Статьям и по общему объему. Основные понятия: расходы, затраты, издержки обращения




Скачать 297.78 Kb.
НазваниеСтатьям и по общему объему. Основные понятия: расходы, затраты, издержки обращения
страница1/3
Дата публикации24.06.2013
Размер297.78 Kb.
ТипСтатья
zadocs.ru > Спорт > Статья
  1   2   3




Тема 4.3. Издержки обращения

Учащийся должен:

знать: понятие и состав издержек обращения, отраслевые особенности структуры издержек обращения;

уметь: рассчитывать издержки обращения по статьям и по общему объему.

Основные понятия: расходы, затраты, издержки обращения

Торгового предприятия. Признаки классификации.

При осуществлении хозяйственной деятельности предприятия торговли несут определенные затраты.

Затраты – это наиболее общее понятие, которое объединяет все израсходованные денежные ресурсы на осуществление каких-либо хозяйственных операций в пределах общественной необходимости. Затраты сверх этой величины – это потери.

^ Расходы представляют собой вложение средств в текущие операции.

Согласно Налоговому кодексу РФ (часть 2, ст. 252) «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в отдельных случаях и убытки), осуществленные, понесенные налогоплательщиком».

Причем под обоснованными расходами следует понимать экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными – затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, по действующим нормативным документам расходами можно признавать «любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода…» (Налоговый кодекс РФ, ч. 2, ст. 252).

Однако не все затраты торговых предприятий признаются расходами, необходимыми к вычету при определении величины прибыли. Так, не признаются расходами следующие виды затрат торговых предприятий:

  • на выплату дивидендов и прочих сумм распределяемого дохода;

  • в виде штрафов, пеней и других санкций, перечисляемых в бюджеты или взимаемых государственными органами, обладающими соответствующими полномочиями;

  • в виде взноса в уставный (складочный) капитал других организаций и предприятий;

  • в виде сумм налога на прибыль;

  • в виде расходов по приобретению амортизируемого имущества;

  • в виде взносов на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение, за исключением взносов, указанных выше;

  • в виде процентов, начисленных кредитору сверх сумм, принимаемых к зачету;

  • выплаченные суммы комиссионных, агентских и прочих подобных вознаграждений;

  • в виде сумм налогов, предъявляемых покупателю;

  • в виде сумм материальной помощи работникам;

  • в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка или залога;

  • на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, на оплату суточных сверх норм, установленных Правительством Российской Федерации (Налоговый кодекс РФ, ч.2, ст. 270).

Издержки – это вложение средств в хозяйственные операции. То есть в торговле издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя. Или другими словами, издержки обращения – это большая часть текущих расходов торговых предприятий, которые им необходимы для осуществления своих функций, т.е. по своей сути – затраты на реализацию.

Не все расходы торговых предприятий могут быть отнесены к издержкам обращения. Так, расходы, которые отражают перераспределение средств (например, часть налогов, штрафы, пени) не являются издержками в отличие от процентных выплат по ним. Не являются издержками обращения и расходы по приобретению товаров.
^

Соотношение затрат, расходов и издержек обращения





Затраты торговых предприятий

Расходы торговых предприятий




Издержки обращения

Рис 1 Соотношение затрат, расходов и издержек обращения торгового предприятия

Функционирование торговых предприятий предполагает, что они производят определенные расходы, - без расходов нет хозяйственной деятельности. Только производимые расходы создают предпосылки для последующего образования расходов. Как видно из рис. 1, большую часть расходов составляют издержки обращения, и это обстоятельство необходимо помнить при проведении классификации и определении разных показателей расходов.

Все расходы торговых организаций и предприятий классифицируются по видам затрат.

Таблица 1

Классификация расходов торговых предприятий

Расходы торгового предприятия

Расходы, связанные с производством и реализацией

Внереализационные расходы

материальные расходы

расходы на оплату труда

суммы начисленной амортизации

прочие расходы

Признак классификации расходов по видам принято считать ключевым. По этому признаку выделяют расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Для того чтобы учитывать расходы, анализировать и управлять ими, выделяют отдельные виды расходов. Но, как предписывают нормативные документы, «перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно» (Положения по бухгалтерскому учету. ПБУ 10/1999. М.: Проспект, 2001. С. 101).

