Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт»




Скачать 438.1 Kb.
НазваниеМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт»
страница1/4
Дата публикации08.07.2013
Размер438.1 Kb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Спорт > Методические указания
  1   2   3   4


Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Севастопольский национальный технический университет

Кафедра физического воспитания и спорта


ВЛИЯНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ПРОФИЛАКТИКА

ЕЁ НАРУШЕНИЯ


Методические указания к учебным занятиям

для студентов всех специальностей дневной формы обучения

по дисциплине «Физическое воспитание и спорт»

Севастополь

2013

УДК 37.037.1


Влияние правильной осанки на состояние здоровья и профилактика её нарушения: методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» /Сост. ст. преп. Н.О. Богатко, О.В. Созинова – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2013. – 29 с.
Целью методических указаний является ознакомление студентов с ролью правильной осанки в поддержании здоровья человека, основными средствами и методами её формирования.


Методические указания рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры физвоспитания и спорта СевНТУ (протокол № 5 от 25.01 2013 г.)
Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.

Рецензент: Н.В. Бурень, к.н.ф.в., доцент.


СОДЕРЖАНИЕ



3

4

9

10

11

15
16

17
24

25

27

27

28



Введение

1. Опорно-двигательная система. Позвоночник

1.1. Слагаемые правильной осанки

1.2. Возрастные особенности формирования осанки

2. Виды нарушений осанки

2.1. Взаимосвязь осанки и психического состояния человека

3. Средства и методы коррекции неправильной осанки и профилактики её нарушения

3.1. Упражнения для укрепления «мышечного корсета»

3.2 Использование плавания для коррекции осанки и оздоровления организма

3.3. Гигиена рабочего места

4. Контрольные вопросы

Библиографический список

Приложение

ВВЕДЕНИЕ
Приятно смотреть на стройного, подтянутого человека с правильной осанкой: лёгкая походка, расправленные плечи, высоко поднятая голова. И совсем другое впечатление производят люди с нарушенной осанкой – сутулые, с выступающими назад лопатками, и выпяченным животом.

Но дело не только во внешнем виде. Нарушение осанки – то есть естественного положения тела – сопровождается смещением сердца, лёгких и других внутренних органов. Нарушается их иннервация и кровоснабжение, угнетаются функции. Менее работоспособными становятся мышцы, ухудшается кровоснабжение мозга, снижается его работоспособность, ухудшается внимание и память. В результате снижается продуктивность труда, а значит, способность работать и зарабатывать.

Осанка – показатель не только физического здоровья, но и психического равновесия. При усталости или подавленном состоянии плечи становятся покатыми и сгорбленными, весь вид демонстрирует негативные эмоции. Существует и обратная связь: если поднять голову расправить плечи, выпрямить спину – настроение улучшается, людям с вами становится приятнее иметь дело, – вы становитесь успешнее.

Студенты очень много времени проводят сидя за книгой, тетрадью, компьютером, и в дальнейшем, как правило, их трудовая деятельность не предполагает достаточной двигательной активности. Поэтому сохранение правильной осанки с детства, закрепление навыка её поддержания в студенческие годы, а также регулярные физические упражнения являются основной профилактикой её нарушения.


  1. ^ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ПОЗВОНОЧНИК


Опорно-двигательная система (ОДС), костно-мышечная система, единый комплекс, состоящий из костей, суставов, связок, мышц, их нервных образований, обеспечивающий опору тела и передвижение человека в пространстве, а также движения отдельных частей тела и органов (головы, конечностей и др.). Единство функций ОДС определяется в процессе эмбрионального развития организма. В эмбрионе параллельно закладываются склеротомы, из которой образуется костная система, и миотомы, из которых образуются мышцы. Пассивной частью ОДС является скелет – прочная основа тела, осуществляющая также защиту внутренних органов от механических воздействий (например, от ударов). К костям скелета прикрепляются поперечнополосатые (скелетные) мышцы, деятельность которых через нервные окончания в них управляется центральной нервной системой. Мышцы составляют активную часть ОДС. Благодаря согласованной деятельности всей мускулатуры тела осуществляются многочисленные и многообразные движения. Опора тела при стоянии или сидении, передвижение в пространстве (ходьба, бег, плавание, ползание, прыжки) и движения отдельных частей тела требуют активного напряжения мускулатуры. При заболеваниях и повреждениях какой-либо части ОДС нарушаются динамика и статика всего организма, страдает весь ОДС, а часто и внутренние органы. Так при укорочении одной нижней конечности развивается искривление позвоночника, вслед за которым деформируется грудная клетка, могут возникнуть заболевания органов дыхания и кровообращения.

Скелет человека – это система, состоящая из 206 костей, из них 85 парных и 36 непарных. Вес скелета у мужчины составляет примерно 18 % веса тела, у женщины – 16 %, у новорожденного – 14 %. В состав костной ткани входят органические (25 %), неорганические (55 %) вещества и вода (20 %). Основным органическим веществом кости является волокнистый белок коллаген. Из минеральных веществ в костях больше всего солей кальция и фосфора. В состав кости входят магний, фтор, свинец, стронций, уран, кобальт, железо и др. элементы. Органические вещества придают костям гибкость и упругость, а неорганические – твёрдость и прочность. Кости скелета человека являются не только опорой тела, но и активно участвуют в обмене веществ, а именно в поддержании на определенном уровне минерального состава крови. Все минеральные вещества костной ткани при необходимости легко вступают в обменные реакции организма.

^ Хрящевая ткань построена из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества. Гиалиновый хрящ покрывает суставные поверхности всех костей;

Роль скелета в организме не ограничивается функцией опоры тела и участием в движении. Скелет активно участвует в обмене веществ, а именно в поддержании на определенном уровне минерального состава крови. Такие, входящие в состав скелета вещества, как кальций, фосфор, и др., при необходимости легко вступают в обменные реакции. Функция мышц тоже не ограничивается включением костей в движение и совершением работы, многие мышцы, окружая полости тела, защищают внутренние органы.

Мышцы

В организме человека содержится три вида мышечной ткани: гладкая мускулатура внутренних органов и сосудов, характеризующаяся медленными сокращениями и большой выносливостью; мускулатура сердца, работа которой не зависит от воли человека и основная мышечная масса - поперечнополосатая скелетная мускулатура, находящаяся под волевым контролем и обеспечивающая нам функцию передвижения. Мышечная система функционирует не изолированно. Все группы мышц прикрепляются к костному аппарату скелета посредством сухожилий и связок. Скелетных мышц насчитывается около 600. Мышцы у взрослого человека составляют от 30 до 40 % общей масс тела. Мышцы являются мощной биохимической лабораторией. Они содержат миоглобин (сходный с гемоглобином крови), соединение которого с кислородом обеспечивает тканевое дыхание при экстраординарной работе организма. Большое значение миоглобина заключается в том, что, являясь первейшим кислородным резервом, он способствует нормальному протеканию окислительных процессов при кратковременных нарушениях кровообращения и статической работе.

Происходящие в мышцах разнообразные биохимические процессы отражаются на функциях всех органов и систем. Так, в мышцах происходит активное накопление аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит аккумулятором энергии в организме, причем накопление ее находится в прямой зависимости от деятельности мышц и поддается тренировке.

Мышцы играют роль вспомогательного фактора кровообращения. Известно, что для стимуляции венозного кровотока показана дозированная ходьба и бег. Мышечные сокращения нижних конечностей помогают венозной крови, благодаря венозным клапанам, двигаться к сердцу.

Наконец, без мышц невозможен сам процесс познания мира, так как, согласно исследованиям И.М. Сеченова, все органы чувств, так или иначе, связаны с деятельностью различных мышц.

Согласно выполняемым функциям мышцы подразделяются на сгибательные и разгибательные, отводящие и приводящие, мышцы-вращатели. По группам различают мышцы головы (жевательные или мимические), туловища, верхних и нижних конечностей. К мышцам туловища относятся мышцы грудной клетки, живота и спины.

Мышцы живота выполняют разные функции. Они образуют стенку брюшной полости и благодаря своему тонусу удерживают внутренние органы, предотвращая их опускание и выпадение. Сокращение мышц брюшного пресса способствуют движению венозной крови во внутренних органах, осуществлению дыхательных движений. Мышцы живота участвуют в сгибании позвоночника вперед. Если они слабые, то при подъеме больших грузов могут расходиться.

На спине вдоль позвоночника расположены глубокие мышцы спины. Они обеспечивают движения позвоночника назад и в стороны, удерживают тело в вертикальном положении. Поверхностные мышцы спины принимают участие в движениях верхних конечностей и грудной клетки. [1]

^ П
Рисунок 1 – Четыре нормальные кривизны позвоночника
озвоночник
– орган опоры человеческого тела, стержень, вокруг которого сгруппированы органы грудной клетки и брюшной полости, а также надежный и крепкий футляр для спинного мозга. От спинного мозга отходят нервные корешки, которые в виде нервов шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых проходят между позвонками и иннервируют соответствующие органы (рисунок 2). Благодаря упругости сотен связок, хрящей и изгибов человек может нагибаться, прыгать кувыркаться, и бегать. Очень сильные межпозвоночные связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надёжную защиту спинному мозгу. Он не подвергается какому-либо механическому растяжению, давлению при самых сильных изгибах позвоночника.

Изгибы позвоночного столба соответствуют влиянию нагрузки на ось скелета. Поэтому нижняя, наиболее массивная часть становится опорой при передвижении; верхняя, при свободном движении помогает сохранить равновесие. Позвоночный столб можно было бы назвать позвоночной пружиной. Если смотреть на него в профиль, отчетливо видны четыре изгиба: два лордоза и два кифоза (рисунок 1).

Позвоночник состоит их 33 – 34 позвонков.

7 шейных позвонков обладают наибольшей подвижностью и испытывают наибольшую нагрузку. Давление на межпозвоночный диск между пятым и шестым шейными позвонками составляет 11,5 кг/см2, в то время как давление на диск, расположенный между пятым поясничным и первым крестцовым позвонками составляет 9,5 кг/см2 . Поэтому шейный отдел весьма уязвим.

Следующие 12 грудных позвонков хоть и прочнее, но зато образуют массу подвижных суставов, т.к. к ним крепятся рёбра.

Поясничный отдел состоит из пяти позвонков – толстых, массивных. На них в основном приходится вся нагрузка при переноске тяжести. Например, при переносе двух ведер воды межпозвоночный диск между 4-м и 5-м поясничными позвонками испытывает давление более 500 кг. Поэтому здесь со временем чаще всего развивается патологический процесс.

Гораздо реже что-то происходит с крестцом, состоящим из пяти сросшихся между собой позвонков.

Копчик состоит из 4 – 5 рудиментарных позвонков, которые часто могут травмироваться от падения на эту область.

С
Рисунок 2 – Позвоночный сегмент

Рисунок 3 – Межпозвоночный диск
труктурным элементом позвоночника является комплекс структур, состоящий из межпозвоночного диска, прилегающих к нему позвонков с суставами и связками (рисунок 2). Замыкательные пластинки позвонков образованы плотной костной тканью, пронизанной множеством отверстий. Межпозвоночный диск представляет собой прокладку-амортизатор, расположенный между телами позвонков и состоящий из двух пластинок гиалинового хряща, покрывающие площадки тел смежных позвонков, фиброзного кольца и, заключенного в нем, пульпозного ядра (рисунок 3). Это позволяет позвоночнику амортизировать удары, равномерно распределять нагрузку по всей площади суставной поверхности позвонков. За счет пластинок гиалинового хряща происходит рост тел позвонков в высоту.

Движения позвоночника происходят вокруг трех осей: сгибание-разгибание, вправо-влево, скручивания и круговые движения. Возможности таких движений зависят от ряда факторов, главным из которых является состояние межпозвоночных дисков, суммарная толщина которых составляет ¼ длины позвоночного столба.

Объем движений в каждом сегменте определяется высотой и эластичностью межпозвоночного диска, длинной связок в данном сегменте, а также размерами, формой и пространственным расположением суставных и остистых отростков.

Ж

Рисунок 4 – За что отвечает наш позвоночник
изнеспособность человека главным образом зависит от состояния позвоночника. Причиной многих болезней является ненормальное состояние позвоночника. На рисунке 4 показано, на работе каких органах сказывается дисфункция работы позвоночных сегментов, и к каким болезням это может привести. [2]

    1. Слагаемые правильной осанки


П
Рисунок 5 – Правильная осанка
равильная осанка является признаком состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности.

С научной точки зрения, осанка – привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом.

Слово «осанка» происходит от слова «осана», что в переводе с санскрита означает определенную позу, положение тела. Осанка определена конституцией человека, его генотипом, т.е. это врожденное свойства человека. Однако осанка способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития человека. Воспитание и коррекция осанки рассматривается в практике различных видов гимнастик, преподается в театральном искусстве и военном деле. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого, и является одним из важнейших понятий для определения положения тела человека в пространстве, а также обнаружения признаков заболеваний, связанных с нарушением свойств позвоночника и нижних конечностей.

Правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника (рисунок 5). При этом голова держится прямо: линия, проведенная через наружный слуховой проход и нижний край глазницы горизонтальна; плечевые суставы разведены; надплечья на одном уровне; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем симметричны; живот подтянут; ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Грудная клетка не имеет западаний и выпячиваний, симметрична относительно средней линии; лопатки симметричны, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке; треугольники талии симметричны. Позвоночник не имеет патологических изгибов, величина физиологических изгибов и угол наклона таза в пределах возрастной нормы. Отвес, опущенный от основания черепа, проходит вдоль линии остистых отростков, межьягодичной складки и проецируется на опору посредине между пятками. Отвес, опущенный от нижнего угла лопатки, проходит через центр цеподъягодичной складки, центр подколенной ямки и проецируется на опорную поверхность на уровне центра пятки.

Все звенья тела располагаются так, чтобы обеспечить ему вертикальное и уравновешенное положение без выраженного напряжения мышц и создать благоприятные условия для эффектного функционирования систем организма в привычных положениях: лёжа, сидя, стоя и при ходьбе.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
«Физическое воспитание и спорт» /Сост ст преп. Н. О. Богатко, А. В. Русинова – Севастополь: Изд-во Севнту, 2009. – 44 с

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconНормализация массы тела средствами физического воспитания и контроля за питанием
Метод указания к учебным и самостоятельным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине "Физическое...

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Английский язык»
Методические указания предназначены для студентов специальностей факультета тампт первого курса дневной формы обучения

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Английский язык»
Методические указания предназначены для практических занятий студентов всех специальностей факультета «Автоматики и вычислительной...

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «История украинской культуры»
История украинской культуры: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История украинской культуры» для студентов...

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconЗачетные требования по дисциплине «Теория и методика физического...
Сущность и определение понятий «физическое воспитание», «физическое развитие», «физическая культура личности», «физическая культура»,...

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Английский язык»
Методические указания предназначены для практических занятий студентов I курса всех специальностей факультета «Морские технологии...

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconМетодические указания по организации самостоятельной работы для студентов...
Методические указания предназначены студентам заочной формы обучения всех специальностей Вогту

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов первого курса
Методические указания предназначены для студентов первого курса технологического факультета дневной и заочной формы обучения. Данные...

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconЗадания и методические указания по выполнению контрольной работы...
Информатика. Методические материалы по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей заочной формы обучения. –...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов