Доклад эксперта «Либерализация международной торговли продовольственными товарами (Дохийский раунд переговоров)»




Скачать 244.09 Kb.
НазваниеДоклад эксперта «Либерализация международной торговли продовольственными товарами (Дохийский раунд переговоров)»
страница1/3
Дата публикации06.07.2013
Размер244.09 Kb.
ТипДоклад
zadocs.ru > Спорт > Доклад
  1   2   3
II МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ
«МОДЕЛЬ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - 2013»

ДОКЛАД ЭКСПЕРТА
«Либерализация международной торговли продовольственными товарами

(Дохийский раунд переговоров)»


АЛЕКСАНДР КУВШИНОВ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

2013
СОДЕРЖАНИЕ

Введение ....................................................................................................... 3

Дохийский раунд переговоров ................................................................... 5

Современная ситуация ................................................................................9

Позиции сторон .........................................................................................11

Литература и полезные ссылки................................................................. 24
Введение

Наибольший прогресс в либерализации международной торговли был достигнут в ходе международных торговых переговоров или "торговых раундов", которые проводились под эгидой ГАТТ. Последним и самым продолжительным из них был Уругвайский раунд.

Хотя торговые раунды зачастую носили затяжной характер, тем не менее, они являли собой комплексный подход к торговым переговорам, то есть подход, который имеет ряд преимуществ перед переговорами, на которых каждый вопрос обсуждается не в "пакете" или комплексно, а отдельно от других.

Во-первых, торговый раунд позволяет участникам получить гарантированные преимущества по широкому кругу вопросов.

Во-вторых, уступки, на которые бывает необходимо пойти тем или иным странам, зачастую нелегко обосновать дома по соображениям внутренней политики, но эти же самые уступки принимаются более охотно, если они представлены в одном контексте или "пакете" с осязаемыми политическими и экономическими выгодами.

В-третьих, развивающиеся страны и другие менее влиятельные участники переговоров имеют больше шансов повлиять на международную систему в контексте раунда, действуя коллективно, чем если бы над всем довлели двусторонние отношения между основными торговыми державами. Наконец, общая реформа в политически чувствительных секторах мировой торговли может оказаться более целесообразной, если ее рассматривать в глобальном контексте или "пакете". В качестве примера можно привести реформирование торговли сельскохозяйственной продукцией, соответствующее решение о чем было принято в ходе Уругвайского раунда.

Первые торговые раунды ГАТТ были посвящены продолжению процесса снижения тарифов. В то же время, в ходе раунда Кеннеди, проходившего в середине шестидесятых годов, было заключено новое антидемпинговое соглашение ГАТТ. Токийский раунд, проходивший в семидесятые годы, характеризовался решительным поворотом в сторону развития и совершенствования международной торговой системы. Эту линию продолжил и Уругвайский раунд.

^ Торговые раунды ГАТТ и ВТО

Год

Место проведения

Обсуждавшиеся вопросы

^ Число стран- 
участников


1947

Женева

Тарифы

23

1949

Аннеси

Тарифы

13

1951

Торки

Тарифы

38

1956

Женева

Тарифы

26

1960-1967

Женева

(раунд Диллона)

Тарифы

26

1973 - 1979

Женева

(раунд Кеннеди)

Тарифы

и антидемпинговые меры

62

1973 -1979

Женева

(Токийский раунд)     открыт в Токио

Тарифы, нетарифные меры и "рамочные" соглашения

102

1986 - 1993

Женева

(Уругвайский раунд) открыт в Пунта-дель-Эсте, Уругвай

Тарифы, нетарифные меры, правила, услуги, права интеллектуальной собственности., урегулирование споров, текстиль и одежда, сельское хозяйство, создание ВТО, и др. вопросы

123

2001- н/в

Женева

(Доха раунд) открыт в столице Катара – Дохе 

Первый раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. Либерализация тарифных и нетарифных барьеров.
Вопросы нормализации условий сельскохозяйственной торговли, программа мер содействия торговле, торговля услугами

149


К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар. Дохийский раунд начался 1 января 2001 года после соответствующего решения четвертой министерской конференции Всемирной торговой организации в Дохе (Катар) в ноябре 2000 года. Тогда намечалось завершить раунд переговоров к концу 2005 года принятием пакета соглашений по снижению промышленных тарифов, услугам, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, правилам ВТО по субсидиям и антидемпингу, а также по вопросам поддержки сельского хозяйства.

