1. Общее представление о психологии как науке




Скачать 188.61 Kb.
Название1. Общее представление о психологии как науке
Дата публикации01.07.2013
Размер188.61 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
Тема 1. Общее представление о психологии как науке

Объект – это та сторона реальности, на которую направлено изучение. Объект существует независимо от изучения, он фиксирован в названии науки и является очень широким понятием.

Предмет – это та сторона объекта, которая изучается. Обобщенно предмет  - основные закономерности психических явлений.

Психика – это свойство мозга отражать окружающую действительность и на этой основе регулировать деятельность и поведение.

Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении особью или индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности (В. И. Слободчиков).

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

^ Тема 3. Методы психологии

Метод – это путь научного исследования, способ организации исследования в совокупности приемов и операций.

Методология – учение о методе, система принципов организации научного исследования.
^ Тема 4. Природа психического. Психофизиологическая проблема в психологии

Доминанта – это временно господствующий набор рефлексов, который направляет в данный момент поведение индивида на решение задач.

Психика (с материалистической точки зрения) – это продукт развития живой материи; свойство высокоорганизованной материи мозга отражать окружающую действительность.

^ Психика – это субъективный образ объективного мира, на основе которого осуществляется ориентировка в окружающей действительности.

Психика – это форма активного отражения субъектом объективной реальности и осуществляющая регулятивную функцию в его поведении и деятельности.

^ Психика – это субъективная реальность.

Психическое отражение – активный процесс, заключающийся во взаимодействии внешних раздражителей с внутренними особенностями субъекта (организма), выражается в субъективном отражении мира, которое носит опережающий характер.

^ Психофизиологическая проблема – это история развития взглядов на соотношение психических и физиологических явлений.

Тема 5. Возникновение и развитие психики

Ощущение – субъективное внутреннее отражение внешнего мира, т.е. показатель психики.

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биотические, или биозначимые, воздействия (непосредственно связанные с обменов веществ).

Чувствительность – это способность живых организмов реагировать на абиотические раздражители (не связанные с обменов веществ), являющиеся сигналом жизненно важных условий.

^ Тема 7. Качественное своеобразие психики человека. Возникновение и развитие сознания

Интериоризация – это переход внешнего во внутренний план.

Рефлексия – это способность выделить свой внутренний мир из жизненного окружения, сделать его предметом осмысления и преобразования.

^ Язык – это система кодов, передающих человеческий опыт.
Тема 8. Ощущение и восприятие

Адаптация – это свойство ощущения, характеризующееся приспособлением органов чувств к действию стимулов.

Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности.

^ Верхний порог ощущения – это максимальная величина раздражителя, после которой ощущение прекращается.

Восприятие – это психический процесс отражения целостных образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на анализатор.

^ Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений действительности.

Восприятие движения – это отражение направления скорости и пространственного расположения предметов.

^ Восприятие пространства – это отражение величины, формы, объема, удаленности.

Галлюцинации – это ошибочное восприятие, когда образ возникает в отсутствии предмета; это внутренние образы, следы ранее забытого.

^ Закон Вебера-Фехнера – при возрастании раздражителя в геометрической прогрессии сила ощущения увеличивается в арифметической прогрессии.

Избирательность – это свойство восприятия, обеспечивающее выделение одних предметов по сравнению с другими.

^ Иллюзии – это ошибочное восприятие, при котором образ возникает при реальном воздействии предмета на органы чувств.

Компенсация – это свойство ощущения, характеризующееся тем, что при нарушении одного анализатора другой анализатор берет на себя его роль.

Константность – это свойство восприятия, обеспечивающее восприятие предметов как относительно постоянных по форме, цвету, величине, несмотря на изменение условий.

^ Нижний порог ощущения – это минимальная величина раздражителя, способная вызвать едва заметные ощущения.

Осмысленность – это свойство восприятия, обеспечивающее приписывание предметам и явлениям определенного смысла, обозначение определенным словом, отнесение к определенной категории.

Ощущение – это психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии на анализатор.

Перцепция – это деятельность по формированию образа.

Предметность – это свойство восприятия, обеспечивающее отнесение признаков и свойств к некому предмету.

^ Различительный порог – это различие двух раздражителей, вызывающих едва заметное различие ощущения.

Сенсибилизация – это свойство ощущения, характеризующееся усилением чувствительности при взаимодействии ощущений.

^ Сенсорная депривация – это отсутствие сенсорного опыта, приводящее к нарушению психического развития.

Сенсорный опыт - это опыт ощущения, который формируется в активном взаимодействии со средой.

Синестезия – это свойство ощущения, характеризующееся тем, что под влиянием одного раздражителя возникают ощущения, характерные для другого.

Структурность – это свойство восприятия, обеспечивающее восприятие не суммы ощущений, а определенной структуры.

Целостность – это свойство восприятия, обеспечивающее восприятие предмета как устойчивого структурного целого, если части этого целого в данный момент не наблюдаются.

^ Чувственный тон – это эмоциональная окраска ощущения.

Чувствительность – это способность иметь ощущение.
Тема 9. Внимание

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности, внутренний акцент психических процессов.

Внимание – это сокращенное, внутреннее, умственное действие контроля (П. Я. Гальперин).

Доминанта – это очаг оптимального возбуждения в определенной зоне коры, который переключает на себя другие очаги возбуждения и усиливается за их счет при торможении других участков коры.

Концентрация – это свойство внимания, характеризующее степень сосредоточения внимания на объекте.

^ Объем – это свойство внимания, характеризующее количество объектов, которые могут быть схвачены вниманием одновременно.

Отвлекаемость – это нарушение внимания, характеризующееся легкостью переключения внимания на посторонние объекты и трудностью сосредоточения длительное время на одном предмете.

Переключаемость – это свойство внимания, характеризующее намеренный перенос внимания с объекта на объект, быстрый переход от одной деятельности к другой.

Персервация – это нарушение внимания, характеризующееся затруднением переключаемости.

Распределение – это свойство внимания, характеризующее возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

Рассеянность – это нарушение внимания, характеризующееся неспособностью сосредоточиться на объекте.

Устойчивость – это свойство внимания, характеризующее способность длительное время сосредотачиваться на объекте.
^ Тема 11. Память

Быстрота запоминания – характеризуется временем или числом повторений для запоминания.

Воспроизведение – это процесс восстановления и реконструкции сохраненного материала в памяти.

^ Готовность памяти – это способность быстро извлекать из памяти необходимую информацию.

Длительность сохранения – это время удержания материала в памяти.

Забывание – это процесс утраты четкости и объема данных памяти.

Запоминание – это процесс, который обеспечивает структурирование и организацию материала в памяти.

^ Объем памяти – это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено после однократного восприятия.

Память – это форма психического отражения, которая заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении человеком своего опыта.

Реминисценция – это отсроченное, улучшенное воспроизведение, связанное с внутренней работой по осмыслению материала.

Сохранение – это динамичный процесс переработки материала.

^ Точность памяти – это способность воспроизводить информацию без искажения.
Тема 13. Мышление

Абстрагирование – это операция мышления, характеризующаяся выделением одного признака при одновременном отвлечении от других свойств.

^ Анализ – это операция мышления, характеризующаяся мысленным разложением целого на части и выделение отдельных признаков и свойств.

Быстрота ума – это качество ума, обеспечивающее способность быстро разобраться в сложившейся ситуации и принять решение.

^ Гибкость ума – это качество ума, характеризующееся степенью изменчивости мыслительной деятельности, свободой от влияний известных приемов, умением быстро изменить мыслительные действия при изменении обстановки.

^ Глубина ума – это качество ума, обеспечивающее умение проникнуть в суть явлений, отделить главное от второстепенного, понять явление во всех связях и отношениях.

Инертность – это качество ума, характеризующееся склонностью к шаблону, трудностью изменения привычного хода мысли.

Интеллект – это совокупность разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успешность мыслительной деятельности.

Классификация – это операция мышления, характеризующаяся объединением предметов в группы в соответствии с определенными признаками.

Конкретизация – это операция мышления, характеризующаяся мысленным выделением частного из общего; обратная обобщению.

^ Критичность ума – это качество ума, обеспечивающее умение объективно оценивать свои и чужие мысли, выверять выдвинутые положения и не считать верной первую высказанную мысль; критическая оценка «за» и «против».

Мышление – это высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Некритичность – это качество ума, характеризующееся принятием на веру.

Обобщение – это операция мышления, характеризующаяся мысленным объединением предметов по общим существенным признакам.

^ Осознанность ума – это качество ума, обеспечивающее возможность выразить в слове результаты мыслительной деятельности, все ее этапы и все способы, с помощью которых найден результат.

Поверхностность – это качество ума, обеспечивающее выделение единичных связей и признаков.

Подражательность – это качество ума, обеспечивающее стремление копировать известные способы, избегать интеллектуального напряжения, слепота к ошибкам.

Понятие – это форма мышления в виде обобщенных знаний о предмете; это мысль, выражающая существенные признаки предмета, каждый из которых, взятый в отдельности, необходим, а все вместе достаточны, чтобы отличить этот предмет от другого.

^ Самостоятельность мышления – это качество ума, обеспечивающее умение вести активный поиск новых знаний, легкость принятия помощи, учет ошибок.

Синтез – это операция мышления, характеризующаяся мысленным соединением частей в целое.

Систематизация – это операция мышления, характеризующаяся мысленным расположением классов предметов в определенном порядке в соответствии с существующими между ними связями.

Сравнение – это операция мышления, характеризующаяся установлением сходства или различия между объектами на основе их анализа.

Суждение – это форма мышления, выражающая связь понятий в виде утверждения или отрицания тех или иных связей между ними.

Умозаключение – это форма мышления, в которой из нескольких суждений выводится новое.

^ Широта ума – это качество ума, характеризующееся разносторонностью знаний, их обобщенность, связь теории с практикой, способность охватить весь спектр сведений.
^ Тема 15. Воображение

Агглютинация – это прием воображения, обеспечивающий слияние отдельных элементов в образ.

Акцентирование – это прием воображения, обеспечивающий выделение деталей или подчеркивание тех или иных черт.

Аналогия – это прием воображения, обеспечивающий построение образов, чем-то схожих с реальными.

Воображение – это психический процесс построения новых образов, путем переработки содержания опыта.

Гиперболизация – это прием воображения, характеризующийся преувеличением.

^ Грезы – это форма пассивного воображения, образы воображения, не связанные с волей, а связанные с потребностями личности

Мечта – это форма активного воображения, образ желаемого будущего, связанный с сознательным процессом постановки цели.

Схематизация – это прием воображения, характеризующийся упрощением, избавлением от деталей.

Фантазерство – это индивидуальная особенность воображения, характеризующаяся незаметным для самого себя искажением фактов и выдачей желаемого за действительное (более развито при отсутствии критичности ума).
Тема 16. Речь

Выразительность – это свойство речи, характеризующееся эмоциональной насыщенностью.

Действенность – это свойство речи, характеризующееся влиянием на мысли, чувства, поведение.

^ Понятность речи – это свойство речи, обеспечивающееся отбором доступного слушателям материала.

Речь – это процесс общения людей посредством языка, или специфическая человеческая способность формулировать мысль с помощью языковых средств.

^ Содержательность речи – это свойство речи, характеризующееся объемом выраженных мыслей.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих значение и смысл.
Тема 17. Эмоции и чувства

Аффекты – это сильная кратковременная эмоциональная реакция, характеризующаяся нарушением сознательного контроля и сужением сознания.

Настроение – это устойчивое переживание каких-либо эмоций; это эмоциональная оценка личностью того, как складываются для нее обстоятельства.

Страсть – это сильная длительная доминирующая эмоциональная реакция, направляющая все помыслы человека на достижение цели, с ярко выраженным волевым элементом.

Чувства – это устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с потребностями и мотивами.

^ Чувственный тон – это эмоциональная окраска ощущений.

Эмоции – это субъективное состояние человека в ответ на воздействия, которые проявляются в форме переживания, удовольствия или неудовольствия.

^ Эмоции и чувства – это особый класс психических процессов и состояний, отражающий отношение человека к миру, людям и самому себе, связанный с удовлетворением потребностей.
^ Тема 18. Психические состояния. Эмоциональные состояния

Агрессивность – это состояние враждебности, озлобленности, обуславливающее поведение, противоречащее нормам и правилам и имеющее цель нанесения вреда.

Вдохновение – это состояние творческого подъема, выражающееся в усилении творческой продуктивности, мобилизованности на сознание.

Депрессия – это состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

^ Психическое состояние – это интегрированное отражение внешних и внутренних стимулов, воздействующих на субъекта без отчетливого осознания их предметного содержания (Левитов).

Стресс – это неспецифическая ответная реакция организма на раздражитель; состояние напряжения, вызванное сильным неблагоприятным раздражителем.

Тревожность – это состояние переживания неопределенной угрозы, проявление беспокойства, страха, ожидание неприятности, обычно в ситуациях изменения обстановки.

Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием длительных нагрузок.

Фрустрация – это эмоциональное состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребностей и желаний; переживание расстройства планов и крушение надежд.

^ Эмоциональные состояния – это разновидность психических состояний, выделяющиеся как специальный класс, так как в них эмоциональные характеристики выходят на первый план и индивид переживает интенсивные эмоции.
Тема 19. Воля

Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние трудности и препятствия.

^ Волевая регуляция – это подключение необязательного для выполнения действия к смысловой сфере личности, соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями.

^ Волевое действие – это сознательное целенаправленное действие человека по преодолению препятствий с помощью волевого усилия.

Волевое усилие – это форма сознательного напряжения, мобилизации внутренних ресурсов человека и создание дополнительных мотивов (смыслов) к действию по достижению цели.

^ Волевой человек – это человек, способный создавать дополнительное побуждение к действию путем изменения смысла этого действия.

Выдержка – это способность человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные малообдуманные действия.

Инициативность – это свойство личности, проявляющееся в предприимчивости.

^ Локус контроля – это приписывание ответственности за результат внешним или внутренним условиям (понятие ввел Д. Роттер).

Настойчивость – это устойчивое стремление к достижению отдаленной по времени цели.

^ Непроизвольное поведение – это неосознанное импульсивное поведение под влиянием сильных сиюминутных побуждений.

Произвольное поведение – это поведение, организованное, управляемое и подчиненное цели; это поведение, направляемое сильным устойчивым мотивом: «Хочу!».

Решительность – это способность быстро принимать решение в значимой ситуации.

Самообладание – это способность не теряться в экстремальных ситуациях, не поддаваться эмоциям.

Сила воли – это обобщенное понятие способности человека преодолевать внешние и внутренние трудности.

^ Слабоволие, или лень, – это патология воли, характеризующаяся снижением мотивов.

Смелость – это способность человека качественно выполнять действия и осуществлять намерения в опасных ситуациях, несмотря на чувство боязни, страха.

^ Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят и которые он ставит сам.

Упрямство – это патология воли, характеризующаяся необоснованным настаиванием на своем.

Целеустремленность – это стремление личности к достижению поставленной перед собой цели.
^ Тема 20. Личность

Личность – это социальное понятие, это человек в системе социальных отношений, это представитель общества, имеющий свою позицию среди других.

^ Личность в психологии – это некое системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением.

Личность – это специфическое человеческое образование, которое «производится» общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности (А. Н. Леонтьев).

Личность – это человек, достигший определенного уровня психического развития (Л. И. Божович).

Адаптация – это усвоение норм и ценностей группы

Индивид – это носитель биологических свойств, это человек как представитель рода.

Индивидуализация – это противоречие между потребностью «быть как все» и персонализацией.

Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке всех подструктур (индивида, личности, субъекта).

Интеграция – это противоречие между желанием быть индивидуальностью и стремлением к общности с другими, которое разрешается на стадии интеграции, то есть включении в общество.

Личность – это развитая форма природной сущности человека со своей позицией в жизни (Рубинштейн).

Социализация – это особый процесс включения в общество, усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в общении и деятельности.

Субъект – это распорядитель активности, осуществляющий изменения в себе и других.
^ Тема 21. Темперамент

Темпераментэто закономерное сочетание устойчивых индивидных свойств личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности.

Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида (Рубинштейн).

Темперамент – это системное обобщение генетически заданных свойств включения в деятельность (Русалов).

Темперамент – это природные особенности поведения, типичные для данного человека, проявляющиеся в динамике, тонусе, уравновешенности действий на жизненные воздействия (Ковалев).
^ Тема 22. Характер

Характер это индивидуальное сочетание устойчивых психических черт человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных ситуациях.

Характер – это система совокупных устойчивых черт личности, проявляющихся в отношении к себе, людям, деятельности (А. Г. Асмолов).

Акцентуация – это заострение, усиление черт характера.
^ Тема 23. Способности

Способности – это индивидуально-типологические свойства личности, определяющие успешность выполнения деятельности, не сводящиеся к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивающие легкость и быстроту их получения при обучении новым способам и приемам (Теплов).

Гениальность это способность создавать что-то принципиально новое и прокладывать новее пути.

Гениальность – это интегральное проявление интеллекта и духовности, проявление духовного предвидения (Шадриков).

Задатки это врожденные физиологические особенности мозга, нервной системы и органов чувств, которые служат основой способности.

Одаренностьэто высокий уровень способностей или развитые специальные способности.

Одаренность – это интегральное проявление способностей в конкретной деятельности (Шадриков).

^ Талант – это способность к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках того, что уже было достигнуто.

Талант – это проявление интеллекта в конкретной деятельности (Шадриков).
^ Тема 24. Мотивационно-потребностная сфера личности

Мотив – это то, что движет индивидом, ради чего тратится энергия.

Мотив – это предмет потребности (А. Н. Леонтьев).

Мотив – это предмет (реальный или идеальный), побуждающий деятельность (Ильин).

^ Мотивационная сфера – это совокупность стойких мотивов в определенной иерархии, выражающих направленность личности; система побуждений, определяющих активность.

Мотивация – это совокупность факторов, направляющих и определяющих поведение.

Мотивировка – это рациональное обоснование поступка, не отражающее действительных побудителей поведения.

Потребность – это внутренние силы огранизма, побуждающие его к активности для сохранения и развития.

Потребность – это состояние нужды организма в чем-то, лежащем вне его (А. Н. Леонтьев).

Потребность – это переживание человеком состояния внутреннего напряжения, возникающее при отражении в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием (Ильин).
^ Тема 25. Направленность личности

Направленность – это комплексное образование, это интегральная характеристика личности, включающая в свою структуру потребности, мотивы, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение, ценностные ориентации.

^ Идеал – это образ, образец, это то, кем или чем человек хотел бы быть.

Интерес – это сосредоточие помыслов на определенном предмете или явлении; это опредмеченный мотив, значимый, эмоционально привлекательный.

Мировоззрение – это система сложившихся взглядов на мир и место человека в нем.

Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда деятельности.

Убеждения – это знания, пережитые и прочувствованные человеком и ставшие руководством к действию.

^ Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Ценность – это любой объект, имеющий значение как материальное, так и абстрактно-смысловое.
^ Тема 26. Психология индивидуальности

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Индивидуальность – это принципиально новое образование в структуре человека, которое выступает как высший уровень организации по отношению к индивидному и личностному, это высший уровень иерархии по отношению к ним (Б. Г. Ананьев).

Индивидуальность – это уникальная, самобытная личность, реализующаяся в творческой деятельности, проявляющаяся в самоопределении, самостоянии, самосовершенствовании (В. И. Слободчиков).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Общее представление о психологии как науке iconЛекция 1 общее представление о психологии как науке задача курса....
Общая характеристика. Психологии. Основные этапы развития представлении о предмете психологии

1. Общее представление о психологии как науке icon1. Общее представление о психологии как науке
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедея-ти

1. Общее представление о психологии как науке iconМетодические разработки обучения
...

1. Общее представление о психологии как науке icon13. Общее представление о личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология
Гуманистическая психология особое направление, к нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта,...

1. Общее представление о психологии как науке iconЛекция Общее представление о процессе стратегического управления
Функции и задачи стратегического менеджмента как непрерывного процесса развития организации

1. Общее представление о психологии как науке iconВопрос Определение психологии как науки. Предмет и задачи психологии
Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала...

1. Общее представление о психологии как науке iconВопросы на по дисциплине компьютерные технологии в науке технике и образовании
...

1. Общее представление о психологии как науке iconОбщее представление об исламе
Представьте себе, что путешествуя, вы вдруг увидели, что путь разветвляется на две дороги: труднопроходимую, поднимающуюся в гору,...

1. Общее представление о психологии как науке iconЛекция Предмет и метод экономической теории
Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

1. Общее представление о психологии как науке iconКафедра общей и социальной психологии
В курсе лекций раскрывается становление психологии спорта как прикладной отрасли психологии, дается обзор основных исследовательских...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов