Скачать 188.61 Kb.
|
Тема 1. Общее представление о психологии как науке Объект – это та сторона реальности, на которую направлено изучение. Объект существует независимо от изучения, он фиксирован в названии науки и является очень широким понятием. Предмет – это та сторона объекта, которая изучается. Обобщенно предмет - основные закономерности психических явлений. Психика – это свойство мозга отражать окружающую действительность и на этой основе регулировать деятельность и поведение. Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении особью или индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности (В. И. Слободчиков). Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. ^ Метод – это путь научного исследования, способ организации исследования в совокупности приемов и операций. Методология – учение о методе, система принципов организации научного исследования. ^ Доминанта – это временно господствующий набор рефлексов, который направляет в данный момент поведение индивида на решение задач. Психика (с материалистической точки зрения) – это продукт развития живой материи; свойство высокоорганизованной материи мозга отражать окружающую действительность. ^ – это субъективный образ объективного мира, на основе которого осуществляется ориентировка в окружающей действительности. Психика – это форма активного отражения субъектом объективной реальности и осуществляющая регулятивную функцию в его поведении и деятельности. ^ – это субъективная реальность. Психическое отражение – активный процесс, заключающийся во взаимодействии внешних раздражителей с внутренними особенностями субъекта (организма), выражается в субъективном отражении мира, которое носит опережающий характер. ^ – это история развития взглядов на соотношение психических и физиологических явлений. Тема 5. Возникновение и развитие психики Ощущение – субъективное внутреннее отражение внешнего мира, т.е. показатель психики. Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биотические, или биозначимые, воздействия (непосредственно связанные с обменов веществ). Чувствительность – это способность живых организмов реагировать на абиотические раздражители (не связанные с обменов веществ), являющиеся сигналом жизненно важных условий. ^ Интериоризация – это переход внешнего во внутренний план. Рефлексия – это способность выделить свой внутренний мир из жизненного окружения, сделать его предметом осмысления и преобразования. ^ – это система кодов, передающих человеческий опыт. Тема 8. Ощущение и восприятие Адаптация – это свойство ощущения, характеризующееся приспособлением органов чувств к действию стимулов. Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности. ^ – это максимальная величина раздражителя, после которой ощущение прекращается. Восприятие – это психический процесс отражения целостных образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на анализатор. ^ – это отражение длительности и последовательности явлений действительности. Восприятие движения – это отражение направления скорости и пространственного расположения предметов. ^ – это отражение величины, формы, объема, удаленности. Галлюцинации – это ошибочное восприятие, когда образ возникает в отсутствии предмета; это внутренние образы, следы ранее забытого. ^ – при возрастании раздражителя в геометрической прогрессии сила ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Избирательность – это свойство восприятия, обеспечивающее выделение одних предметов по сравнению с другими. ^ – это ошибочное восприятие, при котором образ возникает при реальном воздействии предмета на органы чувств. Компенсация – это свойство ощущения, характеризующееся тем, что при нарушении одного анализатора другой анализатор берет на себя его роль. Константность – это свойство восприятия, обеспечивающее восприятие предметов как относительно постоянных по форме, цвету, величине, несмотря на изменение условий. ^ – это минимальная величина раздражителя, способная вызвать едва заметные ощущения. Осмысленность – это свойство восприятия, обеспечивающее приписывание предметам и явлениям определенного смысла, обозначение определенным словом, отнесение к определенной категории. Ощущение – это психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии на анализатор. Перцепция – это деятельность по формированию образа. Предметность – это свойство восприятия, обеспечивающее отнесение признаков и свойств к некому предмету. ^ – это различие двух раздражителей, вызывающих едва заметное различие ощущения. Сенсибилизация – это свойство ощущения, характеризующееся усилением чувствительности при взаимодействии ощущений. ^ – это отсутствие сенсорного опыта, приводящее к нарушению психического развития. Сенсорный опыт - это опыт ощущения, который формируется в активном взаимодействии со средой. Синестезия – это свойство ощущения, характеризующееся тем, что под влиянием одного раздражителя возникают ощущения, характерные для другого. Структурность – это свойство восприятия, обеспечивающее восприятие не суммы ощущений, а определенной структуры. Целостность – это свойство восприятия, обеспечивающее восприятие предмета как устойчивого структурного целого, если части этого целого в данный момент не наблюдаются. ^ – это эмоциональная окраска ощущения. Чувствительность – это способность иметь ощущение. Тема 9. Внимание Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности, внутренний акцент психических процессов. Внимание – это сокращенное, внутреннее, умственное действие контроля (П. Я. Гальперин). Доминанта – это очаг оптимального возбуждения в определенной зоне коры, который переключает на себя другие очаги возбуждения и усиливается за их счет при торможении других участков коры. Концентрация – это свойство внимания, характеризующее степень сосредоточения внимания на объекте. ^ – это свойство внимания, характеризующее количество объектов, которые могут быть схвачены вниманием одновременно. Отвлекаемость – это нарушение внимания, характеризующееся легкостью переключения внимания на посторонние объекты и трудностью сосредоточения длительное время на одном предмете. Переключаемость – это свойство внимания, характеризующее намеренный перенос внимания с объекта на объект, быстрый переход от одной деятельности к другой. Персервация – это нарушение внимания, характеризующееся затруднением переключаемости. Распределение – это свойство внимания, характеризующее возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Рассеянность – это нарушение внимания, характеризующееся неспособностью сосредоточиться на объекте. Устойчивость – это свойство внимания, характеризующее способность длительное время сосредотачиваться на объекте. ^ Быстрота запоминания – характеризуется временем или числом повторений для запоминания. Воспроизведение – это процесс восстановления и реконструкции сохраненного материала в памяти. ^ – это способность быстро извлекать из памяти необходимую информацию. Длительность сохранения – это время удержания материала в памяти. Забывание – это процесс утраты четкости и объема данных памяти. Запоминание – это процесс, который обеспечивает структурирование и организацию материала в памяти. ^ – это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено после однократного восприятия. Память – это форма психического отражения, которая заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении человеком своего опыта. Реминисценция – это отсроченное, улучшенное воспроизведение, связанное с внутренней работой по осмыслению материала. Сохранение – это динамичный процесс переработки материала. ^ – это способность воспроизводить информацию без искажения. Тема 13. Мышление Абстрагирование – это операция мышления, характеризующаяся выделением одного признака при одновременном отвлечении от других свойств. ^ – это операция мышления, характеризующаяся мысленным разложением целого на части и выделение отдельных признаков и свойств. Быстрота ума – это качество ума, обеспечивающее способность быстро разобраться в сложившейся ситуации и принять решение. ^ – это качество ума, характеризующееся степенью изменчивости мыслительной деятельности, свободой от влияний известных приемов, умением быстро изменить мыслительные действия при изменении обстановки. ^ – это качество ума, обеспечивающее умение проникнуть в суть явлений, отделить главное от второстепенного, понять явление во всех связях и отношениях. Инертность – это качество ума, характеризующееся склонностью к шаблону, трудностью изменения привычного хода мысли. Интеллект – это совокупность разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успешность мыслительной деятельности. Классификация – это операция мышления, характеризующаяся объединением предметов в группы в соответствии с определенными признаками. Конкретизация – это операция мышления, характеризующаяся мысленным выделением частного из общего; обратная обобщению. ^ – это качество ума, обеспечивающее умение объективно оценивать свои и чужие мысли, выверять выдвинутые положения и не считать верной первую высказанную мысль; критическая оценка «за» и «против». Мышление – это высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Некритичность – это качество ума, характеризующееся принятием на веру. Обобщение – это операция мышления, характеризующаяся мысленным объединением предметов по общим существенным признакам. ^ – это качество ума, обеспечивающее возможность выразить в слове результаты мыслительной деятельности, все ее этапы и все способы, с помощью которых найден результат. Поверхностность – это качество ума, обеспечивающее выделение единичных связей и признаков. Подражательность – это качество ума, обеспечивающее стремление копировать известные способы, избегать интеллектуального напряжения, слепота к ошибкам. Понятие – это форма мышления в виде обобщенных знаний о предмете; это мысль, выражающая существенные признаки предмета, каждый из которых, взятый в отдельности, необходим, а все вместе достаточны, чтобы отличить этот предмет от другого. ^ – это качество ума, обеспечивающее умение вести активный поиск новых знаний, легкость принятия помощи, учет ошибок. Синтез – это операция мышления, характеризующаяся мысленным соединением частей в целое. Систематизация – это операция мышления, характеризующаяся мысленным расположением классов предметов в определенном порядке в соответствии с существующими между ними связями. Сравнение – это операция мышления, характеризующаяся установлением сходства или различия между объектами на основе их анализа. Суждение – это форма мышления, выражающая связь понятий в виде утверждения или отрицания тех или иных связей между ними. Умозаключение – это форма мышления, в которой из нескольких суждений выводится новое. ^ – это качество ума, характеризующееся разносторонностью знаний, их обобщенность, связь теории с практикой, способность охватить весь спектр сведений. ^ Агглютинация – это прием воображения, обеспечивающий слияние отдельных элементов в образ. Акцентирование – это прием воображения, обеспечивающий выделение деталей или подчеркивание тех или иных черт. Аналогия – это прием воображения, обеспечивающий построение образов, чем-то схожих с реальными. Воображение – это психический процесс построения новых образов, путем переработки содержания опыта. Гиперболизация – это прием воображения, характеризующийся преувеличением. ^ – это форма пассивного воображения, образы воображения, не связанные с волей, а связанные с потребностями личности Мечта – это форма активного воображения, образ желаемого будущего, связанный с сознательным процессом постановки цели. Схематизация – это прием воображения, характеризующийся упрощением, избавлением от деталей. Фантазерство – это индивидуальная особенность воображения, характеризующаяся незаметным для самого себя искажением фактов и выдачей желаемого за действительное (более развито при отсутствии критичности ума). Тема 16. Речь Выразительность – это свойство речи, характеризующееся эмоциональной насыщенностью. Действенность – это свойство речи, характеризующееся влиянием на мысли, чувства, поведение. ^ – это свойство речи, обеспечивающееся отбором доступного слушателям материала. Речь – это процесс общения людей посредством языка, или специфическая человеческая способность формулировать мысль с помощью языковых средств. ^ – это свойство речи, характеризующееся объемом выраженных мыслей. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих значение и смысл. Тема 17. Эмоции и чувства Аффекты – это сильная кратковременная эмоциональная реакция, характеризующаяся нарушением сознательного контроля и сужением сознания. Настроение – это устойчивое переживание каких-либо эмоций; это эмоциональная оценка личностью того, как складываются для нее обстоятельства. Страсть – это сильная длительная доминирующая эмоциональная реакция, направляющая все помыслы человека на достижение цели, с ярко выраженным волевым элементом. Чувства – это устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с потребностями и мотивами. ^ – это эмоциональная окраска ощущений. Эмоции – это субъективное состояние человека в ответ на воздействия, которые проявляются в форме переживания, удовольствия или неудовольствия. ^ – это особый класс психических процессов и состояний, отражающий отношение человека к миру, людям и самому себе, связанный с удовлетворением потребностей. ^ Агрессивность – это состояние враждебности, озлобленности, обуславливающее поведение, противоречащее нормам и правилам и имеющее цель нанесения вреда. Вдохновение – это состояние творческого подъема, выражающееся в усилении творческой продуктивности, мобилизованности на сознание. Депрессия – это состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности. ^ – это интегрированное отражение внешних и внутренних стимулов, воздействующих на субъекта без отчетливого осознания их предметного содержания (Левитов). Стресс – это неспецифическая ответная реакция организма на раздражитель; состояние напряжения, вызванное сильным неблагоприятным раздражителем. Тревожность – это состояние переживания неопределенной угрозы, проявление беспокойства, страха, ожидание неприятности, обычно в ситуациях изменения обстановки. Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием длительных нагрузок. Фрустрация – это эмоциональное состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребностей и желаний; переживание расстройства планов и крушение надежд. ^ – это разновидность психических состояний, выделяющиеся как специальный класс, так как в них эмоциональные характеристики выходят на первый план и индивид переживает интенсивные эмоции. Тема 19. Воля Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние трудности и препятствия. ^ – это подключение необязательного для выполнения действия к смысловой сфере личности, соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями. ^ – это сознательное целенаправленное действие человека по преодолению препятствий с помощью волевого усилия. Волевое усилие – это форма сознательного напряжения, мобилизации внутренних ресурсов человека и создание дополнительных мотивов (смыслов) к действию по достижению цели. ^ – это человек, способный создавать дополнительное побуждение к действию путем изменения смысла этого действия. Выдержка – это способность человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные малообдуманные действия. Инициативность – это свойство личности, проявляющееся в предприимчивости. ^ – это приписывание ответственности за результат внешним или внутренним условиям (понятие ввел Д. Роттер). Настойчивость – это устойчивое стремление к достижению отдаленной по времени цели. ^ – это неосознанное импульсивное поведение под влиянием сильных сиюминутных побуждений. Произвольное поведение – это поведение, организованное, управляемое и подчиненное цели; это поведение, направляемое сильным устойчивым мотивом: «Хочу!». Решительность – это способность быстро принимать решение в значимой ситуации. Самообладание – это способность не теряться в экстремальных ситуациях, не поддаваться эмоциям. Сила воли – это обобщенное понятие способности человека преодолевать внешние и внутренние трудности. ^ , – это патология воли, характеризующаяся снижением мотивов. Смелость – это способность человека качественно выполнять действия и осуществлять намерения в опасных ситуациях, несмотря на чувство боязни, страха. ^ – это переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят и которые он ставит сам. Упрямство – это патология воли, характеризующаяся необоснованным настаиванием на своем. Целеустремленность – это стремление личности к достижению поставленной перед собой цели. ^ Личность – это социальное понятие, это человек в системе социальных отношений, это представитель общества, имеющий свою позицию среди других. ^ – это некое системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Личность – это специфическое человеческое образование, которое «производится» общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности (А. Н. Леонтьев). Личность – это человек, достигший определенного уровня психического развития (Л. И. Божович). Адаптация – это усвоение норм и ценностей группы Индивид – это носитель биологических свойств, это человек как представитель рода. Индивидуализация – это противоречие между потребностью «быть как все» и персонализацией. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке всех подструктур (индивида, личности, субъекта). Интеграция – это противоречие между желанием быть индивидуальностью и стремлением к общности с другими, которое разрешается на стадии интеграции, то есть включении в общество. Личность – это развитая форма природной сущности человека со своей позицией в жизни (Рубинштейн). Социализация – это особый процесс включения в общество, усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в общении и деятельности. Субъект – это распорядитель активности, осуществляющий изменения в себе и других. ^ Темперамент – это закономерное сочетание устойчивых индивидных свойств личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности. Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида (Рубинштейн). Темперамент – это системное обобщение генетически заданных свойств включения в деятельность (Русалов). Темперамент – это природные особенности поведения, типичные для данного человека, проявляющиеся в динамике, тонусе, уравновешенности действий на жизненные воздействия (Ковалев). ^ Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических черт человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных ситуациях. Характер – это система совокупных устойчивых черт личности, проявляющихся в отношении к себе, людям, деятельности (А. Г. Асмолов). Акцентуация – это заострение, усиление черт характера. ^ Способности – это индивидуально-типологические свойства личности, определяющие успешность выполнения деятельности, не сводящиеся к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивающие легкость и быстроту их получения при обучении новым способам и приемам (Теплов). Гениальность – это способность создавать что-то принципиально новое и прокладывать новее пути. Гениальность – это интегральное проявление интеллекта и духовности, проявление духовного предвидения (Шадриков). Задатки – это врожденные физиологические особенности мозга, нервной системы и органов чувств, которые служат основой способности. Одаренность – это высокий уровень способностей или развитые специальные способности. Одаренность – это интегральное проявление способностей в конкретной деятельности (Шадриков). ^ Талант – это проявление интеллекта в конкретной деятельности (Шадриков). ^ Мотив – это то, что движет индивидом, ради чего тратится энергия. Мотив – это предмет потребности (А. Н. Леонтьев). Мотив – это предмет (реальный или идеальный), побуждающий деятельность (Ильин). ^ – это совокупность стойких мотивов в определенной иерархии, выражающих направленность личности; система побуждений, определяющих активность. Мотивация – это совокупность факторов, направляющих и определяющих поведение. Мотивировка – это рациональное обоснование поступка, не отражающее действительных побудителей поведения. Потребность – это внутренние силы огранизма, побуждающие его к активности для сохранения и развития. Потребность – это состояние нужды организма в чем-то, лежащем вне его (А. Н. Леонтьев). Потребность – это переживание человеком состояния внутреннего напряжения, возникающее при отражении в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием (Ильин). ^ Направленность – это комплексное образование, это интегральная характеристика личности, включающая в свою структуру потребности, мотивы, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение, ценностные ориентации. ^ – это образ, образец, это то, кем или чем человек хотел бы быть. Интерес – это сосредоточие помыслов на определенном предмете или явлении; это опредмеченный мотив, значимый, эмоционально привлекательный. Мировоззрение – это система сложившихся взглядов на мир и место человека в нем. Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда деятельности. Убеждения – это знания, пережитые и прочувствованные человеком и ставшие руководством к действию. ^ – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценность – это любой объект, имеющий значение как материальное, так и абстрактно-смысловое. ^ Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека. Индивидуальность – это принципиально новое образование в структуре человека, которое выступает как высший уровень организации по отношению к индивидному и личностному, это высший уровень иерархии по отношению к ним (Б. Г. Ананьев). Индивидуальность – это уникальная, самобытная личность, реализующаяся в творческой деятельности, проявляющаяся в самоопределении, самостоянии, самосовершенствовании (В. И. Слободчиков). |
![]() | Общая характеристика. Психологии. Основные этапы развития представлении о предмете психологии | ![]() | Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедея-ти |
![]() | ... | ![]() | Гуманистическая психология особое направление, к нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта,... |
![]() | Функции и задачи стратегического менеджмента как непрерывного процесса развития организации | ![]() | Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала... |
![]() | ... | ![]() | Представьте себе, что путешествуя, вы вдруг увидели, что путь разветвляется на две дороги: труднопроходимую, поднимающуюся в гору,... |
![]() | Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире | ![]() | В курсе лекций раскрывается становление психологии спорта как прикладной отрасли психологии, дается обзор основных исследовательских... |