Расходы, связанные с производством и реализацией, включает в себя:

  • все расходы по приобретению, доставке, хранению и реализации товаров;

  • расходы на содержание, ремонт, обслуживание основных средств и иного имущества;

  • расходы на НИОКР;

  • расходы на обязательное и добровольное страхование;

  • прочие расходы, связанные с реализацией.

Расходы, связанные с производством и реализацией подразделяются:

  • на материальные расходы;

  • расходы на оплату труда;

  • суммы начисленной амортизации;

  • прочие расходы.

В материальные расходы торговых предприятий включают следующие виды расходов:

  • на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров или образующих их основу;

  • на приобретение материалов для обеспечения торгово-технологического процесса, для упаковки и иной предпродажной подготовки, на другие производственные и хозяйственные нужды;

  • на приобретение запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, инвентаря и т.п.;

  • на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, отопление и т.д.;

  • на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями;

  • связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.

В дополнение к названному к материальным расходам торговых предприятий для целей налогообложения приравниваются:

  • потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли;

  • технологические потери при производстве и (или) транспортировке.

Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения, включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей.

Если стоимость возвратной тары включена в цену товарно-материальных ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации.

Стоимость невозвратной тары и упаковки включается в сумму расходов на приобретение товарно-материальных ценностей. Отнесение тары к возвратной или невозвратной должно регулироваться условиями договора поставки.

В расходы на оплату труда включаются:

  • любые начисления работникам в денежной или натуральной форме;

  • стимулирующие и компенсационные выплаты;

  • премии;

  • единовременные поощрительные начисления;

  • другие расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные трудовыми или коллективными договорами.

Эти расходы предусматривают и обязательные отчисления торговых предприятий по установленным законодательством нормам органам:

  • государственного социального страхования;

  • пенсионного фонда;

  • медицинского страхования.

Имеются особенности при определении сумм расходов на пенсионное, медицинское и прочее страхование.

Налоговый кодекс устанавливает эту норму таким образом: «Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования…учитывается…в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда…Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процента от суммы расходов на оплату труда» (Налоговый кодекс РФ, ч.2, ст. 255).

Все отчисления на социальные нужды производятся от расходов на оплату труда работников.

^ Суммы начисленной амортизации включают величину амортизационных отчислений, начисленную исходя из балансовой стоимости основных средств и норм амортизационных отчислений, учитывая установленные группы амортизируемого имущества и порядок расчета сумм амортизации.

Последняя большая часть расходов, связанных с производством и реализацией, - это так называемые прочие расходы. В общую величину прочих расходов включаются:

  • расходы на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств (включая помещения), если это предусмотрено договором аренды. Причем расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере, не превышающем 10% первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств;

  • расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, которые включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по ряду видов добровольного страхования (добровольное страхование средств транспорта, грузов, основных средств производственного назначения, нематериальных активов, объектов незавершенного строительства, товарно-материальных запасов, иного имущества, ответственности за причинение вреда). Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных страховых тарифов, а в том случае, если размеры этих тарифов не утверждены, - в размере фактических затрат. Расходы по добровольному страхованию включаются в прочие расходы в размере фактических затрат;

  • суммы части налогов и сборов, утвержденных законодательно;

  • расходы на сертификацию продукции и услуг;

  • суммы комиссионных сборов за выполнение работ третьими организациями;

  • расходы на оплату услуг по охране имущества;

  • расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;

  • расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию;

  • арендные (лизинговые) платежи;

  • расходы на содержание служебного автотранспорта;

  • расходы на командировки, включая расходы по найму, суточные;

  • расходы на оплату консультационных, информационных услуг;

  • оплата аудиторских услуг;

  • расходы на публикацию бухгалтерской отчетности;

  • представительские расходы;

  • расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате, на договорной основе;

  • расходы на канцелярские товары, на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги;

  • расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор и распространение информации;

  • расходы на рекламу реализуемых товаров и услуг, товарного знака и т.п.;

  • расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации и управления;

  • расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями;

  • платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю;

  • расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда);

  • взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • другие расходы, связанные с производством и реализацией.

Налоговый кодекс определяет, что кроме расходов, связанных с производством и реализацией, необходимо выделять группу внереализационных расходов, к которым относят:

  • расходы по содержанию переданного по договору аренды имущества;

  • расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида. При отнесении процентов по заемным средствам к расходам имеется ряд особенностей. Так, например, предельная величина процентов, признаваемых расходом, устанавливается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза при долговых обязательствах в рублях и на 15% - по кредитам в иностранной валюте;

  • расходы в виде отрицательной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте;

  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;

  • судебные расходы и арбитражные сборы;

  • расходы по операциям с тарой;

  • штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств;

  • расходы на оплату услуг банков;

  • другие обоснованные расходы.

Кроме того, к внереализационным расходам (по действующим нормативны документам) приравниваются суммы убытков, в частности:

  • суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и суммы долгов, нереальных к взысканию;

  • потери от простоев, вызванных как внутренними, так и внешними объективными причинами;

  • расходы в виде недостачи материальных ценностей в случаях отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В подобных случаях факты отсутствия виновных должны быть документально подтверждены;

  • потери от стихийных бедствий, чрезвычайных и прочих подобных ситуаций.

Нормируемые расходы и их влияние на налогооблагаемую прибыль

Целый ряд расходов, связанных с производством и реализацией, в торговых предприятиях нормируются.

Так, традиционно в торговле применяется нормирование:

  • расходов вследствие естественной убыли товаров;

  • представительских расходов;

  • расходов на рекламу;

  • расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями.

Как правило, действующие нормы носят предельный характер.

Важным моментом хозяйственной деятельности любой торговой организации является создание условий для признания расходов. Это существенно для верного ведения бухгалтерского и налогового учета. Без признания каких-либо расходов может значительно увеличиваться налогооблагаемая база и в результате уменьшаться величина прибыли, реально остающаяся на предприятии.

Для признания расходов необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

  • сумма расхода может быть определена;

  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если хотя бы одно из названных условий не выполнено в отношении любых расходов, то они не признаются. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени выплаты денежных средств. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статьям и по общему объему. Основные понятия: расходы, затраты, издержки обращения icon6 Издержки фирмы в микроэкономической теории
Постоян­ные издержки непосредственно не зависят от объема производства и реализации продукции. Они включают, например, плату за аренду...

Статьям и по общему объему. Основные понятия: расходы, затраты, издержки обращения icon2. концепции, терминология и классификация издержек
В российской экономической литературе термины «издержки», «затраты», «расходы» воспринимаются как синонимы. Правильная интерпретация...

Статьям и по общему объему. Основные понятия: расходы, затраты, издержки обращения icon0 Вариационный ряд это ряд распределения, построенный по признаку
В отчетном периоде по сравнению с базисным товарооборот розничной торговли увеличился в 1,4 раза, а издержки обращения возросли на...

Статьям и по общему объему. Основные понятия: расходы, затраты, издержки обращения icon4. рынок труда. Занятость и безработица
Наконец, затраты предпринимателей на оплату труда составляют важнейший элемент издержек производства готовой продукции. Если повышение...

Статьям и по общему объему. Основные понятия: расходы, затраты, издержки обращения iconВопросы к экзамену по дисциплине «Микроэкономика»
Доход фирмы и ее издержки. Общие внутренние и внешние издержки. Трансакционные издержки

Статьям и по общему объему. Основные понятия: расходы, затраты, издержки обращения iconСебестоимость все издержки (затраты), понесённые предприятием на...

Статьям и по общему объему. Основные понятия: расходы, затраты, издержки обращения iconМодуль 1 Стартап-проекты
Три этапа конкуренции: ценовая, неценовая, маркетинг (стимулирование сбыта). Роль предпринимательства в рыночной экономике. Понятия:...

Статьям и по общему объему. Основные понятия: расходы, затраты, издержки обращения iconСтатья Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия

Статьям и по общему объему. Основные понятия: расходы, затраты, издержки обращения iconВведение Роль информационной деятельности в современном обществе Основные понятия
...

Статьям и по общему объему. Основные понятия: расходы, затраты, издержки обращения icon3. Экономические ограничения. Граница производственных возможностей....
Понятие, сущность и структура экономической системы общества. Классификация экономических систем

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов