Скачать 1.15 Mb.
|
I ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ 1.1 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В перевозочном процессе участвуют работники различных специальностей, в ведении которых находятся: железнодорожный путь, искусственные сооружения, подвижной состав (локомотивы, вагоны), устройства автоматики и телемеханики, многочисленные станции, энергетические устройства, вычислительные центры т.д. Все составные части этого сложного многоотраслевого хозяйства должны работать в четком взаимодействии друг с другом. Малейшее нарушение какого-либо элемента транспортного конвейера немедленно отражается на перевозочном процессе и через него влияет на хозяйственную жизнь страны. Например, задержка поездных локомотивов в ремонте влечет за собой невывоз готовых составов с сортировочных станций, замедление оборота вагонов в результате – нехватку порожняка под погрузку готовой продукции на заводах и фабриках, а это в свою очередь вызывает осложнения на предприятиях, в адрес которых необходимо отправить груз, и т.д. Производственная деятельность всех подразделений железных дорог, направленная на обеспечение безопасного и экономически оправданного перевозочного процесса, называется эксплуатационной работой железнодорожного транспорта. Эта работа регламентируется рядом документов, среди которых: Транспортный устав железных дорог, Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ), Инструкция по движению поездов и маневровой работе на желез дорогах (ИДП), Инструкция по сигнализации на железных дорогах (ИСИ), график движения поездов, план формирования поездов, технические нормы эксплуатационной работы железных дорог, технологические процессы работы станций. Задачей управления эксплуатационной работой является эффективное функционирование железнодорожного транспорта на основе высоких показателей использования технических средств и подвижного состава. Эта задача решается при соблюдении следующих принципов:
Наука об эксплуатации железных дорог и ее раздел об управлении эксплуатационной работой оперируют определенными терминами и понятиями, к которым относятся: график движения поездов – графическое изображение движения поездов по участкам и направлениям. Это основной документ в технологии перевозочного процесса, которому подчинена вся деятельность многочисленных служб железных дорог сети; план формирования – система организации вагонопотоков, устанавливающая, какие поезда и из каких вагонов должны формироваться сортировочными и другими станциями данного направления; пропускная способность линии – наибольшие размеры движения (в поездах), которые могут быть освоены в течение суток в зависимости от технического оснащения и способа организации движения; провозная способность линии – наибольшие размеры грузовых перевозок (в тоннах груза), которые можно осуществить на данной линии в течение года; перерабатывающая способность станции – максимальное число вагонов, которое станция может переработать (т. е. пропустить через себя с расформированием и формированием поездов) в течение суток; рабочий парк вагонов – вагоны, необходимые сети, дороге, отделению, станции для выполнения заданной работы; нерабочий парк – вагоны, находящиеся в ремонте, запасе, хозяйственном движении; наличный парк вагонов – сумма рабочего и нерабочего парков; эксплуатируемый парк локомотивов – локомотивы, занятые на поездной и маневровой работе; тяговое плечо – расстояние следования локомотива в одном направлении; условный вагон – условная единица измерения длины состава. Условный вагон - это соответствующий длине четырехосного полувагона (14 м), к которому приводятся все другие типы вагонов с помощью коэффициентов. Так, крытый четырехосный вагон с тормозной площадкой имеет коэффициент 1,10; цистерна четырехосная без переходной площадки – 0,86 и т.д. Основными объектами управления движением на участках железных дорог являются поезда, которые можно подразделить: по роду перевозок – на пассажирские, грузовые, хозяйственные, людские (грузовые поезда, в которых 10 и более вагонов заняты людьми), одиночные локомотивы; дальности следования – на дальние, местные, пригородные (в пассажирском движении); сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные (в грузовом движении); способу формирования (грузовые) – на отправительские, ступенчатые и технические маршруты; состоянию вагонов (грузовые) – на груженые, порожние, комбинированные; числу групп вагонов в составе грузового поезда — на одногруппные поезда и групповые. На основе графика движения поездов, плана формирования и плана перевозок разрабатываются технологические процессы работы станций, которые определяют порядок выполнения операций с поездами и вагонами, использования станционных устройств для расформирования, формирования поездов, организацию рабочих мест и нормы времени на операции по обработке поездов и вагонов. С учетом технологии работы станций разрабатываются технологические процессы железнодорожных узлов, отделений и железнодорожных направлений. На основании графика движения поездов составляются графики оборота локомотивов и расписания работы локомотивных бригад. Распределение вагонного парка между дорогами и отделениями в соответствии с их потребностями осуществляется на основании технических норм использования подвижного состава. Выполнение заданий по перевозкам и технических норм обеспечивается с помощью оперативного планирования и диспетчерского руководства работой станций, отделений и дорог. Диспетчерский распорядительный аппарат всех подразделений располагает системой связи и отчетными данными, позволяющими контролировать ход работы, своевременно принимать необходимые оперативные меры. ^ 1.2.1. Общие сведения о работе станций Для пропуска необходимого числа поездов по участку и обеспечения безопасности их передвижения, а также отцепки и прицепки вагонов железнодорожные линии делятся на перегоны – участки пути, отделяемые друг от друга раздельными пунктами. Различают раздельные пункты без путевого развития и с путевым развитием. К первым относят путевые посты и проходные светофоры при автоблокировке, а ко вторым – разъезды, обгонные пункты и станции. Раздельные пункты с путевым развитием делят железнодорожную линию на перегоны. Раздельные пункты без путевого развития делят перегоны на участки, ограждаемые светофорами, которые разрешают или запрещают движение на этот участок. При полуавтоматической блокировке такие участки называют межпостовыми, а при автоблокировке – блок-участками. ![]() Рис. 1.2.1. Схемы раздельных пунктов без путевого развития, расположенных на однопутных и двухпутных линиях: а, б – блокпосты; в, г – проходные светофоры (1, 2, 3, 4, 5, 6 - их номера) На однопутном перегоне между станциями А и б, оборудованном полуавтоматической блокировкой при наличии блокпоста могут находиться два поезда (рис. 1.2.1, а), следующих в одном направлении (по одному на каждом межпостовом перегоне). Если перегон двухпутный, то на каждом межпостовом перегоне может быть два поезда (рис. 1.2.1, б) разных направлений. Если перегон оборудован автоблокировкой с трехзначной сигнализацией (рис. 1.2.1, в, г), то количество поездов одного направления на однопутном или по каждому пути на двухпутном перегоне может быть в нормальных условиях, т. е. при движении на зеленый огонь, равно количеству блок-участков, поделенному на три (между поездами должно быть два свободных блок-участка). Раздельные пункты без путевого развития, а также разъезды и обгонные пункты предназначены для того, чтобы по линии можно было пропустить требуемое число поездов каждого направления. На разъездах встречные поезда в основном расходятся, а на обгонных пунктах обгоняют друг друга. Разъезды – это раздельные пункты однопутных участков, обгонные пункты – двухпутных участков. Железнодорожной станцией называется раздельный пункт с путевым развитием и устройствами, позволяющими осуществлять операции по приему, выдаче грузов и обслуживанию пассажиров, операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, а при развитом путевом развитии – маневровую работу по расформированию и формированию поездов, технические операции с группами вагонов и отдельными вагонами. Станции – это важнейшие производственно-хозяйственные единицы, на которых осуществляется непосредственная связь железных дорог с клиентурой. На станциях выполняются начальные и конечные операции перевозочного процесса и большая работа по обеспечению движения поездов. Общая протяженность станционных путей составляет около 60 % развернутой длины сети железных дорог. К станциям примыкают многочисленные железнодорожные подъездные пути различных промышленных предприятий, к ним имеют подъезды шоссейные дороги, водные пути сообщения. На станциях выполняются технические операции, грузовая, коммерческая работа и операции, связанные с пассажирскими перевозками. К техническим операциям относятся: прием, отправление и безостановочный пропуск поездов, техническое обслуживание и ремонт вагонов, их подготовка под погрузку; смена локомотивов или локомотивных бригад; маневровая работа с составами и группами вагонов. К грузовым и коммерческим операциям относятся: прием грузов от грузоотправителей, оформление платежей за перевозку, погрузка, выгрузка, хранение и выдача грузов, перегрузка, грузосортировка и другие. К операциям, связанным с пассажирскими перевозками, относятся: посадка и высадка пассажиров, продажа проездных билетов, прием, выдача багажа и ручной клади и ряд других. На станциях могут выполняться все или часть перечисленных выше операций. В зависимости от объема и характера работы станции имеют:
Вышеперечисленные устройства должны обеспечивать возможность пропуска и обработки установленного числа поездов, выполнения расчетных норм времени на различные операции по обработке составов поездов, вагонов, локомотивов, погрузке и выгрузке грузов и обслуживанию пассажиров. Размещение на станциях различных устройств относительно путей, а также расстояния между осями путей различного назначения определяются габаритами приближения строений и подвижного состава. Железнодорожные пути делятся на главные, станционные и специального назначения. Главными называются продолжения путей перегона в пределах раздельного пункта. К станционным путям относятся приемо-отправочные, сортировочные, вытяжные, погрузочно-выгрузочные, пути локомотивного и вагонного хозяйств, ходовые для заезда из депо на станцию локомотивов и прочие, назначение которых определяется выполняемыми ими операциями (весовые, перегрузочные, соединительные, пути для стоянки служебных вагонов и др.). Специальные пути – это подъездные пути и ветви к предприятиям, складам и карьерам; тупики, устраиваемые для обеспечения безопасности движения (предохранительные и улавливающие). Предохранительные тупики– это тупиковые пути, предназначенные для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов. Улавливающие – это тупики, предназначенные для остановки потерявшего управление поезда или части его при движении по крутому спуску. Пути, предназначенные для выполнения одних и тех же операций, объединяют в парки: приема и отправления поездов, сортировочные, транзитные, объединенные приемо-отправочные и др. Путь, на котором уложены стрелочные переводы, ведущие на последовательно ответвляющиеся параллельные пути, называется стрелочной улицей. Место, где сосредоточены соединения путей, называют горловиной станции. ![]() Рис.1.2.2. Схема стрелочной горловины станции Конструкция горловины станции должна обеспечивать необходимую пропускную способность. Для этого при ее проектировании предусматривают возможность одновременного передвижения по ней поездов и маневрового локомотива. На рис. 1.2.2 приведена схема стрелочной горловины, позволяющей одновременно по главному пути I принимать (I маршрут), по главному пути II (II маршрут) отправлять поезда и одновременно на путях 4, 6, 8 и 9 выполнять маневры (III маршрут). Цифры у стрелок означают их номера. ![]() Рис. 1.2.3. Примеры полной и полезной длины путей: ![]() ![]() Различают полную и полезную длину путей. Полной длиной сквозного пути считают расстояние между остряками ведущих на него стрелочных переводов, а тупикового – расстояние от остряка стрелки до упора. Полезная длина пути – часть полной его длины, в пределах которой может разместиться подвижной состав без нарушения безопасности движения по соседним путям. Полезную длину ограничивают предельные столбики и выходные сигналы. Предельные столбики устанавливают после стрелочных переводов посередине междупутья в том месте, где расстояние между осями расходящихся путей не менее 4,1 м. Полезная длина путей принята 1250, 1050 и 850 м. На направлениях, где обращаются соединенные и удлиненные поезда, длину путей устанавливают технико-экономическими расчетами. Выходные сигналы располагают с правой стороны того пути, к которому они относятся. Входные сигналы устанавливают на расстоянии не менее 50 м при тепловозной тяге и 300 м при электротяге от остряка первого по ходу встречного стрелочного перевода или от предельного столбика, если первый стрелочный перевод попутный. Входные сигналы определяют границы станции на однопутных линиях. На двухпутных линиях границы устанавливаются по каждому главному пути отдельно. Каждому пути и стрелочному переводу станции присваивается определенный номер. Главные пути нумеруются римскими цифрами, остальные пути – последующими арабскими. Стрелочные переводы со стороны прибытия нечетных поездов нумеруют нечетными цифрами, со стороны четных поездов – соответственно четными цифрами (рис. 1.2.3). Границей между нечетными и четными номерами стрелок является ось пассажирского здания или парка путей и станции, перпендикулярная направлению путей. Полезная и полная длина путей 1, 2 и 4 и тупиков 3 и 5 соответственно ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() | Системы регулирования движения на железнодорожном транспорте'', ''Организация и управление движением на железнодорожном транспорте'',... | ![]() | Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск, факультет «управление процессами перевозок», специальность:... |
![]() | Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте) | ![]() | На Иртыше в городах Павлодар, Семипалатинск и Усть-Каменогорск имеются речные порты, крупнейшим из которых является ОАО "Павлодарский... |
![]() | ... | ![]() | Специальность: 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)» |
![]() | Специальность: 190701 «Организация перевозок и управление на движение на жд транспорте» | ![]() | «Грузовые перевозки» для студентов специальности 190701. 65 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) и направления... |
![]() | ... | ![]() | ... |