^ Дохийский раунд переговоров

Реализация соглашений Уругвайского раунда в области снижения барьеров в торговле товарами и услугами была рассчитана на 5 лет. Кроме того, многие соглашения ВТО содержали так называемую «встроенную повестку переговоров», по вопросам, которые не были решены в ходе Уругвайского раунда. Всё это вместе с появлением новых проблем в сфере международной торговли, поставило вопрос об открытии нового раунда многосторонних торговых переговоров, первого в рамках ВТО. Попытка открыть новый раунд была сделана на министерской конференции ВТО в Сиэтле (ноябрь 1999 г.) однако сопротивление развивающихся стран, недовольных предложенной программой новых переговоров эту попытку сорвало. В ноябре 2001 года Четвертая конференция министров-стран членов ВТО собравшаяся в столице государства Катар – Дохе достигла компромисса по программе переговоров и открыла новый раунд переговоров. Согласие развивающихся стран на это было получено после того, как развитые государства согласились более полно учитывать интересы этой группы государств и в частности более широко использовать принцип так называемого дифференцированного и более льготного режима в торговле товарами и услугами и сократить поддержку сельского хозяйства.

Предполагалось сделать новый раунд двухэтапным. На первом этапе провести взаимные консультации и переговоры относительно содержания и формата договоренностей, а на втором этапе открыть переговоры по тем направлениям, которые будут согласованы в ходе первого этапа и для достижения таких соглашений, контуры которых будут определены на первом этапе. Первый этап должен был завершиться на Пятой конференции министров ВТО в сентябре 2003 года. Предполагалось, что новый раунд завершится к началу 2005 года.

Однако Пятая конференция министров ВТО (Канкун, Мексика, сентябрь 2003 г.) закончилась полным провалом. Предпринимавшиеся попытки преодолеть разногласия успеха не имели.

В 2004 году в Женеве в рамках Генерального Совета ВТО, действовавшего в качестве комитета по торговым переговорам, продолжились неформальные переговоры и консультации. Они завершились принятием Генеральным Советом так называемого Рамочного Соглашения (решение Генерального Совета ВТО от 1 августа 2004 года). Оно определило рамки, структуру и направление переговоров в четырёх ключевых областях: сельское хозяйство, доступ на рынки сельскохозяйственных товаров, услуги и вопросы развития, к которым на основе явного консенсуса была добавлена группа вопросов по упрощению процедур в торговле.

Шестая конференция министров стран членов ВТО (Гонконг, декабрь2005 г.) не смогла завершить переговоры даже по этой скромной повестке дня. В итоге было принято решение продолжить переговоры по этим вопросам в 2007 году и намечены отдельные вопросы, по которым может быть достигнут компромисс.

Переговоры, как и практиковалось прежде, носят пакетный характер, т.е. совокупность итоговых принимаемых документов должна рассматриваться как единое целое.

Необходимость открытия нового раунда переговоров была обусловлена рядом причин. Первые пять лет функционирования ВТО показали, что взгляды многих участников на сущность Организации сильно отличаются. Страны по-разному оценивают роль ВТО в мировой торговле, а также неоднозначно понимают, как должны применяться правовые положения ВТО в отношении стран с разным уровнем развития. Как отмечается исследователями, «Период 1995-2000 гг. отчетливо показал, что почти половина участников ВТО (примерно 60-70 развивающихся и наименее развитых стран) не может реально участвовать в работе многочисленных рабочих групп, комитетов и других звеньев организационной структуры ВТО, не имея достаточных финансовых и кадровых ресурсов, при отсутствии даже постоянного представительства в Женеве»1.

