с мелодико-интонационными и темпо-ритмическими нарушениями.

В седьмой главе освещены современные подходы к организации и содержанию психодиагностической и психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи.

Восьмая глава содержит материл..

Контрольные вопросы и задания, которыми завершается изложение каждой главы, позволяют проверить степень усвоения материала. В конце каждой главы дан список литературы, рекомендованной для изучения.

Авторский коллектив благодарит профессора кафедры дошкольной дефектологии МПГУ В.И. Селиверстова за оказание помощи на разных этапах подготовки книги к изданию.
Глава I

научно-Теоретические основы логопсихологии
§ 1. Предмет и задачи детской логопсихологии.

Логопсихология – это отрасль специальной психологии, изучающая психические особенности лиц, имеющих речевые нарушения.

^ Детская логопсихология, как часть логопсихологии, изучает психические особенности детей, имеющих речевые нарушения.

Объект детской логопсихологии – это закономерности и механизмы развития и функционирования психики детей при нарушении речи.

Предмет детской логопсихологии – своеобразие психического развития детей с различными формами речевой патологии.

Задачи детской логопсихологии:

  • изучение специфики психического развития детей при речевых нарушениях;

  • изучение особенностей личностного и социального развития детей с речевой патологией;

  • исследование динамики спонтанного и целенаправленного развития детей с речевой патологией;

  • выявление специфики взаимовлияния речевых и психических нарушений у детей с речевой патологией;

  • определение прогноза развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования;

  • разработка методов психологической коррекции и профилактики отклонений в психическом развитии детей с речевыми нарушениями.

Детская логопсихология тесно связана с рядом наук: с общей, социальной, возрастной, педагогической и специальной психологией; нейропсихологией, психолингвистикой, логопедией.

Отрасли психологии (общая, социальная, возрастная, педагогическая) позволяют логопсихологии более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на эти знания, добиваться наиболее эффективного изучения особенностей психики детей с нарушениями речи.

Нейропсихология, в том числе детская, даёт возможность понять особенности мозговых механизмов высших психических функций (ВПФ), влияние на протекание локальных поражений мозга и зависимость проявлений нарушений ВПФ от возраста. Имеющиеся в нейропсихологии сведения позволяют более точно стороить прогноз психического развития детей с речевой патологией, определять степень повреждения мозговых структур в зависимости от вида речевого нарушения. Важное значение для логопсихологии представляют знания медицинских наук: педиатрии, невропатологии и др. Имеющиеся в данных науках сведения позволяют более точно понять структуру нарушения психики при патологии речи, правильно решать вопросы психодиагностики и дифференцированного психокоррекционного воздействия при устранении различных форм речевых нарушений.

Психолингвистика, раскрывая вопросы онтогенеза речевой функции и своеобразия протекания процессов речевосприятия и речепорождения в целом, позволяет выделить специфику усвоения системы языка, своеобразие взаимоотношения языка и сознания, мышления и речи, особенности продуцирования и понимания речи детьми с различными речевыми нарушениями.

Логопсихология тесно связана с педагогическими науками: общей, возрастной и специальной педагогикой, логопедией. Наиболее тесно связана логопсихология с логопедией. Связь эта взаимна. Знание логопсихологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, но и правильно понимать взаимосвязь речевых нарушений у детей с особенностями их психического развития в целом (Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, 2002). Логопедия, в свою очередь, содержит важные для логопсихологии сведения об этиопатогенезе, клинике, структуре и классификации речевых нарушений, позволят определить характер влияния речевых расстройств на формирование личности, психическое развитие, поведение и деятельность детей с нарушениями речи.

Взаимосвязь дошкольной логопсихологии с другими науками проявляется и в виде использования общего категориального аппарата. Важнейшие категории логопсихологии совпадают с категориями общей, возрастной и специальной психологии, нейропсихологии, логопедии.

Общими для общей психологии и логопсихология являются следующие категории: личность, задатки, способности, темперамент, характер; интеллект, мышление; деятельность, поведение, восприятие, ощущение, представления; память; внимание; эмоции, чувства, аффекты.

Часть своих категорий логопсихология берет из арсенала возрастной психологии. Это такие категории, как психическое развитие, социальная ситуация развития ребенка, ведущая деятельность, психологическое новообразование, зона ближайшего развития.

Значительное число категорий логопсихология заимствует из специальной психологии: дизонтогенез, психологические параметры дизонтогенеза, классификация психического дизонтогенеза; «дефект», «структура дефекта» (Л.С. Выготский, 2001). Логопсихология широко использует категории нейропсихологии (агнозия, апраксия, афазия) и логопедии (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи).
§ 2. Научно- теоретические основы логопсихологии

Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными физиологами ( И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, П.К. Анохиным ), психологами (Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем и др.), нейропсихологами (А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой и др.). Ими выдвинут принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредовании психических процессов.

Большое значение для логопсихологии имеет учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах; учение П.К. Анохина о функциональных ситемах организма; учение А.Р.Лурия о функциональной организации деятельности человеческого мозга, также учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта. Важным в данных исследованиях для логопсихологии является понимание системной организации психических процессов.

В соответсвии с терминологией И.П. Павлова, выделяют первую и вторую сигнальную системы, которые обепечивают функционирование психической деятельности человека. Анатомической основой сигнальных систем являются полушария головного мозга Сигнальные системы – это механизмы ориентировки живого существа на определенные признаки окружающей среды. Благодаря функционированию этих механизмов, мозг получает сигналы из окружающего мира, позволяющие активно регулировать поведение индивида или особи.

^ Первая сигнальная система - это механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сенсорных сигналов, т.е. ощущений цвета, звука, запаха и пр.

^ Вторая сигнальная система - это механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой ситеме языка. Система вербальных сигналов специфична для человека и не обнаруживается у животных. Именно она лежит в основе волевой деятельности, обеспечивающей регуляцию сложных опосредованных форм поведения и социального взаимодействия. Благодаря ей человек может отображать мир в обобщенной (понятийной) форме и выступать активным участником речевого общения. Вторая сигнальная система возникает в ходе культурно-исторического развития человека как «чрезвычайная прибавка», определяющая новый принцип работы центральной нервной системы, взаимодействующая с первой сигнальной ситемой и образующая ,совметсно с ней, качественно новое целое.

^ Теория функциональных систем, разработанная П.К. Анохиным представляет концепцию нервно-психической организации жизнедеятельности целостного организма, активно и целенаправленно взаимодействующего со средой. В ее основе лежит представление о функции, как процессе последовательного достижения организмом приспособительного результата, повышающего его эффективность в конкретных условиях существования.

Согласно теории функциональных систем, в основе поведения, как активного взаимодействия организма со средой, лежат качественно специфические системные процессы (процессы организации нейронных образований в систему). Отношения организма со средой носят циклический, целесообразный и целенаправленный характер. При этом поведение направляется опережащим отражением действительности.

Начало двигательной активности организма означает реализацию действия под определяющим влияинием цели, нейрофизиологическим воплощением которой служит акцептор результатов действия. В свою очередь, достигнутые результаты сличаются с акцептором. После чего начинаетя следующий цикл активного взаимодействия организма со средой. В интервале между «стимулом» и и началом «реакции» выделяются процессы сличения параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный синтез, на базе которого принимается решение - выбор цели и программы действия.

В теории функциональной системы П.К. Анохина, афферентный синтез определен как синтез сенсорного материала, запечатленного в памяти, мотивации, информации о среде и пускового стимула принятия решения. В данном случае память трактуется как совокупность взаимосвязанных функциональных систем различных уровней иерархии, сформированных в ходе эволюции и в индивидуальном жизненном опыте, а мотивация – как конкретизация одной из потребностей организма.

При афферентном синтезе, благодаря мотивации, актуализируются все системы, деятельность которых когда-либо приводила к удовлетворению данной потребности. Информация о среде помогает сориентироваться в конкретной ситуации. Окончательное решение осуществляется в момент, когда какое-либо событие – пусковой стимул - указывает на предпочтительность одной из систем, уже выбранных под влиянием мотивации обстановки (П.К. Анохин).

Поскольку иерархическая организация систем в памяти отражает эволюционную и индивидуальную историю отношений организма со средой, имеется соответствующая иерархия афферентных синтезов. Афферентный синтез интегрирует различные уровни мозговой деятельности нервной системы в целом. Итак, функциональная система – это определенная организация активности структурных элементов нервной системы, приводящая к достижению соответствующего результата.

Также теоретические истоки логопсихологии базируются на исследованиях Л.С. Выготского, раскрывающих сложную структуру отклоняющегося развития ребенка, согласно которой, нарушение деятельности какого-либо анализатора или интеллектуальное нарушение, приводят к целому ряду отклонений (Л.С. Выготский, 2001).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации дошкольная логопсихология iconРоссийской Федерации Министерство образования Республики Башкортостан
В г. Уфе 7–8 ноября 2013 г пройдет Всероссийский молодежный форум «Я – молодой ученый» при финансовой поддержке Министерства образования...

Министерство образования и науки российской федерации дошкольная логопсихология iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство образования омской области
Целью мероприятия является расширение знаний о механизмах развития локальных инноваций в регионах, о состоянии, возможностях развития...

Министерство образования и науки российской федерации дошкольная логопсихология iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки российской федерации дошкольная логопсихология iconМинистерство образования и науки Российской Федерации гоу впо «Сыктывкарский...
Кафедра уголовного процесса и криминалистики Вологодского института права и экономики Министерства юстиции Российской Федерации

Министерство образования и науки российской федерации дошкольная логопсихология iconМетодические указания для преподавателя к практическому занятию по предмету
...

Министерство образования и науки российской федерации дошкольная логопсихология iconМетодические указания для студента к практическому занятию по предмету
...

Министерство образования и науки российской федерации дошкольная логопсихология iconМинистерство образования и науки российской федерации
Пример содержания и оформления отчёта о технологической и производственной практике

Министерство образования и науки российской федерации дошкольная логопсихология iconПрезентация является обязательной формой представления проекта
Организатором Форума является Министерство образования и науки Российской Федерации при участии Федерального агентства по делам молодежи,...

Министерство образования и науки российской федерации дошкольная логопсихология iconКурсовая работа по дисциплине «Планирование и организация эксперимента»
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования...

Министерство образования и науки российской федерации дошкольная логопсихология icon11442 «Водитель автомобиля»
Министерство образования Республики Мордовия информирует об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов