Скачать 243.95 Kb.
|
Тема 12: Технологии социальной адаптации в системе пенитенциарных учреждений План
в пенитенциарном учреждении Отличительной особенностью профессиональной деятельности социального работника в пенитенциарном учреждении является специфичность его «клиентов» - это работа с условно-осужденными и оказание им социальной, психологической организационной и других видов помощи; работа с лицами, находящихся в местах заключения; работа с отбывшими наказание, включая их ресоциализацию, а также работа с семьями заключенных и бывших заключенных. Для криминогенной личности как основного объекта профессиональной деятельности социального работника пенитенциарного учреждения характерными являются следующие черты:
Все это осложняет работу социального работника пенитенциарного учреждения, накладывая на него повышенную ответственность. Деятельность исправительных учреждений на современном этапе глубоких социальных преобразований в стране не в полной мере отвечает требованиям нового уголовно-исполнительного законодательства, поставившего принципиально новую цель – исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений. В нынешних экономических условиях настало время понять, что экономически выгоднее и гуманнее организовать эффективную социально-воспитательную работу в местах лишения свободы, что должно повлечь за собой снижение рецидивной преступности и общего количества осужденных к лишению свободы. На основе системного подхода к рассмотрению социально-педагогических условий воспитательной работы рассмотрим организационные принципы воспитательной работы в пенитенциарном учреждении (таблица 1). Таблица 1 - Организационные принципы воспитательной работы в пенитенциарном учреждении
Весьма разнообразные и глобальные задачи функциональной деятельности социальных работников пенитенциарных учреждений накладывают и повышенные требования к профессиональной этике и образовательному уровню специалистов. Зарубежные и отечественные специалисты руководствуются следующими этическими нормами американского «Кодекса Национальной Ассоциации социальных работников»:
для исправления осужденных ^ В пенитенциарных учреждениях важнейшие функции социальных работников состоят в том, чтобы: - вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; - помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; - содействовать в адаптации их к среде исправительных учреждений; помочь организовать свободное время и продолжить обучение; - защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных; - помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы; - помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов; - подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу; - регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники исправительных учреждений относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного произвола. Также одной из главнейших функций остается помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориям осужденных которые и на воле традиционно являются объектами социальной работы. Это прежде всего - несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды. На современном этапе развития пенитенциарной системы существует особенность деятельности социальных работников которая заключается в том что, социальный работник должен взять на себя функции упраздненных ввиду финансовых трудностей работников по воспитательной, культурно-массовой, правовой и спортивно-оздоровительной работе. То есть можно сделать небольшой вывод о том, что функции пенитенциарного социального работника весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала. Основополагающими являются следующие: 1) Правовая помощь и поддержка осужденных 2) Психолого-педагогическая диагностика личности осужденного 3) Разработка совместно с администрацией исправительных учреждений программ социально-психологической и профессиональной реабилитации осужденных 4) Адаптация осужденных к среде исправительных учреждений. ^ В теории принято выделять два основных аспекта социальной работы в пенитенциарной сфере: правовой и психологический. Рассмотрим каждый из них. 2.2.1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях Одной из функций социального работника в пенитенциарной сфере является правовая поддержка и обеспечение осужденных. За годы существования Советской пенитенциарной системы у персонала и администрации исправительных учреждений создались стереотипы в отношении осужденных в соответствии, с которыми осужденные не имеют ни каких прав. Зачастую права осужденных нарушались вопреки существующему законодательству, очень часто заключенные использовались в качестве бесплатной рабочей силы, однако “труд заключенных не является самоцелью. Он должен всего лишь подготовить его к жизни после выхода на свободу, а это возможно лишь тогда, когда тюремные предприятия будут оснащены как обычные. Ибо труд является не наказанием, или средством уменьшения расходов на содержание осужденных, а исключительный фактор ресоциализиции осужденных. Воспитание трудом лишь предполагает приучение к труду, но надо помнить, что труд всегда менее эффективен, чем образование об этом свидетельствует практический пенитенциарный опыт. По исследованиям практики применения наказания в федеральной системе США, американский ученый Даниэл Глейзер установил, что продолжительное образование снижает рецидив. Следовательно, нужно использовать средства и методы обучения в перевоспитании осужденных. Повсеместно в Российской пенитенциарной системе не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы проживания осужденных. Так по результатам данными общественными организациями на 1 января 1998г. в следственных изоляторах содержалось на 58,8 % людей больше чем положено по государственному стандарту. А также 18-20 кв. м. на 38 человек, то есть 0,4 кв. м. на человека. Широкое применение репрессий в значительной форме обусловлено формирование у населения своеобразного правосознания связанного с применением к осужденному жесточайших мер. Такое положение дел недопустимо, необходимо регулировать правоотношения осужденных и общества. Ведь наказывается человек, лишением свободы, а не лишением условий к нормальному существованию. В тоже время нельзя утверждать о том, что никакие меры не принимаются, особенно на уровне законодательства. Было принято около 40 указов президента, постановлений правительства и других нормативно-правовых актов. (Федеральный закон «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» и др.) Одобрена концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы, существует программа строительства тюрем и следственных изоляторов, но в реальности, все состояние дел глубоко отличается от законодательно закрепленного. Так в соответствии со статьей 51 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закреплено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы, которое представляет собой комплекс организационных мероприятий проводимых на основе норм уголовно-исполнительного законодательства направленных на создание условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности осужденных в период отбывания наказания. Значение материально-бытового обеспечения осужденных проявляется в том, что хорошо налаженный быт способствует нравственному изменению личности осужденного, закреплению положительных привычек, приучает его к порядку и дисциплине. Материально-бытовое обеспечение включает в себя создание надлежащих жилищно-коммунальных условий, организацию питания, вещевого обеспечения и торгового обслуживания. В исправительных центрах регламентация большинства указанных направлений материально-бытового обеспечения осуществляется на основе норм общего законодательства РФ. Зачастую, осужденные не могут защитить свои права в области материального обеспечения, и тут необходима помощь социального работника, который должен следить за выполнением основных норм материально-бытового и правового обеспечения и обеспечением законности при исполнении наказания в виде лишения свободы, при несоблюдении этих норм, социальный работник должен сообщать об этом соответствующим органам и учреждениям. Также социальный работник может осуществлять связь между родственниками заключенного и заключенным, следить за беспрепятственным отправлением корреспонденции осужденному и им самим, помогать осужденному в регулировании финансовых вопросов, вопросов связанных с религиозными верованиями осужденного. Причем, необходимо отметить что отправление религиозного культа очень важно для многих осужденных, так как из общего числа осужденных верующим считает себя каждый третий. По данным на середину 1995г. среди осужденных православные христиане составляли 18 300 человек, баптисты – 3 900, мусульмане – 2 250 человек таким образом, в пенитенциарной системе РФ содержится приблизительно 34 000 верующих (без учета осужденных находящихся в тюрьмах и колониях-поселениях). Работа конфессиональных организаций, приобщение к вере, способствуют улучшению взаимоотношений, укреплению дисциплины и порядка, расширяют контакты с внешним миром, определяют возможность покаяния за содеянное, оказывают помощь в нравственном воспитании, организации быта и досуга, трудового устройства. Деятельность социального работника должна быть направлена на максимально эффективное сотрудничество с религиозными организациями. В обязанности социальных работников входит также подготовка к выходу заключенного из мест лишения свободы обеспечение жильем и работой, (по возможности) или постановка на учет в центре занятости. Социальный работник должен следить за выполнением условий труда осужденных и получение осужденными не имеющими никакой специальности получение начального профессионального образования или профессиональной подготовки. Труд осужденных в основном регулируется законодательством РФ о труде. В первую очередь это кодекс законов о труде, в соответствии с которым на осужденных без каких-либо ограничений и изъятий распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие рабочее время и время отдыха, нормы труда, заработную плату, гарантии и компенсации, трудовую дисциплину и охрану труда. В соответствии с указанными нормами осужденные к ограничению свободы, имеют право на оплачиваемый отпуск, пособия по временной нетрудоспособности, льготы предоставляемые женщинам и молодежи, в том числе связанные с обучением и т.п., на осужденных к ограничению свободы распространяется государственное социальное страхование. В соответствии с этими нормами социальный работник обязан контролировать выполнение всех этих условий по отношению к осужденному, а также следить за выполнением права осужденного на пенсию по старости, инвалидности, потере кормильца и других оговоренных законом случаях. Без каких- либо дискриминаций в отношении к осужденным. В функции социального работника также входит контроль за медицинским обеспечением осужденных. Как известно в Российских пенитенциарных учреждениях находится колоссальное количество больных туберкулезом, чесоткой, венерическими заболеваниями, постоянно увеличивается количество больных СПИДом. Необходимо отслеживать случаи заболевания и обеспечивать больным необходимые условия для лечения. В соответствии с действующим законодательством, которое гласит: «Осужденным, отбывающим ограничение свободы гарантируется право на охрану здоровья, включая получение медицинской помощи» (ч. 6 ст. 12 УИК). Лечебно-профилактическая помощь осужденным оказывается в соответствии с основанием законодательства РФ от 22 июля 1993 г. «Об охране здоровья граждан». Также социальные работники обязаны координировать деятельность медицинских служб, направлять их, способствовать проведению и организовывать различные профилактические мероприятия Таким образом, этот аспект деятельности социальных работников предполагает выполнение ими функций наблюдателей, «адвокатов», администраторов, контролеров и социальных посредников. 2.2.2 Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях В деятельности пенитенциарного социального работника, чрезвычайно важны психологические методы. Как известно, человек, впервые попавший в исправительно-трудовое учреждение, испытывает чувство психологического дискомфорта. В нем превалирует чувства якобы учиненной несправедливости, собственной неполноценности, мнительности, тревожности, подозрительности, страх неизвестности, осужденный понимает, что долгое время никто не будет интересоваться его состоянием. Устойчивое и ярко выраженное психическое перенапряжение требует разрядки, переключиться не на что, осужденные совершают преступления, около трети насильственных преступлений в исправительных учреждениях совершаются без видимых мотивов, вследствие психической разрядки. Многие стремятся в больницу, где им будет обеспечено человеческое отношение. Случаи психических расстройств в пенитенциарных учреждениях встречаются на 15 % чаще, чем на воле, люди не могут адаптироваться к новой среде, ¼ осужденных живет в состоянии хронического стресса. Также доказано, что после 5-8 лет заключения происходят очень часто необратимые изменения в психике человека. Поэтому в пенитенциарной системе необходимо создавать психологические лаборатории и службы с высококвалифицированным штатом психиатров, психологов и социальных работников. Сейчас в России ведется работа по созданию организационно-методической базы психологической службы. О важности и эффективности психологического обеспечения деятельности по ресоциализации преступников свидетельствует как зарубежный так и отечественный опыт. Необходимость создания психологической службы в ИТУ возникла давно, но только в сентябре 1992г. она приобрела законодательную основу. Стали создаваться психологические лаборатории. Так на базе ИТУ Саратовской, Орловской и Пермской области организованы психологические лаборатории по изучению личности осужденных основам психолого-педагогической помощи и коррекции поведения. Современная пенитенциарная социальная работа определяет принципы индивидуализации при разработке проблемы осужденного и дифференциации методов психологического воздействия. При разработке психологических программ необходимо учитывать, что с увеличением количества судимостей и времени пребывания человека в исправительном учреждении происходит усиление психологических черт препятствующих к адаптации жизни человека на свободе. Функции социального работника заключаются в диагностике личности осужденного с помощью различных психологических методик, заключение о личности на основе полученных данных и разработка совместно с администрацией исправительных учреждений программ перевоспитания, исправления и способов общения с осужденным. Также социальные работники должны организовывать свободное время осужденных. Наиболее правильно описывает задачи воспитательного воздействия во время досуга Г. Й. Шнайдер. Он говорит о том, что: “задачи воспитательного воздействия во время досуга сводятся к тому, чтобы создать в пенитенциарных учреждениях благополучную социальную атмосферу и вызвать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода на свободу. Свободное время в тюрьме не должно оставаться “объектом убийства” или использоваться для подготовки, планирования, обсуждения действий к новым преступлениям. Оно должно служить тому, чтобы повышать культурный уровень осужденных. Известно, что успешная культурная ориентация заключенных уменьшает тягу к рецидиву. Правильно организованный досуг способствует хорошему отдыху, восстановлению и обновлению физических и психических сил человека. Досуг играет важную роль при исполнении наказания и его невозможно оценить отдельно от профессиональной и общей подготовки, он разрушает монотонность и однообразие тюрьмы, а одиночество и несамостоятельность заключенных действуют на них угнетающе”. Также, социальные работники должны проводить работу по адаптации личности в заключении, способствовать формированию у него максимально возможной активной жизненной позиции, разъяснять его права и обязанности, готовить осужденных к выходу на свободу, а тех кто, заключен пожизненно или на долгий срок стимулировать к активному, «нормальному”» адекватному взгляду на мир; составлять программы психологических аутотреннингов. В своей деятельности социальный работник должен ориентироваться на то, чтобы система изоляции не разрушила социально полезных связей преступников, и способствовать укреплению их семейных и родственных отношений. Основой подхода социальных работников к психологическому взаимодействию с осужденными должна стать индивидуализация подхода и комплексность или системность, предполагающая комплексный подход, сочетающий в себе различные методики по отношению к осужденному. Системный подход изучения личности – это система осуществляемых социально-педагогических, психологических мер направленных на получение всесторонне полного анализа сведений характеризующих личность осужденного с целью наиболее эффективного применения методов, приемов и средств переубеждения, исправления, перевоспитания и помощи осужденному и прогнозирование его поведения. То есть, психологические методы социальной работы должны использовать системный подход в изучении проблем стоящих перед социальной работой в пенитенциарных учреждениях. Основными направлениями психологической пенитенциарной социальной работы должны стать: 1) Изучение личности осужденного и становление его “преступной карьеры”. 2) Разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным. 3) Социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений. 4) Социально-психологическая и профессиональная помощь в подготовке выхода из мест лишения свободы. Некоторые из этих направлений уже достаточно изучены. Так, например, существует множество методов изучения личности преступника. По мнению отечественных криминологов (Кудрявцев В. Н., Антонян Ю. М. и др.), «изучение личности предполагает получение информации о ее потребностях и интересах, ценностных ориентациях, степени и качестве социализации индивида, особенностях его реагирования на те или иные обстоятельства, мотивах, реализованных в других поступках, типологической психологической характеристике в целом». В обобщенном виде данные необходимые для изучения личности могут включать в себя: 1) Год, место рождения и жительства, образование, профессию, специальность, семейное положение и другие социально-демографические данные. 2) Индивидуальные (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) особенности личности, черты характера, тип темперамента, состояние здоровья, физического развития и другие индивидуальные качества. 3) Условия воспитания в семье, ее состав, занятия, образование, и поведение родителей, их отношение к детям, взаимоотношения в семье, ее жилищные и материальные условия. 4) Условия и результаты учебы в школе, других учебных заведениях, особенностей трудовой деятельности, характер влияния школьного и производственного коллективов. 5) Основные потребности, интересы, привычки, взгляды, склонности, жизненные цели и ценностные ориентации субъекта. 6) Отношение к труду, учебе, общественным обязанностям, другим людям, семье, к самому себе. 7) Поведение в школе, на производстве, в общественных местах, в быту, данные о привлечении к общественной, дисциплинарной, административной, уголовной ответственности. Более поздний метод изучения личности был адаптирован уже после краха советской пенитенциарной системы на базе данных общественных лабораторий. Был отработан и адаптирован комплекс методик психологического изучения личности человека. Так, на базе Пермской и Саратовской психологических лабораторий были разработаны методы изучения личности преступника с помощью психологических тестов (MMPI, тест Люшера, тест Рошраха, тест “Тревожность”). Например, с помощью MMPI возможно в течение 1-2 часов получить большой объем информации о преступнике, составить прогноз его поведения. Психологические данные о личности сопоставить со сведениями, полученными в результате визуального наблюдения, независимыми характеристиками осужденных и администрации и выявить лиц склонных к различным типам поведения. Отделив склонных к выполнению общественных работ, своевременно отделить осужденных- приспособленцев, поставить на учет лиц склонных к правонарушениям и на психический учет лиц склонных к правонарушениям имеющим аномалии в личностном развитии. Однако, только с помощью психологических методов невозможно построить эффективную программу исправления преступников и программу деятельности социального работника. Поэтому необходимо разрабатывать практические рекомендации по деятельности социального работника в пенитенциарной системе, основанные на комплексных методах пенитенциарной социальной работы ориентированной именно на нравственно-гуманистические принципы обращения с осужденными. Для российской пенитенциарной системы наиболее эффективны методы, разработанные Российскими учеными, либо учеными стран ближнего зарубежья (например, Белоруссии). Так, Российские методы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере строятся, прежде всего, по плану последовательного устранения всех объективных негативных явлений социально-экономического, социально-психологического характера, искоренение негативных обстоятельств в организации жизни, деятельности, быта и досуга конкретных людей. Существует метод «расширения позитивных общественных связей и отношений субъекта». Разработанный еще советскими криминологами (В. Н Кудрявцев). Этот метод помогает осужденному приобщиться к социальному опыту позитивной направленности. Расширение позитивных связей осуществляется через:
Дальнейшая индивидуальная работа с воспитуемым строится в плане: 1) Последующего формирования и утверждения социально-полезной направленности, доминирующих побуждений с постепенным вытеснением нездоровых потребностей, отрицательных эмоций, агрессивных чувств, антиобщественных взглядов 2) Воспитание уважения к нормам и законам, существующим в обществе. Данный метод с небольшими изменениями и доработками может использоваться социальными работниками в пенитенциарной сфере. Однако, на современном этапе развития пенитенциарной системы исходя из ее особенностей и специфики меняются принципы деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере. Главенствующим принципом становится принцип экономии предусмотренных законом ограничений прав и свобод личности. В целом, обеспечение процесса социальной реабилитации сводится к тому, что лица, нарушившие чужие права и свободы должны нести по конституции ответственность, но характер этой правового воздействия должен быть таким, чтобы применение ограничений в правах и свободах в минимальной степени осложняли процесс возвращения человека в нормальную жизнь. На основании этого принципа и должна строиться деятельность социального работника в пенитенциарной сфере. Во главу угла должен быть поставлен не труд в период отбывания наказания, а помощь в коррекции личности в обладании способами социальной адаптации к нормальным условиям жизни после освобождения. Труд из основного метода воздействия на личность осужденного должен стать дополнительным, дифференцированным и дозированным средством предупредительного воздействия в период отбывания наказания в исправительном учреждении. Методы деятельности социального работника должны быть построены и ориентированы на то, чтобы:
Наиболее эффективными методами обращения с осужденными являются методы, предлагаемые Белорусскими учеными. Это метод так называемой «прогрессивной системы исполнения наказания» и метод исправительно-психологической коррекции личности осужденного. Уровень формы и направления деятельности в этих методах социальных работников кардинально различается. Рассмотрим метод прогрессивного исполнения наказания. Он заключается в совокупности юридических, организационных и воспитательных средств обеспечивающих поэтапное смягчение наказания осужденному по мере повышения степени его исправления. Целью является стимулирование правопослушного поведения осужденных. Под исправлением понимается формирование устойчивой готовности личности вести правопослушный образ жизни. Это выражается в совокупности психологических свойств личности детерминирующих правовую направленность индивида. Исправление происходит за счет в основном активной позиции самого осужденного, ориентированного именно на возвращение на свободу. Социальный работник здесь только руководит, корректирует и направляет осужденного. И осуществляя оценку степени исправления самого (с помощью использования различных методик психологических, социологических) дает рекомендации по облегчению дальнейшей исправительной практики осужденного. Прогрессивный подход претендует на роль главного принципа в уголовно-исполнительной системе, связывая исправление осужденного – главную цель деятельности социального работника и пенитенциарной системы вообще и главный фактор мотивирующий стремление осужденного к правомерному поведению, и как следствие к снижению наказания. Система принципов эффективного применения метода прогрессивного исполнения наказания в деятельности социального работника основана на нравственно-гуманистических принципах исполнения наказания: законности, справедливости, гуманизма. Однако существует несколько требований к данному методу: Это прежде всего - принцип обеспечения адекватности мер прогрессивной системы, степени общественной опасности совершенного преступления и степени исправления осужденных и принцип добровольности его применения. Следующий метод – это метод психологической коррекции личности осужденного. Психокоррекция видит основной своей целью устойчивое изменение определенных психологических свойств личности определяющих содержательные стороны социального поведения осужденного. В целом пенитенциарная психологическая деятельность социального работника возможна в направлениях:
Эффективность данного метода обусловлена более высоким уровнем непосредственного воздействия на свойства личности. Исправительно-психологическая коррекция – это процесс психологического воздействия на определенную совокупность психологических свойств личности преступника, определяющих его социально-правовое поведение с целью устранения или понижения степени его криминогенности. Объектом исправительно-психологической коррекции является определенная сфера личности осужденного. Предметом - элементы психологической структуры данной сферы личности осужденного (ценности, установки) связанные с определенным поведением. Осуществление этого метода предполагает подчинение ряду нравственно-гуманистических принципов: 1) Добровольность участия (для обеспечения подлинной добровольности необходимо оказание предварительной психологической помощи и консультирования). 2) Предоставление осужденному возможности выражать свою точку зрения в процессе оказания помощи и принимать ее во внимание. Для осуществления коррекции необходимое условие проведения - психодиагностика, направленная на выявление тех свойств личности, которые предопределяют криминогенные стороны личности. В настоящее время применяется ряд психологических методик (например, «Психологическая коррекция в Исправительно-трудовых учреждениях», разработанная институтом МВД России). Но отмеченные подходы к психокоррекции личности не обеспечивали системность воздействия. Для разработки методических основ системной психокоррекции необходим анализ и обобщение, систематизация известных подходов. Основной критерий систематизации психокоррекционных методов определяется подходом к сущности психической регуляции поведения человека. Анализ литературы показывает, что такая регуляция осуществляется в совокупности психологических механизмов: интеллектуального, импульсивного и чувственно-аффективного. В каждом из механизмов проявляются специфические психологические свойства личности, которые могут выступать детерминантами преступного поведения. В интеллектуальном механизме это личностный смысл, отношения, нормы и идеалы. В импульсивном – фиксированные установки на способы действий в связи с определенными потребностями и особенностями ситуации. В чувственно-аффективном – как компоненты личностного смысла. И механизмы исправительно-психологической коррекции должны быть направлены на изменение указанных психологических свойств; реализующихся в каждом из механизмов регуляции поведения и их системной организации в структуре личности. Кроме этого, системность, в подходе к построению данного метода определяется как формирование психологических барьеров к совершению преступлений, так и установление правомерных способов в достижении жизненных благ как изменение свойств относящихся к каждому из определенных механизмов психологической регулировки поведения. Таким образом, основными принципами метода являются: добровольность, индивидуальность, системность, заключающаяся в ликвидации выявленных криминогенных склонностей и формирование альтернативных способов решения жизненных задач. Данные методы могут использоваться пенитенциарными социальными работниками применительно ко всем категориям заключенных. Выводы. Деятельность социального работника в пенитенциарном учреждении должна способствовать:
На современном этапе реформирования пенитенциарной системы РФ, все эти задачи еще не решены вследствие многих причин. Это, прежде всего, недостаточное финансирование и нехватка квалифицированного персонала, в том числе и социальных работников. Для того чтобы решить данную проблему, необходимо осуществлять теоретическую разработку пенитенциарной социальной работы и на ее основе, подготовку социальных работников со специализацией именно в пенитенциарной сфере. Основным принципом работы социальных работников в пенитенциарной сфере, должен стать именно нравственно-гуманистической характер этой деятельности, способствующий переориентации репрессивной пенитенциарной политики в гуманистически - ориентированную. Перспективы у развития гуманистически - ориентированной деятельности социальных работников в пенитенциарной системе РФ очень и очень велики, так как этого требует реальная социальная практика. Поэтому в контексте общей теории социальной работы необходимо уделять большее внимание разработке новых нравственно-гуманистических основ деятельности пенитенциарной системы по перевоспитанию преступников, и разработке конкретных программ, методик и технологий деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере. |
![]() | Уо «вгу им. П. М. Машерова», кандидат исторических наук Ю. И. Венгер («История отечественной и зарубежной социальной работы», «Социальная... | ![]() | Методы работы социального педагога по профилактике наркомании в семье |
![]() | К отраслевым – дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания, рациональное применение мер принуждения, средств исправления... | ![]() | Профиль подготовки социально-технологическая; организационно-управленческая; исследовательская; социально-проектная |
![]() | Организация и проведение культурно-массового мероприятия посвященного 23 февраля и 8 марта на городской площадке | ![]() | Лекция Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы |
![]() | Методические рекомендации предназначены для студентов IV и V курсов очного и V и VI курсов заочного отделения обучающихся по специальности... | ![]() | Умо, имеет 12 изобретений, 11 рацпредложений, одно из которых отраслевого значения. Активно участвует в международных, всероссийских... |
![]() | Настоящее Положение определяет организационные принципы деятельности Совета молодежи Юго-Восточной железной дороги филиала ОАО «ржд»... | ![]() | Особенности работы социального педагога по снижению уровня агрессивности у подростков |