Вдобавок к указанному следует отметить возрастающее внимание к несовершенствам системы принятия решений в ВТО. Поскольку большинство решений в рамках Организации требуют консенсуса, зачастую процесс их согласования существенно затягивается и даже лишается шансов на успешное завершение, т.к. путь к консенсусу представляет собой десятки и сотни встреч на различных уровнях. Не смотря на достигаемую за этот счет повышенную степень «правильности» и взаимовыгодности решения, некоторые из них обречены на многолетние дебаты, споры и дискуссии, что ведет к их постоянному отлагательству или невозможности их принять.

Стоит также упомянуть, что для многих стран, включая развитые, существенным препятствием является незавершенность и несовершенство ряда формулировок правовых документов ВТО, в особенности регулирующих применение субсидий, компенсационных мер, антидемпинговых пошлин и соглашения о таможенной стоимости. Изрядно раздута юридическая основа деятельности организации, что также существенно осложняет взаимодействие ее членов: «Соглашение о ВТО содержит 29 юридических документов, регулирующих мировую торговлю, 25 деклараций, решений и договоренностей на уровне министров, и множество многосторонних соглашений с ограниченным числом участников. Важнейшей составляющей современной системы регулирования международной торговли являются такжезафиксированные на 22,5 тыс. страниц национальных тарифных списков так называемые "уступки", согласованные в ходе Уругвайского раунда между более чем 120 странами»2.

Наиболее острой также видится постановка вопросов о будущих сферах деятельности ВТО, где позиции развитых и развивающихся стран диаметрально противоположны. Развивающиеся страны выступают сторонниками того, чтобы оставить круг ведения ВТО в нынешнем виде, т.е. ограничить его торговлей товарами и услугами, в то время как развитые страны пытаются доказать необходимость расширения этого круга и включения в него таких направлений, как торговля и инвестиции, торговля и трудовые стандарты и пр.

Из текущей ситуации вокруг ВТО и Дохийского Раунда можно сделать вывод о наличии серьезных проблем ее дальнейшего развития. Столь долгая

стагнация переговорного процесса является губительной для ее авторитета и

ведет к движению в сторону регионализации международных отношений в

виду невозможности договориться на более высоком уровне. «Поэтому многие ожидают, что в ближайшие несколько лет универсальные правила в

международной торговле начнут уступать место двусторонним соглашениям, которые оказались весьма популярны в США во времена администрации Джорджа Буша. Когда в 1994 году завершился Уругвайский раунд переговоров, в мире насчитывалось всего 80 двусторонних торговых

соглашений. За прошедшие годы их число удвоилось, а к 2010 году, достигло

400»3. Критика ВТО имеет множество проявлений, проблемные вопросы

имеют очень многогранную и зачастую взаимоувязанную природу, что сильно усложняет поиск оптимальных решений.

^ Современная ситуация

По состоянию на декабрь 2012 будущее раунда переговоров в Дохе остаётся неопределённым: программа работы состоит из 21 части, а первоначально установленный окончательный срок 1 января 2005 года был давно пропущен4. В ходе переговоров возник конфликт между стремлением к свободной торговле и стремлением множества стран к протекционизму, особенно в плане сельскохозяйственных субсидий. До сих пор эти препятствия остаются главными и мешают любому прогрессу для запуска новых переговоров в рамках Дохийского раунда. По состоянию на июль 2012 года, существуют различные группы переговорах в системе ВТО для решения текущих вопросов в плане сельского хозяйства, что приводит к застою в самих переговорах5.

В результате деятельности антиглобалистов и противоречий, возникших на этих переговорах, не было достигнуто глобальное соглашение, но определилось направление дальнейшего мирового развития. На конференции в Канкуне был представлен проект документов «группы двадцати» развивающихся стран во главе с Бразилией, Китаем, Индией и ЮАР.

В этих документах рассматривалась аграрная тематика и вопросы снижения пошлин на промышленные товары.

Между США и ЕС было подписано предложение о либерализации торговли сельскохозяйственной продукции.

На Конференции вДоха возникли две проблемы: повышение уровня протекционизма в сельском хозяйстве и сфере услуг; необходимость новых правил в сфере инвестиционной политики и конкуренции в условиях глобализации. Высказывались мнения, что помощь наименее развитым странам в денежном выражении необходимо заменить открытием рынков развитых стран для их сельскохозяйственной продукции, текстиля и обуви.

По результатам доклада МБРР были сделаны выводы, что договоренности на этом раунде переговоров должны были бы привести к росту доходов в мире на 290–520 млрд долл. в год, при этом половина пришлась бы на слаборазвитые страны.

На Конференции были достигнуты соглашения о глубокой либерализации в торговле услугами на морском транспорте и в бухгалтерской сфере. Многие экономисты высказали сомнение, что эффект от ликвидации барьеров в торговле услугами превысит выигрыш от снижения барьеров в торговле товарами.

Антипротекционистская инициатива США на Конференции не реализуется на практике, так как продолжается субсидирование фермерских хозяйств. Крупнейшие экспортеры продукции АПК (Австралия и Бразилия) заинтересованы в ликвидации барьеров в торговле этими товарами, а страны ЕС и Япония ориентированы на значительные субсидии сельскому хозяйству. Отсутствие результатов по аграрной тематике затормозило решение вопроса по снижению ввозимых пошлин на промышленные товары.

На Дохийском раунде переговоров была представлена новая организация OXFAM, которая занимается оказанием помощи наименее развитым странам.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад эксперта «Либерализация международной торговли продовольственными товарами (Дохийский раунд переговоров)» iconОбзор Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур
В этой связи, в целях приведения таможенных механизмов в соответствие с требованиями международной торговли Всемирная таможенная...

Доклад эксперта «Либерализация международной торговли продовольственными товарами (Дохийский раунд переговоров)» iconЧто вто и мвф обещают России от вступления в вто?
Вто заявляет, что рычагом развития промышленности в развитых странах и азиатских тиграх была либерализация торговли (отмена импортных...

Доклад эксперта «Либерализация международной торговли продовольственными товарами (Дохийский раунд переговоров)» iconС. А. Рогожин Программа учебной дисциплины
«Основы торговли потребительскими товарами», могут быть востребованы при изучении таких дисциплин учебного плана как «Коммерческая...

Доклад эксперта «Либерализация международной торговли продовольственными товарами (Дохийский раунд переговоров)» iconДоклад эксперта «Проблема раздела шельфа Каспийского моря»
Каспия и ущемляющие их национальные интересы. Особенно это относится к участкам морского пространства, где предполагаются нефтегазоносные...

Доклад эксперта «Либерализация международной торговли продовольственными товарами (Дохийский раунд переговоров)» iconДоклад эксперта Генеральной Ассамблеи «Раздел Палестины 1947-1949 гг.»
Фактический раздел Иерусалима в 1948 году и первая арабско-израильская война 1948-1949 годы

Доклад эксперта «Либерализация международной торговли продовольственными товарами (Дохийский раунд переговоров)» iconВопросы на экзамен по международной экономике
Налоговая политика как инструмент государственного регулирования внешней торговли

Доклад эксперта «Либерализация международной торговли продовольственными товарами (Дохийский раунд переговоров)» iconДоклад эксперта по вопросу повестки дня: «Дело о храме Преах-Вихеар»
Так храм Преах-Вихеар – одно из красивейших творений кхмерской архитектуры, одновременно является и предметом приграничного спора...

Доклад эксперта «Либерализация международной торговли продовольственными товарами (Дохийский раунд переговоров)» iconЭкзаменационные вопросы Понятие мировой экономики
Международный рынок технологий. Особенности международной торговли объектами интеллектуальной собственности

Доклад эксперта «Либерализация международной торговли продовольственными товарами (Дохийский раунд переговоров)» iconПравила комиссионной торговли непродовольственными товарами (в ред....
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между...

Доклад эксперта «Либерализация международной торговли продовольственными товарами (Дохийский раунд переговоров)» iconОперации с товарами как предмет бухгалтерского учета
Операции с товарами – это фхж с непосредственным участием товаров. С общеэкономической точки зрения товаром является любой предмет...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов