5. Предмет психодиагностики. Цели задачи область применения психодиагностики Психодиагностика наука о конструировании методов измерения, классификации




Название5. Предмет психодиагностики. Цели задачи область применения психодиагностики Психодиагностика наука о конструировании методов измерения, классификации
страница1/4
Дата публикации20.06.2013
Размер0.68 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4
Раздел 2 Психодиагностика

5.Предмет психодиагностики. Цели задачи область применения психодиагностики

Психодиагностика – наука о конструировании методов измерения, классификации психических и психофизиологических особенностей человека, а так же об использовании этих методов в целях измерения, оценки и анализа психики человека.

А.Анастази определяет предмет через стоящие перед психодиагностикой задачи, отмечая, что они заключаются в том, чтобы "измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях".

Гуревич: «Цель современной психологической диагностики в ее наиболее распространенных формах (тесты, проективные методики, психофизиологические методики, вопросники) заключается в том, чтобы фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-нибудь (не всегда относящимся к психологии) признакам».

предмет — индивидуальные различия и способы их измерения.

Задачи научного направления:

Разработка методических критериев создания диагностики

Разработка методик (конкретных инструментов), их проверка

Формализация диагностических показателей (для сопоставления разных методик)

Задачи практического направления:

Задачи в области воспитания и образования

Отбор кадров

Профессиональное самоопределение

Психологическое консультирование

К основным функциям психолога-диагноста относятся:

Научно-методическая. - работа по определению диагностических и прогностических возможностей инструментария.

Диагностическая. - психодиагностическое исследование в соответствии с поставленными целями и задачами, анализирует и интерпретирует полученный диагностический материал, составляет психологические заключение.

Прогностическая. - прогнозирование перспектив индивидуального развития и возможных отклонений от его закономерного хода.

Психодиагностическое консультирование. - результаты с соблюдением всех правил этики доводятся до самого обследуемого или лиц, заинтересованных в них.

Просветительская. - Полученные в диагностическом исследовании результаты могут использоваться для консультационной работы с широкими слоями населения, специалистами смежных областей, особенно с лицами, участвующими в образовательном и воспитательном процессе, с целью формирования и совершенствования психологической культуры.

Экспертная. - Психолог-диагност участвует в организации и проведении психодиагностических исследований, предполагающих определение эффективности формирующих, развивающих, коррекционных программ, диагностических методик.

Основные направления применения психодиагностики.

Можно выделить основные направления практического использования результатов психодиагностической работы.

Во-первых, психодиагностика интенсивно применяется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания. С ее помощью может решаться целый ряд задач, стоящих перед работниками образовательно-воспитательных учреждений — от детских садов и школ до интернатов разного типа. Так, например, это определение готовности ребенка к школьному обучению, выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, профориентация, реализация индивидуального подхода и др.

Во-вторых, диагностика является важной составляющей деятельности специалистов по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах профконсультаций, в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специализированных учебных заведениях. Эта работа призвана помочь каждому выбрать наиболее подходящую профессию или рабочий пост, найти пути быстрого и эффективного овладения профессиональными знаниями и навыками, достичь необходимого уровня квалификации, стать профессионалом.

В-третьих, областью практического применения результатов психодиагностических испытаний является клинико-консультационная и психотерапевтическая работа. В данном случае важной задачей психодиагностики является поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого (сложности в отношениях с близкими, навязчивые страхи и переживания и т.д.) и выбор способов и приемов, способствующих их разрешению.

И, наконец, — судебная практика, в которой все больше внимания уделяется проведению судебно-психологической экспертизы. В зависимости от конкретного случая психодиагност проводит обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей и формулирует психологическое заключение о тех или иных качествах личности, уровне интеллектуального развития, психофизиологических особенностях и т.д.

Практические области применения психологии: психология труда, инженерная, социальная, педагогическая, медицинская, юридическая, военная и спортивная психология.
^ 6. Высоко- и низкоформализованные методы психодиагностики. Современные методы психодиагностического тестирования.

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающей методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, и психологической практики, в ходе которой используются те или иные психодиагностические методы и методики для постановки диагноза конкретному человеку.

1. По типу диагностируемых психологических свойств:

методики диагностики познавательных способностей (оценки особенностей восприятия, памяти, внимания, интеллекта, креативности);

специальных способностей (музыкальных, актерских, технических, деловых качеств и т.д.);

личностных черт;

самосознания;

индивидуального сознания;

мотивационной сферы;

межличностных отношений и др.

2. Мера «объективности – субъективности». В случае объективных методик влияние психодиагноста на результаты минимально; при применении субъективных методик результаты обследования зависят от опыта и интуиции исполнителя.

Шмелев в 1996 году выделил еще основания для классификации методик:

аппаратурные методики диагностики психофизиологических показателей (частота сердечных сокращений, электрокардиограмма, электроэнцефалограмма, функции дыхания и т.д.);

аппаратурные поведенческие методики (определение простых и сложных сенсомоторных реакций на различные стимулы, диагностика чувства равновесия и психомоторной координации, тремор и т.д.) тесты-тренажеры профессиональных умений;

тесты способностей (с вариантами ответов или «открытые» без вариантов ответа) часто называют объективными, поскольку почти всегда известен правильный ответ. Шкала измерения интеллекта Векслера, прогрессивные матрицы Равена и т.д.;

методики диагностики креативности. В них отсутствует правильный ответ; оценка креативности определяется по показателю статистической редкости ответа для выборки стандартизации. Тест креативности Торренса, Южнокалифорнийский тест интеллекта;

личностные тесты-опросники. Ряд вопросов или утверждений с возможными вариантами ответов. В отличие от тестов способностей в них отсутствуют объективно правильные или неправильные ответы, но ответ на каждый пункт опросника предопределяет степень выраженности той или иной черты. Опросник темперамента Стреляу, «Большая пятерка», акцентуация личности по Леонгарду и т.д.;

методики субъективного шкалирования – основаны на отражении характеристик объекта путем установления их числовых отношений и упорядочивания в определенную числовую систему. При этом шкалы, по которым происходит упорядочивание эмпирических объектов, могут быть либо заданы извне, либо скрыты как для испытуемого, так и для исследователя. Частные семантические дифференциалы, применяемые для диагностики функционального состояния и особенностей Я-концепции, опросник Кеттела 16PF, тест цветовых предпочтений М. Люшера;

проективные методики. Тест словесных ассоциаций Юнга, тест чернильных пятен Роршаха, методика Розенцвейга. Прогнозирование индивидуального стиля поведения, переживание и аффективное реагирование в значимых или конфликтных ситуациях;

техника репертуарных решеток. Позволяет диагностировать особенности индивидуального сознания, выделение особенностей Я-концепции и т.д. Тест личностных конструктов Р. Келли;

структурированное интервью;

клиническая беседа;

ситуационное тестирование;

интерактивные методики (тренинги, «ролевые игры», организационно-деятельностные игры).

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

Малоформализованные диагностические средства не следует противопоставлять строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям (например, с биографическими данными испытуемых, их склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения.

^ 7. Понятите психодиагностического процесса, этапы проведения психодиагностики.

Психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. Речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика показывает, как это следует делать правильно и надежно.

В современной психологии применяется немало различных методов психодиагностики, однако далеко не все из- них можно назвать научно обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и собственно психодиагностические методы. В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека. Cамая общая схема классификации:

- Методы психодиагностики на основе наблюдения. - Опросные психодиагностические методы.

- Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда. - Экспериментальные методы психодиагностики.

Вопросы, требующие применения психодиагностики, возникают в следующих областях социальной практики: - расстановка кадров, профотбор, профориентация; - оптимизация обучения и воспитания; - прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.); - судебно-психологическая экспертиза; - консультативная, психотерапевтическая помощь и др.

Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре :

Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.). Формулировка гипотез и выбор диагностических методов. Проведение тестирования; анализ полученных данных. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Этапы психодиагностического процесса по Корманну :Предварительное исследование, постановка вопроса, Подбор диагностических методов, Проведение исследования, Обработка результата, Проверка. Достаточно ли полученных данных, Подведение итогов

Схема психодиагностического процесса по Каминскому :Постановка проблемы. Сбор анамнестических данных. Тесты, экспериментальные беседы, наблюдение. Оформление диагностического мнения: заключение, консультация

В практике психодиагностики известны противоположные приведенным подходы:

- Подход "по рецепту" заключается в том, что удовлетворение тестирующего вытекает прежде всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест.

- Узколабораторный подход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными результатами.

- Комплексный, но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов, большинство из которых не релевантны целям исследования и даже нежелательно загружают испытуемого.

Общей чертой этих подходов являются погрешности при постановке вопросов.

^ 8. этические принцип психодиагностического исследования.

К этим принципам относятся:

Принцип ответственности, когда исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации.

Принцип компетентности, то есть знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование.

Принцип профессиональной тайны, то есть ограничение распространения психодиагностических методик.

^ Принцип обеспечения суверенных прав личности, то есть каждый человек имеет право на тайну, и принцип информирования клиента о целях обследования, который состоит в том, что испытуемый должен представлять общие задачи исследования;

^ Принцип этической и юридической правомочности, который заключается в использовании полученной информации в рамках действующего законодательства.

Принцип объективности, то есть беспристрастность проведения, оценки и интерпретации психодиагностической информации.
Принцип конфиденциальности, то есть неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности.

^ Принцип благополучия испытуемого, который заключается в том, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшать своего психологического и соматического состояния, а также материального положения. Ему не должен быть нанесен вред.

^ Принцип морально-позитивного эффекта обследования, заключающийся в том, чтобы добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемых вероятности проявления негативных особенностей их поведения.

^ Принцип гражданственности и патриотизма, заключающийся в умелом сочетании принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает.

^ Принцип профессиональной кооперации, представляющий собой возможность обмена психологической информацией между психологами в целях повышения качества психодиагностики.

^ Принцип квалифицированной пропаганды психологии, состоящий в такой организации работы, когда у испытуемого в результате исследований создается благоприятное впечатление от психологической диагностики.

^ 9. Психометрика. Понятия и виды надежности и валидности. Приемы стандартизации и нормировании тестов.

Психометрия – область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерения в психологии Выступает как методологическая дисциплина, обосновывающая требования к изме­рительным психодиагностическим методам. Первоначально под психометрией понимали измерение временных хар-х пс-х процессов, затем добавилось измерение и более сложных пс-х функций. Появились общая психометрия (измерения общепсихиологического характера) и дифференциальная психометрия (измерение индивидуальных различий).

Понятие стандартизации методик Диагност-я методика отличается от любой исследовательской тем, что она стандартизирована. А. Анастази, стандартизация — это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Т. О., стандарт-ция рассматривается в двух планах:

1. как выработка единых требований к процедуре эксперимента Станд-я процедуры означает унификацию всего, что связано с экспер-м (бланки ответа, способ фиксации и анализа результатов, условия проведения обследования). Для всех испыт-х все должно быть одинаково (это касается и стимульного материала).

2. как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении эксперимента: 1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило,

письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же

словами, понятными для всех, в одинаковой манере;

2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;

3) в процессе экспер-та не следует давать отдельным испыт-м дополнит-е пояснения;

4) эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;

5) временные огранич-я в выполнении заданий для всех испыт-х должны быть одинак-ми и т.д.

Выбор критерия по которому следует проводить сравнение результатов диагност-х испытании, поскольку диагн-е методики не имеют заранее определ-х стандартов успешности или неудачи в их выполнении.

Выборка стандартизации Генеральная выборка. – население или те люди, к кот. будет применяться стандартиз-я методика.ВС. часть ген.выборки, на кот .были получены тестовые нормы (обычный или средний уровень выполнения). На выборке стандарт-и определяется среднее значение интерес-го нас показателя популяции и вариативность показателя выше и ниже среднего уровня.

Статистическая норма - получена статист-м путем при обслед-и достаточно большой группы испыт-х, которая называется выборка стандарт-и. Из популяции создаются относительно небольшие группы, соответст-щие этой популяции. Выборка должна быть репрезентативна популяции.

К числу основных критериев оценки психодиаг-их методик относится надежность и валидность. Большой вклад в разработку этих понятии внесли зарубежные психологи (А. Анастази, Е. Гизелли, Дж. Гилфорд, Л. Кронбах, Р. Торндайк и Е. Хаген и др.). Ими были разработаны как формально-логический, так и математико-статистический аппарат (прежде всего корреляц-й метод и фактический анализ) обоснования степени соответствия методик отмеченным критериям.

Надежность означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Повторное применение надежных методик дает сходные оценки. В определенной мере могут совпадать как сами результаты, так и порядковое место (ранг), занимаемое испытуемым в группе. И в том, и в другом случае при повторении опыта возможны некоторые расхождения, но важно, чтобы они были незначит-ми, в пределах одной группы.

Т. О., можно сказать, что надежность методики — это такой критерий, который говорит о точности псих-их измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. В широком смысле надежность теста – это хар-ка того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действит-х различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.
В более узком, методическом смысле под надежностью понимают степень согласованности результатов теста, получаемых при первичном и вторичном его применении у одних и тех же испытуемых в различные моменты времени с использованием разных (но сопоставимых по характеру) наборов тестовых заданий или при других изменениях условий обследования.
Типы характеристик надежности
Надежность параллельных форм, хар-ка надежности психодиагн-й методики с помощью взаимозамен-х форм теста. При этом одни и те же испыт-е в выборке определения надежности обследуются вначале с использованием основного набора заданий, а затем – с применением аналогичных дополнит-х наборов. Коэффициент над-ти по типу над-ти параллельных форм может быть определен и другим способом, а именно: испытуемые делятся примерно на равные группы, затем одной из них предлагается форма А теста, а другой – форма Б. Через опред-е время (обычно не более недели) проводится повторное тест-е, но в обратном порядке.
Ретестовая надежность повторное тестирование Так как в ПФ используется др-й по содержанию материал, возможность тренировки и запоминания отдельных решений уменьшается. Важнейшим преимуществом данного метода явл-ся сокращение времен-го интервала перед повторным обслед-м. Основным показателем надежности ПФ является коэфф-т корреляции между результатами первич-го и повторного обслед-й, который позволяет оценить как временную стабил-ть теста (собственно надежность), так и степень соответствия результатов обеих форм теста. Если формы применяются непосредс-но одна за другой, то корреляция отражает их взаимозамен-ть. Отношение между ПФ теста имеет сложный характер. Оба набора заданий должны не только отвечать одним и тем же требованиям, измеряя идентичные показатели и давая сходные результаты, но вместе с тем быть относительно независимыми друг от друга. На практике эта задача осуществима далеко не для всех тестовых заданий (это касается личностных методик, опросников), что существенно ограничивает сферу применения надежности ПФ. Другим недостатком хар-ки надежности по типу надежности ПФ является возможность усвоения испыт-м принципа решения, общего для основной и ПФ. Т. О., в случае оценки надежности ПФ влияние тренировки и навыка, приобрет-го при повторном обслед-и, если и снижается по сравнению с хар-й надежности ретестовой, однако не устраняется полностью.
Надежность частей теста- хар-ка Н. п/д-кой методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов, заданий теста. Наиболее простым и распростр-м способом определения Н. ч. т. является метод расщепления, суть которого закл-ся в выполн-и испыт-м заданий двух равноценных частей теста. Обоснов-м метода явл-ся вывод о том, что при норм-м или близком к норм-у распред-и оценок по полному тесту выполнение любого случайного набора из частей теста даст аналогичное распред-е (при условии, что части однородны по характеру заданий по отношению к тесту в целом)..
Валидность это критерий степени достоверности измерения психического свойства (качества, явления), которое хотят измерить с помощью данного теста. По сути, валидность теста — это показатель степени его эффективности и пригодности для измерения нужной нам характеристики.

Основные виды валидности

Содержательная испол-ся в основном в тестах достижений. Обычно в них вкл-ся не весь материал, который прошли учащиеся, а какая-то его небольшая часть (3-4 вопроса). Можно ли быть уверенным в том, что правил-е ответы на эти немногие вопросы свидетел-т об усвоении всего материала. На это и должна ответить проверка валидности по содержанию. Для этого проводится сопоставл-е успешности по тесту с эксперт-ми оценками учителей (по данному материалу). Вал-ть "по содержанию" также подходит к КОТ. Иногда этот прием называют логической валидностью.

Конструктивная это критерий качества теста, использ-й при измерении какого-либо сложного пс-го феномена, имеющего иерарх-ю структуру, измерить который из-за этого одним актом тест-я невозможно. К примеру, психодиагностика интеллекта невозможна без предварит-го определения понятия «интеллект» и его структуры. В данном случае степень соответствия структуры интеллекта структуре теста и будет составлять конструкт-ю вал-ть теста. В общем она нацелена на определение точности измерения сложных, устойчивых типов поведения, качеств личности, пс-х явлений.

Критериальная-критерий качества теста, с помощью которого можно судить об интересующем аспекте психики конкретной личности в настоящем и будущем. Для его определения сопостав-ся результаты тест-я с уровнем развития измеряемого признака, качества личности на практике. Так, для теста на технические способности основным критерием их определения будет выступать техническая деят-ть конкретных специалистов, оценка их технических способностей с помощью экспертов, хорошо знающих испытуемых в интересующем аспекте на протяжении достаточно продолжит-го времени. Оценка при этом дается по шкале порядковой, интервальной или отношений.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

5. Предмет психодиагностики. Цели задачи область применения психодиагностики Психодиагностика наука о конструировании методов измерения, классификации iconО в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова...
Тема психологическая диагностика как наука тема классификации психодиагностических методов тема стандартизованные методы психодиагностики...

5. Предмет психодиагностики. Цели задачи область применения психодиагностики Психодиагностика наука о конструировании методов измерения, классификации iconКонтрольные вопросы к экзамену по курсу «Основы психодиагностики»
Характеристика объекта психодиагностики, диагностические признаки, диагностическая категория, диагностический фактор

5. Предмет психодиагностики. Цели задачи область применения психодиагностики Психодиагностика наука о конструировании методов измерения, классификации icon«Психолого-педагогическая диагностика»
...

5. Предмет психодиагностики. Цели задачи область применения психодиагностики Психодиагностика наука о конструировании методов измерения, классификации iconОбщая психодиагностика. Спб.: Изд-во «Речь», 2000. 440 стр
В учебнике известных отечественных психологов представлены различные школы и направления мировой психодиагностики. Книга изобилует...

5. Предмет психодиагностики. Цели задачи область применения психодиагностики Психодиагностика наука о конструировании методов измерения, классификации iconВопросы на гос. Экзамен по специальности «национальная экономика»
Цели и задачи классификации объектов и методов прогнозирования национальной экономики

5. Предмет психодиагностики. Цели задачи область применения психодиагностики Психодиагностика наука о конструировании методов измерения, классификации iconВопросы к экзамену Тема Психодиагностика как наука [1, Введение], [2, параграф 1]
Неэмпирические методы исследования, связь неэмпирических методов с этапами психологического исследования

5. Предмет психодиагностики. Цели задачи область применения психодиагностики Психодиагностика наука о конструировании методов измерения, классификации iconПеречень вопросов, которые выносятся на итоговы й модульны й контрол ь
Патологическая анатомия как наука, область практической медицины и учебный предмет. Задачи патологической анатомии

5. Предмет психодиагностики. Цели задачи область применения психодиагностики Психодиагностика наука о конструировании методов измерения, классификации icon5 исследование проблем народонаселения и их связей с озз
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения....

5. Предмет психодиагностики. Цели задачи область применения психодиагностики Психодиагностика наука о конструировании методов измерения, классификации iconМетоды диагностики памяти
Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека

5. Предмет психодиагностики. Цели задачи область применения психодиагностики Психодиагностика наука о конструировании методов измерения, классификации iconВопросы к экзамену по биотехнологии
Биотехнология – как научная дисциплина. Предмет, история развития, цели и задачи биотехнологии. Обзор сфер применения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов