План обучающего материала по психологии морально-волевые качества дружинника. Морально-психологическая подготовка




Скачать 305.21 Kb.
НазваниеПлан обучающего материала по психологии морально-волевые качества дружинника. Морально-психологическая подготовка
страница1/3
Дата публикации30.06.2013
Размер305.21 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3
ПЛАН ОБУЧАЮЩЕГО МАТЕРИАЛА ПО ПСИХОЛОГИИ
1. Морально-волевые качества дружинника. Морально-психологическая подготовка.
2 Основа для успешной работы — уверенное поведение.

  • Внешний вид, осанка.

  • Отсутствие страха.



3. Общие понятия об искусстве ведения беседы.

  • Рекомендации по общению с гражданами.

  • Учет индивидуальных морально-психологических особенностей собеседника.

  • Техника вопроса.

  • Психологический заслон.

  • Переключение внимания на личность собеседника.


^ 4. Анализ структуры общения.
1) Психическое "чтение" особенностей поведения, внешнего облика, использование имеющейся информации о конкретном человеке и составление первичного психологического портрета взаимодействующего лица. Выявление репрезентативной системы человека (визуальная, аудиальная, кинестетическая) и дальнейшее общение с учетом его особенностей.
2) Поиск психологических предпосылок эффективности общения и создание благоприятных условий для межличностного контакта.
3) Интеракция и воздействие в процессе профессионального общения на других лиц со стороны дружинника для решения поставленных задач.
4) Оценка результатов конкретного акта общения и планирование содержания и процесса дальнейших контактов с определенными лицами (правонарушителями, гражданами).

^ 5. Стратегии взаимодействия с разными группами граждан.
1). Душевнобольные.

2). Наркоманы.

3). Граждане в состоянии тяжелого алкогольного опьянения.

4). Отдыхающие взрослые компании.

5). Отдыхающие подростковые компании.


^ ОБУЧАЮЩИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОСНОВАМ ГРАМОТНОГО ОБЩЕНИЯ ДРУЖИННИКА С ГРАЖДАНАМИ И МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДРУЖИННИКА
1. Морально-волевые качества дружинника. Морально-психологическая подготовка.
Морально-психологическая подготовка - важный вид профессиональной подготовки дружинников. Ее цель — формирование и развитие у каждого дружинника потребности и умении соразмерять и осуществлять свою деятельность по высоким моральным критериям . От уровня ее сформированности зависит отношение работника к труду, к другим людям и к самому себе.
К основным задачам МПП относятся:
подготовка дружинников к решению задач в области помощи в обеспечении общественного порядка;
развитие морального сознания, морально-психологических качеств, навыков, умений и привычек морально зрелого решения вопросов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей;
формирование высоконравственного и культурного отношения к гражданам, обучение этике общения и поведения при решении профессиональных задач; профилактика неуважения к гражданам, нарушения их прав, проявлений недозволенности, неправомерного применения силовых методов;
формирование морально-психологических качеств и привычек высоконравственного и культурного поведения в быту, в личной жизни, в проявлениях высокой требовательности к себе, неустанной работы над собой;
повышение морально-психологической устойчивости, умения осуществлять правильный моральный выбор, не поддаваться соблазнам, уговорам, попыткам подкупа, ведущим к нарушениям служебного долга и подрыву чести, служебному предательству.



  • развитие самообладания;


Одними из важнейших и основополагающих черт для личности, стремящейся стать лидером, являются умение справляться с внешним выражением эмоций, оставаться хладнокровным в экстремальной ситуации, не реагировать на раздражители и сохранять внутреннее спокойствие.

Проявления самообладания в повседневной жизни.
а). Выдержка. Умение подавлять сильные влечения и желания, например, закурить, когда нельзя, или съесть то, что запрещают врачи.

б). Сдержанность. Умение контролировать эмоциональные порывы. Особенно ярко выражается при возникновении конфликта.

в). Смелость. Способность управлять своим поведением в ситуациях, когда возникает страх - естественная биологическая защитная реакция.

г). Решительность. Отражается во времени, которое тратится на принятие решения как в экстремальной, так и в обычной ситуации.
Как развить самообладание?
Для начала, давайте припомним, в каких случаях нам не помешало бы умение обладать собой. У каждого случаи могут быть свои. Мы возьмем для примера лишь некоторые:


  • Гнев – способен овладеть нами, часто это происходит весьма неожиданно.

  • Многое может нас расстроить, даже то, что является сущей мелочью.

  • Страх – естественная биологическая защитная реакция, с ним не надо бороться, его надо побеждать.

  • Жадность и азарт – пороки, искушению которых мы также можем иногда поддаваться.



Все эти состояния, а также внутреннее беспокойство или спонтанное волнение почти всегда являются следствием чрезмерной реакции на тревожные сигналы.
Что делать, чтобы воспитать самообладание?


  • ИГНОРИРУЙТЕ ВНЕШНИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ. Для тренировки можно выбрать телефонный звонок, когда он звонит не вовремя. Вы вовсе не обязаны поднимать трубку. Вы просто стараетесь перестать обращать на него внимание. Постепенно Вы сможете абстрагироваться и от других раздражителей, которые всегда выводили Вас из себя.

  • СТАРАЙТЕСЬ ОТТЯНУТЬ ВРЕМЯ РЕАКЦИИ. Например, посчитайте до десяти, возможно реакция исчезнет вовсе. Это очень полезный навык в ситуации конфликта. За это время можно попытаться обдумать, к чему могут привести спонтанные действия, вызванные определенными раздражителями.

  • РАССЛАБЛЯЙТЕСЬ. Чрезмерная усталость, напряженность, состояние стресса вызывают в организме ряд химических реакций, которые могут отразиться на вашем поведении. Не только наше тело, но и психика нуждаются в отдыхе и релаксации. Мысленно создайте для себя какое-то место, в которое вы сможете «уходить», когда чувствуете, что перенапряжены. Это может быть комната с уютным креслом, либо пляж с пальмами и нежным прибоем, либо осенний парк, усыпанный желтыми листьями – всё, что приведет вас в состояние умиротворения и создаст комфорт. Найдите в себе тот центр, опорную точку, которая поможет пополнить запасы жизненной энергии.







^ 2 Основа для успешной работы — уверенное поведение.


  • Внешний вид: осанка, походка.


Осанка – это манера держать свое тело, это навык, который отражает запас телесных и душевных сил человека.

Первое, что бросается в глаза, когда мы смотрим на человека, – это его осанка. Существует тесная взаимосвязь между осанкой человека и его характером, настроением, отношением к себе, поведением и социальным положением. Плохая осанка часто является показателем испытываемых человеком различных комплексов, она может быть признаком низкого социального статуса, когда человеку не удается занять более достойное место в жизни. Часто при смене статуса у человека меняется и осанка. Человеку с хорошей осанкой легче занять высокое положение в обществе, он легче переносит болезни и лишения. Окружающим людям человек с хорошей осанкой представляется уверенным в себе и привлекательным.
Для достижения хорошей осанки Вы должны для себя сделать выбор: посещать спортзал, ходить в бассейн, на танцы или бегать. Выбирайте то, что делать интересно и приятно. Но замечу, зарядку и бег по утрам не отменяем!
Походка может многое рассказать о человеке. Например, она расскажет о том, раздражен он или спокоен, счастлив или нет, полон сил и энергии или грустен и устал. В походке, как в зеркале, отражаются наше настроение, отношение к себе, темперамент и даже социальный статус. Походка должна быть спокойная, ненапряжённая, спина прямая, подбородок параллельно земле, взгляд прямо. Походка должна демонстрировать окружающим вашу уверенность. Если вы идете вдвоем, то нужно по возможности подстраиваться под шаг идущего рядом человека


  • Отсутствие страха.


Не бойтесь своих собеседников, даже если они ведут себя агрессивно. Как правило, агрессор только с виду страшен. Вспомните поведение собак. Та, которая громко и злобно лает, никогда не укусит. А если и укусит, то только в том случае, если чувствует или видит ваш страх и беззащитность. Люди, по сути, те же животные, особенно в состоянии агрессии. Прогоняйте с вашего лица выражение покорности и боязни, не тряситесь, не дрожите, продемонстрируйте спокойствие и даже скуку.



  • Умение выиграть в психологическом противостоянии с серьезными правонарушителями.


Достижение успеха в условиях, связанных с упорным противодействием нарушителя, приходит к руководителю, который владеет инициативой действий, диктует ход событий в нужном для достижения успеха направлении.

Владение инициативой дает большие преимущества и ведет к успеху. Психологически инициатива действий выражается в том, что одна из противоборствующих сторон (в нашем случае — Дружина) в определенной степени навязывает другой (противнику) свою волю, направляет образ мыслей, подталкивает к выгодным для себя решениям и действиям. Вторая сторона лишена полной самостоятельности в этом и вынуждена отказаться от активных намерений и ожидать действий владеющего инициативой. Выгодность положения владеющего инициативой в том, что он может тщательно готовить свои действия и начинать их после завершения подготовки.
Все эти преимущества уже демонстрируют противнику психологическое превосходство владеющего инициативой, его уверенность в себе, чувство уверенности в победе. Уступка инициативы (если это не специальный оперативно-тактический замысел и подготовка ловушки) в психологическом плане означает молчаливое признание собственной слабости и превосходства противника, что порождает тревогу, опасение, страхи, нервозность, предчувствие поражения, ломает волю, порождает отчаяние.

Чтобы одолеть противную сторону, надо разбить его обязательно и духовно, сломить волю к сопротивлению. Победа — чаще всего не столько физический, сколько морально-психологический факт. Побежден лишь тот, кто признал себя побежденным.
Уступка инициативы в противоборстве означает, что защищающийся еще не сломлен, но уже начал уступать, в чем-то подчиняться. Захват инициативы поэтому — уже определенная морально-психологическая победа.
Морально-психологическое воздействие на нарушителя характеризуется следующими приемами: вызову растерянности и замешательства, порождению и усилению сомнений и колебаний, тревожности и страха, подрыву уверенности, демонстрации нарушителю его слабости, слому его решимости, утрате им самообладания и др.


^ 3. Общие понятия об искусстве ведения беседы.


  • Рекомендации по общению с гражданами.


1) стремитесь строить нормальное общение, добивайтесь психологического контакта, стройте общение ровно, спокойно, добивайтесь взаимоуважительных отношений; верно говорят: ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость; с такой внутренней установкой вступайте в каждое общение, с кем бы вы ни встречались;
2) посмотрите в зеркало и обратите внимание на то, какое у вас выражение лица: спокойное, доброжелательное, располагающее или злое, хмурое, усталое, отталкивающее? Расслабьтесь! Почаще заглядывайте в зеркало. Встречайте собеседника с нормальным, человеческим выражением на лице;
3) научитесь культурно начинать общение: поздоровайтесь, встав, пожмите доброжелательно руку;
4) помните, что собеседник практически всегда начинает себя вести так, как ведем себя в общении с ним мы; своим ровным, выдержанным, вежливым поведением показывайте ему пример и устанавливайте нужную атмосферу общения;
5) знайте, что вы можете стать уважаемым собеседником и даже нравиться ему, если сами будете демонстративно проявлять уважение к нему и показывать, что у вас вызывает удовлетворение встреча и разговор с ним; не скупитесь на добрые и вежливые слова;
6) улыбайтесь!
7) держите инициативу разговора в своих руках, но и не превращайте его «в дорогу с односторонним движением», когда говорите только вы, а собеседнику не даете и слова сказать;
8) слушайте и учитесь слушать: всем видом своим выражайте внимание к словам собеседника, стимулируйте его активность в нужных местах репликами («Это интересно», «Неужели?», «Не совсем понял, повторите и поподробнее» и др.), не придирайтесь зря к словам, а старайтесь понять, что и почему он говорит;
9) учитесь правильно общаться с грубиянами.
Весьма часто люди, отстаивая свои интересы, ведут себя грубо и бесцеремонно, смешивая понятия агрессивного, пассивно-неуверенного и уверенного поведения. Различие в этих способах поведения заключается в том, что, действуя уверенно, человек не оскорбляет и не подавляет других, уважая права людей в той же мере, что и свои собственные.

Ключ к уверенному поведению — это закрепление в регулярной практике новой модели отношения и поведения. Запомните: то, что вы скажете грубияну, гораздо менее важно, чем то, как вы это скажете. Чтобы успешно ставить на место хамов и агрессоров в любой ситуации, прежде всего надо четко осознать право на неприкосновенность своей личности и личной жизни.

Проявление грубости — это, в первую очередь, свидетельство отсутствия у человека достойных аргументов. Самый малоэффективный вариант реагирования на хама — эмоционально завестись и закричать в ответ всякие глупости. Таким образом вы становитесь братом-близнецом этого невоспитанного типа и скатываетесь до его уровня. А главное, ваши эмоции покажут, что его стрелы достигли цели и уязвили вас.
Главное — это сохранение внутренней уверенности в себе. Если вы располагаете временем, позвольте собеседнику без очевидной агрессии договорить до конца, выслушайте его внимательно, правильно и аналитически.
Внимательно слушать — значит воспринимать слова, которые произносятся, не слишком отвлекаться на попутные мысли. Правильно — подавать сигналы обратной связи, показывающие, что вы понимаете собеседника (например, с помощью кивка).Аналитически — ухватить суть высказывания, одновременно воспринимая информацию, зашифрованную между слов. Уметь слушать — это настоящее искусство.
Но бывают ситуации, когда собеседник резко негативно о вас отзывается или лжет. В такой щекотливой ситуации следует отказаться от данного правила. Спокойно прерывайте разговор в тот момент, когда вы заметили, что была сказана ложь: просто вежливо и корректно поправьте собеседника. Но, пожалуйста, будьте кратки.


  • Учет индивидуальных морально-психологических особенностей собеседника.


При выборе способов воздействия в полной мере учитываются индивидуальные морально-психологические особенности собеседника, комплекс ценностей той или иной субкультуры, групповых, социальных, этнических, национальных, половых и др. Эффективны воздействия на наиболее болезненные точки сознания — самолюбие, представления о личном и мужском достоинстве, родительские и сыновьи чувства, самооценку своих достоинств и способностей, профессиональную гордость, убеждение в собственной силе, верность групповым нормам поведения, веру в групповую солидарность и порядочность других членов групп, инстинкт самосохранения, ценность жизни, желание быть на свободе, получить минимальный срок при невозможности избежать уголовного наказания и др.


  • Техника вопроса.


Техника вопроса — это королева диалектики. «Кто спрашивает, тот и управляет!» — так в виде лозунга сформулировано одно из ведущих правил искусства ведения беседы.
Вопросы часто являются инструментами давления для того, чтобы требовать информацию, углублять тему разговора, мотивировать собеседников или переводить беседу с материальной или технической плоскости в эмоциональную. Они служат также для того, чтобы требовать объяснения, настаивать на справедливости, взбадривать участников беседы или внушать им что-то, требовать приведения фактов или конкретизировать высказывания собеседника.
Поэтому помните о тактике задавания вопросов. Ими вы можете остановить агрессора и хама. Не бойтесь отвечать вопросом на вопрос. Это тоже сильный инструмент.

Если кто-либо указывает вам, как нужно поступать, делает некорректные замечания, пытается проверять ваши знания в какой-либо области или давать вам оценки, о которых вы не просили, можно дать отпор одним из следующих способов, описываемых В. Петровой.



  • Психологический заслон.


Начальный, самый мягкий и вежливый прием самозащиты можно обозначить как «психологический заслон». Своими вежливыми и конкретными замечаниями мы можем отграничить наше личное пространство, недвусмысленно давая понять собеседнику, что он посягает на чужую территорию. Как правило, уже после первого этапа самозащиты большая часть агрессоров отступает.
Чаще всего этот метод применяется, когда незнакомые или малознакомые люди высказывают свои соображения, комментарии или дают нам советы, о которых мы не просили.
Вот примеры подобных ответов:

Спасибо за ваше внимание, вам не стоит об этом беспокоиться.

Пожалуйста, не беспокойтесь из-за наших дел, мы сможем разобраться сами.

Пожалуйста, не стоит уделять столько внимания...

Прошу вас, не утруждайте себя…

Простите, но разве это ваше дело? Не говорите: «Не ваше дело» — это звучит куда более грубо, а также избегайте формулировки «Это мое дело», поскольку она привлекает внимание к вашей персоне (переводит центр внимания окружающих на вашу персону), а не к поведению вашего оппонента.
«На каком основании вы задаете мне эти вопросы?», — такие ответы формализованны, но это помогает поддержать собственную уверенность ассоциацией с силой бюрократии и сбивают с толку разнузданных хамов, чаще оперирующих просторечием. Агрессивность такого ответа значительно приглушена.



  • Переключение внимания на личность собеседника.


Целый ряд техник отпора грубиянам построен на принципе переводе внимания с вашей личности на личность нападающего.
Одним из вариантом переключения внимания на личность грубияна является описание его действий. Любое действие собеседника можно представить в виде картины, только написанной не красками, а вашими словами.
Человек, который ведет себя недостойно, как правило, не отдает себе отчета в том, что неприглядность его поведения и мотивы, которые заставляют его поступать таким образом, прекрасно видны окружающим, или просто вытесняет понимание этого. Как это ни странно, агрессору кажется, что люди воспринимают только его слова, но его самого не видят (не оценивают). Поэтому, чтобы смутить противника, следует описать его поведение в виде наглядной картины, например: «Вы сами слышите, что говорите?» или «Вы понимаете, как сейчас выглядите?»
Людей, которые любят говорить за других, в частности вещать с позиции «высших ценностей», «норм морали и нравственности», тоже можно поставить на место.
Следует спросить у человека, который, например, обвинил вас, кому конкретно был нанесен вред вашими действиями. Если не ему лично, то вы не обязаны с ним разговаривать и тем более перед ним отчитываться. Отвечайте: «Об этом мы поговорим с тем человеком, интересы которого были затронуты, но не с вами».
Также грубиян не осмелился бы вести себя подобным образом, если бы ситуацию видели люди, которых он боится или мнением которых дорожит. Можно апеллировать к ним: «Почему бы вам не повторить то же самое такому-то (назвать имя начальника этого человека, родственника, которого он уважает или боится, и т. п.)?», «Ты ведь на работе так не разговариваешь!»
Еще одним вариантом является ссылка на виртуальных свидетелей: «Как вы полагаете, как поступил бы на вашем месте воспитанный человек?» (можно назвать имя конкретного человека, которого агрессор уважает), «Как вы полагаете, почему другие люди так не делают?»
Если недостойно ведет себя человек, который находится при исполнении служебных обязанностей, можно прокомментировать его поведение пожеланием, чтобы его слова услышал человек, которого чтят представители этой профессии.
Как-то раз учитель обозвал ученика бранным словом. Тот не растерялся и сказал: «Да услышат вас Макаренко и Сухомлинский».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План обучающего материала по психологии морально-волевые качества дружинника. Морально-психологическая подготовка iconАлексей Алексеевич Кадочников Психологическая подготовка к рукопашному бою
Вот почему, с первых этапов обучения важна правильная психологическая подготовка, ориентированная на совершенствование морально-волевых...

План обучающего материала по психологии морально-волевые качества дружинника. Морально-психологическая подготовка iconАлексей Алексеевич Кадочников Психологическая подготовка к рукопашному бою
Вот почему, с первых этапов обучения важна правильная психологическая подготовка, ориентированная на совершенствование морально-волевых...

План обучающего материала по психологии морально-волевые качества дружинника. Морально-психологическая подготовка iconОлег Юрьевич Захаров Психологическая подготовка бойца Библиотека бойца
Умение контролировать и развивать свои волевые качества является необходимым условием эффективного построения учебно‑тренировочного...

План обучающего материала по психологии морально-волевые качества дружинника. Морально-психологическая подготовка icon№6. Морально-психологическое обеспечение наступательного боя
Дать студентам требования руководящих документов, регламентирующие организацию морально-психологического обеспечения различных видов...

План обучающего материала по психологии морально-волевые качества дружинника. Морально-психологическая подготовка icon№5. Морально-психологическое обеспечение оборонительного боя
Дать студентам требования руководящих документов, регламентирующие организацию морально-психологического обеспечения различных видов...

План обучающего материала по психологии морально-волевые качества дружинника. Морально-психологическая подготовка icon№8. Управление морально-психологическим обеспечением боя
Дать студентам требования руководящих документов, регламентирующие организацию морально-психологического обеспечения различных видов...

План обучающего материала по психологии морально-волевые качества дружинника. Морально-психологическая подготовка icon№1. Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил)
Дать студентам понятие о Роль морального фактора в современной войне. Формирование у личного состава высокого уровня морально-психологического...

План обучающего материала по психологии морально-волевые качества дружинника. Морально-психологическая подготовка iconПлан показания и противопоказания к операции. Общая подготовка животного к операции
Подготовка рук хирурга, инструментов, шовного, перевязочного материала и хирургического белья

План обучающего материала по психологии морально-волевые качества дружинника. Морально-психологическая подготовка icon№7. Морально-психологическое обеспечение в ходе миротворческих и контртеррористических операций
Тема №7. Морально-психологическое обеспечение в ходе миротворческих и контртеррористических операций

План обучающего материала по психологии морально-волевые качества дружинника. Морально-психологическая подготовка icon№4. Морально-психологическое обеспечение боевого дежурства и караульной службы
Тема №4. Морально-психологическое обеспечение боевого дежурства и караульной службы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов